Глава 39. 1931 год. Сговор с Марусей

Новый 1931 год мы справляли скромно. На первое - щи из конины, на второе - тушёная конина с картошкой. Отец находил возможность покупать конину для еды, т.к. крестьяне перед наступающей коллективизацией продавали даже молодых жеребят. Мы конину ели, не чувствуя отвращения, как некоторые. Мать умела готовить её и мы ели как говядину. Я всегда брал с собой на работу, там разогревал на плите.

После нового года собрались у нас на день моего рождения. Присутствовал дядя Терентий с тётей Катей. В разговорах о службе в пожарной части дядя позавидовал, что паёк и обмундирование дают хорошие. И он не отказался бы от такой работы. В команде люди требовались и я обещал попросить начальство об его устройстве в нашу часть. Получив при следующем дежурстве добро, дядя Терентий оформился на работу рядовым пожарным. Состав пожарной команды в основном состоял из крестьян, приезжающих на дежурство, или пристроившихся к городской жизни отслуживших в армии.

Жили мы с его семьёй рядом на втором этаже. Нас разделяла только оклеенная в несколько слоёв обоев деревянная стенка. У него семья состояла из жены Екатерины Ивановны, сына Лёни, дочери Нины дошкольного возраста. Лёня потом погиб. Он попал под поезд у станции Лыкошкино.

Февраль месяц был настолько холодным и снежным, что идя в Медведево на работу, я на зло вьюге, залепляющей глаза, сочинял стихи (которые не сохранились). Борьба с природой в них была написана так же зло, как и сама вьюга.

Между делами в свободное время я писал Марусе письма. Она мне тоже отвечала. По случаю холодной и плохой погоды Алексей Алексеич домой не ездил, а приходил ночевать к нам. Знал ли он тогда о нашей с Марусей помолвке? Об этом он ещё не сказал ни слова. Я всё-таки думаю, что у неё был разговор с родителями.

В один из морозных дней приезжает к отцу Маруся. Меня дома не было. Она сказала моей Матери, что привезла отцу новые шерстяные носки, а его ещё не было, не пришел с работы. Мама предложила посидеть и подождать, но Маруся, стесняясь, не захотела сидеть. Сказала, что пойдёт к знакомой девушке Ольге. Оказалось, что это та же Ольга, которую предлагал мне Отец для знакомства.

Не успела от нас уйти Маруся, как я вернулся от товарищей. Мама мне говорит:
- Из Хмельников приехала Маруся к отцу и привезла ему шерстяные носки.
- И что же, она уехала?
- Не уехала, еще придет! А ушла к подруге Ольге.

Я, как был в костюме, не одевая пальто, убежал на поиски её. У Ольги дома девушек не было. Сказали, что барышни пошли гулять. Не чувствуя холода, чуть ли не бегом вышел на городскую площадь и увидел их у кино. Билетов не достали и ждут свободных с рук.

Любезно поздоровавшись, пригласил их погулять по улице. Они согласились.
- Вам не холодно, молодой человек? - спросила Ольга. - Ведь мороз, простудитесь.
- Мороз не велик - стоять не велит. Будем двигаться!
Видя мою навязчивость, Ольга сказала, что её мать просила быстро вернуться. Пригласив Марусю ночевать к себе, Ольга ушла. Мы остались вдвоём. Слово за слово - разговоров набралось много. От мороза у меня начинают лихорадить коленки. Мороз забирается под пиджак, а сознаться не хочется. Терплю. Она говорит мне:
- Ведь ты замёрз! Пойдем, я тебя провожу до дому и узнаю, не пришёл ли папа.

Наши папы оба дома, собирались пить чай. мама пригласила к чаю Марусю. Та долго отговаривалась, но Алексеич показав глазами, заставил дочь сесть за стол. У Матери были испечены картофельные кокорки. Она самую румяную подала Марусе.

После чая оделись и пошли к Ольге. Дорогой я Марусю спрашиваю:
- Скажи пожалуйста, дорогая, ты разговаривала с родителями о нашем сговоре?
- С отцом ещё не говорила. С матерью - да.
- Думаешь, отец согласится?
- Мама сказала: как отец своё слово скажет, так и я.
- В таком случае, я поговорю с ним. А он сам сообщит вам дома своё мнение.
- Ваня, приезжай к нам! Только с гармошкой, на вечеринке погуляем... Я хочу тебе сказать, почему я дала согласие выйти за тебя замуж. На святках я загадала, положив под подушку мочалку. С приговором: "Суженый-ряженый, приходи мне спинку потереть! За матицу не заходи!". И вот мне снится... Входит в избу солдат. Высокий в длинной шинели и улыбается. Сначала показался не знакомый, но по улыбке признала тебя. Вот, думаю, моя судьба! Это же мой жених! В такой военной форме ты был у нас недавно.
- Значит ты свою судьбу нашла? Вот и отлично! Я думаю, что и я нашёл свою невесту...
Проводив Марусю на поезд рано утром, попрощались до скорого свидания.

К концу февраля погода немного потеплела... В субботний день, сговорившись с Алексеем Алексеичем, поехали в Хмельники. Дорогой я его спросил:
- Алексей Алексеич, знаете ли вы, что я и Маруся сговорились жениться? Она всё не решается спросить вашего согласия. Матери сказала, та ответила, что не против; как отец скажет - так и будет.
- Иван Григорьич, я в тайне давно согласен. Знаю, что рано или поздно обратитесь ко мне. Я еще до первой поездки в деревню решил про тебя: "Вот, моей Маруське - чем не жених?". Потому-то под предлогом поохотиться пригласил к нам. Думаю, посмотрят друг на друга, поговорят, сходят на вечеринку...
- Ну, дорогой Алексей Алексеич! Вы большой груз сняли с моих плеч! Большое спасибо!
- О времени свадьбы договоритесь с Марусей...

Через неделю, уже не спрашивая согласия у Алексея Алексеича на поездку в Хмельники, я в субботу утренним поездом доехал до Мсты. Погода была солнечная с лёгким морозиком. Как было обещано Марусе, я взял с собой гармонь.

Не спеша прошел через Холщебинку и не застывший брод через реку Мсту, дошел до Хмельников в то время, когда в каждом доме, как по сигналу, топились печи, а дым, курчавясь от холодного воздуха, поднимался столбом к небу, обещая хорошую погоду. Подходя к дому, вижу Маруся достаёт воду из колодца, стоя ко мне спиной. Я потихоньку подкрался к ней и обнял за плечи. Маруся вскрикнула и чуть было не уронила ведро в колодец.
- Что ещё выдумал! Дурень бесноватый! - оглянулась, узнала, что это не Петя, а я - улыбнулась.
- Как ты меня напугал! Я чуть с ума не сошла!
- Здравствуй, дорогая, и извини за необдуманную игру.
- Раненько ты пришёл. Я не ожидала... Пошли домой! Маме вода нужна.
Я взял одно ведро в левую руку, правая была занята небольшим узелком с едой.

Мать что-то напекла. В избе полный порядок, все постели прибраны, чисто намыт пол. На столе уже повизгивает горячий самовар.
- Здравствуйте, Екатерина Васильевна! Что не ждали?
- Ждать-то - ждали, только вчера вечером... Долго не ложились спать.
- Где же ваше семейство?
- Петька с Серёгой на дворе, ухаживают за скотом. А Валечка - вон, за занавеской, картошку чистит. Раздевайтесь да проходите на лавку.
- Алексей что заболел?
- Нет, здоров. Но у него небольшая работёнка... Он приедет с вечерним поездом.

Маруся, сняв пальто и валенки, вышла в другую избу за чем-то, а вернувшись села рядом.
- Ваня, в шинели холодно? Всё-таки морозит.
- Нет... У меня тёплая рубашка да гимнастёрка. Тёплые перчатки. Руки-то мои холода очень боятся. Они были обморожены...
- Как это тебе удалось их спасти? - спросила Екатерина Васильевна.
- Дело было в 1924 году в день смерти Ленина. Я в компании своих парней и мужиков был послан, можно сказать мобилизован, возить из лесу дрова на станцию Березайка... (см. главу 22)
- Трудовую повинность вы тоже работали? - спросил Сергей.
- А как же! Мы всю осень в дождь, слякоть, в заморозки ходили пилить дрова в лесу за 11 километров. Засветло должны были выполнить норму. Ходили я, Отец и брат Яков. Как было трудно - это ведь и вам известно. Наверное, ходили тоже на лесозаготовки?
- Ходили. Папа, Пётр, Сергей и я, - сказала Маруся. - Не только в лес, но и, когда река поломает лёд, ходили дрова бросать в реку. Иногда приходилось лезть в холодную воду по пояс, чтобы растолкать дровяной затор.
- Да, досталось всем крестьянам поработать. Ничего не поделаешь. Городам нужны были дрова, - сказала Екатерина Васильевна.

Вечером Маруся пригласила пойти погулять. Мы вышли с ней на дорогу. Она спросила меня:
- Скажи, пожалуйста, разве вы тот маленький домик, в котором я была, продали?
- Да, дорогая! У нас теперь прекрасный двухэтажный дом на Кривом переулке. Я - домовладелец, купчая сделана на мою фамилию. В доме четыре квартиры. В правой половине внизу живут родители с Павликом, а наверху - я. Мы с тобой заживём по-буржуйски. Прихожая, спальня и комната. Вторую половину наверху занимает семья дяди Терентия, а внизу - Смирнов, рабочий с ж/д.
- Мне даже не верится, что из такой избушки вы переехали в такой дом... Ведь за это надо много денег?
- Наша половина дома обошлась в 500 руб., т.к. весь дом стоил 1000 руб. За маленький домик мы получили 300 руб. Ну, а из экономии зарплаты 200 рублей - не так уж разорительно.
- Ладно, Ваня, о домах, житье-бытье ещё поговорим потом. Сейчас зайдём за гармонью - да на вечеринку... Молодёжь уже собирается.

Мы так и сделали. Валечке тоже хотелось сходить посмотреть как веселится молодёжь. Она выбежала раньше нас, приплясывая по снегу в ботиночках, и дразнилась, высовывая язык.
- Жених и невеста! Жених и невеста!
- Валя, перестань обезьяниться! Чего придумала? С чего ты сдурела? Я вот маме скажу про твою дурость... - стала ругать Маруся.

В дом мы вошли вдвоём, а Валентинка осталась на улице, встретив ровесницу.
- О-о-о! Девчата! Смотрите, кто к нам идёт! Вот хорошо Манька придумала! Ай- да молодец!
Все девчонки потеснились и нам предоставили место в переднем углу под образами.
- Манечка, милая, неужели правда, что ты выходишь замуж?
- Откуда вы взяли такое? Если отцы наши работают вместе, дружат, так почему мы не можем дружить и кое-когда встречаться?...

Ребята, собравшись в кучку и покуривая, сделали такое заявление:
- Пусть молодой человек учтёт: мы Маруську дёшево не продадим! Пусть готовит выкуп!
Петя брат вышел из группы и грозно сказал ребятам:
- Кому нужен выкуп? Тебе, Болтушев, что ли? Или тебе, Чуркин? Выкупы, хотите всем вместе или по одиночке, буду давать я! А мои кулаки вы хорошо знаете! Было дело, пробовали? Лучше становитесь на кадриль или пусть повеселятся девчата.
Парни все примолкли и разошлись по сторонам, шушукаясь.
- Маруся, пусть Ваня сыграет наши тверские, а мы попоём.
Взявшись за ремень и сняв с плеча гармонь, я заиграл под частушки. Девчонки сначала несмело, а потом дружнее запели. Пели, пели... Ребята закричали:
- Девчонки, хватит вам! Ваши женихи, может, рядом с вами. Давайте лучше танцевать! Гармонист, а ну-ка сыграй нам весёлую полечку!
Я заиграл, и вдруг из стоявших и сидящих быстро образовались пары, завертелись в вихре танца.
- Молодой человек, разрешите пригласить вашу даму на танец? - подошёл незнакомый молодой парень, ростом с меня, немного рыжеватый.
Я в знак согласия кивнул головой. Маруся пошла танцевать. За полькой танцевали кадриль, вальс "Амурские волны" и последнюю "русскую". На эту музыку тоже нашлись желающие, выбегая на середину избы с притопыванием чечётки сапогами.

Вернулись домой далеко за полночь и, кто где спал раньше, так и сегодня улеглись.


Рецензии