Однажды... из детства. 16. Летние купания и не тол

                ЛЕТНИЕ КУПАНИЯ И НЕ ТОЛЬКО...


        В летнюю пору,в жаркое время дня,мы - ребятишки,очень страдали от жары. Река Шелонь находилась от деревни довольно далеко и одним на её берега нам ходить не разрешали взрослые. То ли дело собраться группой в сопровождении одного из родителей кого нибудь из местных детей,от желающих не было отбоя.  Сколько было восторга,бежали,не чувствуя усталости,от возбуждения и предвкушения купания болтали наперебой между собой.

        Путей к реке было два: один вёл от конюшни по дороге,но это далеко и в обход,второй - напрямик,через поле,по заливным лугам и далее по тропинке между кустов. Берег реки глинистый,песка,как на Новгородском пляже не завозили никогда,и едва кто-то входил в воду,то сразу же проваливался по щиколотку в жидкую грязь,а далее сразу шла глубина. Опасности подстерегали нас в виде битых стеклянных бутылок на дне и из года в год детей водили купаться в одно и тоже проверенное место,там и глубина не резкая,едва отступишь от берега,и стекла поменьше.

        Пока были маленькие и не стеснялись своей наготы перед мальчишками,купались нагишом,но со временем,трусиков уже не снимали и даже кое у кого из девчонок,появились детские,закрытые купальники. Придя к речке,скидывали свою скудную одежонку и с гиканьем бросались в тёмные воды Шелони : брызги, визг, шлепки по воде, всеобщее веселье - слышались то и дело из воды.

        Шелонь,довольно большая и широкая река,берёт своё начало с Псковской области и впадает в озеро Ильмень,буквально в четырёх километрах находилось её устье. Нрав реки был непредсказуемый,хотя течение было вялым,в весенний паводок она разливалась по низменным полям на многие километры,порой заливая своими водами принадлежавшие нашему колхозу поля. Такой разлив приходился на многоснежные зимы.

        Одну из таких многоснежных зим очень хорошо помню,нас как раз привезли родители в деревню на зимние каникулы. Снежные наносы достигали местами до полутора метров в высоту,говорю правду,потому что мною проверенные факты. Заняться зимой в деревне было особенно не чем,горок покататься нет,потому что деревня находилась на равнине,катков не заливали,лыжами не увлекались. Моему брату Лёньке пришла отличная идея выкопать в снегу окопы и блиндаж,и мы рьяно принялись за эту работу. Каждый из ребятишек принёс из дома по деревянной лопате и работа закипела. Копать слежавшийся снег было довольно трудно,но мы не покладая рук,шли к своей цели,и вот через пять дней сделали то,что было намечено,а потом играли в войнушку,забрасывая противника снежками. Домой приходили мокрыми,разгоряченными и довольными. Шаровары были все в снегу,заледеневшими на морозе,скидывая их с себя,ставили на пол и они стояли на полу,как будто бы в них кто-то ещё находился. Бабушка отколачивала с них окатыши снега и вешала на верёвку вдоль топившейся печки в комнате,другой раз они не успевали высохнуть к следующему дню,для этой цели у нас,у всех, были запасные уличные штаны. Жаль только каникулы были не долгими и нас увезли домой,в город.

        Летом привезли снова и то что мы увидели поразило до глубины нашего детского сознания. Деревня наша находилась на небольшой,продолговатой возвышенности,а вокруг неё была кругом вода. Шелонь разлилась так широко,что затопила даже те места,которые никогда не подвергались затоплению. Для нас наступила самая настоящая "лафа",купайся где хочешь,далеко ходить не нужно,едва вышел за заднюю калитку в огороде,прошёл немного по полю и на тебе - вода.

        Но купаться нам не разрешали,потому что в нашу деревню из соседнего села Голино пригнали колхозное стадо,из-за всё той же разлившейся воды,у нас ещё кое-где были пастбища,а у них - нет. Для дойки коров мобилизовали всё население нашей деревни,от мала до велика,и нас,городских детей,в том числе. Привела бабушка нас в коровник,там спросили,
        -Доить умеешь?-
        -Нет,не умею,-ответила я.
        -Сейчас научим,двумя пальцами нажимаешь на соски и тянешь их на себя. Понятно?- спросили они и посадили меня под корову.
        Я нажимаю на соски,как меня учили,а они,как два резиновых шарика,пружинят и выскальзывают из рук. Посмотрели они на мою неумелую работу и поняли,что в моих руках нет ещё нужной силы и отпустили домой. А сестру мою старшую припахали вместе с бабушкой и они проводили на ферме большую часть своего времени. Сестрёнка приходила настолько уставшей,что у неё не было никакого желания ни с кем играть.

        Постепенно река уходила от нашей деревни и освобождала наши поля от своих вод,Голинское стадо угнали обратно в свою деревню и с наших деревенских ребятишек сняли обязанность приходить на колхозные дворы по три раза в день. Большая вода ушла,но в канавах было её ещё достаточно. Наше стадо пастух пригонял на обеденную дойку к середине деревни,к началу картофельного поля,не далеко от Голубева двора.

        Мы,с удовольствием ходили туда вместе с бабушкой,пока она доила корову,сами шли к канаве,доверху наполненную водой,чтобы в ней искупаться. Вода нагретая на солнце была тёплая и нам так не хотелось из неё вылезать,что порой бабушка уходила одна,подоив корову. А мы же плескались в воде как утята,загребая воду майками завязанными узлом на лямках,пока один раз не поймали щурёнка. И купания приобрели другой смысл,теперь мы горели желанием,наловить побольше рыбы,и получался довольно таки удачный улов.

        Мне порой снится один и тот же сон,будто бы я ребёнок и плескаюсь в этой самой канаве,ловлю щурёнка,хватаю его за хвост,крепко держу...просыпаюсь со сжатым кулаком,но без рыбины.

24.01.2014. 16:10


Рецензии