Древнегреческий язык. Исторический экскурс
Материал в виде справочной информации взят из учебника
древнегреческого языка М. Н. Славятинской 2003 год.
Греческий язык принадлежит к индоевропейской семье языков,
сложившейся на территории Юго-Восточной Европы
(или, согласно другой точке зрения, Малой Азии)
в результате сложных этнических процессов примерно
в VI—V тысячелетии до н. э.
Дальнейшее пространственное развитие (членение) общеиндоевропейской
языковой общности схематично можно представить следующим образом1:
Отделение совокупности греческих (эллинских) протодиалектов от остальных
индоевропейских диалектов относится, приблизительно, к III тыс. до н. э.
На рубеже III и II тыс. до н. э. протогреческие племена
появились на Балканскомполуострове, распространяясь,
видимо, по двум направлениям:
с юга Балканский полуостров и близлежащие острова заселяют ахейские
племена, а с севера позже — племена, объединяемые под названием дорийских.
Греки появились в Средиземноморье, которое уже в IV—III тыс. до н. э.
представлялсобой единый культурный регион и где уже существовали,
а затем продолжали зарождаться и развиваться высокие культуры
(египетская, хеттская и др.).
Многое из того, что греки заимствовали у них,
они передали потом европейскому и славянскому миру.
На Балканском полуострове в это время уже давно обитали неиндоевропейские
и индоевропейские племена.
Неиндоевропейской в своей основе была и высокоразвитая цивилизация
на о. Крит, пострадавшая в середине XV в. до н. э. и от
каких-то внутренних государственных причин, и от стихийных бедствий
(землетрясения), и от вторжения враждебных племен,
среди которых были и ахейцы.
Критская культура оказала огромное влияние на культуру ахейцев,
которые заимствовали у критян их слоговую письменность
(результатом чего явилось так называемое «письмо А»,
до сих пор не дешифрованное,
и более позднее, дешифрованное «письмо Б»),
политическую организацию, основы ремесел и искусства.
См. подробнее: Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы.
Благовещенск, 1998 . Т. I. С. 399.
По названию наиболее развитого ахейского государства того времени — Микен
(одним из правителей их был «владыка мужей» Агамемнон,
согласно преданиям, в середине XIII в. до н. э.
возглавивший поход ахейцев против малоазийской Трои) —
ахейская культура XIII—XI вв. до н. э.
называется микенской или крито-микенской.
Крито-микенские тексты на глиняных разлинованных табличках
(«линейное»письмо)
позволяют считать началом истории греческого языка именно это время.
В конце II тыс. до н. э. началась эпоха миграций племен,
живших на территории Европы и севере Балкан.
Часть племен, населявших север Балкан, устремилась на юг.
Среди этих племен были и дорийцы,
стоявшие на более низком уровне культурного развития, чем ахейцы.
В результате дорийского нашествия и, возможно,
каких-то стихийных катастроф ахейская культура почти полностью погибла,
и позднее греческие племена создавали свою культуру,включая письменность,
во многом заново.
Постепенно греческие племена заселили острова Эгейского моря,
западное побережье Малой Азии, а позже проникли далеко на запад,
заняв о. Сицилию и юг Апеннинского полуострова.
Эта часть греческого мира получила название Великая(обширная) Греция,
в противоположность Малой (центральной) Греции.
Еще до переселения на Балканы различные группы греческих племен
имели разные варианты языка (не менее трех).
Замкнутость родовой общины и географические особенности мест расселения
(горы, острова), способствовали обособленности племен,
а тем самым и росту диалектных различий.
В XII—IX вв. до н. э. на востоке греческого мира развиваются
ионийские диалекты Малоазийского побережья,
части островов Эгейского архипелага и Аттики,
диалект которой скоро выделился в самостоятельный.
Центральные и отчасти восточные племена были носителями
эолийских диалектов (о. Лесбос, прилегающее побережье Малой Азии,
а также Фессалия, Беотия на Балканах).
Отдельную группу составили дорийские диалекты Пелопоннеса
и близкие к ним диалекты северо-западной части Эллады.
Диалекты сыграли большую роль в формировании языка греческой словесности.
Примечательный этап в развитии истории греческого языка и культуры —
VIII век до н. э.
В это время наиболее развитой стала центральная часть Малоазийского
побережья, населенная в основном ионийцами,
умевшими использовать выгодное географическое положение своих поселений.
В VIII в. до н. э. и позже Иония стала областью формирования всех
культурных основ эллинской жизни:
экономики (здесь возникли центры торговли, ремесел, рабовладения),
политической организации
(здесь получают начало уникальные в истории
человечества политические образования —
полисы — города-государства, основанные на прямой демократии),
искусства (здесь создаются ордера греческой архитектуры,
развиваются скульптура и живопись),
науки и философии и, наконец, происходит становление
основ литературного языка.
Именно в VIII в. до н. э. складывается греческий нефольклорный эпос,
главными памятниками которого являются
эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея»,
авторство которых античность приписывала Гомеру.
Эти произведения занимают как бы пограничную позицию между
фольклором и авторской литературой,
а потому VIII век до н. э. считается временем начала греческой литературы.
Бурное экономическое и культурное развитие вызвало необходимость в
письменности,
которая была заимствована примерно в этот период у семитских народов,
активно торговавших в это время с греками.
Последующие века (VII—VI вв. до н. э.) —
время окончательного распада родовых коллективов и укрепления полиса,
время осознания человеческой личностью своей самоценности,
что явилось предпосылкой для развития греческой классической литературы.
В VII—VI вв. до н. э. возникает лирика в ее многочисленных жанрах,
а также драма (трагедия и комедия),
которая достигнет своего расцвета в последующее столетие.
В этот же период складывается жанровая дифференциация греческой словесности.
Началом классического периода греческой истории считается время
грекоперсидских войн (500—449 гг. до н. э.).
В результате побед в этой длительной борьбе маленьких обособленных
греческих полисов, не раз объединявшихся в союзы под руководством Афин,
Аттика и ее главный полис — Афины — стали
самым важным экономическим и культурным центром всего греческого мира.
После греко-персидских войн наступает время расцвета афинской демократии,
что во многом определялось деятельностью Перикла,
который появился на политической арене в конце греко-персидских войн,
а с 444 по 429 г. до н. э. исполнял обязанности первого стратега Афин.
Возвышение Афин повлекло за собой рост престижа аттического диалекта.
Этому же способствовал и неслыханный расцвет словесного творчества в Афинах,
появление различных философских школ, подъем ораторского искусства.
Литература V—IV вв. до н. э.,
в которую включают поэтические (драматические и лирические) произведения,
философские и научные сочинения, речи ораторов,
достигла высокой ступени развития,
а язык литературных произведений — высокой степени стилистической
обработанное™.
Это время расцвета греческой драмы,
известной по произведениям трех великих афинских трагиков:
Эсхила (525—456),
Софокла (ок. 496—406),
Еврипида (ок. 480—406) и
комедиографа Аристофан (ок. 446—388).
Тогда же складывается историческая проза,
создателями которой были «отец истории» Геродот (484—425),
писавший на ионийском диалекте,
афиняне Фукидид (465—399) и Ксенофонт (ок. 426—354).
В демократических Афинах получили развитие
различные виды красноречия:
судебного (Лисий, 435—380),
политического (Демосфен, 384—322)
и торжественного, эпидейктического (Исократ, 436—338).
При всей значимости аттического диалекта для языка словесности в греческом
мире не теряли своего значения и ионийские формы литературного языка,
что постепенно вело к созданию аттическо-ионийского «общего»
варианта языка — койне — и в обиходных, и в необиходных формах.
С конца IV в. до н. э. в результате серьезных экономических и социальных
изменений начинается кризис античной полисной системы.
Ослабевшие в междоусобной войне греческие полисы один за другим
попадали в подчинение к своему северному соседу — Македонии,
усилившейся в период правления Филиппа II (359—336)
и его сына Александра Македонского (336—323).
Главным политическим событием того времени явилось почти молниеносное
создание Александром Македонским
огромной империи от Дуная до Инда.
Именно тогда в Восточном Средиземноморье
началось взаимовлияние греческой культуры и культур других народов,
входивших в монархию Александра Македонского.
В силу преобладания греческой, эллинской культуры, эта эпоха получила
название «эллинизм».
Ее условными границами считается 338 год до н. э.
— год победы Филиппа II над греками
при Херонее (город в центре Балканской Эллады, в Беотии),
и 30 год до н. э. — год падения Египта,
последнего государства диадохов, преемников Александра Великого, и
превращения его в римскую провинцию.
В это время в развитии греческой культуры и языка происходят
значительные изменения.
Греческие полисы постепенно теряют свою экономическую и культурную
самостоятельность,
и с III в. до н. э. центрами греческой культуры становятся
столицы самых сильных эллинистических государств —
сначала Александрия в Египте, где правили Птолемеи,
а несколько позже и Антиохия в Сирии, государстве Селевкидов.
В Александрии сосредоточилось значительное греческое население.
Сюда съезжались настойчиво приглашаемые Птолемеями ученые, риторы, философы,
а также многие поэты, поэтому эллинистическая поэзия называется обычно
александрийской,
хотя не все поэты обязательно жили в Александрии.
Среди александрийцев наибольшей известностью пользовались Каллимах
(ок. 310—245) — автор произведений самых различных жанров:
гимнов, эпиграмм, трагедий,комедий;
Аполлоний Родосский (ок. 295—215),
попытавшийся возродить в поэме «Аргонавтика» эпическую поэзию;
Феокрит (ок. 305—240), создатель нового жанра — идиллии.
На состояние греческого языка и на его дальнейшее развитие
во многом повлияло происшедшее в это время изменение соотношения
между письменной и устной речью.
Если полисная жизнь требовала развития устной речи,
то осуществление политических и культурных контактов
на обширной территории империи Александра Македонского
и его преемников требовало расширения сфер применения письменного языка,
что имело далеко идущие последствия: перестраивается образование,
изменяются литературные жанры.
Именно с этого времени устная речь и письменный литературный язык
развиваются как бы в противоположных направлениях.
В устной речи появляются многочисленные местные варианты,
смешиваются формы различных диалектов,
и наряду с этим создается некая усредненная разговорная форма,
понятная на всем пространстве греческого мира.
Этот вариант древнегреческого языка в греческой науке получил название
александрийское (-ая) койне,
в русской же — просто койне (от греч. общий язык).
В письменном литературном языке прозы начинается сознательная
консервация его классической аттической нормы V—IV вв. до н. э.
и ионийско- аттического варианта литературного языка конца IV—III вв.
до н. э., что повлияло на всю дальнейшую историю греческого языка.
II век до н. э. — это век существования в еще достаточно
престижной форме культуры материковой Греции,
век ее дальнейшего развития на несобственно греческих
территориях в государствах диадохов, преемников Александра Македонского,
и в то же время — это век быстрого роста могущества Рима,
который постепенно начал подчинять себе Балканы.
146 год до н. э. — год завоевания Римомодного из крупнейших греческих
полисов — Коринфа,
после чего полисы один за другим теряли свою самостоятельность.
Положение греческих полисов тогда было двойственным:
если военная и экономическая мощь находилась на стороне римлян,
то культурное превосходство греков над римлянами оставалось неоспоримым.
Римская культура начинает развиваться под сильнейшим греческим влиянием.
Однако и греки испытывают сильное воздействие как латинского языка,
который стал государственным языком Эллады (теперь части Римской империи),
так и римской политической системы.
В развитии греческой культуры I—IV века н. э. определяют как римский или
эллинистическо-римский период.
Реакцией на латинизацию греческих полисо было «Возрождение» II в. н. э.,
отразившееся прежде всего на судьбе греческого языка:
нормой литературного языка провозглашается язык аттической прозы
V— IV вв. до н. э.,
и это архаизирующее направление в истории греческого языка
получило название «аттикизм».
Аттикисты препятствовали проникновению в литературный язык новой лексики,
неклассических грамматических форм,
восстанавливали формы, вышедшие из употребления,
чем немало способствовали расхождению устной разговорной речи
и письменного литературного языка.
Этот процесс сопровождает греческий язык на протяжении всей
его дальнейшей истории вплоть до современной эпохи.
Политическая история Византии начинается условно с 330 г.,
года основания новой столицы Ромейской (Римской) империи — Константинополя.
Спецификой языковой ситуации в Византии
(название появилось уже после падения этого многовекового
и многосложного государственного образования)
было сохранение в письменной речи сначала исключительно,
а затем в меньшей степени норм литературного
языка аттического периода или эллинистической литературной койне.
Наряду с этой формой литературного языка продолжал развиваться устный
разговорный язык (основа новогреческого языка),
с трудом завоевывавший более высокие сферы языкового общения.
Такое состояние все более и более увеличивающихся
различий между письменным и устным разговорным языком характерно
почти для всего тысячелетнего периода существования Византии.
В 1453 г. Византия была завоевана турками-османами.
Османские власти лишь в минимальной степени поддерживали греческую
культуру, необходимую для культурно- политических связей с Европой.
В это время для грекоязычного населения Османской империи
античная культура и древнегреческий язык стали воплощением
национального духа,
а потому их изучение и пропаганда продолжали оставаться
основой образования.
Подобная архаистическая тенденция возобладала после
освобождения греков от турецкого ига в 1821 г. и длилась еще более века.
Таким образом, история греческого языка не представляет собой
последовательной и постепенной смены одного состояния другим.
Специфика развития всей греческой культуры,
в том числе созданная задолго до нашей эры особая система образования,
способствовала сохранению архаических форм языка.
Весьма трудно поэтому говорить о периодизации истории греческого языка и
о точном вычленении периода существования древнегреческого языка.
Целесообразнее условно разделить историю греческого языка
в соответствии с социально- политической историей Эллады и выделить
микенский и послемикенский периоды (XV—IX вв. до н. э.),
древнегреческий язык античной Греции (VIII в. до н. э. — IV в. н. э.),
язык средневековой Византии (IV—XV вв.),
греческий язык Нового времени — новогреческий язык (XVI—XX вв.).
В истории же собственно древнегреческого языка разграничивают
следующие этапы: микенский «язык» (XV—XII вв. до н. э.),
язык XI—IX вв. до н. э. (возможна только реконструкция),
полидиалектный язык античной предполисной и полисной Греции
(VIII— конец IV в. до н. э.,
здесь особо выделяется язык классической Греции V—IV вв. до н. э.
и подчеркивается роль аттического диалекта),
период падения древних диалектов в эпоху эллинизма(III—I вв. до н. э.),
греческий язык эллинистическо-римского периода (I—IV вв. н. э.),
когда создалось резкое противопоставление литературного языка,
ориентирующегося на аттический диалект классической эпохи,
и поливариантной устной речи.
Следует обратить внимание на то,
что названия «Древняя Греция» и «Византия» являются условными названиями,
принятыми в исторической науке.
Древние греки никогда не создавали единого социального
и политического объединения,
и лишь удаленность во времени сделала для нас этот мир единым.
Словосочетанием «история Византии»,
условно обозначается тысячелетний период в развитии тех народов,
которые населяли восточную часть Римской империи.
Западные ученые- гуманисты дали название «Византия»
Восточной Римской империи,
после завоевания Константинополя турками-османами в 1453 г.
в память о городе, существовавшем на этом месте в античности и
называвшемся "Византий".
От Ермак М.А.
Данную, в справочном формате информацию,
я, помимо как для читателей прозы ру, привожу и…
для собственного «общего понимания»,
многосложности «сотворения» Греческого языка,
одного из самых фундаментальных языков мира.
А более частные исторические «детали творения»…
заинтересованные читатели … обнаружат и без меня.
Свидетельство о публикации №214012300084