Удивительное Солнце

      Следующий день выдался солнечным и безоблачным. Золотой диск Солнца ярко светил на небе, когда Мудрец с Маленькой принцессой зашли в обсерваторию и поднялись в зал, где размещался телескоп.
- Все готово к тому, чтобы ты смогла наблюдать Солнце, Моя принцесса. Можешь садиться за телескоп и смотреть на наше светило.
- А разве  я смогу смотреть через телескоп на Солнце? – спросила Маленькая принцесса. – Всякий раз, когда я пыталась раньше посмотреть на него без темных очков, оно ослепляло меня.
- Не беспокойся об этом, Моя принцесса. Я поставил в телескоп специальные фильтры из цветного стекла. Они ослабят свет настолько, что ты сможешь смотреть на Солнце без всяких проблем.
- Как замечательно! – воскликнула радостно Маленькая принцесса. – Наконец-то я смогу увидеть знаменитые темные пятна Солнца, не так ли, Уважаемый Мудрец?
- Ты увидишь не только темные пятна, Моя принцесса, но и другие, не менее удивительные и замечательные достопримечательности нашей звезды. Приступай к наблюдениям, я буду помогать тебе в управлении телескопом.
 
      Цветные фильтры действительно сильно ослабили солнечные лучи, и Маленькая принцесса смогла широко открытыми глазами смотреть на Солнце через телескоп. Уже первый взгляд на светило поразил ее – Солнце стало другим. Вместо золотого сияющего диска она увидела красно-оранжевый овал, усеянный бесчисленными «конопушками»: ярко-белыми крапинами и более мелкими оранжево-золотистыми и темно-красными крапинками, похожими на зернышки плодов. Эти, непонятно откуда взявшиеся крапины и крапинки плотной массой закрыли поверхность светила и сделали его менее привлекательным и приветливым. Какое-то время принцесса молча рассматривала «конопушное» лицо Солнца, стараясь найти в его рисунке загадку неожиданного перевоплощения, но не нашла, и обратилась к Мудрецу с вопросом.
- Уважаемый Мудрец, почему вся поверхность Солнца покрыта светлыми и темными крапинами и крапинками?
- Солнечная поверхность разогрета неравномерно, Моя принцесса.  В темных крапинах температура солнечного вещества ниже, а в светлых выше. По этой причине они и светят по-разному.
- А почему так происходит?
- Такова особенность любого горения, Моя принцесса. Пламя камина или костра тоже имеет сложную структуру. В нем имеются яркие полыхающие языки и слабо светящиеся области.
- Солнце горит, как обычный костер?! А что в таком случае, Уважаемый Мудрец, является дровами для его горения?
- Солнечная топка, Моя принцесса, находится глубоко под поверхностью светила в самом его центре. Там очень высокая температура, достигающая многих миллионов градусов. При такой температуре и происходит сгорание солнечного топлива или дров, как ты выразилась. Тепло, выделяющееся от этого горения, поднимается на поверхность Солнца и излучается оттуда в виде света. А уже этот свет достигает Земли, дарит жизнь всему сущему и обогревает нас.
- И как долго будет гореть Солнце? Не наступит ли время, когда оно перестанет дарить нам тепло?
- Солнечного топлива, Моя принцесса, хватит на миллиарды лет. Так что тебе не следует беспокоиться об этом.

      Удовлетворенная ответом Мудреца Маленькая принцесса принялась вновь рассматривать Солнце в телескоп. Ей очень хотелось увидеть на поверхности Солнца настоящие темные пятна, а не мелкие темные и невзрачные крапинки, которые покрывали солнечный диск.
- Уважаемый Мудрец, ты сказал мне, что я увижу настоящие темные пятна. Я могу их увидеть?
- Конечно, Моя принцесса, только мне придется воспользоваться помощью космического аппарата, который находится на другой стороне Солнца. На видимой стороне светила, как ты могла убедиться, темных пятен нет. Сейчас я настрою видеосвязь с нужным космическим аппаратом, и ты увидишь изображение невидимой для нас стороны Солнца на экране.
     Мудрец быстро проделал нужные манипуляции на пульте управления и Маленькая принцесса увидела совершенно другую картину солнечного лика. Теперь на нем не было изобилия светлых и темных пятнышек, зато на светло-оранжевом фоне солнечной поверхности хорошо были видны темные пятна неправильной формы, похожие на чернильные кляксы. Вид этих пятен разочаровали принцессу. Они показались ей совсем заурядными. Пятна как пятно, и ничего более. Она же ожидала увидеть нечто особенное, поражающее воображение, то, что соответствовало загадочной фразе «и на Солнце есть пятна». Увы, после солнечных «конопушек» темные пятна уже не воспринимались как что-то исключительное и необычное.
 
      Мудрец чутко уловил разочарование принцессы и постарался поддержать репутацию темных пятен.
- Уникальность пятен, Моя принцесса не в их форме, а в физической природе. В действительности это гигантские колодцы, которые связывают невидимые глазу глубины Солнца с его поверхностью. По этим колодцам солнечное вещество вырывается наружу и приносит информацию о том, что происходит внутри светила. А это очень важно для лучшего понимания, как оно горит.
      Слова Мудреца на какое-то время удержали внимание Маленькой принцессы на солнечных пятнах, но не вернули ей прежнего интереса к ним. Посмотрев на них некоторое время, Маленькая принцесса попросила Мудреца вернуться к телескопу и увеличить изображение Солнца, чтобы лучше рассмотреть первоначальную загадочную мозаику из светлых и темных крапин и крапинок.
 
      Когда изображение Солнца увеличилось настолько, что перестало вмещаться в окуляре телескопа, Маленькая принцесса увидела удивительную картину. Поверхность Солнца полыхало как гигантский небесный костер. Тысячи огненных языков пламени вырывались из недр Солнца наружу. Они поднимались прямо вверх, стелились вдоль поверхности, сплетались друг с другом, закручивались и изгибались, словно огненные змеи, принимая самые необычные формы. Среди этого огненного пожара особо выделялись выбросы солнечного вещества похожие на гигантские огненные фонтаны. Они поднимались на большую высоту над горящей поверхностью Солнца, разбивались там на отдельные части и ослепительным фейерверком низвергались вниз.
- Уважаемый Мудрец, как называются солнечные фонтаны, которые я сейчас вижу?
- Они называются протуберанцами, Моя принцесса. Свое начало они берут в фотосфере Солнца и под действием мощных сил поднимаются высоко в хромосферу - солнечную атмосферу.
-  Ты сказал, солнечная атмосфера. На Солнце есть атмосфера из воздуха как на Земле?   
- Да, Моя принцесса. Правда, состав воздуха в хромосфере совсем другой. В нем нет кислорода, которым мы дышим. Зато много самых легких газов – водорода гелия, которыми надувают воздушные шары, чтобы они летали.
- Я летала с Папой на воздушном шаре. Это был захватывающий полет. Правда, наш воздушный шар надувался теплым воздухом от горелки. – поделилась своими впечатлениями Маленькая принцесса и продолжила осмотр полыхающей поверхности Солнца, обращая особое внимание на протуберанцы, которые походили на экзотические тропические цветы своей формой и красотой.
Насмотревшись вволю на Солнце, принцесса оторвалась от телескопа и сказала Мудрецу.
- Уважаемый Мудрец, я никогда не думала раньше, что наблюдение Солнца может быть столь интересным и познавательным. Большое спасибо тебе за это. Мне уже пора вернуться в замок. Сегодня после обеда ко мне в гости приедут кузины, и я должна подготовиться к встрече с ними.
- Как тебе будет угодно, Моя принцесса.
 
      Маленькая принцесса и Мудрец вышли из обсерватории и неспешно пошли к замку. Пока они шли по аллее парка, Маленькая принцесса вспомнила слова Мудреца о том, что через миллиарды лет Солнце перестанет гореть, и спросила его:
- Уважаемый Мудрец, когда наше светило перестанет гореть, оно умрет или будет жить дальше в другом обличии?
- После того, как выгорит все топливо, Моя принцесса, Солнца вначале раздуется в сотни раз и превратится в красного гиганта, а затем переродится в белого карлика. Размеры этого белого карлика будут как у Луны, а светить он будет намного слабее Солнца. Став белым карликом, Солнце будет жить дальше, постепенно охлаждаясь и светя все слабее и слабее.
- Другие звезды тоже превратятся со временем в белые карлики?
- Нет, Моя принцесса. В белые карлики превращаются звезды, похожие на Солнце. Более крупные и массивные звезды превращаются в голубые гиганты, которые затем взрываются и превращаются в очень маленькие нейтронные звезды. Наконец, звезды, масса которых во много раз больше Солнца, становятся черными дырами, невидимыми для глаза.
- А почему одни звезды становятся белыми карликами, другие красными гигантами или черными дырами, Уважаемый Мудрец?
- Такова природа звезд, Моя принцесса. У всего сущего в мире своя жизнь и судьба. И они определяются законами, которыми была наделена Вселенная с первого момента творения. Познание этих законов является важной задачей для людей.
- Этим занимаются ученые?
- Да, Моя принцесса.
- Мой отец как-то сказал мне, что общественным поведением людей тоже управляют законы. В тех государствах, где законы хорошие, люди довольны своей жизнью, а там, где законы плохие, люди недовольны и хотят перемен. В природе тоже есть плохие и хорошие законы?
- Законы природы нельзя назвать хорошими или плохими. Они такие, как есть.
- А разве закон, по которому люди смертны – хороший закон? Было бы значительно лучше, если бы люди как звезды могли жить миллиарды лет. Тогда я могла бы встречаться со всеми своими прабабушками и прадедушками, которые были в нашем роду.
- Это печально, что люди умирают, Моя принцесса. Но в этом есть глубокий смысл. Нас на Земле столько, сколько наша планета может обеспечить всем необходимым: едой, теплом и жизненным пространством. Смысл смерти также в том, чтобы старое уступило дорогу новому. Как показывает наука, вновь родившиеся люди по закону эволюции хоть в чем-то совершеннее, чем их предки. Вспомни про первобытных людей: неандертальцев и кроманьонцев. Они были физически и умственно менее совершенны, чем современные люди, которые являются их дальними потомками.

      Так разговаривая о высоких материях, Маленькая принцесса и Мудрец подошли к замку и стали прощаться.
- До свидания, Уважаемый Мудрец. Сегодня я узнала много нового о Солнце и звездах. Я думаю, моим кузенам будет интересно узнать от меня эту информацию. Я буду с нетерпением ждать новой встречи с тобой.
- Я с рад, что тебе понравилась сегодняшние наблюдения и мой рассказ о Солнце и звездах. В следующий раз ты ближе познакомишься с солнечной системой и планетами, которые ее населяют. До скорой встречи, Моя принцесса.

Видео к тексту
 
http://www.youtube.com/watch?v=ft15NQWzShk

http://www.youtube.com/watch?v=YQYRSpe_gYI


Рецензии