Глава 46. Военные сборы и рождение сына

Дома Маруся беспокоилась:
- Как-то ты в чужих людях, да первый раз - наверное голодный был?
- Милочка моя, я удачно съездил. До Кемцов подвезли. А с питанием - бывая на маслозаводах без еды не останусь. С собой что-то взять мне нельзя, с этим строго, не могу давать повод... Поедем со мной в Хмельники? Побудешь у матери. Мне в Берёзовский - так ближе. С тобой побуду денёк у тёщи.
Маруся согласилась.

Приехав в Хмельники, сходил на приёмный пункт, где арендуется худенькая избушка. Приёмщица одна. Сбор идет с ближних Холщебинки, Бели и еще двух деревень. Молоко отвозят на ст. Мста для отправки в Ленинград. Было дано задание найти хорошее место и построить новый приёмный пункт. Я нашёл такое место между Холщебинками и Белями у подземного родника с большим приходом холодной воды.

Возвратясь в Хмельники, я поделился с Марусей тем, что нашёл и что надо делать. Дело в основном за плотниками. Их мне посоветовала Екатерина Васильевна.
- У нас в деревне хорошие плотники - Болтушев и Чуркин.

Утром ушёл в Берёзовский рядок. Было начало апреля. Мста освободилась от льда. Снег остался в лесу и в оврагах. Дорога не просохла, местами грязь и лужи полные воды. На пашне разгуливают грачи и скворцы, а в небе звонко поют жаворонки.

На маслозаводе цикл работы тот же, что и в Кемцах. Сдал списки несдатчиков сельсовету. К вечеру пришёл в Хмельники. Маруся встретила меня радостной вестью.
- Ваня, нам пришло извещение на получение швейной машины. Очередь по спискам длилась с полгода. Получать её надо в Вышнем Волочке.
- Ты ведь не говорила, что стоите на очереди?
- Это сюрприз нам. Папа записался для меня в приданое.
Погостив два дня и нагрузившись продуктами мы уехали в город.
Подобрав хорошую погоду, я отпросился у Сладкова и мы с Марусей поехали в Вышний Волочёк. Нашли там базу и получили ножную машину с ручным приводом фирмы "Госшвеймашина". Точно такую же, как у Матери, купленную в Петербурге от фирмы "Зингер". Вдвоём донесли до станции и привезли домой.
Мать и Отец были очень рады, что у Маруси теперь работы прибавится. Она еще когда везли машину планировала что надо сшить. Но все наши планы вдруг перепутались новым обстоятельством. Я получил повестку в военкомат для прохождения 90-дневного сбора вневойсковиков с 1 мая до 1 октября 1932 года. Встал вопрос, как жить Марусе в моё отсутствие. Зарплаты на три месяца явно не хватит. Придётся надеяться на помощь тёщи. Так и вышло - она здорово помогла Марусе во всём. Ведь Маруся к тому времени была беременна и должна была родить к концу сентября.

1 мая нас, вневойсковиков отправили в летний лагерь в Струго-Красненский район, станция Владимировка. Обмундирование выдали поношенное. Жили в палатках. Учёбу проходил в отдельном радио-батальоне. Ежедневно учили азбуке Морзе и работе на телеграфном ключе. Практическое ознакомление с переносными и двуколочными радиостанциями. На третий месяц службы участвовал в маневрах в Пушкиногорском районе. Прохождение строевого обучения было скорее не военное.
Попался такой командир отделения, который построит нас и поведёт по дороге за пределы лагеря, потом скомандует:
- Марш на час в лес!
А в лесу было много малины, которой мы отъедались до тошноты.
По случаю удачно законченных маневров нас отпустили раньше на полмесяца. Приехал домой. Обнял свою толстушку и спрашиваю:
- Что у тебя, дорогая, с животом? Ведь это целая гора!
- Ладно, не смейся! Сам виноват. Наверно на сына постарался. А я так хочу девочку.
- Я всё время мечтал о сыне. Давай поспорим - по чьему будет?
- Давай! Если будет по-моему - тебе волосы драть, а по-твоему, то мне.
- Согласен!

Так шутя распределили свои пожелания. Поговорили о пережитом во время сборов и о том, что надо сделать для встречи потомка.
23 сентября Маруся почувствовала себя плохо и мы пошли в больницу. А идти надо было в конец Елкинского проспекта, далеко. Но дошли благополучно. Врач осмотрела и оставила беременную в больнице. Я стал ежедневно ходить после работы и навещать её.

Пришёл 25 сентября, принёс молока, яиц. Только взялся за дверь, чтобы войти в приёмную, как выбегает молодая акушерка, смеётся и кричит:
- Папаша, поздравляю! Сын родился!!!

Я от восторга остолбенел и не знаю, что мне отвечать... Опомнившись, схватил акушерку за руку и давай её трясти, приговаривая:
- Большое спасибо!.. Большое вам спасибо!.. За сообщение... А как она сама-то?
- Ничего. Несколько деньков полежит и пойдёт домой. Мы скажем когда прийти и что принести.

Выйдя из больницы, попытался заглянуть в окно, но это не удалось. Отправился домой...

Когда Маруся вернулась из больницы (с моей помощью) у неё уже всё было приготовлено из детского белья: пелёнки, одеяла, матрасик в кроватку, которую я сделал до ухода в армию. Одно нас тревожило: "чем кормить ребёнка?". Кроме грудного молока, конечно. Запасов продуктов никаких не было, а хлебом и кашами из грубых круп кормить не будешь.

Выручила нас опять Екатерина Васильевна. Она отдала Марусе золотое кольцо. Кольцо да марусины золотые серьги мы обменяли на манную крупу в открытом недавно коммерческом магазине "Торгсин". Сын, названный нами Анатолием на некоторое время был обеспечен манной кашей. У Маруси дел прибавилось: надо уже кормить двоих и каждый требует внимания.

Наладив домашние дела с появлением сына, мне пришлось окунуться с головой в свою работу. С 1 октября 1932 года от Райпотребсоюза отделили молочный отдел в самостоятельную контору с названием "Молочно-яично-масляная контора ЛСПО". Меня вызвали в Ленинград на совещание в областную контору ЛСПО.


Рецензии