Рекомендация Александра Фридлендера

НА СНИМКЕ: Мария Вениаминовна Юдина, выдающаяся пианистка, профессор Московской и Ленинградской консерваторий (1899 -1970)


Недавно Георгий Георгиевич Угодников поделился замечательной находкой – рекомендательным письмом дирижера Свердловского симфонического оркестра Александра Григорьевича Фридлендера к пианистке Марии Вениаминовне Юдиной. Привожу его так, как его опубликовал Г.Г. Угодников, который и разыскал это письмо.

«Уважаемая Мария Вениаминовна! Буду Вам очень признателен, если Вы найдете время послушать нашу пианистку - солистку Веру Августовну Лотар-Шевченко, очень творческого и интересного музыканта.

Творческая и жизненная судьба Веры Августовны, её исполнительская манера, безусловно, Вас заинтересуют. Будем рады видеть Вас снова в Свердловске и постараемся в будущем избежать ненужных организационных неувязок». (Москва. А. Фридлендер НИОР РГБ. Ф. 527, карт. 15, ед. хр. 32, л. 1. Послано в Москве. Конверт не сохранился).

Письмо свидетельствует о том, что выдающийся дирижёр Александр Фридлендер с большим уважением относился и к Марии Юдиной, и к Лотар-Шевченко. Его рекомендация дорогого стоит, а слова «очень творческого и интересного музыканта» свидетельствуют о том, что он далёк от неприятия её трактовки музыкальных произведений и, тем более, от непрофессиональных и явно тенденциозных обвинений в дилетантизме.

Интересно, знал ли он, что Вера Августовна и Мария Вениаминовна давно знакомы, ещё с довоенных времён, что Юдина уже один раз помогла Вере Августовне с устройством солистом Ленинградской филармонии?

Думаю, что знал, - Вера Августовна не могла не рассказать ему об этом. Значит, письмо было написано не для того, чтобы рекомендовать Юдиной Веру Августовну, а для того, чтобы Юдина могла им воспользоваться для каких-то других целей, например, для прослушивания солистки Свердловской филармонии с целью повышения категории, для включения в число концертирующих по крупным городам пианистов, для концертов в Москве и Ленинграде

Если, как полагает В.В. Угодников, письмо написано в 1960 году, становится понятным, почему в 1962 году Вера Августовна дала концерт в Октябрьском зале  (Зал Дома Союзов), который, как мы знаем, получил блестящий отзыв Марии Юдиной.

Продолжение следует: http://proza.ru/2014/01/24/2299


Рецензии