Он вынес её из гетто...

г.Вильнюс,еврейское гетто, октябрь тысяча девятьсот сорок первого года.

- Броник, спаси Ханночку, - Янек смотрел на друга умоляющими глазами, - завтра акция...
Броник - польский друг и сосед Янкеля, пробиравшийся в гетто его проведать, вынес в рюкзаке десятимесячную Ханночку, маленькую, худенькую, как тростинка.
Бронику, как и его другу, было тогда девять лет...

Тяжкие испытания выпали на долю семьи Ковальских, постоянный страх, что соседи услышат присутствие маленького ребёнка в доме, доложат в комендатуру, о своих подозрениях, что они прячут жидовского ребёнка, и тогда... расстреляют всех.
Но обошлось. Правда, Ануля (так называли Ханну в семье Броника), без воздуха, солнечного света и достаточного питания, была совсем малокровная, с признаками рахита, очень слабенькая. Мама Броника была уверена, что она не выживет. Только девочке суждено было жить...
Во многом этому способствовало и то, что Бронику, который чистил офицерские сапоги, иногда бросали шоколадки, а он нёс их Ануле.

Закончилась война. Постепенно налаживалась жизнь.
Однажды  к ним постучалась пожилая женщина. Она разыскивала дочку с семьёй. Война застала её, мужа и двоих младших детей в Минеральных водах на Кавказе, где муж лечился от язвы желудка. Так им удалось выжить.
Муж ушёл добровольцем на фронт и погиб, а она с двумя детьми вернулась, и теперь ищет старшую дочь.
Это была бабушка Ханны...

Все последующие годы Броник часто приходил за своей Анулей, забирая её погулять, приводил к маме, которая тоже была очень привязана к девочке, а девочка к ней. Став старше, опекал эту семью, оставшуюся без отца.
Однажды, Броник показал Ханне место, где было еврейское гетто, из которого он вынес её, спасая от верной смерти...

Ханна хотела быть детским врачом. Она успешно сдала экзамены в медицинский и прошла. Броник, работавший на заводе, пригласил девушку отметить это событие в маленьком уютном ресторанчике.
Бабушка, хорошая портниха, пошила ей накануне красивое платье, фасон которого подчёркивал её стройную фигурку, а отделка сочеталась с бархатными карими глазами.
Броник пришёл за ней с цветами. Она вышла из комнаты, где переодевалась, и он ахнул...

Парень не знал, что уже давно при виде его, сердце девушки начинало учащённо биться...
Они поженились в день, когда Ханне исполнилось восемнадцать лет.
Много было в их жизни светлого, радостного, были и беды - смерть бабушки, мамы, было очень много забот, хлопот, но они всегда были вместе. Ханна стала педиатром. Она выхаживала маленьких детей, отдавая им всю душу, как будто отрабатывая Судьбе долг за то, что выжила...
А когда Броник уезжал в командировку, Ханна, то-ли в сумочке, то-ли в кармане пальто, то-ли внутри обуви, которую носила в данный период, всегда находила записочку :"Я уже соскучился" или "Любимая", или "Хочу быть рядом", вариантов было много...

- Знаешь, Броник, я думаю, что это неправильно, что мы с тобой две половинки. Мы с тобой одна половинка, а наши дети: Янек и Диночка,- наша вторая половинка. Он обнял её и согласился: "Ты, как всегда, права, Ануля."

Иногда в сквере можно заметить медленно идущую пару: всё ещё подтянутый в свои восемьдесят - Бронислав, бережно держит за руку пожилую симпатичную женщину с добрыми глазами - свою жену Анулю.
Если вдруг вспорхнёт перед их ногами и полетит птичка, они посмотрят друг на друга и улыбаются.
И как много в их улыбках нежности и любви!
Они пронесли её через всю жизнь, и не растратили...


Рецензии