Глава 32. Первое сватовство

В мае 1929 года оформился маркером пивную №14 Бологовского склада Л.С.П.О. (Ленинградский Союз Потребительских Обществ). Через несколько месяцев заболел заведующий пивной. Мне пришлось встать на эту должность. Потом принял пивную №2 в Медведеве. Повторяться в описании посетителей не стану - каждый день их бывает столько, что ни в какую тетрадь не уместить.

Медведево от дома - четыре километра. Далеко. Всё это надоело. Особенно ходьба осенью, зимой. Уволился в апреле 1930 года. Поступил продавцом в магазин Центроспирта вместо ушедшего в отпуск заведующего.

За этот двухлетний период у меня и у Отца подкопилось деньжонок и мы купили двухэтажный дом на четырёх совладельцев. В Кривом переулке. Левую часть первого этажа заняли Отец с Матерью и Павлом, правую часть занимал штатный жилец Бабышев, которого не удалось выселить. Второй этаж слева для меня холостого, а справа поселилась семья дяди Терентия из четырех человек (Терентий Иванович, Екатерина Ивановна, сын Лёня-Алексей, дочь Нина). Заплатили за дом одну тысячу рублей.

В январе 1930 года я решил жениться.
- Папаша и Мамаша, как вы находите, я вас не обижу, если женюсь?
- Смотри, сынок, - тебе жить! По работе ты не на плохом счету, но учти, ведь мы сидим на карточной системе, а покупать на рынке - надо денег много. Добавка к питанию у нас конина, - рассудила Мать. - На ком же ты хочешь жениться? Ведь ты ни с кем и не гулял последнее время, - поинтересовался Отец.
- У меня есть девушка в Макушине. Поеду в Вороново к крёстному Михаилу Михайловичу. С ним на его лошадке съездим посвататься.
- Мы противиться не будем, уж если задумал.

Одевшись в то, что было лучшим, выбрав солнечный день при небольшом морозце, поехал на станцию Добывалово. А дальше пешком 10 километров через родину бабушки Прасковьи Ильиничны д. Каменку, потом Харитониху, Гвоздки до Вороново. Появился нежданно негаданно, как снег на голову.

Поздоровался с крёстным, детьми Аниской и Ваней. Сын Сергей жил отдельно с семьёй. Тётя Анисья Ивановна умерла. Аниска и Ваня были самые младшие из восьми детей тёти Анисьи. Дочери Ксения, Мария, Анна, Настя живут в Бологое со своими мужьями и семьями и в своих домах.
- Крёстный, я приехал к тебе с просьбой: съездить со мной в Макушино по свадебным делам. Задумал жениться на Дусе Евсеевой.
- Посвататься при нонешних временах не сложно... А Отец с Матерью дали согласие?
- Дали! Да! Вы ещё не знаете, что мы купили с дядей на паях двухэтажный дом на Кривом переулке. Это близко от базара. Наш номер дома 12. Есть тёплый сарай, а за ним огород.
- Завтра воскресенье... Хорошо, я запрягу хорошую лошадь, красивые сани и сбрую. Поедем к вечерку...

Так было сделано как сказано. Поехали через Холмское озеро, Наволокское озеро и вдоль реки Березайки. Дорога хорошо накатана, мы быстро подкаитли к дому Петра Евсеева. Вышел на улицу хозяин.
- Никак Михаил Михайлыч? Каким ветром вас занесло? А кто с вами?
- Пётр Нилыч, извини за неожиданное вторжение... А это мой крестник Ваня. Да вы его прекрасно знаете, Григория Иваныча сын.
- Я в потьмах то и не признал, а знать - знаю. Бывало, мой Санька в праздник приводил в гости... Да и в Бологом заходил к ним в чайную чайку попить. С морозцу так приятно погреться...
- Разреши, Пётр Нилыч, в избу войти! Мы ведь приехали сватать твою дочь Дусю.
- Проходите, проходите!.. Я лошади сенца принесу...

Мы пошли по сеням с высокой лестницей. Так как дом был высокий с подизбицей, с тремя окнами, смотрящими в поле. Нас догнал хозяин и, открывая дверь, прокричал громко:
- Жена, встречай гостей да ставь самовар!
Навстречу нам подошла Варвара Семёновна и, вглядываясь в обоих, сказала.
- Узнала я вас, Михайло Михайлыч, и молодого парня тоже помню. Ведь он в Гвоздках маслоделом был.
- Правильно, Семёновна, это мы и есть! За вашей дочкой приехали!
- Так уж и за дочкой... Надо сначала поговорить, обсудить за чайком: как да что. Раздевайтесь!
Вбегает Дуська, запыхавшись и спрашивает.
- Мама, кто это к нам приехал? - она видит крёстного, а я стоял к ней спиной и рассматривал фотографии на стене.
- Что ты, дочка, аль не узнала? Это же твой ухажёр, сватать тебя приехал!
- Ой, мама! Неужели правда?
- Давайте, гости дорогие, к столу! Петя, принеси из кладовки водку да своего пивца налей в подойничек.

Все уселись за стол, кроме отсутствующих сыновей: Саши (ровесника мне) и на год моложе Алёшки. Дуся села к самовару разливать чай. Я сел напротив, чтобы удобнее разглядывать лицо, которое, то вспыхивало ярким румянцем, то бледнело. Глаза её горели, когда встречались взглядами.
- Предоставим слово жениху! Пусть он скажет о цели приезда! - хозяин наливал по чайным стаканам водку и ставил перед всеми присутствующими. На закуску поставили жареных щук.
- Вчера поймал за мельничной плотиной, - объяснил хозяин.
Я встал, посмотрел на невесту, на хозяйку.
- Пётр Нилыч, Варвара Семёновна, Евдокия Петровна, я приехал просить Вас благословить нас на брак. С Дусей я, было время, гулял. Мы друг друга знаем и, надеюсь, она не против нашей женитьбы.
- Ну, а как с жильём? Есть у вас, где устроить семейный уголок?
- Пётр Нилыч, мы недавно купили двухэтажный дом, он значится на моей фамилии. Отец с Матерью и младшим братом заняли нижний этаж, а мне, пока одному - верхний этаж. Будущей жене простору хватит!
- Дуська, смотри-ка ты, Жених уже позаботился о жилье. Королевой жена будет жить!
- За такое сообщение следует выпить! Верно ведь, Михайлыч?
- Само дело так! Без этого сватовство - "не того".
Чокнувшись, кто сколько мог выпили, закусив рыбой.
- Теперь более житейский вопрос. Скажи, пожалуйста, чем жену кормить будешь? В городе плохо с питанием. Я это знаю. Часто ходят по деревням горожане, просят поменять на хлеб, мясо, масло свои вещички. Ищут купить для еды жеребёночка или лошадь. Слышишь, Дуська! Конину будешь есть?
- Нет, тятька! Что нет - то нет.
- Я сейчас средствами обеспечен - поступил в военизированную железнодорожную пожарную команду. Полное обмундирование и военный паёк. И на семью хватит!
- В такое тяжелое время, обижайся или нет, я свою дочь не соглашусь выдать. А ты, дочь, учти - женихи для тебя будут. Выйдешь ты за деревенского - тебе полный достаток: лошадь, корова, разная мелкая животина... Живи да радуйся!
Дуська уткнулась в носовой платок и ответила:
- Я из под тятькиной воли не могу никуда уйти.
- Хорошо ж, Евдокия Петровна! Знай, мечта о нашей будущей жизни вот за этим столом сгорела!
Я встал, вышел из-за стола и, поблагодарив за угощение, сказал:
- Крёстный, поехали домой! Извините за беспокойство!
Дуська подбежала к матери, уткнулась лицом ей в грудь и обе зарыдали.
- Что заревели?.. Не покойник ведь в доме!

Дальнейшая судьба Евдокии такова. Во время блокады у Нарвских ворот в Ленинграде я случайно встретил солдата Сашу Евсеева, её брата. Он рассказал, что Дуся очень жалеет, что не хватило смелости настоять на своём при сватовстве. Она вышла за своего деревенского парня - Ратникова. Они переехали жить в Валдай. У ней шестеро детей. Теперь болеет и долго не проживёт...

Вот в этом повествовании очередной кусок моей жизни.

ФОТО: 1930 г. Яков Григорьев и Терентий Иванов


Рецензии