Глава 41. Наша свадьба

Фото 1931 г. Стоят, слева направо:
1) Анастасия Васильевна, жена Васи
2) Василий Павлович, сын дяди Павла
3) Тетя Паша, дальняя родственница
4) Павел Давыдович, отец Антонины и Васи
5) Антонина Павловна, двоюродная сестра мне
6) Григорий Иванович, Отец
7) Мария Алексеевна, жена
8) Я - Иван Григорьев

Сидят, справа налево:
9) Иван Михайлович, двоюродный дядя
10) Терентий Иванович, дядя, брат Отца
11) Лёня, сын дяди Терентия
12) Екатерина Ивановна, жена дяди Терентия
13) Маленькая Люся на руках у мамы
Сидят внизу, справа налево:
14) Нина, дочь дяди Терентия
15) Зина, дочь Антонины Павловны


Утром 14 мая приехала теща с Валечкой, привезла корзинку яиц, бидончик молока и большой деревенский ржаной хлеб. Был устроен небольшой завтрак.

Одевшись в хорошую одежду, мы с Марусей пошли в Бологовский ЗАГС на регистрацию брака. В ЗАГСе, кроме нас, не было других пар, поэтому мы быстро зарегистрировали свой брак, заплатив 2 рубля.

Дома уже был приготовлен торжественный чай с сахарином и самодельной тушёнкой из жеребятины. На столе стояла бутылка водки и чайные стаканы (стопок в доме не было). На пороге дома нас стали все поздравлять, целовать. в квартире появилась стол из сосновых досок, покрытый скатертью, сотканной бабушкой Парасковьей, четыре табуретки и два стула. На железной кровати, бывшей в употреблении, лежал новый матрац, набитый ржаной соломой и покрытый ватным одеялом, которое сшила и расшила Мать, пара перовых подушек, привезённых тещей. В общем, на первое время квартира обставлена. Не роскошно, но для жилья удобно.

Уселись за стол. Отец налил в стаканы водки по полстакана. Встал, за ним последовали все остальные, начал говорить торжественную речь.
- Дорогие наши молодые! Сын Ваня и, разреши называть дочерью, Маруся, поздравляем Вас с законным браком. Вы росли и готовились к этому часу долго. Каждому из Вас минуло уже двадцать лет. Росли Вы в разных деревнях и даже областях, но судьба свела Вас вместе. Вы уже испытали оба нелёгкого крестьянского труда и попробовали также труд рабочего человека. Я желаю Вам счастья, долгой совместной жизни!
Вам, Алексей Алексеич и Екатерина Васильевна, большое спасибо, что воспитали такую красивую дочь, большую мастерицу по шитью и вязанию! Вы можете за неё не беспокоиться - она пришла к нам в не совсем грамотную, но развитую семью. Мы с Вами, Алексей Алексеич, знаем друг друга уже давно по совместной работе. И разрешите называть Вас теперь сватом и сватьей по русскому обычаю! Братьев невесты быть и нам родными, а школьнице Валечке - учиться и дожить до приятного дня невесты!
Поднимем наши неказистые бокалы и поздравим Молодых с началом супружеской жизни! Поэтому я первым скажу "Горько!".

Мы поцеловались, смущаясь этого ритуала. Все выпили и молча принялись закусывать.

Для второго тоста встал Алексей Алексеич.
- Дорогой сват и сватья, мы всей семьёй рады за наших молодых. Конечно, жалко расставаться, но таков уклад жизни, с этим ничего не поделаешь. Меня всё время, сколько я знаю Вас и жениха, удивляет: откуда он так набирается храбрости и опыта? Ведь с 13 лет работал не по возрасту, даже не по силам. Взять маслоделие - это тяжёлый труд, да еще в голодные годы. А работа в пивных подходит для пожилого возраста - он управлялся также легко. За что бы ни взялся - голова и руки работают всюду дельно и умно.
Желаю Вам счастья, здоровья, любви, особенно дочери! Маруся, люби Ваню и помни - не часто такие парни попадаются! Ты посмотри, ему 12 лет, а он уже государству помогал в землеустройстве в своей деревне. По декрету Ленина делит землю крестьянам, нужны труд и знания опытного землемера. Поэтому хочу сказать тост: Пусть Вам в жизни не будет горько, ну а за столом по обычаю и я скажу "Горько!".

Мы вторично поцеловались.

Торжественная часть прошла хорошо. Братья невесты также поздравили нас. Сергей заметил:
- Маруська, кто же нам теперь будет шить новые рубашки и чинить рваные?
- Я хоть и далеко от дома, но душой я остаюсь вашей сестрой. У меня будет время здесь всё делать. Мы только с Ваней купим швейную машину. В Волочке их продают в рассрочку. Мы скоро поедем за ней.
- Марусенька, так ведь у нас машинка имеется. Ещё в Питере куплена. Зингеровская. Если задумаешь что сшить, приходи к нам или возьми к себе наверх и шей на здоровье, - обрадовала Марусю Мать.

После чая старики вышли покурить. Матери за столом нашли массу разговоров, убирая посуду. Мы с Марусей, Петей, Сергеем и Валечкой пошли прогуляться по городу. Пройдя площадь Труда и приблизившись к железнодорожному клубу, где на первом этаже - продуктовый магазин, а на втором - библиотека. За клубом во дворе - большой спортивный корпус. В библиотеке я был постоянным читателем. В центре площади была большая и красивая церковь, в ней был клуб для танцев и массовых песен. Петь я был большой любитель. Но я туда не ходил потому, что давно потерял голос после простуды горла. Танцевать умел только "русского" и другие народные. Эту церковь позже взорвали, как и многие другие в 30-е годы. Осталась только её чугунная решётка.
- Маруся, вот бы нам записаться в такую библиотеку! - сказала Валентинка.
- Это можно устроить. Как только Маруся пропишется, сходит в библиотеку и запишется, а там и тебе подберёт что надо. Правда, Маруся? - посоветовал я.
- Обязательно.
- Куда вы ходили гулять? - спросил Петя.
- У меня были четыре друга. Два из них - ваши земляки - эстонцы из д. Крутец. Мы с ними поехали в Ленинград и там они устроились работать. Третий - любитель поэзии. Мы уходили в Путятин сад, на берег озера и читали книги и купались в озере. Это летом, а зимой занимались тяжёлой атлетикой в клубе и ходили в какой-нибудь из двух кинотеатров.
- Всё-таки, я вижу в деревне молодежь веселее, чем в городе, - сказал Сергей.
- Какое там веселье, когда зимой сидишь в одной избе. Гармошки часто нет. Помурлыкаешь, помурлыкаешь, под эту музыку попоёшь. Надоедает это "веселье". А летом только по праздникам. Зато я больше сижу дома и что-нибудь делаю. - сказала Маруся.
- Я еще ходил в литературный кружок при районной газете. Иногда писал стихи, но для печати не брали. Не было навыка, да и образования маловато.
- Иван Григорьич, у вас есть какие-нибудь стихи? Почитайте нам как-нибудь! - попросила Валечка.
- Дома почитаю. - ответил я.

Придя домой и порывшись в бумагах я прочитал стихи "В честь 8 марта" и "Песня для молодёжи".
- Вот здорово! - сказал Петя, - Нам бы заучить этот молодёжный стих! Верно, Серёга?
- Ничего нет удивительного. Возьмём да выучим. У нас в лес далеко ходить не надо. Не мало мы проводим вечеров на берегу нашей Мсты, только вместо гитары иногда гармонь... А комаров и соловьёв хватает.

С вечерним поездом Петровы уехали, кроме тестя. Он залез на печку и скоро захрапел. Мы с Марусей остались одни. Обнялись, расцеловались и подошли к нашей кровати со взбитыми подушками и новым ватным одеялом с красивым рисунком...

Утром, около одиннадцатого часа мы услышали стук в потолок. Это Мама будила нас на завтрак. Через некоторое время мы спустились вниз. На столе стоит самовар, повизгивая. Горка нарезанного хлеба, немного сливочного масла из того пайка, который я получал. Пшённая каша. Вместо сахара - таблетки сахарина. Весь получаемый военный паёк я отдавал Матери. Отец иногда приносил с базара мясо. (Он его получал по торговым дням за помощь в разделке привозимой крестьянами говядины.) Также кринка топлёного молока с красивой пенкой. Чай, как всегда, заварен из яблочных листьев и череды.

После завтрака мы пошли прогуляться по городу. День был воскресный. Зашли в железнодорожный сад на Ёлкиной улице. Встретили Савушкиных - Лёшу и Лену. Они тоже недавно поженились. Лёша работал шофёром в Бологовской пожарной команде. Ростом высокий, сухощавый с приятной наружностью. Одет в хорошо отглаженную гимнастёрку, голифе с русскими сапогами. Волосы русые, на голове надета мягкая защитного цвета фуражка. Лена ростом выше среднего, приятной наружности. Одета в лёгкое шерстяное платье, облегающее красивую талию. Она до Лёши была замужем, но неудачно. Работала в бологовской поликлинике медсестрой.

Я познакомил их с женой.
- Ваня, где ты приобрёл такую красавицу? - спросил Лёша.
- От тверских козлов увёл... из деревни, что находится недалеко за станцией Мста, - ответил шуткой.
- Вот хорошо! Будем вместе дружить. Всё-таки веселее вчетвером. Как, Маруся, не возражаешь? - спросила Лена. - Заходите к нам на пятый этаж нового дома. Комната у нас небольшая, но удобная.
- Я согласна. Люблю побеседовать о медицине. А то Ваня уйдёт на работу - целые сутки одна, скучно будет...
- Мой Лёша тоже работает по суткам, но у меня в поликлинике время идёт быстрее. Потом хлопоты по хозяйству...

Так, гуляя по саду был заключен союз двух молодых пар.


Рецензии