Не мытьем, так катаньем

Комедия в двух действиях.

Показать хотел купец,
Что стал истинный делец.
Был крепостным у дворянина,
И дом его купил, подлец.

И побудительным мотивом
Явилась вовсе не нажива.
Тщеславье - вот что им рулило,
Да и гордыня, наконец.

Перешагнули через век,
Но все тот, же человек
С собою слабости он тащит
И не избавится вовек.

И порядочность и честь,
Других достоинств, что не счесть
Не почитает больше свет
И там их и в помине нет.
 
Ситуация, возникшая после перестройки, очень похожа на ту, что
возникла в России после отмены крепостного права. Наступило время больших перемен.

Действие первое:
Явление первое: 

(Занавес с изображением особняка, с указателем  «Улица Пречистенская». На сцену выходят два обедневших дворянина).

Афанасий Пантелеевич Мое почтение, Флор Порфирьевич
Флор Порфирьевич И мое вам, Афанасий Пантелеевич! Распогодилось нынче! В такие погоды хорошо моцион совершать! (Снимают  шапки и кланяются).
Афанасий Пантелеевич Москву, не узнать! Ранее, годами ничего не менялось, а ныне, гляжу, новых домов, как грибов. Банки, дома доходные, магазины.
Афанасий Пантелеевич Ох уж эти иностранные названия! Салон, бутик, экипаж. Все норовят на иностранный манер. Парикмахерские, ресторации. А по мне брадобрей и кабак лучше! И в доме то коридоры вместо сеней.
Флор Порфирьевич Никак не угомонятся. Были компании, а теперь фирмы. Пошел в банк направили меня к дисконтеру. Кто такой? С чем его едят? Я плюнул и вернулся.

Афанасий Пантелеевич Все делом занялись. Вывески одни, улицы не видать. Либо строят, либо торгуют. А после реформы и того хуже стало! Как теперь говорят: «По мелочи воровать-грешить, а по крупному - уметь жить». Воровство уж и грехом не считают! (машет рукой)
Флор Порфирьевич Как железную дорогу построили, так кто только в Москву ни понаехал! А свет весь разом кинулся по заграницам разъезжать. И все - то им теперь дома не так! Русское ругают, носы на все воротят!
Афанасий Пантелеевич Не знаете, кто это отстраивается, в конце улицы? Там где жил дворянин Варятинский. Чей сын на дочери купца Горохова женился.
Флор Порфирьевич Вот было горе родителю! До конца, сына простить не мог. Помирал, а не позвал! Как свободу крепостным дали, дом -то продали.
Афанасий Пантелеевич И кто ж купил?

Флор Порфирьевич Антипка- их бывший конюх. Ныне - Антип Егорович большой человек, хозяин наёмной конюшни для линеек, что во дворе Большой Дмитровки и Страстного бульвара. А были времена, когда наш дворецкий его и к крыльцу не подпускал.
Флор Порфирьевич Да…Когда-то на Пречистенке только знатные люди селились с чинами, да заслугами.
Флор Порфирьевич И не говорите. Все на своих местах. Баре с барами, люди с людьми.

(Слышится ржание лошадей и цыганская песня. Артисты делают вид, что их обрызгала грязь проехавшей тройки)
Флор Порфирьевич Это ведь тройка нового соседа Антипа Егоровича! Видел ведь, шельмец, что облил, да не остановился.
Афанасий Пантелеевич Особое удовольствие в том видит, Флор Порфирьевич. Мол, когда то я коней запрягал, а теперь посторонитесь, когда проезжать буду. Нувориш, одним словом. Особая порода. Новый русский. Хе. Хе.

Явление второе:
(Занавес открывается. За ним двор Варятински х-Гороховых. Показан забором, навалены мешки, инструменты. За забором крыльцо купеческого дома. Агафья и Глаша бегают по сцене. Слышится кудахтанье и звук крыльев).
Агафья Глашка, глянь, курей - то сколько в палисаднике! Вот проклятущие! Гони их отседа!Кышь, кышь! Пошли отседа! Калитку -то, отвари, дурья башка!
Глаша(помогая). Да, откуда ж они! Я ж калитку-то запёрла!
Агафья(ворчит). Запёрла она! Во, гляди теперь, что эти ироды понаделали! Кыш! Кыш! Пошли!( грозит кулаком). Я вам грядки разрывать, окаянные! Ишо забегите, я вас тады враз в суп!(садится вместе с Глашей на крыльцо и обмахивается фартуком). Упрела вся!
Глаша (потягивается) Давно чтой –то к мамзеле нашей женихов не было! Не слыхала, не ждём никого?
Агафья Не-а.

Глаша Ох, и скучно же господа время проводят! Ни морды не набьют, ни зарежут никого! За стол сядут, так не выпьют от души и не закусят!
Агафья Скука смертная! Иду я, надысь, вдоль Москвы-реки возле Каменного моста, там девки бельё полощут. Заголились, бестыжие, аж коленки видать. Приказчики с лавок на мосту, вниз свесились, с девками перешучиваются. Весело! А вдоль дороги ироды стоят. Торгуются.
Глаша Кто ж такие?
Агафья А Господь их знает! Всякие, и раскосые и чумазые. Понаехали в Москву из дальных мест. На работу наниматься. Все цены московским перебьют.
Агафья(зевает). Товарке моей, горничной, свезло анадысь. Мамзель ее в теятре озябла, и послала за ней шаль принесть. Такая была впечатлённая! « Копить»,- говорит, -«будем Глаша, на теятр. А то помрём, и не увидим настоящего чувства!»
Агафья В теятр захотела! (берётся за щеки и качает головой). Не ходи, дура! Ещё узнает кто! Да кто ж тебя тады замуж возьмёт!
Глаша Да, я в сумлениях! Антиресно!
Агафья Малахольная! Господам - то что, у них стыда нет!
Глаша Вот конюх соседский (опускает вниз глаза и смущается) ходил, когда у артиста служил. Хвалил.
Агафья Э-эх! Ещё и рассказывает всем! Простота! Да, лучше б уж пил!

Глаша Тише, Тимофеевна, кажись, хозяйка с дочкой поднялись.
Агафья Рано они чтой - то сегодня! Надысь, до полудня спали опосля балу то.
Глаша Пойду спрошу, не надо ли чаво!
Агафья Пойди Глаша. Знамо дело, щас поедят и завиваться захочут.
Глаша И корсеты тужить! Страсть, как давеча я их затянула! Уж и не вздохнуть, а они свое: Туже! Туже!(уходят)

Явление третье:
(За крыльцом обстановка дома  и видно часть спальни и будуар. Госпожа Горохова - Варятинская стоит перед зеркалом. Поглядев на свое отражение, она берет колокольчик, но передумав, открывает дверь и громко зовет).
Алина Павловна Глаша! Где ты там? Одеваться!

Лиля(входит). Маменька, не кричите так, у меня с утра бомонд от шума в голове. И в ушах звенит.
Алина Павловна В ушах у тебя не от моего крика звенит, а от сплетен с Надин Расковой. Вчера весь вечер рты не закрывали. Я тебе и так делала намеки, и эдак. Привлекай кавалеров. Танцуй. А ты что?
Лиля Привлекай. Да как их привлекать, коль не приглашает никто? Вокруг нас уж всех пригласили, даже толстую Варьку Облонскую. А нас - нет! Говорила вам, что надо было розовое платье одевать, а вы ни в какую. Белое и белое! Вот и вышло по - вашему!
Алина Павловна Да разве ж я хотела, что бы ты скучала?
Лиля Вот мы и делали вид, что нам страшно интересно друг с дружкой разговаривать!
Алина Павловна Друг с другом, дорогая. Пора бы уже научиться говорить правильно.
Лиля Вам хорошо, маменька. Вон вы какая хорошенькая. Вас, и вчера кружили весь вечер. А меня вы родили вон какой! Мне эта Надин под конец вечера совсем осточертела!

Алина Павловна (в ужасе всплескивает руками)
Лилечка, помпончик ты мой, да разве ж можно такие слова, да в дому! Накличешь нечистую силу!(без перехода, набрав воздуха в полную грудь, рявкает в дверь). Глаша! Да, где ж она там! Провалилась!
Глаша(Отдуваясь, тяжело втаскивает большой кувшин для умывания). А я тута. Воды нагрела, щас морды будем мыть!
(Полусонные хозяйки, перестав разговаривать, в возмущении смотрят на горничную).
Алина Павловна Ты что, милая, ошалела!
Лиля Ты что себе позволяешь!?
Глаша Простите госпожа-хозяйка, мамзель, да с конюхом соседским болтала! Провались он! Воды попросил напиться. Я и говорю ему, - «У тебя, что на своем двору колодца нет?» А он мне, - «Из твоих рук вода слаще!»
Лиля Вот видите, маменька, даже к этой чумичке, и то кавалеры намеки делают! А ко мне же - никто!

Алина Павловна (презрительно скривившись) Кавалеры! Это конюх, что ли кавалер?
Глаша(обидевшись за ухажера).А шо, он кады в хозяйской форме, вполне антиресный!
Алина Павловна (цыкает на служанку). Ты мне еще, говорить тут! Молчи, пока не спрошена! Лилечка, дитятко, и у тебя заведутся поклонники!
Глаша Будет доверху, мамзель, точно вшей в голове!
Лиля Маман, ну что она говорит!
Глаша Вы же сами сказывали - заведутся! Ну, я и к слову!
Алина Павловна Глаша! Дрянь такая! Сколько раз тебе говорила: Молчи, пока не спрошена!
Глаша Умолчу! Умолчу! Как прикажете!
Лиля Заглохни, тебе сказано!
Глаша Заглохнула!
Лиля Совсем заглохни!
Глаша Совсем заглохнула! Язык мой поганый! (будто спохватившись). Ой, батюшки!

Остальное вы сможете прочитать здесь:

С уважением, Татьяна Диттрич
dittrichtv@googlemail.com
Буду рада отзывам.


Рецензии