В ожидании... Составляющие женского благополучия

В  ОЖИДАНИИ  СВЕТЛОГО  БУДУЩЕГО

Повесть

Начало: http://www.proza.ru/2014/01/15/1566


2. Составляющие женского благополучия

     Наконец все дела переделаны и можно полежать в ванне с ароматной пеной. Это единственный эпизод за весь день, немного похожий на американские фильмы. Впрочем, Вера Васильевна к такому праздному занятию ещё не привыкла: пена для ванн появилась у них в городе недавно, да и некогда ей лежать в воде: летом свободного времени не так и много, даже телевизор толком не посмотришь.

     Огород для неё сейчас важнее: там живые растения, в которые вложено столько её сил и времени, а заботиться о них больше некому. Сын, конечно, делает кое-что, когда его попросят, но сам он не может держать в голове всякие мелочи и тем более наблюдать за грядками. Как поётся в русской народной песне,

     Сама садик я садила,
     Сама буду поливать.
 
     Распределение ролей почти в каждой семье то же самое, как и в те стародавние времена, ничего не изменилось. Ей-то, слава богу, муж и сыновья ещё помогают – и землю копают, и рассаду высаживают, а другие женщины жалуются, что им приходится всё делать самим, да ещё и ездить для этого на дачу, не у всех же огороды под боком. И купаться они ходят в общественную баню – многие семьи, тем более в центре города, живут в старых купеческих и мещанских домах без удобств. Вот уж кому действительно тяжело! Вода – в колонке неподалёку, туалет – во дворе, ворота, естественно, не запираются, и бельё с верёвки время от времени воруют бессовестные прохожие, точнее, проходимцы.


     А у неё в доме – все удобства, ворота железные, бельё стирает автомат. Ей завидуют многие женщины, хотя она не хвастается своим благополучием. Она вообще не хвастливая. Всё равно коллеги по работе или соседи знают друг о друге всё. Вернее, видят они почти всё, а понимают по-своему, примеряя к себе. И часто думают, что у других женщин жизнь намного лучше и легче, хотя на самом деле они тоже могли бы попробовать жить лучше. Но ведь для этого нужно стараться, шевелиться, а не спать в шапку. Завидовать-то проще: лежи себе на диване и завидуй, на это силы расходовать не надо.

     Вера Васильевна смолоду привыкла работать помногу и отлично знает, что без этих невероятных усилий она жила бы в лучшем случае в сырой двухкомнатной квартире на первом этаже и слушала, как под полом скребутся мыши. Государственную квартиру они с мужем получили, потому что долго стояли в очереди, но для этого напрягаться не требовалось. А в квартире – какие особые заботы? Цветочки на подоконнике полить и раз в неделю убрать-пропылесосить-постирать. Поужинает семья – и сиди себе отдыхай перед телевизором или на лавочке возле подъезда, пока не надоест слушать детский крик и пьяные разговоры.

     А здесь, на окраине, просторно, спокойно, свежий воздух, сад-огород. Ночью тихо-тихо, и окна можно открыть настежь – у них в доме спальни на втором этаже.



     Маникюр у Веры Васильевны – одно название. Лак опять облез, завтра надо будет покрасить, когда придёт на работу, – дома утром не до того. Но в  современном кабинете с компьютером руки начальницы должны выглядеть прилично, словно она вечером не пахала на каких-то грядках, боже упаси!

     Сколько дел ей пришлось за всю жизнь переделать этими руками! Вот бы подсчитать количество принесённых вёдер с водой и сумок с продуктами, приготовленных обедов, закатанных банок с огурцами и компотами, вымытой посуды, ручных стирок, выглаженного белья, убранных комнат, вымытых полов и окон, ремонтов, строительных работ, огородных грядок, и это – не считая ухода за детьми, мужем и домашними животными...

     А что, в принципе, всё это можно подсчитать! Сначала надо выделить основные периоды, различающиеся по условиям жизни и роду занятий (детство, юность, работа на заводе, замужество, воспитание детей, строительство дома); перечислить все виды ручных работ в тот или иной период; подсчитать, сколько раз в день, в неделю, в месяц или в год производились те или иные действия. Это будут впечатляющие, даже устрашающие цифры!

     А затем в книгах о здоровом образе жизни или в журналах для тех, кто хочет похудеть, можно найти таблицу, в которой написано, сколько лошадиных сил или джоулей требует каждое из этих женских «развлечений». Затем всё надо суммировать и набрать красивым шрифтом, с романтическими виньетками и цветочками, да и распечатать на цветном принтере эту страшную статистику «расходов и доходов», или составляющих, или условий женского благополучия. Как это будет правильнее назвать?

     Для такой женщины, как Вера Васильевна, смолоду привыкшей к точности и строгой отчётности, подобная кропотливая работа под силу. Только, если задуматься, кому это нужно? Ну, допустим, молодой девчонке, мечтающей поскорее выйти замуж, будет полезно узнать, что именно ждёт её в будущем, если у жениха нет денег на бытовую технику или на домработницу. Да и взрослому мужчине, который считает себя главой семьи и никогда не опускается до мытья посуды, будет любопытно прочесть о том, как можно убить свободное время, занимаясь бесконечными домашними делами.

     Надо подумать, как лучше назвать это исследование, чтобы звучало интересно и в то же время наукообразно, – конечно, если Вера Васильевна когда-нибудь осуществит свой сомнительный замысел. А потом напечатать статью в журнале «Работница» или «Знание – сила», а хоть и в газете «Правда», если она ещё существует. Пусть все читают в рубрике «Очевидное – невероятное», сколько сил расходуют женщины только у себя дома, а ведь многие ещё и на производстве работают – руками! Или стоят весь день на ногах, или переносят туда-сюда тяжелые предметы.

     У них на работе одна начитанная дама говорит о подобных случаях:

     – «Невыносимая лёгкость бытия…»

    Книгу Милана Кундеры с таким названием Вера Васильевна осилить так и не смогла. Его роман «Вальс на прощание» оказался намного легче и понятнее – там много чего интересного о женщинах, о беременности и так далее. Местами, конечно, читать страшновато, но не страшнее самой жизни.

     Вообще-то ей больше нравятся обычные женские романы. Осенью и зимой, когда есть время для чтения, она берёт книги в библиотеке. Знакомая библиотекарша – одноклассница Веры Васильевны – оставляет для неё что-нибудь интересное – Даниэлу Стил, Екатерину Вильмонт или детективщицу Дарью Донцову. В женских романах – совсем другая жизнь, другие профессии, другие деньги и другая любовь. Там всё красивое и обнадёживающее, поэтому многие женщины читают такие романы. Зачем после монотонного рабочего дня ломать голову над выдуманной мужчинами философией, если можно отдохнуть с увлекательной немудрёной книжкой и даже помечтать.



     Вера Васильевна встаёт из остывшей ванны, вытирается мягким китайским полотенцем, берёт из холодильника мороженое и садится в кресло перед телевизором. Муж уже спит здесь же, на диване, – до спальни не добрался.

     Сегодня, к сожалению, ни одного нормального фильма, то есть ни одной мелодрамы. Всё те же ментовские сериалы да американские боевики. Пора бы им поставить спутниковую антенну. Теперь, когда младший сын поступил учиться в университет, муж, наверно, согласится её купить. А до этого он говорил, что телевизор будет отвлекать от уроков. Но сын почти не смотрит телевизор – он предпочитает компьютер. Отец к «железному другу» абсолютно равнодушен, и вообще он думает, что за компьютером дети только играют в стрелялки или делают уроки.

     Надо посмотреть хотя бы новости, а остальное в такое позднее время уже неинтересно – настолько хочется спать.

     Наступила ночь, и можно наконец отдохнуть от изнурительной жары. Завтра пятница, а в субботу они втроём поедут на речку или в лес. Хорошо, что за сына волноваться уже не надо, а то эти экзамены да подсчёты баллов – столько переживаний было…

     Боже мой, как хочется спать…


Продолжение:

http://www.proza.ru/2014/01/31/2050

______________________________________

Картина художника Валентина Губарева


Рецензии