Мысли... ч103

Чтобы из никтожества, из грязи – да прямо в князи – для этого надо иметь дело со смущенными людьми. Т.е. – с очень смущенными окружающими. Для этого их – людей, страну, народ надобно – смутить. Ну, т.е. – замутить большую, – очередную, – смуту.

Правда, та смута, о которой здесь и теперь речь, более точно и адекватно называется по-другому: самая острая фаза третьего (последнего, больше не будет) наката предыстории, наката контрреволюции в нашей стране.

1918-1920; 1941-1945; 1985 – дата покамест открыта. Готовилась эта третья, – последняя, – серия фильма ужасов (рабочее название «Перестройка») долго, тщательно, с учетом всех прежних, – безуспешных, – попыток.

Дальше: очень неплохо: о субъектах и о результатах смуты – один из авторов эл. ресурса Проза.py.

«Пьяный Ельцин (потомственный самодур и алкаш, примечен и вытащен на самый верх Ю.Андроповым вместе с Мишкой Меченым) явился из самых глубин и вдохнул вторую жизнь в «их бесплотные души», дал им надежду. И они, до этого гробившие свою единственную и неповторимую жизнь на убогих и низко оплачиваемых должностях лаборантов, корректоров, лекторов марксизма-ленинизма и даже торговцев фиалками, вдруг стали министрами и госсекретарями, начальниками департаментов и генеральными директорами.

Как говорится, жить бы им и жить тихо, мирно и спокойно на одну свою советскую зарплату до второго пришествия или конца века, если бы не очередная русская смута. В ней они вдруг увидели свой шанс, свою единственную возможность «ухватить черта за бороду» и круто изменить свою жизнь, а заодно и судьбу великой страны!

И в этой их первобытной, почти дикой уверенности (как у их дедов-троцкистов) – «нам любое дело по плечу!» – первоначально было даже что-то трогательное, по-детски наивное. Они тысячами издавали указы и приказы, сочиняли законы и писали директивы – так велико было желание все переделать, перестроить, реформировать, отказаться от «проклятого советского прошлого», а ведь – ни жизненного опыта, ни положительных знаний…

Они – младореформаторы – решили, что РЫНОК все отрегулирует. И кинули страну и народ в дикий капитализм и хаос рынка.

Первейший закон рынка – это получение прибыли! Максимальной прибыли.

При минимальных усилиях и трудозатратах.

Да еще и в кратчайшие сроки.

И тут выяснилось, что воровать гораздо выгоднее, чем что-то производить!

Первыми поняли это в Чечне. Там в начале девяностых целыми аулами выходили на работу – грабить железную дорогу...

А потом и до всех остальных дошло – так появились олигархи, которым достались самые лакомые куски общегосударственной собственности. Достались просто так – по знакомству! И они стали жить одним днем. И уводить все награбленное и полученное на халяву добро за кордон.

Подальше от границ России!

Что имеем в сухом остатке после 20 лет господства рыночных отношений?

Промышленность разрушена почти полностью, село спилось и потихоньку деградирует (каждый год исчезает по десять тысяч деревень с карты нашей родины), некогда могучая советская армия (страж мира во всем мире) превратилась в филиал то ли тюремной зоны, то ли войска батьки Махно.

Если сорок лет назад на не служившего в армии косо смотрели все девки, то сейчас наивысшей доблестью считается откосить от армии. А если человек идет служить, то все однозначно решают: он хочет сделать карьеру – у силовиков или бандитов, раз ума или денег не хватило откупиться или поступить в институт, он прячется от тюрьмы или от грехов в казарме...

За двадцать лет не построено ни одного нового завода, не считая водочных и отверточных. А вот при «тиране Сталине» за десять лет (1930-1940) потом и кровью советского народа построено 2200 крупных заводов, благодаря чему Советский Союз разгромил объединенную Гитлером Европу в мае 1945 – всему миру на изумление [Петр Евсегнеев, Русский крест – 2013 …]!

***

Мускулистый хомяк, стучащий копытцами (да, наши, – в отличие от полевых, – хомяки, – с копытцами!) по своей «клавдии» – основной «революционный» элемент майдана – 2013-14…

***

Патентований динозавр антикомунізму та русофобії – патентованому хом’яку (на питання останнього, чому Піндосія не втручається всією своєю потугою в нинішню ситуацію на Україні (події на майдані):

«…Ми не можемо видозмінити політичні реалії. Уряд України в руках осіб, для яких залежність від Росії вигідніше, ніж політична невизначеність, пов’язана з наближенням до Європейського Союзу» [З. Бжезинський].

Діагноз, а чи то, вірніш, вирок – бездоганний. Ну, себто: істинний. Значить, так тому і бути.

***

«...Сочетание индивидуализма русских с умением работать совместно и подчинять свои интересы требованиям общего дела кажется парадоксальным. Но люди, рассеянные по громадной площади, собирающиеся изредка и ненадолго, просто не могут действовать иначе: рассчитывать надо прежде всего на себя, а если уж посчастливилось собраться – надо побыстрее использовать открывшиеся возможности, а не пытаться перетащить одеяло на себя.

Воспетая Фёдором Михайловичем Достоевским всемирная отзывчивость – готовность принять близко к сердцу любые достижения других культур и тут же начать развивать их как свои собственные – тоже порождена нашей малочисленностью: другие забредают в село очень редко, так что надо внимательно прислушаться к их словам и присмотреться к делам, дабы найти что-то полезное для себя и тут же приспособить это к местным условиям.

Ещё одно следствие малой плотности русских – универсализм, стремление к разносторонности умений и знаний. В Европе легко найти поблизости специалиста, заточенного под конкретную задачу. У нас же зачастую проще разобраться в ней самому, чем искать того, кто уже умеет с нею справиться. У них высшая похвала «мастер золотые руки», у нас – «на все руки мастер».

Соответственно, и система обучения у нас построена так, чтобы облегчить самостоятельный поиск решений. В её основе – усвоение основных принципов и лишь затем, на этой прочной основе, обретение навыков. Система эта – с соответствующим философским обоснованием – сформировалась в Германии к середине XIX века, но до совершенства доведена в СССР к середине XX.

Всё многообразие наблюдаемого нами мира – следствие взаимодействия сравнительно немногочисленных фундаментальных закономерностей. По мере развития науки многие правила, ранее представлявшиеся самостоятельными, оказываются всего лишь частными случаями более общих принципов.

Например, электрическое и магнитное поля первоначально исследовались как самостоятельные сущности, но усилиями нескольких поколений экспериментаторов в конце XVIII и первой половине XIX века выявлены их связи, а Джэймс Клерк Джон-Клеркович Максвелл нашёл математическое выражение этой взаимосвязи, и на основе его уравнений найдены многие принципиально новые электромагнитные явления – например, волны, лежащие в основе всей радиосвязи и оптики. В XX веке обнаружены слабое и сильное взаимодействия элементарных частиц и доказано, что слабое взаимодействие имеет сходную природу с электромагнитным. Возник даже термин «электрослабое» – и тут же появились теории, объединяющие с ним сильное взаимодействие. Недавнее обнаружение в Большом адронном коллайдере последствий столкновений частиц, соответствующих картине, предполагаемой при существовании бозона Хиггса, стало серьёзным доводом в пользу одной из групп этих теорий, но и конкурирующие с нею группы пока нельзя считать опровергнутыми. Однако уже ясно: рано или поздно единая теория, охватывающая электрослабое и сильное взаимодействие, будет построена. А теоретики уже прорабатывают возможность включения в единое описание и гравитации, связывающей воедино всю Вселенную. Все четыре существующих взаимодействия, обусловливающих само существование мира и всё многообразие его особенностей, – проявления одной и той же фундаментальной закономерности, уже неплохо изученной.

Понимание фундаментальных закономерностей не просто интересно – оно ещё и очень полезно. Один из создателей первой в мире энциклопедии — французской – Клод Адриен Жан-Клод-Адриенович Швайцер (он перевёл свою фамилию на латынь – Хельвеций) – ещё два с половиной века назад сказал: «знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов» (и с тех самых пор в энциклопедиях стараются прежде всего писать о принципах и только по мере надобности добавляют факты – например, биографии, поскольку даты рождения случайны). Конечно, для такого возмещения необходимо ещё и уметь выводить факты из принципов. Но когда это умение освоено – из одного принципа можно вывести несравненно больше фактов, чем удалось бы познать и усвоить по отдельности.

Чтобы запомнить, что треугольник со сторонами 3, 4 и 5 – прямоугольный, уйдёт немногим меньше сил, чем на постижение одного из несметного множества доказательств известнейшей из множества теорем Пифагора Мнесарховича Самосского (и созданной им математической и философской школы). А знание равенства квадрата гипотенузы сумме квадратов катетов вместе со знанием некоторых простейших элементов теории целочисленных уравнений, созданной Диофантом Александрийским (увы, его отчество историки пока не выяснили), позволяет составить формулы расчёта всего бесконечного множества прямоугольных треугольников с целочисленным соотношением сторон (да ещё и очень простые: любая пара целых чисел m и n (m>n) даёт прямоугольный треугольник со сторонами m2 – n2, 2mn, m2 + n2).

…Из этих примеров видно: понимание закономерности требует несравненно меньших усилий, чем запоминание хотя бы малой доли фактов, выводимых из неё. Фактоцентричное образование – чудовищная растрата сил и средств.

Вдобавок человек, знакомый с фактами, но не знающий законов, порождающих эти факты, не может отличить новый достоверный факт от ошибки и даже сознательной дезинформации. Но как раз это и стало главной причиной массового насаждения фактоцентризма взамен уже освоенного высшего уровня – понимания принципов. Ведь в нынешней коммерции – не говоря уж о нынешней политике – слишком много желающих и умеющих извлекать выгоду из массового обмана всех, до кого удастся дотянуться. Понятно, им очень мешают люди, способные самостоятельно распознавать обман. Поэтому сейчас во всём мире законоцентричное образование вытесняется давно и явно устаревшим фактоцентричным (как, впрочем, и во многих других сферах – от рецидива капитализма в большинстве социалистических стран до усиленного насаждения разных форм веры в сверхъестественное – наблюдается откат в прошлое).

Когда я учился, типичная программа советского технического ВУЗа в целом выглядела примерно так. На первом курсе изучались основы самых общих наук – математики, физики, химии (правда, философию изучали на втором курсе: из гуманитарных и общественных дисциплин на первом проходили историю КПСС, причём чаще всего сводили её к сухому перечню разнообразных уклонов, не объясняя толком их природу, ибо она понятна как раз на основе других наук, проходимых позднее: философия – на втором курсе; политическая экономия — на третьем; научный коммунизм, то есть теория развития и смены общественных формаций – на четвёртом; исходя из нынешнего своего опыта и понимания, считаю, что как раз историю КПСС надо было вынести на четвёртый курс, соответственно сдвинув всё остальное на год ранее). Второй курс уходил на те аспекты общих наук, что непосредственно соприкасаются с направлением ВУЗа, и некоторые более частные дисциплины, связанные с этим направлением. На третьем изучали уже науки, непосредственно употребляемые в сфере деятельности, профильной для данного ВУЗа и данного факультета. Четвёртый сосредоточивался на обретении навыков этой деятельности – от лабораторных работ до самостоятельных исследований. Наконец, пятый курс занимали преддипломная практика и дипломный проект.

Сравним это с модной нынче болонской системой. В теоретически идеальном виде она выглядит примерно так. Бакалавриат четыре года натаскивает студента на конкретные рецепты деятельности в избранной им сфере. Затем, если он не пошёл сразу работать, магистратура два года обучает его основам тех наук, из коих проистекают ранее изученные рецепты. Таким образом, бакалавр не знает и не понимает природы вызубренных им рецептов, а применяет их вслепую и при любом изменении в предметной сфере – например, появлении новых видов техники – вынужден идти на курсы переподготовки (что выгодно их хозяевам и преподавателям, но разорительно для самого бакалавра и/или его работодателей). Магистр же за два года успевает забыть львиную долю того, что вбили в него на бакалавриате (очень трудно запоминать без понимания) и оказывается непригоден к немедленной практической работе.

Последствия уже известны. В европейских ВУЗах сейчас очень ценятся преподаватели из бывшего СССР. Ведь в Европе начали насаждать эту систему задолго до того, как 1999.06.19 в Болонье представители 29 стран подписали соглашение о признании её единственно верной и общеобязательной (сейчас в этом насилии над разумом соучаствуют уже 47 стран из 49, ратифицировавших культурную конвенцию, сочинённую в 1954-м Советом Европы). Основная масса европейских преподавателей уже болонизирована на всю голову. Учебной ценности они не представляют. Серьёзных специалистов приходится брать там, где болонизации не было. Правда, попутно с подачи всё того же Совета Европы – разрушительного не только в этом отношении — её усиленно насаждают у нас. Где брать специалистов, когда постсоветское пространство тоже сплошь заболонизируют, никто (ни в Европе, ни, к сожалению, в нашем министерстве ликвидации образования и науки) не задумывается – как соучастники безумного чаепития в повести Чарлза Латуиджа Чарлзовича Доджсона ака Лъюис Кэрролл «Алиса в стране чудес» по мере загаживания посуды пересаживались на свободные места за столом, не задумываясь, что будет, когда чистые чашки и тарелки кончатся» [Анатолий Вассерман, Наша сила – в том, что нас мало. Основная причина преимуществ русской цивилизации перед европейской].

***

Креатины.

***

Вся, – без винятку найменшого! – внутрішня і зовнішня передісторична шелупонь розглядала, розглядає і ще певний (недовгий) час розглядатиме «українське питання» як питання антиросійське. Виключно. Амінь.

***

В корыте – все меньше и меньше. Они, правда, называют это изысканно. Ну, т.е., европейски: «Сужается ресурсная база». Ну, как же ей не «сужаться», если производство убито, а потребности желудка растут. Отсюда: ожесточенная конкуренция (псевдо: «оппозиция») за место у вышеуказанного сосуда. Ну, у корыта, то есть.

***

«Слава Богу, что только США и НАТО (а не Россия и Китай) обладают самым мощнейшим оружием массового поражения в современном мире – «human rights»!

Применение этого мощнейшего оружия позволяет нашим союзникам стирать с карты мира целые государства, делить их и соединять по нашему усмотрению, менять в них режимы.

Главное, что в отличие от других видов оружия (мин, например) применение этого оружия вызывает в мире не протесты, а только сочувствие!

Механизм действия:

1) выбирается цель – враждебное свободному миру государство.

2) государственный режим этого государства объявляется кровавой тиранией, а глава государства – диктатором.

3) включаются: давление международных правозащитных органов – ООН, ОБСЕ, Совет Европы и партизанские действия НПО внутри страны.

4) инициируются досрочные выборы, перевыборы, забастовки, митинги протеста, марши, восстания (в зависимости от прочности режима).

5) если международного давления и действий НПО внутри страны оказывается недостаточно, то начинается гуманитарная интервенция (например Югославия).

6) после успешного свержения режима его глава и сторонники тут же объявляются военными преступниками и подвергаются смертной казни (Милошевич, Хуссейн), а новое демократическое руководство государство тут же заключает соглашение с источником демократии – США и НАТО и выдаёт им преференции во всех областях общественной жизни страны – в политике, экономике, культуре, религии и т.д. государство попадает под господство прав человека, и этот самый человек (который имеет эти самые права) сидит в овальном кабинете (Вашингтон, округ Коламбия). War over! Happy end!» [ruswalenok].

***

Дурачки, хапнувшие народом трудовым приработанное и продолжающие доворовывать «эту» страну, самообзывающиеся олигархами и т.п. экземплярами, продолжают все уворованное тащить в норки на «свободный Запад». В Пиндосию, ФРГ, Швейцарию etc.

Кипр их ничему не научил.

Наука Паши Лазаренка впрок не пошла.

…А, между тем, этих лохов, – со всего мира, – с радостным нетерпением ждут в названных и похожих цитаделях демократии: на днях сенаторы - пиндосы предложили «вносить в т.н. список Магнитского всех иностранцев.

Всех. Ну, и поделом им, этим, «всем». Вор у вора дубину украл.

***

Скорость эскадры, идущей в кильватерной колонне, определяется скоростью самого тихоходного судна.

***

К вопросу о «нищей, забитой etc. России» и о том, благодаря чему (свежей кровушке, которой подпиталась, как вурдалак, за счет РФ) продлила свою агонию предыстория.

«По расчетам академика Ивантера, за двадцать лет из нашей вроде бы нищей России за кордон ушло более двух триллионов долларов, что превышает все наши материальные потери в первой мировой, гражданской и Великой Отечественной войнах, вместе взятых» [Петр Евсегнеев, Русский крест – 2013].

***

В чем была, – кроме прочего, – сила СССР?

В том, что в нем убийство любого, – одного, – человека (от Кушки до Салехарда, от Чопа до Благовещенска) воспринималось всеми как общенациональная трагедия.

***

«Душа под фонограмму не поет» [Услышанное].

***

У науки – предсказания, у неспонтанного мифотворчества – бредсказания.

***

Что есть Севморпуть для России? Считайте. Даже считать не надо: читайте. «Вместо тридцати суток вокруг Африки или мимо пиратского Сомали путь контейнера в Европу из Японии или Кореи займет всего десять.

Прибыль – триста процентов. А ради такой прибыли капиталист готов на все» [Петр Евсегнеев, Русский крест – 2013]. Да уж, вспомните «Капитал» К. Маркса.

***

Четыре года страна сражалась и трудилась (1941-1945) – лишь бы нас не евроинтегрировали. Много интеграторов было. И аргументы были – увесистые. Неужто этим – удастся?


Рецензии