Глава 45. 1932 год. Молочное производство

У меня кончился отпуск, надо было продолжить службу в пожарной части на станции Медведево. Маруся занималась шитьём и вязанием всё свободное время от кухонных дел. Время течёт незаметно... После работы, иногда сядем с Марусей около стола. Я беру гармонь и играю под тверские частушки, а Маруся поёт. Не долго нам пришлось веселиться...

3 марта 1932 года меня и нескольких других пожарных уволили по сокращению штатов, а дядю Терентия и Лёшу Савушкина перевезли в бологовскую команду. Что делать?.. В таком заштатном городишке, как Бологое, постоянных работ почти нет, есть только сезонные от нескольких дней до нескольких месяцев. Наши родные восприняли моё увольнение с большой тревогой. Так радовались моей женитьбе... и тут - на тебе!

Папа предложил поработать с ним на ремонте пивного склада, где обрушились деревянные стены ледника. Работа срочная, так как до набивки льдом остались считанные дни. Я согласился. Был зачислен плотником временно. Ходить приходилось пешком далеко, около 3 км, склад находился около футбольного поля.

Видимо я родился под счастливой звездой! Не помню какого числа, но в воскресенье около 18-20 марта (воскресенье было 20 марта 1932 - С.И.) мы с Марусей пошли погулять. Идём через городскую площадь мимо конторы Райпотребсоюза. И бросилось в глаза объявление, написанное крупным шрифтом: "В Бологовский Райпотребсоюз требуется мастер-производственник по молочному производству."

- Маруся, смотри, кто требуется! Это надо попробовать сходить - авось и устроюсь опять на постоянную работу.
- Как же ты пойдёшь наниматься, если по такой специальности не работал?
- Отчаиваться, дорогая, не будем. Я ведь по этой специальности работал мастером маслозавода. Ну, придётся посидеть не одну ночку над учебниками.
- Для нас это было бы большое счастье! Мне кажется, работа чистая, уважаемая среди людей.

С воодушевлением мы пошли домой советоваться с родителями.
21 марта 1932 я, приодевшись во всё лучшее, что у меня было, пошел в контору Райпотребсоюза, захватив справку, выданную молочной артелью в Гвоздках.

Раньше не бывал я в конторах государственных учреждений. Вошел тихо, снял кепку. А куда её девать? В руках она мешает, рад бы выбросить. Видя мою неловкость, сидевший за столом около окна мужчина лет сорока спросил:
- Вы к кому, товарищ?
- Я видел на стене объявление, вам требуется мастер по молочному делу. Так вот я и есть тот человек.
- Садитесь! Поговорим. - пригласил он. - Давайте ваши документы! Вы здешний? Где живёте?
Я подал паспорт, профсоюзный билет, трудовой список с регистрацией места работ.
- Живу в городе на Кривом переулке 10. Работал мастером-маслоделом на родине, в деревне Малые Гвоздки, отработал четыре года. Учился на Бельском маслозаводе.
- Мне кажется, я слышал от людей на базаре, очень хвалили масло вашего завода.
- Не только на нашем базаре. Приезжают железнодорожники Москвы, Ленинграда и ходят по базару: "У кого есть масло Гвоздовское?".
- Я уполномоченный по заготовкам всякого сырья и решить вопрос приёма не могу. Подождите. Поднимусь на второй этаж к управляющему...
Я остался сидеть, посматривая по сторонам, как сотрудники работают, то и дело названивая по телефону. У сидевшей за соседним столом девушки спросил:
- Скажите, пожалуйста, с кем я разговаривал?
- Наш главный заготовитель Сладков! - ответила девушка. - Дядечка опытный по своей работе.

Вернулся Сладков. Сел на стул и говорит:
- Управляющий разрешает принять вас с месячным испытательным сроком с 21 марта. Приходите на работу к 9 часам, дадим вам стол и инструкции для ознакомления. Зарплата - 500 рублей.

Написав заявление о приёме, для важности познакомился со всеми и узнал кто чем занимается. Вышел на улицу и, зайдя в Кривой переулок пустился в пляс по отсыревшему мартовскому снегу, выкидывая самые сложные колена. Идущие на базар люди остановились и удивлённо смотрят на меня.
- Что это с парнем случилось? Верно хватил лишний стаканчик! Эй, молодой человек, с чего ты так расплясался? Да у тебя здорово получается!
Вижу народ всё прибывает и прибывает, и я побежал к своему дому.
- Маруся!! Я принят на работу! - прыгаю по лестнице через несколько ступенек. Маруся, услышав мой голос, открыла дверь и ждёт. Оттолкнув дверь, схватил её в охапку и закружился по прихожей, целуя в щёки, нос и лоб.
- Перестань! С чего это ты сдурел?
- Как не сдуреть! Поступил на работу, на которую надо учиться в институте пять лет!
- И ты думаешь, что справишься?
- Зато у меня четыре года практики! Это что-нибудь да значит!
Услышав нашу возню, пришла Мать.
- Молодёжь, что за праздник у вас?
- Мама, праздник необыкновенный! У меня первая настоящая работа! Я влезу в неё по уши и познаю все мелочи! И люди будут уважать.
- Слава Богу, сынок! А где твоя работа?
- Мамаша (так звала мою Мать Маруся), дом Райпотребсоюза на площади знаешь? Так вот в этом доме его приняли инструктором по молочному делу.
- Марусенька, как хорошо - ходит близко и обедать будет всегда дома с тобой вместе. Придёт Отец, обрадуется, что нашлась хорошая работа!
Утром 21 марта встал рано, позавтракал и пошел на работу раньше обычного времени. В конторе уборщица, сметая пыль со столов, спрашивает:
- Вы что, новенький?
- Да, первый день, начало моей работы!
- У нас в такую рань никто не ходит...
- Не усидел, хотелось поскорее... Надо со всеми сотрудниками познакомиться. А вас, бабуся, как звать?
- Тётя Паша я. Живу в угловом доме на Почтовой улице. А вас как звать?
- Я - Григорьев Иван Григорьевич. Живу на Кривом переулке.
- Это хорошо, близко... Ну, успеха вам!

Все работающие в конторе заполнили свои места за столами. Я сел на стул с подлокотниками за двухтумбовый стол. Секретарша по распоряжению т. Сладкова выдала чернильницу, ручку, пару карандашей, папки, скоросшиватели и здорово изношенные счёты. Пришёл, конечно, я, не зная, с чего начнётся моя новая трудовая деятельность. Раздался звонок телефона. Секретарша послушала трубку и объявила:
- Товарищи! Все заготовители, поднимитесь наверх! Вас приглашает управляющий на совещание.

Мы поднялись наверх.
- Товарищи, рассаживайтесь... У меня для информации получен важный документ. Он больше касается не столько Сладкова, сколько новенького. Товарищ Григорьев, будем знакомы! Я - Смирнов Николай Васильевич. Прошу внимательно всё усвоить.

Пожалуй я зачитаю эту директиву. "В нашем районе неважно обстоит дело с поставками молока, не только от колхозного стада, но плохо выполняют норму единоличные хозяйства." Чтобы расширить приём молока - у нас нет молочных заводов. Приспособлены несоответствующие своему назначению разного рода пустующие избы. Вокруг грязь. Собранное молоко не охлаждается - нет ледников даже на маслозаводах.

Вам, т. Сладков и т. Григорьев, придётся поработать "засучив рукава". Нужно подобрать пригодные своему назначению помещения или отремонтировать находящиеся в эксплуатации. Где возможно, построить ледники. Т. Григорьев, получит документ, с которым имеет право обращаться к председателям сельсоветов и колхозов для оказания требующейся помощи. Понятно, что пора работать по-советски, по-коммунистически!
- Прошу слова! - попросил я.
- Пожалуйста... Послушаем. Только по существу!
- Да, я по существу. Вам, конечно, не совсем известно, каким требованиям должен соответствовать молзавод? Я отработал четыре года маслоделом. Молоко поступало из одиннадцати деревень. Деревенские избы не пригодны не только как помещения, но они антисанитарны. Кругом грязь, навоз, гниющие отходы сена, дров и прочее.

Где нет возможности построить ледник или снеговик, надо заняться поиском родников с холодной водой поблизости. У меня на родине родник круглый год имеет холодную воду и даже наш маслозавод с большой переработкой молока удовлетворял всю потребность холода. Это хорошо и в санитарном отношении.
- Т. Сладков, я вижу, нам попался опытный человек! Но вы первое время помогайте ему!
- Николай Васильевич, я помогу в чем разбираюсь! И думаю, т. Григорьев, бывая в как-нибудь населённом пункте, поможет и мне по сбору яиц, шерсти, ивовой коры и прочих дикорастущих.
- Вы сами договоритесь. А пока всё!
Началась моя новая трудовая деятельность поездкой на ст. Кафтино и на Кемецкий маслозавод. Транспорт: до Кафтино поездом, в Кемцы пешком 15 км. За пешие переходы мне платили вместе с командировочными: по 20 копеек за километр.

Выйдя с поезда в Кафтино, я отправился в Кемцы по плохо наезженной дороге, т.к. недавно была сильная метель с большими сугробами. Вороны разгуливают на кучах конского навоза. Мороз не велик. Идти по такой дороге в валенках тяжело. Я вспотел. Пройдя километра четыре, меня догнал на лошади мужчина лет за шестьдесят. Из-под воротника тулупа виднелась широкая борода с проседью. Глаза узкие, скрыты густыми бровями. Он остановил лошадь, несмотря на то, что я уступил дорогу.
- Вы куда идёте? В Кемцы, наверно? Смотрю, с портфелем - значит к нам.
- Да, я иду в Кемцы на маслозавод. Подвезёшь меня? И скажешь где сойти, потому что я первый раз иду в ваше село.
- Укажу, где свернуть с дороги. Завод находится не доезжая Кемцов - за речкой Кемкой.
- Вы, наверно, здешний житель и знаете мастера?
- Как не знать! Анну Семёновну Бошину все знают. Хороший она человек. Да и муж её Владимир Петрович тоже неплохой человек. Он председатель сельсовета.
- Вот и отлично! Помогли мне не только доехать, но и познакомиться с нужными мне людьми.

Пока мы ехали, я смотрел по сторонам на красивые сосновые леса, местами берёзовые рощи, а вдоль речки - чёрная ольха с ивовым кустарником.
Мужчина остановил лошадь у моста через Кемку, указав где маслозавод. По наружному виду дом, видимо, принадлежал раньше богатому владельцу. В ширину по фасаду - шесть окон, мезонин с балкончиком, крыльцо не высокое, обнесённое штакетником с красивыми вырезными отверстиями. На скамейках - перевёрнутые молочные бидоны.

Подходя к дому, вижу: через боковое окно смотрит молодая девушка и чему-то улыбается. Постучав, вошёл. Передо мной стоят, как по команде "Смирно!", три женщины. Одна постарше, две молодых.
- Здравствуйте! Кто из вас Анна Семёновна?
Выйдя из строя, та, которая постарше, сказала:
- Это я. А вы кто и зачем пожаловали?
- Прекрасно! Давайте знакомиться! Григорьев Иван Григорьевич, инструктор Бологовской конторы Райпотребсоюза.
- Насколько я знаю, там такой должности нет.
- Не было, но теперь есть. Прошу любить и жаловать, как принято говорить в народе.
- Проходите к столу! А вы, девчёнки, за своё дело! Вымоете посуду и можете идти домой.
- Я к вам приехал, чтобы познакомиться с заводом, с вами, посмотреть, как вы работаете. Работы пока не вижу, а вот вижу: все без халатов!
- У нас запасных халатов нет, а имеющиеся только что постирали... Обработка молока закончена.
- Вижу я, под заводом здание хорошее, есть хорошая техника... Значит вы на первом месте по качеству?
- Масло в леднике. А как работаем, посмотрите завтра, если останетесь ночевать?
- Конечно, уезжать, не видя людей в работе, не могу!
- Иван Григорьевич, вы с дороги, наверное, хотите кушать? Я могу предложить творог со сметаной или сливками...
- Не откажусь, немножко со сметаной! Хлеб у меня есть.
Немного перекусив, я потребовал списки сдатчиков молока. Сделал выписку злостных задолжников, чтобы узнать причину в сельсовете. Окончив работу на маслозаводе, мы пошли в село. Это около километра.
- Далековато вам, Анна Семёновна, топать! В дождь, снег, ветер, по грязи... Надоедает, поди?
- Конечно, неудобств немало, но я привыкла, да и работа обязывает. Иногда идёшь рано утром, уходишь поздно ночью. И муж ворчит: "Нашла работёнку, нечего сказать!".
- Сочувствую вам! Я ведь на такой работе работал несколько лет. Тяжело особенно летом. С четырёх часов утра до двух ночи крутишься. То на приёмке молока, два раза в день, то сепарирование, сбойка масла... А лет то мне было тринадцать.
- Вон, мои девчёнки - им по 16-17 лет. Устают, но не унывают. Весь день с песнями да с шутками.

С разговорами, похрустывая обувью по рыхлому снегу, мы подошли к дому, в котором жила Анна Семёновна с семьёй. В окнах избы - темно, еще лампы не зажгли. Отряхнув веником снег с валенок, мы вошли в избу с большой чистой горницей и чуланом, отгороженном переборкой, на которой висело много фотографий в рамках.
- Моего еще нет. Всегда засиживается в сельсовете. Раздевайтесь, повесьте пальто на вешалку!
Я снял пальто, шапку, портфель бросил на лавку и, пройдя к боковому окну, сел. Хозяйка зажгла лампу над столом.
- Анна Семёновна, дети у вас есть?
- Нет, детей нет у нас. Не знаю кто виноват, но их смолоду не было. А как у вас?
- Пока нет. Я только прошлой весной женился. Запоздал с этим делом. Знаете какая жизнь? Работу в нашем городе трудно найти постоянную. Подвернулась тут одна - пожарным отработал три года, да и то попал под сокращение. 20 дней был без работы и вот случайно устроился в Райпотребсоюз.
- Живёте в своём доме или на квартире?
- В своём. У нас полдома...
- Жена работает?
- Пока нет, а работала трикотажницей. Но теперь это далеко - около Боровичей.
Вошёл хозяин дома. Среднего роста, плечист. Несколько дней не бритый, на лице русо-рыжеватая щетина.
- Здравствуйте! Я - Бошин Владимир Петрович.
- Приветствую вас! Я - Григорьев Иван Григорьевич. Приехал из Бологое по делам молокозаготовок. Побыл на заводе и вот оказался у вас по приглашению вашей жены.
- Интересно, что вы нашли на нашем заводе?
- По деятельности завода я еще мало узнал, а вот по заготовкам - дела не блестящи. Посмотрите списки! Сколько человек не только не выполняют плана, но еще и не приступали сдавать молоко.
- У меня такие списки есть и меры принимаются. Часть злостных несдатчиков уже осуждено, некоторые оштрафованы. - так ответил председатель.
Скромно поужинали картошкой и молоком. Я устроился спать на скамейке с табуретками. Утром, часов около шести, мы с Бошиной ушли на маслозавод. Я присутствовал на приёмке и анализах молока.
- Мы делаем выход сливок 30-32% жирности. Если меньше - это увеличивает количество сбиваемых бочек. Зря не хочется тратить время.
- Как вы поступаете со сливками, прежде чем залить в бочку?
- В ушатах ставим в кипящий котёл для пастеризации. Выдерживаем при 95 град в течении 5 минут. Холодильника у нас нет, мы ставим ушаты в большой чан со льдом, помешиваем мутовками до снижения температуры, где сливки и остаются для созревания. Затем сбиваем на масло, проверяя, чтобы зерно масла не превышало величины пшена.

Не довольствуясь рассказом я присутствовал на всех этапах обработки молока. Про приготовление творога не стал дознаваться, так как видел его и пробовал на вкус. Получив нужные сведения и видя на деле, что тут работает опытный мастер, распрощался и пошел на станцию Кафтино.
В конторе сделал отчёт о командировке. Сладков одобрил мою работу и дня через 3-4 просил проверить приёмный пункт в деревнях Бели и Берёзовский рядок. Туда надо ехать через станцию Мста и идти вдоль реки до Берёзовского километров 15.


Рецензии