О себе

"Ни в каком случае не своди глаз с самого себя".   
Н.В.Гоголь. "Выбранные места из переписки с друзьями".

Во мне в одном лице заключено множество лиц. И если я что-либо сказал или сделал, то в этом не весь я, а лишь какая-то частичка.
       * * *
       Не люблю жить животной жизнью, т. е. есть, спать и предаваться удовольствиям.
       * * *
       Порой мне кажется, что я близок к решению какой-то тайны, над которой уже долго бьется человечество.
      * * *
      У меня счастливый возраст: с бородой я похож на пенсионера, без бороды - на студента.
      * * *
       В молодости я грешил желанием во что бы то ни стало достигнуть поставленной цели. В более зрелом возрасте я понял, что счастье не в том, чтобы оказаться у цели, а в самом процессе ее достижения.
      * * *
      Для меня характерно заканчивать дела, которые когда-то начал, даже если к ним потерял уже интерес. Характерный пример - чтение книги Ницше "Так говорил Заратустра". Эту книгу не назовешь легкой для чтения. Временами кажется, что ее автор - сумасшедший, и текст представляет случайный набор слов. Как сказал один мой знакомый: слова по отдельности понимаешь, а вместе - нет. Приходится размышлять над каждой фразой, чтобы понять, что же хотел сказать автор. Порой при чтении этой книги возникало искушение ее бросить, но я этого, в силу какой-то черты характера, присущей мне (настойчивость, стремление доводить все до конца) не делал. С одной стороны, это ценная особенность, так как позволяет доводить начатые дела до их логической завершенности. С другой - вредная, так как мешает отказаться от чего-то безперспективного, и приняться за новое, многообещающее.
      
      Как писал Томас Манн в статье "Гете как представитель бюргерской эпохи" у Гете тоже была эта черта: "В нем (Гете) есть черта бюргерской любви к порядку, унаследованная им от отца, как и вообще "обычай жизни строгой", и, как у отца, выродившаяся к старости в крайний педантизм и коллекционерскую одержимость".
 
      Откуда эта черта у Гете - понятно, но откуда у меня - остается только гадать.
      Далее Томас Манн пишет: "В "Поэзии и правде" (автобиографическое сочинение Гете) рассказывается, что императорский советник доводил почти до абсурда принцип обязательно выполнять все предпринятое. Например, начатое совместно чтение какой-нибудь книги должно было обязательно доводиться до конца, какой бы скучной она ни оказалась, и так во всем он упорно настаивал на завершении однажды начатого, пусть даже это было не только не удобно, но и явно бесполезно... Этическое требование творчества - доводить начатое до конца - служило необходимым коррективом легко утомляющейся, беспокойной и многосторонне-жадной натуре Гете".
      * * *
       Люблю вместе с Ницше погружаться в тайны человеческой души. Но при этом необходимо быть бдительным: Ницше может привести как в тупик, так и к пропасти.
      * * *
       Неожиданно заболело сердце. И тут же появились мысли о смерти. Быть может, скоро прервется череда эссе, статей, рассказов, время от времени выходящих из-под моего пера. Но может, в этом нет никакой трагедии? Быть может, они настолько незначительны, что ничего не произойдет, когда эта нить прервется? Вспомнилось розановское из "Уединенного": "Я не нужен: ни в чем я так не уверен, как в том, что я не нужен". Одно из слагаемых человеческого счастья - ощущение быть нужным людям.
      * * *
       Знакомясь с творчеством Розанова, с его жизнью, я вдруг обнаружил, что у нас много общего. Известный исследователь творчества Розанова А.Н.Николюкин писал: "Мережковские ввели его (Розанова - прим. автора) в круг редакции "Мира искусства", начавшего выходить в 1899 году. В квартире редактора-издателя С.П.Дягилева проходили первые "среды" журнала, на которых бывал Розанов... И хотя любопытный Василий Васильевич порой скучал на этих "средах", не умел участвовать в общем разговоре, а умел говорить лишь интимно, то были счастливые годы его жизни". Для меня тоже чрезвычайно характерно неумение участвовать в общем разговоре, а уметь говорить лишь интимно, т.е. тет-а-тет. Однажды в поезде я всю ночь проговорил с незнакомой женщиной, хотя знакомые сочтут меня скорее неразговорчивым. По-видимому, это общая характеристика некоторой категории людей.


Рецензии
Здравствуйте, Сергей!
СпасиБо за интереснейшие интимнейшие "Мысли о себе".
А если ИНТЕРЕСно кому-то другому Ваше сокровенное, то Вы уже не одиноки, но может быть испытываете - "ощущение быть нужным людям".

С другой стороны, "ощущение быть нужным людям", по-моему, не совсем совпадает с чувством духовной близости с Другим, когда встречаются, как говорится, две родственные души.
Именно, если мне ИНТЕРЕСно, то я нахожу в Ваших частичках-искорках души нечто "близкое" и "родственное" самому себе, как и Вы, например, находите в Василие Розанове нечто "близкое" себе.

В книге Честертона "Вечный человек" есть удивительная фраза, к которой порой я возвращаюсь вновь и вновь для размышления:

"...Да, человек един со всеми существами, но сколько в его единстве одиночества!.." (Г.К.Честертон).

Поразительные слова, не правда ли?..

А у Гоголя я нахожу многое того, про чтО даже и не догадывался найти.
В книге "Выбранные места..." в главе 16 "Советы" Гоголь пишет парадоксальные мысли, если в которые всмотреться и над которыми поразмышлять, то откроется нечто, над чем даже сам Василий Розанов и не догадывался, по-моему. Ибо есть нечто душевно "близкое" и "родственное" между Гоголем и Розановым, как например:

"Уча других, учишься сам... Тут только узнал я близкое родство человеческих душ между собою... Ни в каком случае не своди глаз с самого себя. Имей всегда в предмете себя прежде всех. Будь эгоист в этом случае! Эгоизм - тоже не дурное свойство; вольно было людям дать ему такое скверное толкование, а в основанье эгоизма легла сущая правда. Позаботься прежде о себе, а потом о других; стань прежде почище душою, а потом уже старайся, чтобы другие были чище..." (1846).

Парадоксальные мысли Гоголя, не правда ли?
По-моему, по глубине мысли Гоголя не уступают мысли Паскаля или Ницше, если всмотреться.
Но скажу удивительное, по-моему, здесь-то как раз Гоголь и Розанов, исходя как раз из интимнейшего "Я сам", в душе близки и родственны, несмотря на множество различий (биографических, психологических)...

По-моему, гоголевское "не своди глаз с самого себя..." можно было б поставить в эпиграф к Вашему очерку "О себе"...

С уважением,


Бармин Виктор   27.01.2014 23:23     Заявить о нарушении
Здравствуйте Виктор!
Рад, что мы опять встретились на страницах «Прозы.ру».
Ваша рецензия заставила меня еще раз задуматься: «Зачем мы пишем о себе?». Ведь все, что происходит – это не просто так, во всем скрывается глубокий смысл. По-видимому, Вы правы. Когда человек пишет о себе, он надеется, что это будет интересно и для других, что и другие найдут что-то родственное для себя. И чем откровеннее будут эти записки, тем интереснее они будут для читателей. Но на этом пути лежит барьер, какой-то стыд, который препятствует нам обнажиться полностью. Вспомните «Бобок» Достоевского, герои которого вдруг стали обнажаться (в смысле, раскрывать друг перед другом свои интимнейшие стороны). Достоевский – необычайно богат на разные идеи, которые часто раскрываются в его творчестве не полностью, не до конца. И в этом смысле он чрезвычайно полезен для людей ищущих и пишущих.
О себе писали многие. Вспомним исповеди Руссо, Августина Блаженного. Мне, конечно, далеко до этих авторов, это лишь первые шаги в этом направлении.
Мне кажется, каждый должен оставить после себя какие-то записки о себе, чтобы люди знали, кем ты был на самом деле. Хотя и ты сам можешь ошибаться в своей оценке. Людям со стороны иногда виднее то, что скрывается в нас самих. Вообще, если хочешь составить верное представление о каком-то человеке, необходимо принимать во внимание как мнение других, так и его записи о себе.
То, что я отметил выше, перекликается с мыслями Розанова, о том, что каждый должен написать нечто вроде «Уединенного». Пусть это облечется в какую-то другую форму. Каждый должен оставить след на земле, и этот след должен быть не только материальным, выраженным в каких-то делах, но и духовным.
Розанов мне помог решиться обнародовать нечто, на что я сам бы никогда не решился.
Ваши рецензии, как это и раньше было, открывают мне глаза на какие-то новые стороны, заключенные в творчестве вроде бы давно известных мыслителей. На этот раз Вы поразили меня цитатой из Честертона. Это необыкновенно глубокая мысль, заставляющая задуматься, остановиться на миг в нашей круговерти.
Интересны Ваши размышления о душевно родственном между Гоголем и Розановым. И это не смотря на то, что Розанов постоянно ополчался на Гоголя. Верна мысль Гоголя "уча других, учишься сам». Я считаю, что самый верный путь познать какой-либо предмет – это прочитать по нему курс лекций для студентов. Перечисленным мыслям Гоголя близка следующая мысль: «Если не любишь себя, то и никого не сможешь полюбить». «Позаботься прежде о себе, а потом о других» - тоже верно. Если о себе не позаботишься, то не будет сил заботиться и о других.
Спасибо за совет снабдить эти заметки эпиграфом!
С уважением,
Сергей.

Семенов Сергей Александрович   02.02.2014 20:35   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей!
С некоторым чувством вины прошу у Вас извинения, что не смог сразу Вам ответить на Ваш удивительный отклик с такими глубокими размышлениями о жизни других и о себе.
Знаете, я почти сразу прочитал Ваш отклик, и у меня возникло чувтсво-план от первичного восприятия прочитанного написать Вам большой ответ, касательно данной темы, поделиться с Вами некоторыми личными переживаниями и откровениями. Но задуманное отложил до времени, потом все переносил и переносил до неопределенного времени. После "ударился" в публицистику, исходя из последних Событий в мире, и уже "о себе" и "про другого" не оставалось минутки для сосредоточенного размышления. Но я не забыл про Ваш отклик. (Говорю откровенно, да и вообще, разве можно забыть Ваше творчество-размышления, чрез которое открывается нечто непостижимое самого себя и другого). Может быть кому-то покажется, что я здесь сентиментальничаю, но это не так. Здесь я выражаю свое и себя предельно искренне и непосредственно, что бывает в жизни обыденной действительности не так часто.

Сергей, знаете, что я уже писал Вам как-то про моменты исповедального творчества "у себя". В моей жизни были ситуации, когда я не смог выразить самое внутреннее-потаенное самого себя другому. И потом этот другой уходит из жизни, а ты остаешься здесь со своим творчески невыраженным сокровенным чувством. Можно сказать, так началось мое литературно-философское творчество, как творческий ответ другому из глубины глубинных чувств невыраженного-непостижимого. Ибо первый серьезный мой литературный опыт - это написание исповедального мемуарного очерка (январь 2010г.), что непосредственно касается творческой и научной деятельности моего преподавателя и научного руководителя (А.Ф.Управителева). Но при жизни я никогда не опубликую его, хотя честно, хотел бы, чтоб Вы ознакомились с данным очерком. Честно, я хотел бы, чтоб Вы, Сергей, ознакомились с научными трудами такого удивительного ученого, как А.Ф., и особенно обратили внимание на такую монографию А.Ф.Управителева, как "Вопрошая очевидное" (Барнаул, 1999г.). И здесь как раз касается тематики "О себе" или как "Что такое Я сам" или "кто Я есть относительно Другого" или "Я в глазах Другого". Собственно, можно сказать, почти все мое литературно-философское творчество и сосредоточено на развертывании этой темы и проблемы, как отношении-самовыражении "Я и Другой" или "Я и Ты".

И мне очень и очень близко (духовно-душевно) высказывание Василия Розанова, что запечатлено в "Уединенном", как:
"...Благородное, что есть в моих сочинениях, вышло не из меня. Я умел только, как женщина, воспринять это и выполнить. Все принадлежит гораздо лучшему меня человеку.
Ум мой и сердце выразились только в том, что я всегда мог поставить (увидеть) другого выше себя. И это всегда было легко, даже счастливо. Слава Богу, завидования во мне вовсе нет, как и "соперничество" всегда было мне враждебно, не нужно, посторонне..." (В.В.Розанов).

И вот эти слова Василия Розанова меня просто сразили полностью, ибо ведь здесь я увидел самого себя, т.е. тО во мне самом, что и составляет некое потаенное и непостижимое меня самого. И в этом и от этого испытываешь некоторую Радость, как радость творческого сопричастия и вневременного общения с другими.

Сергей, касательно Вас и Вашего творчества, хочу сказать тО, что невозможно просто не высказать и не выразить ("оставить на потом, умолчать"), что есть такие люди в жизни, с которыми тебя сводит судьба, в творческом общении с которыми становишься сам другим или в самом себе узреваешь нечто такое и в тебе самом самораскрывается нечто, как древне-дремавшее, что и возможно как сквозь творческое познавательное общение с "ты" другого, с другим и с другими. Т.е. через творческое постижение Вашего творчества и общение непосредственно с Вами, сам замечаю, что во мне самораскрывается нечто такое, что ранее во мне дремало, было в потенциально свернутом состоянии, а сквозь общение с Вами и с Вашими трудами это нечто потенциально потаенное творчески самораскрывается (хотя, конечно, и не совсем так, как бы мне самому этого хотелось, но все же, увИденное есть как увИденно-запечатленное). И здесь я говорю тО и тАк, что многие, наверное, в своей жизни скрывают от других и от самих себя...

И еще раз повторю слова Василия Розанова, сквозь которые открывается нечто потаенное во мне самом:
"...Все принадлежит гораздо лучшему меня человеку.
Ум мой и сердце выразились только в том, что я всегда мог поставить (увидеть) другого выше себя..." (В.В.Розанов).

И, наверное, в этих самых словах В.В.Розанова заключено потаенное зерно меня самого и всего того, что мной выражено в творчестве.

С огромной благодарностью к Вам и с уважением,


Бармин Виктор   05.04.2014 17:57   Заявить о нарушении
Здравствуйте Виктор!
Мне очень понятны Ваши переживания, что не смогли сразу ответить на мое сообщение. Я сам иногда не отвечаю по много дней. Есть отзывы, на которые можно ответить сразу, а есть отзывы, ответ на которые должен созреть, как зреет вино.
Если Вы хотите, чтобы я ознакомился с Вашим очерком о А.Ф.Управителеве, присылайте его мне на почту (srg.semenov(собака)gmail.com). Если это возможно, пришлите мне монографию Управителева по элетронной почте.
Спасибо, Виктор, за добрые слова. Каждый человек должен оставить след на земле, в том числе и след в душах других людей, с кем ему довелось встретиться или пообщаться. И счастлив тот человек, если другие люди, его познавшие становятся лучше. О таком влиянии говорил преподобный Серафим Саровский: «Радость моя! Молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».
С уважением,
Сергей.

Семенов Сергей Александрович   05.04.2014 21:49   Заявить о нарушении
Сергей, здравствуйте!
Сегодня отправил Вам по электронной почте очерк о А.Ф.Управителеве.
Сергей, к сожалению у меня нет монографии А.Ф. в электронном формате, а есть лишь только ксерокопийная распечатка текста из краевой библиотеки. Как и в Интернете по данной монографии А.Ф. ничего толкового не нашел, т.е. этого текста нет в электронном формате. Но во всяком случае информация о тексте и самый текст должен быть в библиотеках г.Москвы. Впрочем, мне ли Вам это говорить, ибо Вы сами знаете больше меня.

Сергей, огромнейше благодарю Вас за сокровенный мир как "Уединенное" В.В.Розанова, который открылся мне лишь благодаря Вам, Вашему творчеству. Вот в этом и радость моя: как быть в радости творческого соучастия с другими, когда нечто сокровенное самораскрывается в сердце потаенном как самое-самое сокровенное Откровение и как радость невыразимая без слов.

СпасиБо и с уважением,


Бармин Виктор   06.04.2014 15:45   Заявить о нарушении