Марк Паверман - основатель симфонического оркестра

НА СНИМКЕ: Марк Израилевич Паверман (1907-1993) основатель Симфонического оркестра в Свердловске и его дирижер с 1934 и до 1970 г., за исключением 1938—1941 гг., когда он руководил симфоническим оркестром в Ростове-на-Дону.


Этот очерк – в основном, цитирование рецензии Валентина Лукьянина, «Живое ушедшее», опубликованной в журнале «Урал» в 2003 году (№ 6) на вышедшую в 1999 году книгу воспоминаний Марка Павермана «Войти в музыкальный мир» (Издание Уральского университета). Полный текст рецензии можно прочесть на сайте  http://magazines.russ.ru/ural/2003/6/luk1.html.

Я выбрал только те цитаты, которые относятся не к самому автору рецензируемой книги, а к содержанию книги, к тому, что в ней можно найти. Дело в том, что она издана тиражом всего 300 экз., и прочесть её пока не представляется возможным.

Между тем, в книге Марка Павермана «довольно подробно и с педантичной точностью ответственного перед читателем автора воссоздана картина музыкальной жизни Свердловска на протяжении полувека. Очень важного для нее полувека, поскольку как раз в то время и складывались ее основные параметры, и дирижер Паверман был одной из ключевых фигур в этом процессе» (В. Лукьянин).

Меня же интересовало, в первую очередь то, пишет ли Марк Паверман о Вере Августовне Лотар-Шевченко или нет.

Но давайте вначале прочтём, что пишет Виталий Лукьянин:

«Из книги можно узнать и об очень многих музыкантах, которые постоянно или достаточно долго работали в нашем городе, и об именитых гастролерах — отечественных и зарубежных, — которые в разные годы здесь выступали. Причем почти всегда автор предельно конкретен: сообщаются биографические сведения, называются точные даты, приводится содержание концертных программ, цитируются отзывы прессы.

Ну, что касается программ и газетных вырезок — они, конечно, сохранились в архиве дирижера, да и прочие сведения при желании можно отыскать в архивах и справочниках. Но архивные бумаги не хранят эмоционального ощущения событий. А поразительная профессиональная память выдающегося дирижера запечатлела не только общее впечатление от каждого концерта, но еще и траченные временем детали и нюансы, нередко прямо к музыке даже и не относящиеся. Например, лопнувший во время концерта шов фрака, оторвавшаяся пуговица или поспешивший покинуть сцену до исполнения оркестровой пьесы на бис музыкант-ударник. Конечно, для истории музыки такие курьезы ровно ничего на значат, однако придают воссозданным эпизодам зрительную объемность и психологическую достоверность.

По ходу повествования мемуарист представляет целую галерею беглых, но чрезвычайно выразительных портретов. Не стану утверждать, что в них проявился еще и литературный дар маэстро, — скорее это следствие его наблюдательности, душевной чуткости и благодарной памяти. Даже закрыв книгу и не заглядывая в текст, вспоминаю Константина Соломоновича Сараджева — консерваторского учителя Марка Израйлевича, вспоминаю Отто Клемперера, А.Э. Маргуляна, А.Д. Шморгонера, Н.Г. Рахлина, Георга Себастьяна, Оскара Фрида, Д.Ф. Ойстраха, Э.Г. Гилельса, Я.В. Флиера, Д.Б. Кабалевского, Д.Д. Шостаковича, Р.М. Глиэра, Курта Зандерлинга, Игоря Стравинского, Леопольда Стоковского…

Даже этих имен более чем достаточно, чтоб пробудить живой интерес к книге, но я назвал лишь малую часть персонажей книги.
< … >
И вот факт, на мой взгляд, ключевой: когда в Свердловске молодым дирижером Марком Паверманом был создан симфонический оркестр, сюда один за другим поехали самые яркие звезды советского исполнительского искусства Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Яков Флиер — так ведь это же все консерваторские еще друзья Павермана!

Они поехали не по безличной разнарядке, а к нему. То есть я хочу сказать, что музыкальная культура — она, как тот английский газон из популярной байки, который взращивается столетиями; тут все взаимосвязано и переплетено. Как же надо дорожить этим поистине бесценным достоянием!»

Прочитав эту рецензию, я подумал: «Не мог Марк Паверман пройти мимо такой незаурядной личности и колоритнейшей фигуры, как Лотар-Шевченко. Нинель Пляцковская в разговоре с Георгием Угодниковым упоминала, что Паверман и Лотар-Шевченко были знакомы. Но я в этом и не сомневался. Не могли не быть знакомы. Полагаю, что Вера Августовна пару раз играла с Симфоническим оркестром под управлением Марка Павермана. В его книге сведения об этом могли сохраниться.

Удивительно, что книга Марка Павермана была издана в 1999 году, рецензия Виталия Лукьянина на неё – в 2003 году, и за это время никто из тех, кто интересуется жизнью Лотар-Шевченко, не проверил, есть в книге упоминание о ней или нет. А ведь на дворе 2014-й.

Рассчитываю на екатеринбуржцев и, в первую очередь, на Георгия Георгиевича Угодникова, чьи упорные поиски уже прояснили многие стороны жизни пианистки.

Продолжение следует: http://proza.ru/2014/01/24/250


Рецензии