Серафима 57. 1937 год

                Глава 78. 1937

В 1937 мы  окончили институт, а сразу после экзаменов Игорь отвёл меня в родильный дом. 20 марта у нас родился сын – Ярослав.
В мае пришло страшное известие: в Лужке убита сестра Маруся.
А по стране прокатилась волна репрессий.
24 октября арестовали отца Игоря, Яковлева Иван Львовича.
В трудном положении оказалась и его жена Мария Леонидовна, как член семьи изменника родины (ЧСИР). Она оказалась без работы и без средств к существованию. Я обратилась к знакомым и с их помощью Марья Леонидовна получила скромное место в библиотеке им. Короленко.
Первая жена Иван Львовича, моя свекровь, Мария Терентьевна и её  сыновья остались в стороне от преследований, но все письма, фотографии, всякое упоминание об опальном Иван Львовиче изымались из семейных архивов и уничтожались.
Случилась нам с Игорем попасть на  премьеру какого-то спектакля в драмтеатре им. Шевченко. Уже забылось название спектакля, но пьеса была на злободневную тему, связанную с арестом группы «врагов народа», так называемой  «Промпартии», и с самоубийством Скрыпника. Хотя имена действующих лиц были изменены, а место действия завуалировано некоей организацией без названия, но реалии просматривались довольно явно.
Иван Львович был близок к семье Скрыпника: оба юристы и разница в возрасте всего в 4 года. Был знаком с Раисой Леонидовной и даже вроде немного курировал её в освоении украинского языка.
И вот теперь  во время спектакля               
сзади нас и на два-три места в сторону, некто громким шёпотом давал комментарии по ходу действия пьесы.
-А ну, вот этот длинный с усами - это Скрыпник! А вот этот профессор, лысый с брюшком – это  Яковлев!
И так далее и тому подобное.
Не знаю, было ли это случайное совпадение, и просто зритель хотел продемонстрировать свою эрудицию перед окружающими, или же это был подсажен человек из органов, дабы проверить нашу реакцию. Мы едва дождались антракта, чтобы, не привлекая к себе особого внимания, незаметно покинуть зал.
В эти дни, в ожидании могущих быть репрессий, перед получением зарплаты я и Игорь писали взаимные доверенности, на случай, если кого-либо из нас арестуют.


Рецензии