Бесово кольцо

Двигатель машины тихонько гудел. Миша поудобнее подоткнул капюшон между щекой и стеклом, и снова облокотившись на дверцу широко зевнул. Дорога была неровная, свет фар метался то вверх, то вниз, выхватывая из темноты густые заросли деревьев.  Высоченные ели, укутывала мутная вода в которой сновали зубастые щуки с зеленоватой  чешуёй в россыпи светлых пятнышек. Затем машину подбрасывало на очередной кочке, и мальчик выныривал из начинавшегося сновидения, ёжился, поглубже кутаясь в куртку, сонно смотрел на дядю Андрея, сидевшего на переднем сиденье рядом с отцом. Они оживлённо переговаривались, хохотали, вспомнив какой-нибудь случай из прошлых поездок. Иногда дядя оборачивался и, заметив что Миша проснулся хитро ему подмигивал. Затем мальчика снова затягивало в мир сновидений, которые становились всё ярче и запутанней с каждой новой историей.
- Ты пропустил поворот! – голос дяди прозвучал чуть резче чем раньше и мальчик снова открыл глаза.
- Не пропустил, - спокойно ответил отец. – Мы проедем дальше.
- Ты что хочешь остановиться у Бесова кольца?
- Именно. Местные слишком суеверны чтобы там рыбачить. Значит, нам никто не будет мешать.
- Они не просто так боятся этого места! Ты приезжаешь несколько раз в год и ничего не знаешь. А у нас тут регулярно, то люди, то домашние звери пропадают!
- Ладно, не кричи! Мы же не идём в лес. Мы будем на берегу, ничего плохого не случится.
- Все так думают.
Андрей замолчал и, отвернувшись стал разглядывать деревья за окном. Он знал что с братом спорить бесполезно.
- Ты же сына с собой взял, мог бы серьёзней относится, - тихо пробурчал дядя свой последний аргумент.
- Всё нормально. Мишка уже не маленький. Никаких проблем не будет.
И на этом конфликт в машине был исчерпан. Но у мальчика сон совсем пропал. Он уже слышал про Бесово кольцо. Бабушка рассказывала, что никто точно не знает где именно это место начинается. Деревья там такие же как и везде, может только ягод больше чем обычно, да трава погуще. Нечисть любит красивые спелые ягоды, чтобы заманивать людей. Вот идёшь ты, собираешь их одну за другой и сам не замечаешь как оказываешься в чаще. А когда очнёшься, то уже поздно. Все тропинки в Бесовом кольце сплетены вместе. Нет у них как у любой окружности ни начала, ни конца. И сколько не ходи, всё будешь возвращаться в одно и то же место. И если никто тебе не поможет, то так там и сгинешь.
Миша нахмурился. Страшное дело! Кто же интересно может помочь против наваждения? Может быть папа поймает золотую рыбку? Мальчик тихонько засмеялся. В свои шесть лет он уже не очень верил в сказки. Наверное, и бабушкина история тоже всего лишь выдумка. От таких мыслей стало спокойней. Он снова поёрзал на сиденье, устраиваясь поудобней и стал глядеть на дорогу. Небо понемногу начинало светлеть.


- Просыпайся, засоня! Мы приехали.
Отец стоял у открытого багажника и перебирал вещи.
- Ружьё-то тебе зачем? – усмехнулся дядя Андрей. – Не доверяешь спиннингу?
- Может пригодится ещё.
Мальчик выбрался из машины и стоял, оглядываясь по сторонам. Всё вокруг было серым из-за низко нависших облаков. Облетевшие деревья вперемешку с елями покачивались поддаваясь морозному осеннему ветру. Миша спрятал ладони в рукава и тихонько дрожал. Дядя потрепал его по голове.
- Потерпи немного, скоро потеплеет. Дим, давай ребёнка чаем напоим, пока он у нас не околел совсем. А потом сходим местность разведаем.
- Давай, - ответил отец, доставая из багажника пузатый старый термос.
От чая поднимался густой пар и сильно пахло смородиновыми листами. Миша даже не успел приложиться к чашке как отец, сказал: «тихо!» и стал пристально вглядываться в кусты за машиной. Вскоре все трое отчётливо услышали хруст веток и негромкое фырканье. Какой-то не очень крупный зверь топтался у самого края леса.
- Барсук, - тихо прошептал дядя.
- Мг, - отозвался отец и осторожно полез в багажник за ружьём. – Я же говорил, пригодится.
- Не выйдет он всё равно, - снова прошептал дядя.
- Подождём – увидим.
Прошло минут пятнадцать. Все стояли почти не шевелясь и внимательно смотрели на деревья, где продолжался шум. Что бы ни делал зверь, уходить он пока не собирался. Пуще других смотрел Миша, он ещё ни разу не видел живого барсука. И вот из кустов блеснули чёрные глазки. Показался широкий чёрный нос и полосатая мордочка, а затем и всё мохнатое тельце. Барсучок был небольшой, буровато-серый и очень любопытный. Он замер и стал обнюхивать воздух. «Может быть его запах чая привлёк?» - подумал мальчик и ему стало очень жалко зверька. Он представил как голодный и продрогший барсучок пробирается чтобы полакомиться горячим вкусным чаем и вдруг в него стреляют. А отец уже начал вскидывать ружьё.
- Ай! – вскрикнул Миша, опрокинув свою чашку.
Отец с дядей резко обернулись, а барсук юркнул в кусты и, судя по удаляющемуся хрусту веток, побежал обратно в лес.
- Ты что? – спросил отец.
- Чай пролил, - жалобно протянул мальчик, показывая намокшую куртку. – Жжётся.
- Марш в машину и раздевайся! Эх ты, такого зверя спугнуть.
- Да ладно, - вступился за племянника дядя. – Он ещё совсем молодой был. Ни шкуры с него толком, ни мяса.
Он долил чая в свою чашку и отдал её Мише.
- Салон только мне не залей, - пробурчал отец и закрыл багажник, чтобы не выходило тепло. – Как теперь его с собой брать? В мокрой куртке он ведь замёрзнет.
- Пусть сидит в машине. Как потеплеет заберём.
И взрослые ушли. А Миша остался один. Когда они скрылись из виду, он снова посмотрел на то место где был барсучок. Стало светлей и теперь деревья не сливались в одну картинку. В серых просветах было видно, как далеко тянется лес. И вдруг мальчик увидел папу. Он стоял среди деревьев и, повернувшись к нему махал рукой, подзывая к себе. Накинув куртку мальчик выскочил из машины и, захлопнув дверцу, побежал к отцу, а тот отвернувшись пошёл дальше. «Странно», - подумал Миша. – «Они всё-таки решили взять меня с собой на разведку?» Бежать было неудобно в сумраке попадались коряги и мягкий мох, в котором запросто можно было подвернуть ногу.
А папа всё удалялся. Наконец, Миша не выдержал и крикнул: «Пап, подожди! Я не успеваю!» И отцовская фигура пропала. Словно он шагнул за широкое дерево и там притаился.
- Папа! – снова крикнул мальчик и, в ответ ему отозвалось лишь эхо. Даже ни одна птица не подала голоса.
- Что же это?
Миша стал оглядываться. Вокруг ни души. Позади плотной стеной смыкались деревья, а за ними нигде не было, оставленной мальчиком машины.
- Бесово кольцо, - прошептал Миша и бросился в том, направлении откуда пришёл.
Он бежал долго и совсем запыхался, но просвета в деревьях не появлялось. Тогда Миша остановился и изо всех сил стал звать папу и дядю, но никто не отвечал. Только глухое эхо таяло поднимаясь к верхушкам деревьев…



Хмурое осеннее утро съедает краски с окружающего мира. Даже многолюдный город становится каким-то чужим и угнетающим. Что уж тут говорить про лес, где высоченные деревья стараются заполнить собой всё небо. Старые сосны покачиваются на ветру, издавая глухие скрипы, и будто перешёптываются друг с другом. Вскрикивают странные невидимые птицы. И сколько бы ты не смотрел вверх, там лишь серые облака, которые плывут куда-то тесно прижавшись друг к другу боками. А солнца нет. И не ясно сколько времени ты здесь пробыл, потому что ничего вокруг не меняется.
Так же было и для Миши. Только место в котором он оказался пугало ещё больше. Здесь не было совсем никаких звуков. Не скрипели деревья, не шуршала под ногами опавшая листва, и будто бы все животные разом покинули этот край.
Несколько раз ноги мальчика утопали во мху так глубоко, что в сапоги набралась вода. Мокрая куртка грела плохо. Телефон, чтобы не потерялся, забрала бабушка и теперь он не мог определить как долго блуждает по лесу, не мог ни с кем связаться.
Густые пушистые ели сплетались над его головой в тёмные шалаши. И идя под ними Миша вспоминал фильмы, где герой проходит через такой проход и оказывается в другом, каком-нибудь сказочном мире. Только теперь нужно было наоборот. Мальчик хотел вернуться в самый обычный мир. Где папа с дядей Андреем привезли его на реку, чтобы ловить щуку, у которой сейчас начался жор и она охотно гоняется за блестящей приманкой, похожей на маленькую юркую рыбку. Где в большом деревенском доме к вечеру их ждёт бабушка, напёкшая целую гору вкуснейших пирогов. А в городе осталась мама, и она конечно, тоже ждёт их возвращения.
Но чуда не происходило. Миша шёл всё дальше и дальше, но ни машины, ни дороги не появилось. И вдруг он заметил, что лес начал редеть. Мальчик побежал и оказался на берегу реки. Нога его зацепилась за торчащий корень, он упал у самой воды. Из кармана выпал складной ножичек, но Миша этого не заметил. Он поднялся, потёр ушибленные коленки и тихонько всхлипнул. Но плакать не стал. Наоборот, теперь ему стало веселее. Он вспомнил хорошенько как они ехали и решил, что если идти вверх по реке, то он сможет обмануть хитрое место и доберётся до папы и дяди.
И вот улыбнувшись самому себе для храбрости Миша пошёл намеченным путём. Сначала он шёл довольно быстро. Но вскоре усталость сказалась и он сбавил скорость. А потом и вовсе решил сесть передохнуть. Он подошёл к небольшому пню и стал осматривать не забралась ли туда змея.   И тут мальчик заметил маленький ножик с малахитовым крокодильчиком на рукояти. Его несколько дней назад Мише подарил дядя.
- Как же так? – подумал мальчик и снова всхлипнул. – Если нож здесь, значит я его обронил. А если я его в этом месте обронил, значит я здесь уже был.
И тут Миша всё-таки заплакал. Он мог верить в сказки, а мог не верить. Но Бесово кольцо существовало на самом деле. И оно совсем не собиралось его отпускать.

Мальчик окончательно замёрз и уже успел проголодаться. Но теперь он совсем не знал что ему делать. Он обнял коленки и уткнувшись в них носом, дышал горячим воздухом на ноги, чтобы хоть как-то согреться. Что-то твёрдое ткнулось ему в бок. Миша вздрогнул и, попытался вскочить со своего места, но упал. Прямо перед своим лицом он увидел чёрные глаза – маслинки, большой нос и полосатую мордочку. Барсук стоял поджав одну лапу и внимательно смотрел на мальчика.
- Барсучок, - тихо прошептал Миша.
В зубах зверёк держал огромный свёрнутый, будто мешочек, лист лопуха. Он аккуратно положил его на землю, края разогнулись и внутри оказались крупные ягоды клюквы.
- Это мне? – спросил мальчик, словно ожидая, что барсук ему ответит.
Но зверёк, конечно, ничего не сказал и лишь подтолкнул одну из ягод носом поближе к мальчику.
- Спасибо, - сказал Миша и начал быстро есть.
Голодный желудок забурлил от кислого, но вскоре внутри стало тепло и приятно.
Когда клюква закончилась, барсучок повернулся и медленно пошёл обратно в чащу, иногда останавливаясь и поглядывая на мальчика. Миша понял, что надо идти за ним. Они шли довольно долго, пока не оказались у густых зарослей можжевельника. Зверёк деловито раздвинул мордочкой нижние ветки и вскоре весь исчез в зелени. Мальчик поёжился, лезть в колючки ему совсем не хотелось. Но выхода не было. Натянув капюшон, чтобы укрыть хотя бы лицо, он последовал за барсучком. Там где расположились стволы кустарника обнаружился довольно крупный лаз. Охотники знают какие мастера барсуки. Их норы  - это шедевры звериного подземного строительства, которые не только разветвляются в ширину, но и имеют по несколько этажей. Мише приходилось об этом слышать и от дедушки, и от папы с дядей. И вот теперь он сам оказался в барсучьей норе. И сразу же понял, что куртку придётся оставить снаружи, иначе ему не пролезть. Хоть он был и некрупным мальчиком для своего возраста, а всё-таки барсучок ещё меньше. Было немного страшно, что внутри не окажется достаточно воздуха, или вдруг земля осыплется, но ничего плохого не случилось. Зверёк негромко фыркал, чтобы указать направление в темноте. Иногда возвращался и тянул зубами за рукав кофты. И вот они выбрались на свет.
Миша сразу заметил разницу. Все привычные звуки вернулись. Но что ещё замечательнее, он услышал человеческие голоса. Совсем рядом. И все они повторяли его имя. Мальчик оглянулся на барсучка и протянул руку, чтобы погладить его в благодарность за спасение. Но зверёк попятился, недовольно пискнул и резко дёрнув мордочкой, развернулся и полез обратно в нору. С этой стороны лаз был также укрыт можжевеловыми кустами, так что сразу и не приметишь. Миша постоял немного, и поняв что барсучок совсем ушёл, громко закричал «папа!» и побежал на голоса.
И кого только не оказалось на окраине леса. Здесь были и папа, и дядя, и даже бабушка, а вместе с ними ещё пятеро жителей деревни. Увидев Мишу, бабушка сразу же стянула своё пальто и укутала им внука. Все наперебой спрашивали где он был, и что там с ним случилось. Кто-то из бабушкиных соседей ругался на папу с дядей за то что они поехали в это место. Папа попытался заругаться на Мишу за то, что он убежал из машины, но бабушка так сурово на него посмотрела, что он тут же замолчал. А дядя Андрей принёс чашку с горячим чаем. И только теперь Миша заметил, что солнце стоит совсем высоко, а значит он целых полдня проходил по заколдованному месту. Он отпил чая, радуясь что всё закончилось и что ему наконец-то тепло. От чая поднимался смородиновый аромат и от этого запаха мальчик вспомнил утреннее происшествие. Он потянул бабушку за кофту и когда она наклонилась стал быстро шептать ей на ухо о том как утром появился барсучок  и что после этого случилось. Тогда бабушка достала из машины большую алюминиевую кружку, до краёв заполнила чаем и взяла внука за руку.
- Показывай, где вы выбрались!
Все зашумели, что никуда их одних не отпустят. Но бабушка слушать никого не стала и строго-настрого запретила ходить следом. А когда они оказались у можжевеловых кустов, она поставила чашку на землю и сказала негромко: «Спасибо тебе, Барсучок. Прими от меня эту благодарность!» И повела Мишу обратно к машине. Мальчик постоянно оглядывался и смог заметить, как из-под веток высунулась полосатая мордочка и любопытный нос полез в чашку.
Бабушка этого не видела, но по улыбке было ясно, она и так знает, что барсучок принял угощение.
- Папа твой, да и Андрей совсем уже не помнят что мы с дедом им рассказывали. А вот если бы не забывали наши истории, то ни за что здесь барсука стрелять не стали бы. Это сейчас речку Бурьяне зовут, а когда мы маленькие были, то местные звали её Бурсык эне – Барсучья нора. И зверь этот здесь заповедным всегда был. Но современная молодёжь стариков не слушает. А мой дед сказывал, что в заповедные времена жили два племени. Одно прямо здесь, а другое чуть поодаль. И вот дальнее напало и всех местных перебило. Ни стариков, ни детей они не пожалели. Скот угнали, жилища разорили и сожгли. А одна девочка раненая всё-таки смогла убежать. Упала она в реку и вода унесла её прочь от разбойников. Только в ту же ночь и она умерла, да обратилась в барсука. И все барсуки, что здесь есть  от неё пошли. А на месте поселения Бесово кольцо свилось от того, что много зла там свершилось. Потому и барсук твой смог в кольцо войти и выйти из него, он с племенем что здесь жило в родстве. 

А потом была дорога домой, снова тихонько гудел двигатель. Машина плавно покачивалась. Крепко прижавшись к тёплому бабушкиному боку, посапывал маленький Миша. И ему снились странные сказочные сны, про барсучков которые превращались в людей и пили горячий чай с клюквенным вареньем.


Рецензии