России бы таких людей...

1.Эндрю Карнеги (1835 — 1919): Сталь-ной Магнат
ппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп
России бы таких людей- вместо Марксовых идей...
Не имея ни гроша- ГОЛОВОЙ построить США!
Да, магнат, капиталист- не слюнтяй- идеалист,
заработал- не украл и стране своей отдал
ум, способности и страсть- вот таким бы людям-
Власть!

По историческому каналу("Н") демонстрируется многосерийный док.-й фильм
"Мужчины, построившие Америку". Бывшая колония Англии, только пережившая гражданскую войну, США за считанные десятилетия благодаря свободе, инициативе частного предпринимательства превратились во Всемировую державу.
Конечно, это был не современный капитализм- с профсоюзами, гособеспечением
пенсионеров и инвалидов, но и в тех условиях позвалявший за тяжкий труд жить и продвигаться наиболее способным, инициативным и строить настоящее, а не
сказачное будущее(да и каким бы не был тяжким тогда труд- ни в какое сравнение не идёт с рабским полуголодным в колхозах, на "стойках коммунизма"
типа Беломор-канала, шарашках и заводах при нищенских зарплатах).

В Америке быстрыми темпами развивалось ж.д. строительство и Карнеги рискнул все небольшие капиталлы вложить в стр-во невиданного доселе 1.5 километрового моста через Миссисипи. Ни один из строительных материалов не мог выдержать нагрузки, потока реки и обеспечить при этом проход для курсирующих судов.
Только сталь могла заменить привычное железо, но выплавка её была дорогой и
делали из неё небольние предметы- ножи, ложки. Риск был велик, затраты огромны, но лишь первый в бизнессе , порой рискуя всем, срывает плоды удачи!
К этому времени уже появился бессемеровский способ плавки стали, позволяющий сократить время изготовления рельса с двух дней до 15 минут, и Корнеги приступил к строительсту. Но на половине стройки закончились средства и казалось, что всё, конец. Но Корнеги не сдался, ему удалось убедить инвесторов и получить дополнительные средства. Наконец, 4 года спустя, ажурный мост соединил берега великой реки. Но осталось убедить людей в его надёжности. Карнеги вспомнил старую истину, что слон никогда не пойдёт по
раскачивающийся опоре. И вот интересный кадр- погонщик ведёт слона, а за ним с опаской следующая людская толпа.
Карнеги строит первый в Америке металлургический завод и с успехом продаёт
стальные рельсы. Но это случилось в самое неудачное время- кризис охватил
Америку, т.ч. ж.д. транспорт, и рельсы стали не востребованы- нефтяной магнат Рокфеллер, подумав головой, решил керосин гнать по трубопроводам, а не перевозить в бочках, что резко снизило затраты и увеличило прибыль.
После долгих раздумий Карнеги нашёл выход- не рельы, а строительные балки для высотного строительства! И через несколько лет вся Америка покрылась
небоскрёьами!

В России тоже был один, который хотел трубу обратить во благо, чтобы бизнесс был открытым и налоги обогащали государство, а не чиновников взятками по их
укрытию...за что 10 лет шил рукавицы в зоне, а теперь должен жить за рубежом,
т.к. после Сочи не исключен третий процесс над единственным- как утверждают
в верхах- похитившим всю добытую в стране нефть...


ИЗ ВИКИПЕДИИ
..................

Эндрю Карнеги (1835 — 1919) — американский предприниматель, крупный сталепромышленник, филантроп, мультимиллионер.

Карнеги родился в Данфермлин, Шотландия, а впоследствии перебрался в Соединенные Штаты вместе с родителями. Его первой работой в США стала работа «смотрителем бобин» на ткацкой фабрике. Чуть позже он стал регистратором проектов на этой же фабрике. Затем Карнеги работал рассыльным, после чего перешёл на более высокооплачиваемую работу в телеграфной компании. Позже основал собственную компанию Carnegie Steel Company в Питтсбурге, в результате объединения которой с Federal Steel Company и другими более мелкими фирмами образовалась компания U.S. Steel.

Известен своей благотворительной деятельностью. В сфере культуры он, в частности, финансировал строительство Карнеги-холла в Нью-Йорке (открыт в 1891). В сфере образования он основал Корпорацию Карнеги в Нью-Йорке, Фонд Карнеги за Международный Мир, Институт Карнеги в Вашингтоне, Университет Карнеги-Меллона и Музей Карнеги в Питтсбурге.



Ранние годы
Эндрю Карнеги родился в Данфермлине, Шотландия, в семье ткачей, в коттедже, который они делили с другой семьей. Единственная комната служила гостиной, столовой и спальней одновременно. Он был назван в честь деда по отцовской линии. В 1836 году семья переехала в большой дом на Эдгар-стрит (напротив парка Reid’s). В надежде на лучшую жизнь в 1848 году Уильям Карнеги решил переселиться с семьей в Аллегейни, штат Пенсильвания в США. Семье пришлось влезть в долги для переезда. В 13 лет он устроился смотрителем бобин на ткацкую фабрику. Его рабочий день составил 12 часов. Работал он шесть дней в неделю. Его зарплата составляла 2 доллара в неделю. Карнеги старший работал на хлопчатобумажной фабрике и из-за нехватки средств торговал постельным бельем. Мать Эндрю, Маргарет Моррисон Карнеги, зарабатывала деньги починкой обуви.

 
Эндрю в возрасте 16 лет со своим братом ТомасомВ 1850 году Карнеги становится рассыльным в Питтсбургском телеграфном офисе и зарабатывает 2.5 долларов в неделю. Его работа дает ему много преимуществ, в том числе бесплатные билеты в местный театр. Своим рвением в работе он обратил на себя внимание начальства, и вскоре был назначен оператором.

Начиная с 1853 года, он работает как оператор связи за 4 доллара в неделю. В возрасте 18 лет он быстро продвигается по служебной лестнице и вскоре становится начальником телеграфного отдела в Питтсбурге. Его заинтересованность в железнодорожном бизнесе сыграет важную роль в его последующем успехе. Железные дороги были первым большим бизнесом в Америке, а Пенсильванская компания была самой большой. Карнеги многое узнает о железнодорожном бизнесе от Томаса А.Скотта. Скотт также помог ему с его первыми инвестициями. Многие из них были частью коррупции, которой занимался Скотт и президент Пенсильванской компании Дж. Эдгар Томсон. В 1855 году Карнеги вложил 500 долларов в Adams Express. Несколько лет спустя он получил акции железнодорожной компании Вудраффа. Карнеги постепенно накапливал капитал, который впоследствии стал основой для его дальнейших успехов.

1860—1865:
Гражданская война
До гражданской войны, Карнеги организовал слияние компании Вудрафф, и то, что Джордж Пуллман изобрел спальный вагон, ещё больше способствовало успехом и источником развития для Карнеги и Вудраффа. Молодой Карнеги продолжал работать в Пенсильвании. Весной 1861 года, Карнеги был назначен Скоттом, который был в то время помощником военного министра, отвечающим за военные перевозки, как руководитель военной железной дороги и Союза телеграфных линий на Востоке. Карнеги помог открыть железнодорожные линии в Вашингтоне. Он лично руководил перевозкой войска, потерпевшего поражение при Булл-Ране. Он сыграл значительную роль в победе Севера. После войны, Карнеги покинул железные дороги, чтобы посвятить себя деятельности в металлургической промышленности. Карнеги работал над созданием нескольких типов железа, в конечном итоге сформировал The Keystone Bridge Works и Union Ironworks в Питтсбурге. Хотя он и ушёл из Пенсильванской железнодорожной компании, он оставался тесно связан с её руководством, а именно с Томасом А. Скоттом и Дж. Эдгаром Томсоном. Затем он построил свой первый стальной завод.

1880—1900: Учёный и активист
Карнеги продолжал свою карьеру в бизнесе, а некоторые из его литературных намерений были проведены в жизнь. Он подружился с английским поэтом Мэтью Арнольдом и английским философом Гербертом Спенсером, а также находился в переписке и был знаком с большинством президентов США, государственными деятелями и известными писателями.

Карнеги возвёл просторный бассейн в своём родном городе в Данфермлине в 1879 году. В следующем году Карнеги дал 40.000 долларов на создание там же бесплатной библиотеки. В 1884 году он пожертвовал 50.000 долларов медицинскому колледжу (ныне часть Нью-Йоркского университета Medical Center).

 
Приблизительно 1878 год.В 1881 году Карнеги вместе со своей семьёй отправился в поездку по Великобритании. Там его мать заложила основу будущей библиотеки в Шотландии.

В 1886 году младший брат Эндрю Карнеги, Томас умер в возрасте 43 лет. Это, однако не сказалось на успехе его бизнеса. Затем Эндрю пробует себя на писательском поприще. В 1889 году Карнеги опубликовал статью «Wealth» в июньском номере North American Review. Статья стала предметом многочисленных дискуссий. Карнеги утверждал, что жизнь богатого промышленника должна состоять из двух частей. Первая часть это сбор и накопление богатства. Вторая часть предназначается для последующего распределения этого богатства для доброжелательных целей. Благотворительность, по его словам, это ключ к достойной жизни.

В 1898 году Карнеги попытались организовать борьбу за независимость Филиппин. Соединенные Штаты купили Филиппины у Испании за 20 млн долларов США. Чтобы противостоять тому, что воспринималось как империализм со стороны Соединенных Штатов, Карнеги лично предложил 20 млн долларов США Филиппинам, чтобы они могли купить независимость у Соединенных Штатов. Однако, из этого ничего не вышло и последовала филиппино-американская война.

Предприниматель 1885—1900: Империя стали
Карнеги сделал своё состояние в сталелитейной промышленности, контролируя самые обширные металлургические операции в США. Одной из его двух великих инноваций было дешёвое и эффективное массовое производство стальных рельсов для железнодорожного транспорта. Второе заключалось в вертикальной интеграции всех поставщиков сырья. В конце 1880-х, Карнеги Стил Компани был крупнейшим производителем чугуна, стальных рельсов, и кокса в мире, потенциал для производства которых составлял около 2000 тонн металла в сутки. В 1888 году Карнеги купил своего конкурента Гомстедский металлургический комбинат.

К 1889 году, производство стали в США превысило производство стали в Великобритании, и Карнеги принадлежала большая его часть. Империя Карнеги включала в себя Металлургический завод им. Дж. Эдгара Томсона, Питтсбургский Бессемерский металлургический завод, Lucy Furnaces, Union Iron Mills, Union Mill (Wilson, Walker & County), Keystone Bridge Works, Hartman Steel Works, Frick Coke Company.

1901: U.S. Steel
Чарльз Шваб (помощник Эндрю Карнеги) за спиной своего босса договорился с Дж. Морганом о том, чтобы выкупить сталилетейную корпорацию у Карнеги. После того, как сделка была осуществлена, появилась новая корпорация Юнайтед Стейтс Стил и Карнеги ушёл на пенсию.

2 марта 1901 года прошли переговоры, на которых присутствовали Чарльз Шваб, Эндрю Карнеги, Джон Пирпонт Морган и другие, и была заключена сделка, что привело к образованию Юнайтед Стейтс Стил Корпорейшн (United States Steel Corporation). Карнеги потребовал за свой бизнес 400 млн долларов.

 
Уход на пенсию1901—1919:
Филантроп
Публичная библиотека Карнеги в ИллинойсеКарнеги провёл свои последние годы занимаясь благотворительностью. Он купил замок в Шотландии и жил частично в нём, частично в Нью-Йорке. Он посвятил свою жизнь тому, чтобы капитал служил общественным интересам, а также развитию образования. Он был ярым сторонником движения за реформы правописания в качестве средства содействия распространению английского языка. Среди его многочисленных благотворительных усилий, особо заметны создания публичных библиотек в Соединенных Штатах и в Великобритании.

 
Карнеги с виконтом Джеймсом БрайсомВ общей сложности Карнеги финансировал около 3000 библиотек, расположенных в 47 штатах США, а также в Канаде, Соединенном Королевстве, в Ирландии, Австралии, Новой Зеландии, Вест-Индии, и на Фиджи. Он также пожертвовал ; 50.000 для оказания помощи в создании университета в Бирмингеме в 1899 году. Он дал 2 млн долл. США в 1901 году, чтобы основать Технологический институт Карнеги в Питтсбурге и столько же в 1902 году чтобы основать Институт Карнеги в Вашингтоне.

Карнеги скончался 11 августа 1919 года в Ленноксе, штат Массачусетс от бронхиальной пневмонии, потратив $ 350 695 653 (около $ 104,3 млрд на 2005 год) своего богатства. Перед смертью Карнеги пожертвовал последние $ 30,000,000 благотворительным организациям, и пенсионерам. Он был похоронен на кладбище Сонная Лощина в Сонной Лощине, Нью-Йорк.

Цитаты и афоризмы
Личность неординарная, многогранная, проявляющая зачастую черты характера прямо противоречащие друг другу. Его изречения:

«Излишние богатства — это священное бремя, которое накладывает на своего обладателя долг распорядиться им в течение своей жизни так, чтобы эти богатства пошли на пользу обществу»

«Человек, который умирает богатым, умирает опозоренным»

и его же слова:

«Работа, — писал он позднее в одной из своих книг, — единственная собственность рабочего. И он имеет право за неё бороться.
Заповедь труда: не пожелай работы ближнего своего»

а также 12 часовой рабочий день, при 6 дневной рабочей неделе, постоянная борьба с профсоюзами, и т. п. действия, трудно увязываются между собой. Режим на его заводах был казарменным. Существовали недельные нормы для рабочих, за невыполнение которых их увольняли. Подчинённые Карнеги работали по 12 часов в день с одним выходным в неделю.

Заработал за свою жизнь — примерно 400 миллионов долларов (130 миллиардов в пересчёте на наши дни). Раздал за свою жизнь — 350 млн долларов, из которых 60 млн досталось Великобритании, 290 млн — США. Оставил в наследство — 25 миллионов. Его изречение на счёт наследства:

«Лучшим наследством для молодого человека является родиться в нищете»

«Основной целью должна быть помощь тем, кто будет помогать себе сам… Ни отдельные личности, ни народ не станут лучше благодаря милостыне»

Его изречение насчёт денег вообще:

«Собирание богатства — один из худших видов идолопоклонства. Ни один идол не является таким разрушительным, как поклонение деньгам».

Следующее знаменитое изречение ясно показывает его отношение к религии:

«Я не верю в Бога. Мой Бог — это патриотизм. Научите человека быть хорошим гражданином, и вы решите проблему жизни».

Спорные эпизоды биографии 1889:
Джонстаунское наводнение
Карнеги был одним из более чем 50 членов Клуба охоты и рыболовства Саус Форка, по вине которого произошло Джонстаунское наводнение, унесшее жизнь 2.209 человек. Клуб, организованный железнодорожными магнатами Западной Пенсильвании, в 1881 г. выкупил дамбу с прудом-накопителем первоначально принадлежавшую системе водных каналов, которая разорилась не выдержав конкуренции с железными дорогами. Так появилось частное озеро, предназначенное для летного отдыха членов клуба. Были выстроены гостевые дома и главное здание клуба. Высота дамбы была немного уменьшена, чтобы расширить проходящую по ней дорогу, в добавок к тому, предыдущий владелец перед продажей демонтировал чугунные сбросные устройства и продал их на металл.

31 мая 1889 года, после необычайно мощных ливневых дождей дамба 22-х метров высоты была размыта и 20 миллионов тонн воды затопили находящиеся ниже по долине города Саус Форк, Вудвейл и Джонстаун.

После наводнения члены клуба оказали существенную помощь в ликвидации последствий. Карнеги построил Джонстауну новую библиотеку, в которой в настоящее время расположен Музей наводнения. Выжившие жители предприняли попытку через суд обвинить клуб в ненадлежащей модификации дамбы и её содержании, и возложить убытки на членов клуба. Но неудачно.

1892: Хомстедская стачка
Стачка была вторым по величине в истории США трудовым спором с применением оружия. В 1892 заканчивалось трёхлетнее соглашение между профсоюзом и администрацией. Карнеги в это время уехал в Шотландию, на месте руководил его младший партнёр Генри Фрик. Было принято принципиальное решение о ликвидации профсоюза, созданы товарные запасы, вокруг предприятия начал строиться высокий забор с колючей проволокой. Сам Карнеги в публичных высказываниях занимал положительную позицию к профсоюзам.

На переговорах профсоюз, учитывая недавнее увеличение прибыли предприятия на 60%, запросил увеличение зарплаты. Фрик немедленно выдвинул встречное предложение о снижении зарплаты на 22% для половины рабочих, согласно плану администрации это должно было расколоть профсоюз. В ходе последующих переговоров окончательным условием администрации стало увеличение зарплаты до 30% или роспуск профсоюза. Это предложение профсоюзом не было принято и в день окончания предыдущего коллективного соглашения, 28 июня, Фрик объявил локаут. Завод был закрыт, были наняты тысячи штрейкбрехеров и агентство Пинкертона для их охраны. Забастовщики со своей стороны блокировали завод для предотвращения возобновления его работы.

6 июля, 300 прибывших по реке на баржах агентов Пинкертона из Нью-Йорка и Чикаго, были встречены вооруженными рабочими. В ходе завязавшейся перестрелки было убито девять забастовщиков и три агента, но агентам пришлось сдаться. Вмешательство губернатора, приславшего в помощь Фрику полицию штата и установившего военное положение, позволило возобновить производство и осенью стачка закончилась полным поражением профсоюза.

Философия Эндрю Карнеги
Шесть правил мотивации Эндрю Карнеги
Определите точное количество денег, которое вы хотели бы иметь. Недостаточно сказать: «Я хочу иметь много денег». Будьте точны и конкретны.
Честно скажите себе, чем вы готовы заплатить за желаемое богатство.
Наметьте срок, к которому будете обладать этими деньгами.
Составьте конкретный план действий для выполнения вашего желания и начинайте действовать немедленно, независимо от того, готовы вы реализовать его или нет.
Запишите всё обдуманное: количество денег, время, к которому хотите их иметь, чем вы готовы пожертвовать в обмен, план действий.
Каждый день перед отходом ко сну и утром после пробуждения с закрытыми глазами проговаривайте вслух с чувством, толком, расстановкой свои записи. Читая, представляйте, чувствуйте и верьте в то, что деньги уже ваши.

фото- Карнеги


ИЗ ВИКИПЕДИИ
............

2. Вандербильт, Корнелиус- Король дорог и пароходов
рррррррррррррррррррррррррррррр

Биография
Корнелиус Вандербильт родился 27 мая 1794 года на родовой ферме на Статен-Айленде. Он был 4-м ребёнком в семье Корнелиуса и Фебы Вандербильт (урождённой Хенд). Предки отца происходили из местечка Де Бильт в Утрехте, Нидерланды. Отец будущего миллионера был бедным фермером, и зарабатывал также как лодочник в Нью-Йоркском порту. Корнелиус Вандербильт-младший уже в 11 лет оставил школу и на собственном опыте начал изучение проливов и течений в районе Нью-Йорка. За месяц до 16-летия он объявил матери, что собирается уйти из дома и стать моряком. Мать понимала, что сыну просто нужно собственное судно, и потому сделала сыну деловое предложение: он вспашет и засеет на их ферме каменистый участок в 8 акров, после чего получит от неё взаймы 100 долларов на покупку судна. Так в 16 лет он стал владельцем небольшой баржи под названием «Быстроходная». Он перевозил пассажиров, беря с них по 18 центов. К концу года он отдал матери долг и внёс в семейный бюджет свыше тысячи долларов. Вскоре в его владении находилась уже целая флотилия из мелких судов.

Во время англо-американской войны 1812 года, он, несмотря на блокаду англичанами нью-йоркской гавани, перевозил по морю припасы для шести американских гарнизонов, расположенных на её берегах. 19 декабря, 1813, он женился на своей соседке и кузине Софии Джонсон(1795–1868), дочери его тети Элизабет Джонсон. Они переехали в пансионат на Брод-стрит на Манхэттене. У них с женой родилось 13 детей, один из которых умер во младенчистве. В добавок к своему предприятию по перевозке, Вандербильт купил Шхуну Шарлотта, принадлежавшую его сводному брату и занялся торговлей продуктами питания и другими товарами. Когда Вандербильту исполнилось 22 года, он был владельцем уже нескольких судов и ему удалось скопить 9000 долларов

В 1818 году Корнелиус Вандербильт, назначив управляющего для своей транспортной линии, становится управляющим пароходной линией у Томмаса Гиббонса, плантатора из Джорджии. В то время Гиббонс сражался с монополией на пароходные перевозки в водах Нью-Йорка, выданной Нью-Йоркским муниципалитетом влиятельному предпринимателю Роберту Ливингстону и инженеру Роберту Фултону. Хотя оба они к тому времени были мертвы, монополлия принадлежала потомкам Ливингстона, которые предоставили лицензию на перевозки между Нью-Йорком и Нью-Джерси Аарону Огдену. Гиббонс преследовал также и личные мотивы, желая разорить Огдена. Для того чтобы осуществить свой замысел он срезал цены и подал иск в Верховный суд США надеясь опрокинуть монополию.

Работая на Гиббонса, Вандербильт научился управлять большим и сложным бизнесом. Он переехал в Нью-Брансуик в штате Нью-Джерси - пароходную станцию на линии Гиббонса, между Нью-Йорком и Филадельфией, где его жена, София держала очень прибыльную гостиницу. Вандербильт также быстро учился юриспруденции, представляя Гиббонса на встречах с юристами. Он нанял Дэниэла Уэбстера, известного в то время юриста, для защиты своего собственного иска против монополии Ливингстонов, которое рассматривалось сразу после дела Гиббонса. Хотя суд так не стал его слушать, так как вынес решение о том, что власти определенного штата не имеют права препятствовать торговли между штатами(в данном случае выдавать монопольные права). Это дело до сих пор играет важную роль в становлении законодательства в США.

Пароходы
После смерти Томаса Гиббонса в 1826, Вандербильт работал на его сына, Уильяма до 1829. Хотя он всегда вел дела собственной линии, теперь он работал исключительно на себя. Шаг за шагом он открывал линии между Нью-Йорком и окружающими регионами. Сперва он взял на себя линию Гиббонса в Нью-Джерси, потом переключился на запад затоки Лонг-Айленд.

В 1831, он взял на себя транспортную линию в Пикскил, Нью-Йорк принадлежавшую его брату, Джейкобу. В том году он столкнулся с конкуренцией Дэниеля Дрю, который заставил Вандербильта выкупить его дело. Впечатленный этим, Вандербильт и Дрю стали тайными партнёрами на следующие 30 лет, так как оба решили что конкурентная борьба между ними бесполезна.

8 Ноября, 1833 Вандербильт чуть не погиб в железнодорожной аварии на пути из Кэмдена в Амбой. Также пассажиром поезда был экс-президент США Джон Куинси Адамс. В 1834, Вандербильт боролся с пароходной монополией между Нью-Йорком и Олбани. Используя название "The People's Line" для своей кампании он пытался ассоциировать его с пришедшими к власти демократами во главе с Эндрю Джексоном. К концу года монополия выплатила крупную сумму как выкуп и он переключил свои операции на пролив Лонг-Айленд.

В 30х годах XIX века США переживали первую волну индустриальной революции. В огромных количествах открывались первые текстильные фабрики в Новой Англии. Многие первые железные дороги в США строились между Бостоном и затокой Лонг-Айленд с целью соединить с пароходными линиями, ведущими в Нью-Йорк. К концу десятилетия, Вандербильт преобладал в пароходном бизнесе в затоке. И начал перехватывать управление близлежащими железными дорогами. В 1840 он решил захватить железную дорогу "Стонингтон" соединявшую Нью-Йорк с Бостоном. Снижая цены на конкурирующих дорогах, Вандербильт вызвал тревогу на бирже, которая привела к падению цен на акции "Стонингтон" и в 1847 стал президентом этой железной дороги, первой из многих, над которыми он позже получит контроль.

На протяжении следующих лет, Вандербильт также вел и другие дела. В частности, он завладел многими обьектами недвижимости в Нью-Йорке и Статен-Айленде и захватил Статен-Айленд Ферри в 1838. Именно в 1830-х он получил прозвище "Командор" - высшее воинское звание во Флота США. Прозвище для видного деятеля пароходного бизнеса прицепилось к Вандербильту до конца 1840-х.

Межконтинентальные перевозки
Когда в 1849 началась Золотая лихорадка в Калифорнии, Вандербильт переключился с регионального пароходства на межконтинентальные перевозки. Многие мигранты, направлявшиеся в Калифорнию, и почти все золото, направленное на восточное побережье США, отправлялось пароходом в Панаму, где следовало преодолеть перевал. (Позже была основана Панамская железная дорога для создания более комфортных условий). Вандербильт предложил идею создания канала через Никарагуа, так как эта страна была ближе к США.

Вандербильт предложил идею создания канала, проходящего через Никарагуа и реку Сан-Хуан. Но ему не удалось привлечь достаточно средств для строительства канала и он проложил пароходный маршрут в Никарагуа и основал компанию по перевозке пассажиров. Маршрут пролегал на пароходе по озеру и реке железнодорожным путем, длинной 12 миль между портом Сан-Хуан-дель-Сур в Тихом Океане и Вирджин-бэй на озере Никарагуа.

В 1852 разногласия с Джозефом Уайтом, партнером Вандербильта по бизнесу, привела к конфликту, в результате которого, Вандербильт заставил руководство компании выкупить его корабли по огромной цене. В начале 1853 он вместе с семьей отправился в тур по Европе на яхте "Северная звезда". Пока он отсутствовал, Уайт сговорился с Чарльзом Морганом, бывшим союзником Вандербильта с целью заморозить выплату денег от компании.

Когда Вандербильт возвратился, в ответ, он проложил пароходную линию в Калифорнию и стал снижать цены, пока Морган и Уайт не выкупили его. После он решил заняться перевозками через Атлантику, конкурируя с "Collins Line", которую возглавлял Эдвард Коллинс. В конце концов, стараниями Вандербильта, Коллинс обанкротился. В 50-х годах он также получил контроль над многими судоходствами и "Allaire Iron Works", главным производителем судовых паровых двигателей в Нью-Йорке.

В ноябре 1855 Вандербильт решил вернуть утраченный контроль над основанной им компанией в Никарагуа.В том же году авантюрист Уильям Уокер захватил власть в Никарагуа. Эдмунд Рандольф, близкий друг Уокера, принудил Корнелиуса Гаррисона - агента компании Вандербильта в Сан-Франциско противостоять ему. Рандольф убедил Уокера обьявить существование компании незаконным и передать ему все активы компании и права на перевозки. Рандольф позже продал их Гаррисону. Гаррисон вовлек в операцию Чарльза Моргана в Нью-Йорке. Все эти действие были неизвестны ни широкой публике, ни Ваденбильту, как раз вставшему у руководства компанией. После известия об этом он попытался убедить правительства США и Великобритании помочь ему вернуть компании ее права и собственность, но получил отказ.

Тогда он пошел на переговоры с правительствами Коста-Рики и других стран, которые объявили Уокеру войну. Вандербильт отправил человека в Коста-Рику, организовавшего рейд, целью которого было захватить пароходы, стоявшие на реке Сан-Хуан, отрезав Уокера от подкрепления со стороны США. Уокер был вынужден сдаться и был депортирован из страны офицером Военно-морского флота США. Но новое правительство Никарагуа отказало Вандербильту возобновить перевозки, так что он создал пароходную линию в Панаму, в итоге став монополистом в перевозке грузов и пассажиров из Калифорнии.

Гражданская война
 Когда началась Гражданская война в 1861, Вандербильт попытался предоставить его самый большой корабль, "Вандербильт" флоту США. Секретарь флота, Гидео Уэлс отказался, считая эту операцию слишком дорогой, надеясь что война окажется короткой. У Вандербильта не было другого выбора кроме как сдать корабль в аренду Военному Департаменту по цене, установленной брокерами. Когда броненосец конфедератов Вирджиния (известный на севере также как Мерримак) прорвал блокаду северян в Хэмптон Роадс, штат Вирджиния, военный секретарь, Эдвин Стэнтон и президент Абраам Линкольн позвали Вандербильта на помощь. В этот раз он успешно предоставил корабль, вооружив его тараном и отборными офицерами. Это помогло сдерживать Вирджинию, после чего Вандербильт превратил его в крейсер для охоты на пиратский корабль "Алабама", капитаном которого был Рафаэль Семмерс. Вандербильт также оборудовал крупную экспедицию в Нью-Орлеан. Но он потерял своего младшего и любимого сына и наследника Джорджа Вашингтона Вандербильта, который окончив Военную Академию США тяжело заболел и умер так и не увидев битвы.

Конец жизни
К середине 1850-х он стал крупнейшим судовладельцем США. В 1853 году имея 11 миллионов в банке, Вандербильт решил отдохнуть. Он построил 80-метровую яхту «Северная звезда», стоимостью полмиллиона долларов. Это была первая такого класса частная яхта — с обитой бархатом мебелью, с десятью салонами и столовой, отделанной мрамором. Со всей семьёй и в компании друзей он совершил круиз вокруг Европы. Когда яхта проходила мимо маленькой фермы на Статен-Айленде, Вандербильт приказал дать военный салют в честь его 86-летней матери. Возвратившись из путешествия, Вандербильт обнаружил, что его агенты, которым он поручил управлять перевозками через Никарагуа, ведут двойную игру и пытаются взять предприятие в свои руки. Взбешенный Вандербильт написал короткое письмо:

 Джентльмены, вы попытались меня надуть. Я не буду преследовать вас по суду, потому что это слишком долгое дело. Я вас просто раздавлю. Искренне ваш, К. Вандербильт. 

Он создал альтернативный маршрут через Панаму и очень сильно снизил цены. Соперники капитулировали через год. Более того, через год все остальные компании-конкуренты, не выдержав войну цен, согласились выплатить 40 000 долларов за отказ от никарагуанского маршрута.

В 1873 году он открывает железнодорожное сообщение между Нью-Йорком и Чикаго. В том же году Вандербильт жертвует 1 миллион долларов на основание университета в городе Нашвилл (Вандербильт-университет). Сегодня этот университет относится к наиболее престижным высшим учебным заведениям США.

Наряду с Эндрю Карнеги, Джоном Д. Рокфеллером и Джоном П. Морганом, Корнелиус Вандербильт являлся крупнейшим предпринимателем США II-й половины XIX века. В результате удачных биржевых спекуляций он ещё более увеличил своё состояние. Так, к концу жизни Корнелиус Вандербильт обладал более чем 100 миллионами долларов, что в покупательском эквиваленте на 2008 год составляет 143 миллиарда долларов. Современники называли Корнелиуса Вандербильта «Железнодорожным королём» (Railroad King) и «коммандором» (commodore). По политическим убеждениям Корнелиус Вандербильт был республиканцем.

ИЗ ВИКИПЕДИИ
ПППППППППППППППППППППП

3. Рокфеллер, Джон Дэвисон- Нефтяной король
..................................................
Джон Дэ;висон Рокфе;ллер(1839- 1937) —
американский предприниматель, филантроп, первый долларовый миллиардер в истории человечества.

В 1870 году он основал компанию Standard Oil и управлял ею до своего официального выхода на пенсию в 1897 году.[4] Standard Oil была основана в штате Огайо как партнерство Джона Рокфеллера, его брата Вильяма Рокфеллера, Генри Флагера, Джабеза Боствика, химика Сэмьюэла Эндрюса и одного неголосующего партнера, Стефана Харкенса. Поскольку спрос на керосин и бензин резко вырос, богатство Рокфеллеров также возросло, и он стал самым богатым человеком в мире в своё время, его состояние на момент смерти составляло $1,4 млрд (номинал 1937 года) или 1,54 % ВВП США. С учётом инфляции The New York Times оценивает его богатство около $192 миллиарда в эквиваленте 2006 года.[10]

Рокфеллер был одним из филантропов США, основателем Фонда Рокфеллера, жертвовавшим большие суммы на медицинские исследования, образование, в частности, на борьбу с жёлтой лихорадкой. Он также основал Чикагский и Рокфеллеровский университет. Рокфеллер был верующим баптистом и жертвовал часть своих доходов на поддержку церковных заведений в течение всей жизни. Отмечался как трудолюбивый, целеустремлённый и набожный христианин, за что партнёры называли его «Дьяконом». Он всегда проповедовал здоровый образ жизни и полный отказ от алкоголя и табакокурения.[11] Имел четырёх дочерей и одного сына, который и унаследовал в управление Фонд Рокфеллера.


Биография
Ранние годы
Рокфеллер был вторым ребёнком из шести детей в семье протестантов Уильяма Эвери Рокфеллера (1810 — 1906) и Элизы Дэвисон (1813 — 1889)
Родился он в городе Ричфорд, штат Нью-Йорк. Его отец был сначала лесорубом, а потом странствующим торговцем, называвшим себя «ботаническим доктором» и продававшим различные эликсиры и редко бывавшим дома[14]. По воспоминаниям соседей, отца Джона считали странным человеком, старающимся уклониться от тяжёлого физического труда, хотя и имеющим хорошее чувство юмора. По натуре Уильям был рисковым человеком, что помогло ему нарастить тот небольшой капитал, который позволил ему купить земельный участок за $3100. Однако склонность к риску соседствовала с предусмотрительностью, поэтому часть капиталов была вложена в различные предприятия. Элиза, мать Джона, держала на себе хозяйство, была очень набожной баптисткой, и часто бедствовала, поскольку муж постоянно отсутствовал на продолжительные периоды времени и ей постоянно приходилось экономить на всём[15]. Она старалась не обращать внимание на сообщения о странностях и супружеских изменах мужа[16].

Джон Рокфеллер вспоминал, что отец с ранних лет рассказывал ему о предприятиях, в которых участвовал, объяснял принципы ведения дел, он писал об отце: «Он часто торговался со мной и покупал у меня различные услуги. Он научил меня, как нужно покупать и продавать. Мой отец просто „натаскивал“ меня на обогащение!»

Когда Джону исполнилось семь лет, он начал выкармливать на продажу индюшек, подрабатывал, копая для соседей картофель. Все результаты коммерческой деятельности он фиксировал в своей маленькой книжечке. Все заработанные деньги он вкладывал в фарфоровую копилку, и уже в 13 лет ссудил знакомому фермеру $50 из расчета 7,5 % годовых. Отцовское воспитание продолжала мать, у которой он научился трудолюбию и дисциплинированности. Так как семья была большая, а предприятия Уильяма Рокфеллера не всегда заканчивались удачно, ей часто приходилось экономить.

В 13 лет Джон пошёл в школу в городе Ричфорд. В автобиографии он писал, что учиться ему было трудно и для выполнения уроков приходилось усердно заниматься. Рокфеллер успешно окончил школу и поступил в колледж Кливленда, где преподавали бухгалтерию и основы коммерции, но вскоре пришёл к выводу, что трёхмесячные бухгалтерские курсы и жажда деятельности принесут намного больше, чем годы обучения в колледже, поэтому оставляет его.

Карьера
Джон Рокфеллер в 1875 году
В 1853 году семья Рокфеллеров перебралась в Кливленд. Так как Джон Рокфеллер был одним из старших детей в семье, то уже в возрасте 16 лет он отправился искать работу. К тому времени он уже достаточно неплохо знал математику, и закончил трёхмесячные курсы по бухгалтерии в Кливленде. После шести недель поисков он был взят ассистентом бухгалтера в небольшую компанию Hewitt & Tuttle, занимавшуюся недвижимостью и морскими перевозками, вскоре он дослужился до должности бухгалтера. Он быстро смог зарекомендовать себя как грамотный профессионал, и как только управляющий компании Hewitt & Tuttle покинул свой пост, на его место сразу же назначили Рокфеллера. При этом жалованье установили в $600 долларов, в то время как его предшественник получал $2000, из-за этого Рокфеллер покинул компанию, и это была его единственная в биографии работа по найму.

Как раз в это время английский предприниматель Джон Моррис Кларк искал компаньона с капиталом в $2000 для создания совместного дела. На тот момент у Рокфеллера было скоплено $800, недостающую сумму он занимает у отца под 10 % годовых, и 27 апреля 1857 года становится младшим партнёром компании «Кларк и Рочестер», компания торговала сеном, зерном, мясом и другими товарами. В эти годы южные штаты объявили о выходе из Союза и началась гражданская война, у федеральных властей появилась потребность в снабжении большой армии, и для выполнения крупномасштабных заказов по продовольственному снабжению стартового капитала в $4000 не хватало, компании необходим был кредит. Несмотря на то что фирма была молодая, Рокфеллеру удалось своей искренностью произвести положительное впечатление на директора банка, и тот согласился предоставить компании кредит.

В 1864 году Рокфеллер женился на учительнице Лоре Селестине Спелман, с которой познакомился ещё будучи студентом. Будучи набожной, вместе с тем обладала практическим складом ума, Рокфеллер отмечал: «Без её советов я бы так и остался бедняком».

В конце 1850-х — начале 1860-х годов получили распространение керосиновые лампы и повысился спрос на сырьё для керосина — нефть. В это время Рокфеллер знакомится с химиком Самуэлем Эндрюсом, который занимался вопросами переработки нефти и был убеждён в перспективности керосина как средства для освещения. Рокфеллера же заинтересовало сообщение о месторождении нефти, обнаруженном Эдвином Дрейком в 1859 году. Общие интересы сплотили Эндрюса и Рокфеллера и они на паритетных началах с компанией Кларка основали новую компанию по обработке нефти «Эндрюс и Кларк». Партнёры заложили в Кливленде нефтеперерабатывающий завод «Флэтс». Транспортировали нефть и готовую продукцию по железной дороге.[17]

Компания Standard Oil была создана в 1870 году. Рокфеллер занялся поисками нефти. В начале своей деятельности будущий миллиардер заметил, что весь нефтяной бизнес представляет собой какую-то сумбурную машину. Он понимал, что, только наведя порядок в работе, можно будет думать о каком-то коммерческом успехе. Этим он и занялся с партнёром. Для начала был создан устав фирмы. Для того чтобы мотивировать сотрудников Рокфеллер на первых порах решил отказаться от заработной платы, премируя их акциями. Он считал, что благодаря этому они будут активнее работать, ведь будут считать себя частью компании. Да и их конечный доход будет зависеть от успешности бизнеса.

Бизнес стал приносить доходы, а Рокфеллер стал постепенно скупать другие нефтяные фирмы. По одному, небольшие предприятия, которые не могли стоить слишком дорого. Такая стратегия не нравилась многим американцам. Рокфеллер договаривался с железнодорожными компаниями о регулировании транспортных цен, таким образом Standard Oil получила более низкие цены, чем у конкурентов: за перевозку бочки нефти она платила 10 центов, тогда как конкуренты — 35 центов, причем с разницы в 25 центов с каждой бочки компания Рокфеллера также получала доход. Конкуренты не могли ему противостоять, Рокфеллер поставил их перед выбором: объединение с ним, либо разорение. Большинство из них предпочло войти в состав Standard Oil в обмен на долю акций.

 
Уже к 1880 году, благодаря многочисленным мелким и средним слияниям в руках Рокфеллера оказалось 95 % нефтедобычи Америки. Став монополистом, Standard Oil подняла цены и стала крупнейшей компанией в мире того времени. Через 10 лет закон Шермана против монополий потребовал разделить Standard Oil, Рокфеллер раздробил бизнес на 34 мелких компании и во всех из них сохранил контрольный пакет и при этом нарастил капиталы. Практически все крупные американские нефтяные компании произошли именно от Standard Oil, в их числе Mobil, Exxon, Chevron.

Standard Oil приносила Рокфеллеру $3 млн ежегодно, он владел шестнадцатью железнодорожными и шестью сталелитейными компаниями, девятью фирмами, торгующими недвижимостью, шестью пароходствами, девятью банками и тремя апельсиновыми рощами.

Имя Рокфеллера стало символом богатства. Рокфеллер жил с большим комфортом, но не выставлял своих богатств напоказ, как другие миллионеры с нью-йоркской 5-й авеню. У него была вилла и земельный участок в 700 акров (283 га) на окраине Кливленда, а также дома в штатах Нью-Йорк, Флорида и личная площадка для игры в гольф в Нью-Джерси. Но больше всего он любил виллу «Покантико хиллз» неподалёку от Нью-Йоркa.

В 1935 году, когда Рокфеллеру исполнилось 96 лет, страховая компания прислала ему чек на $5 млн, это был первый случай за всю историю фирмы — по статистике до такого возраста доживает только один человек из ста тысяч
Рокфеллер хотел дожить до ста лет, но три года не дожил — 23 мая 1937 года он умер от сердечного приступа в возрасте 97 лет.

Благотворительная деятельность
Рокфеллер считал себя бизнесменом-христианином, с детских лет перечислял 10 % своих доходов Баптистской церкви. В 1905 году эта доля составила $100 млн.

Начиная с 1897 года Рокфеллер постепенно передаёт функции управления Standard Oil партнёрам, а сам всё более занимается благотворительностью. Благодаря ему в 1892 году был основан Чикагский университет, в 1901 году — Медицинский институт имени Рокфеллера (позднее Университет имени Рокфеллера), годом позже — Всеобщий образовательный совет и в 1913 году — Фонд Рокфеллера.

Под конец жизни Рокфеллер раздал до полумиллиарда долларов, и всё же его единственный сын Джон Рокфеллер-младший унаследовал $460 млн. Он также потратил около половины миллиарда на благотворительность, а кроме того дал деньги на строительство Центра Рокфеллера для индустрии связи в Нью-Йорке и пожертвовал $9 млн на строительство здания ООН (именно благодаря его помощи штаб-квартира ООН была построена в Нью-Йорке, а не в каком-либо другом городе мира). При всём этом шестерым детям он оставил $240 млн. Рокфеллер-младший построил также знаменитый небоскрёб Эмпайр-стейт-билдинг. Будучи набожным человеком Рокфеллер пожертвовал часть своего состояния на церковь, особенно на нужды общины Северных Баптистов, членом которой он был.

Именем Рокфеллера, финансировавшего американскую экспедицию под начальством Ричарда Бэрда, названо открытое в 1934 году плато Рокфеллер (англ. Rockefeller Plateau) в западной части Земли Мэри Бэрд (Западная Антарктида).

В честь Рокфеллера также назван астероид (904) Рокфеллия, открытый в 1918 году.

По состоянию на 2000-е годы Джон Рокфеллер считается самым богатым человеком за всю историю, журнал Forbes оценивал его состояние в пересчёте на эквивалент 2007 года в $318 млрд, тогда как самое большое состояние того времени - Билла Гейтса - составило около $50 млрд.

Семья]
Пятеро внуков Джона Рокфеллера-старшего продолжили традицию филантропии и участия в политике. Самым известным из них был Нельсон Рокфеллер, вице-президент США в 1974—1977 годах. Младший сын Джона Рокфеллера-младшего, Дэвид Рокфеллер, был главой «Манхэттен банка» в 1969—1980 годах.


Рецензии