Матильды from Vefietis в центре событий

Матильды , это  МЫ, из  «ВЭФОВЦА»

 Была когда-то  зарубежная кинокомедия « Матильда в центре
событий» о журналистке,которая всегда была в центре жизни.На ВЭФе всерьез  «Матильдой" был "Вэфовец» с  его  радио, его световой газетой –«Крышей», и любительской киностудией VEF-studio. Целый концерн,информационный центр! Он вел летопись о самом-самом,самых из самых из  20- тысячного  коллектива. Чтобы постоянно рассказывать о том что, где и как, кто-то из Матильд  обязательно должен быть в центре главных событий. Так и было. Где-то в Сибири или в Средней Азии   в специально построенных  Домах связи, где шеф -монтажники с ВЭФа  запускали   в эксплуатацию  телефонные и  телеграфные  станции.  В праздники, когда с конвейеров сходили миллионные  радиоприемники,  юбилейные станции  связи,  запускались новые автоматические линии.

 Москва.КСЖ-Комитет советских женщин и ее глава  Валентина Терешкова, первая  космическая Чайка мира. Здесь установили вэфовскую «Чайку»-сложный  комплекс для синхронного перевода выступлений.В Большом зале КСЖ, где проходили международые конференции и встречи, тогда  установили 17 кабин, из каждой из них по местной телефонной связи и передавался перевод на один из 17, потому что  «Чайка-ВЭФ" позволяла одновременно синхронно переводить на 15-17 языков. Понятно, что  при том большом для того времени событии, в КСЖ были и журналисты из "Вэфовца". 

  "Vefietis-Вэфовец» по-существу был  информационным  концерном,  пресс-центром.

 Газета  выходила дважды в неделю  на двух языках- латышском и русском. И  каждая на четырех полосах-страницах. То есть 16 полос в неделю, размером  в половину центральных российских газет "Правда", "Известия"!
 В редакции по штатному расписанию 12 человек. вместе с двумя машинистками ,переводчиком и бухгалтером.Пишущих "штыков" всего восемь-при пишущих редакторе,заместителе и  ответственном секретаре.Плюс  редакционная почта  рабкоров, общественных корреспондентов на местах.

Сдача материалов в типографию, макеты будущих страниц,сама верстка, корректура-вычитка  материалов и много других производственных"мелочей"- все по графику, как на производстве. Тогда размеры  материалов считали не по знакам, как сейчас в компьютерах, а по строчкам. Каждый номер газеты, с переводами это 20 тысяч строк в  неделю на самые разные темы-от производства, технического прогресса,  изобретательства  и рационализации, сотрудничества с родственными  предприятиями страны и за рубежом, до рассказов  о передовиках и интересных людях,  их увлечениях,  учебе и отдыхе, свадьбах и торжествах, о  жизни во Дворце культуры  и спортивном клубе.

И каждые вторник и  пятницу  из типографии тоже по графику грузовик специальными рейсами доставлял тираж  на  ВЭФ. Газеты уже  упакованы в пачки согласно подписке. А на самом VEFе , в определенном месте заводоуправления , газету  уже  встречали общественные распространители.Они буквально и доносили  газеты  до читателей, до их рабочих мест в цехах, отделах, службах.

 Если же вдруг,к примеру,  неполадки  при  печати в типографии, поломка транспорта и  газета задерживалась, с обеда  редакционный телефон  накалялся: Почему сегодня  нет газеты? Мы еще не получили «Вэфовец»!

А что было, какой скандал , когда звонили , что  в газете  ошибка! И не только, что перепутали фамилию , но  хуже...Редактора вызывали «наверх», - в партком, райком; вииовник  писал объяснительную, получал выговор  в приказе  редактора и лишался премии.

Какие бывали ошибки «хуже»-они значатся и наших  личных засекреченных   архивах и записях. Особенно те, что  на политические темы. Вслух повторять их  было опасно.

-Я сплю спокойно  только после номеров  по пятницам,-откровенничал  Борис Григорьевич.-  Надеялся, что даже при серьезной ошибке в газете, обвинители до понедельника  "остынут", чуть  успокоятся...

Сегодня тиражи  в  три-четыре тысячи  экземпляров –почти  недосягаемая мечта многих современных изданий.К сожалению. Обычно постоянная подписка на "Вэфовец" была около 20 тысяч. Когда же подписка «падала» до 17-18 тысяч экземпляров, наш многолетний мудрый редактор Борис Григорьевич Гейман объявлял аврал и по редакции, и во всех общественных организациях. Он справедливо считал, что фактически тираж  газеты не 19-20 тысяч, а 100 тысяч! Потому что  подписчик  относит  свою газету домой,чтобы ее  почитали в семье, соседи, друзья. И обязательно  газета дойдет до  семьи и друзей, если  написали  о нем!
-" К тому же, ведь подписчик заплатил за номер  аж 2 копейки!"-напоминал редактор.

Но газета- только одна грань  пресс- концерна"Vefietis".

«ГОВОРИТ РАДИО ВЭФ! Сегодня в программе…»
 Ежедневно  часовая программа  в первую смену, и полчаса - во вторую  во всех производственных корпусах,  из динамиков  в заводских скверах раздавались позывные  заводского радио. У микрофона выступали   герои дня  в труде , спорте. В программах , консчно, обязательно  и рубрика со словом "Сегодня», то есть. оперативная информация,  Плюс концерты по заявкам, объявления.

И  все это тоже  делали журналисты «Вэфовца». Каждый литературный сотрудник  в свой определенный день недели вещал у микрофона.

 К радио напостоянно были прикомандированы  несколько радиомонтажников-монтеров. На их  ответ-  оборудование радиоцентра,  работа радиолиний , динамиков по всей территории.

Своим опытом вэфовское  радио делилось и с отпочковавшимися от ВЭФа заводами. К примеру , наша  звуковая радиозаставка , причем, даже  с нашими голосами , несколько  лет звучала на закрытом , засекреченном «Коммутаторе».

 СВЕТОВАЯ ГАЗЕТА, Еще один вид нашего информационного вещания.»КРЫША», как мы ее называли. Она  действительно находилась на крыше, причем,  самого высокого здания ВЭФа , фасад которого выходил на центральную трассу города,улицу Ленина. "Крышу" можно было читать из гороского транспорта- трамваев, троллейбусов, автобусов  уже с Воздушного моста

Тексты тоже на двух языках и ежедневно  к 14.00 рождались в редакции газеты. Затем  на самой  "крыше" они  буквально штамповались по буквам  на перфорированные бумажные ленты, которые и крутились на весь прилегающий район на фоне темнеющего неба.Кстати, саму "Крышу"  сконструировали и смонтировали тоже сами вэфовцы-изобретатели,еще в те года, когда  родилось само понятие-"бегущая строка", когда  первые световые газеты родились в Венгрии, на крыше газеты "Известия" в Москве,на улице Горького,на углу, где и сегодня "стоит" Пушкин.

 VEF -STUDIJA, рожденная  еще  в 50-е годы  местными энтузиастами, была одна из первых  любительских  в СССР . О  первых  ее шагах  рассказывали , заканчивая  всесоюзными журналами «Огонек», "Советский Союз.

Киношниками  тогда стали вэфовцы  разных профессий.Сценарий первого  фильма, конечно, написал редактор  газеты Борис Гейман; режиссером  был директор Дворца культуры  Ник.Кардашов; операторами - инженер Валдис Римейкс, инструментальщик Ценсонис Лакстигала; звукооператорами - радиоинженеры  Карлис  Томариньш,  Роланд  Нейманис.

Премьера  первого фильма проходила  еще в старом клубе (Дворец построили через несколько лет). Мне выпало быть  первым диктором и мой голос, записанный еще на круглые   аудио  кассеты,  звучал из старенького  магнитофона с табуретки.
На празднике, теперь такое  высопарно  зовется презентацией, была  вся  не только республиканская пресса и об увлеченных  из » ВЭФ-студии»  вскоре узнал чуть ли не весь мир. -Эмма, это же твой голос!- с восторгом на весь зал воскликнул на премьере корреспондент «Литературной газеты» Рем Трофимов, мой сокурсник  по университету.

...Меня  назначили  общественным шефом  студии и  послали  на  всесоюзный  семинар  руководителей любительских киностудий в Салтыковку, что под Москвой. Там  «семинаристов»   учили  видные, настоящие  большие  киношники. Председатель секции работы с кинолюбителями  Союза кинематографистов СССР , известный режиссер Григорий Рошаль  тогда объявил особенно гордый для нас  тезис- лозунг:

« И любители, заразившиеся   бациллами кино, неизлечимы. Малыми камерами на малом экране они   тоже  пишут  кинолетопись человечества».  И VEF -STUDIJA  писала   местную  кинолетопись.

1962 г. На Всесоюзном смотре работ кинолюбителей в Москве  в Доме кино на улице Воровского, VEF -studija завоевала 9 дипломов, в том числе один, которым гордилась  особо- « За новаторство и эксперимент » за  фильм «варио». Один из нас, Фреди Крамер,  владевший немецким ,вычитал в зарубежном журнале новость- идею "варио", когда на экране параллельно проектируются три киноленты , поддерживающие единую тему. Это теперь такое  мы видим ежедневно по всем экранам ТВ и в кино.А тогда то было впервые  вообще. Такого не ожидали даже сами настоящие большие киношники.

Мы выступили  с трехминуткой, киноплакатом   "НЕТ!» на антивоенную тему.
Зал  бурно зааплодировал.
 " У нас не апплодируют!-строго  объявил  в микрофон сам Рошаль.- Но я не понял, что это было.  Хотя у нас не повторяют, повторите!...

За эту работу студии присудили специальный "Диплом за новаторство и энтузиазм".
Кроме Диплома нам ,вэфовцам-кинощникам, особой  наградой  стала честь лично познакомиться с  первыми космонавтами мира  Юрием Гагариным,Павлом Поповичем , Степаном Титовым, Андрианом Николаевым. Они даже оказали нам честь- оставили свои автографы  на фирменной эмблеме фестиваля и сфотографировались с нами               

  Заметьте, это было в 1962-м! Космонавты только стали первыми небожителями!  После  такого в Риге  нас встречали так, словно это  мы сами  побывали в космосе
( Подробнее - ( см. файлы " С первыми космонавтами земли"); "Матильды из VEF-studio.И любители, заразившиеся   бациллами кино,   неизлечимы ").

 Вэфовцы   очень ценили энтузиазм своих летописцев,  заваливая редакцию  цветами . Сочиняли поэмы в честь наших персональных праздников и в юбилеи  газеты.Для всех были праздниками  выпуски 1500-го, 2000-го, 2500-го номеров   газеты, ее 25-летие, 30-ти и 50-тилетие. Нас знали не только в лицо. По голосу и телефону узнают и сегодня.

 Газетчики  из"больших"- местных и  союзных изданий, из Известий, Правды, Труда; киношники и зарубежные  коллеги ,направляясь на  интервью и съемки   к специалистам, в  дирекцию или  рабочему,  сначала заходили в редакцию, чтобы  лучше понять суть событий, технические новинки. И  «большие» , порой ,   просто списывали - "цитировали" »Вэфовец». «Это же не газета, а домна!» - уважительно  называли  они  «Vefietis».

Из лневника. 12 февраля. Сегодня  завела специальный файл "VEF-Матильды в центре событий".Но если вернее,надо бы "ВЭФ –Империя, а   ее  пресс-центр-  домна".

***
НЕСКОЛЬКО ЧЕРТОЧЕК о нас

Владимир  Гиршфельд.
...Его отец - многолетний руководитель  отдела программ Латвийского радио, сестра –многолетний редактор, переводчик издательства.Потомственный  журналист, Володя , пришел  к нам, в редакцию  пареньком, но  очень контактный ,образованный, с широким кругозором , воспитанный человек , он очень скоро  «дорос » до  кресла  ответственного  секретаря  газеты.

 Мы долго ждали, и наконец, Володя наш влюбился.Очень симпатичная  Маргарита Матисс  понравилась и нам. Вскоре всей редакцией  мы гуляли  на их свадьбе.
К сожалению,   его молодого и такого хорошего, сразила  тяжелая болезнь. И на несколько лет. Правду говорят, что Всевышний   первыми забирает самых лучших.
Рита – очень порядочный Чсловек, она  до конца  преданно служила любимому человеку.  Многолетний руководитель детского сада,продолжая  работать, Рита  вела дом , даже  села за руль, чтобы вывозить мужа к морю, на дачу, делала все, чтобы облегчить  страдания  Володи. И до самого конца.
 
Их сын, Сережа,  пошел по стопам отца, деда,и тоже стал журналистом. Его имя уже становится  известным в Израиле, куда с женой  переехал  несколько лет  назад. У них одился сын.Как бы радовался  Володя сегодня  и новому поколению Гиршфельдов!         

Наташа и Герман Григорян.
…Купили мы по записи  новый шкаф. Его детали в ящиках и  по инструкции не собрать.

-На такое  нашей с Сашей  медико-журналистской сообразительности  не хватило,- рассказала я утром  в редакции.
-Не волнуйтесь. Вечером придет  мой Гера и  поможет, -пожалела нас Наташа Григорян, тогда  наш ответственный  секретарь.

Герман  Григорян –очень приятный , образованный, интеллигентный и  очень сообразительный человек. И , конечно, тоже вэфовец- один из руководителей службы обеспечения РПО. Он пришел , научил, и сделал.

- Огромное спасибо! Ну, как нам было догадаться, что прежде чем поставить шкаф к стенке, его нужно положить  на пол, чтобы  собрать!

 Как-то  Гера с Наташей пришли с бутылкой.
-Дорогой  наш доктор, Моя  теща  теперь - без желчи!Как мне вас отблагодарить?  - пошутил он.                Мой муж, хирург, оперировал  маму Наташи.

Умерла моя мама. Герман  был среди тех, кто нес гроб на еврейском кладбище. После  похорон не только меня, но и даже Германа вызывали "наверх".

К сожалению, потому что хороший, и Герунедавно призвал  к себе Всевышний.

« ВЭФОВЕЦ»-ШКОЛА  ЖУРНАЛИСТОВ

Многие сегодня известные  журналисты прошли школу «Вэфовца» , откуда их пригласили    в газеты  Час, Телеграф, Диена, " Русская  газета», на Латвийское радио , ТВ, в другие издания . Они  уже давно ИМЕНА. Это  Наталья  Кисис, Нателла Григорян , Галина Гришина , Владимир Чепуров,  Инеса Берзиня,  Елена Заруцкая, Татьяна Скараманга, Галина Просвирова , Юрий Сизов, Валентин Слотин , Елена Янсоне, Ирина Дреймане...

Редакцонные  фотографы. Валентин Берзиньш. За время  работы  в редакции у него образовалась  серьезная фотолетопись. Собирался  обработать, систематизировать архив, но  времени теперь маловато. Трудяга, он  построил  вместительный загородный  дом, завел натуральное хозяйство, чем обеспечивает всю большую семью-детей, внуков.               
Имант Спрогис,  теперь у него  строительно-ремонтная  фирма, но он остался нашим, своим- фото-свидетель  на наших  свадьбах и юбилеях.               

 Валдис Римейкс, « заразивший»  меня кинолюбительством , и  его семья -тоже наши. Алберт  Берзиньш- автор и технический  шеф  по «Крыше». Алдис Берзиньш- сын Алберта,  тоже бывший вэфовец-изобретатель . В самый кризис  без всякого финансирования взялся издавать книги моего мужа.

Наша молоденькая, очень красивая,  способная  и музыкальная  Рене Арманд –дочь одного из отцов латвийского кино Павла Арманда и внучатая племянница знаменитой по истории  Инессы Арманд. Когда юная Рене  влюбилась , вся редакция собирала невесту. Ей очень подошел , к примеру, и  мой голубой костюм. Потом  она уехала  с мужем в Москву.
Когда умер мой муж,  звонок Рене   из Москвы:
-Эммочка Рувимовна, узнала о вашем горе - звоню, чтобы  вместе поплакать…   
(Подробнее еще  о наших  см . в  файлах » Матильда Рене Мария  Арманд», »Матильда  Володя Ханелис»).


ЭМИЛЬ МЕШКУН. Он по  телефону ...сделал из меня сценариста

Когда-то  он, известный телевизионый ведущий, который  «привел» меня на  теле-экран, вспоминал:-Моя творческая биография меняется  каждые 5 лет- Jaunatne, «Rigas balss ”, потом радио и разные редакции ЛТВ               

Тогда я позавидовала ему: «А я-то  все время на одном месте».

  СЛУЧАЙНАЯ  ВСТРЕЧА
 Однажды случайная встреча  в трамвае  по дороге домой:

-У вас такая интересная работа! - позавидовал мне   один из вэфовцев,  художник  Дворца культуры  и отдела НОТ:

-Ну что Вы! Маленькая  газета…
-Зато каждое ваше слово  не остается не замеченным- доходит до кого-то, отзывается в  их душах. Это ведь так  важно  для людей, для   каждого  человека. Особенно, если о нем еще и  написали. Этим вы , газета,  помогаете  нам, рядовым, винтикам, чувствовать себя нужными.

...Та  случайная встреча  с годами   все яснее помогала  понять,что у нас всех  счастливая журналистская судьба.

P.s. А Эмиль  Мешкун действительно  по  телефону  сделал из меня сценариста.Громко сказано, но так  было. Как?

-Эмма, на ЛТВ  со следующего месяца запланированы очерки о героях труда. Срочно нужны сценарии.Напиши! На ВЭФе ведь много  таких и ты их хорошо знаешь...
-Никогда  не писала  сценариев, не умею, не  знаю как ... 
-Сейчас научу. Записывай...

После того телефонного   урока    по моим сценариям на  ЛТВ родились   несколько  очерков.  После того и потому меня  и "бросили на укрепление» VEF-studiа.

***
Как бы сказал Аркадий РАЙКИН

-Сколько  «Вэфовцев» сделано, к примеру  при мне  за более 40 лет работы, если  в год выходили  по 100 номеров? =-Почти  4000 номеров!  Плюс  радио + «крыша» +  киностудия. Так сколько?

-Не будем мелочными, Мильон!- пошутил  бы Аркадий Райкнн. Эта скромная статистика о  Матильдах.о всех нас, которые были   счастливы, что в нашей  жизни были  ВЭФ и «Вэфовец». Фундамент, школа ,  опыт  , трамплин  для  применения  сил журналистов в чем-то еще. К примеру , мне , ветерану  журналистики , это  помогло стать ...молодым  писателем. Как и  Рене Марии Арманд, Владимиру Ханелису , Галинам Просвировой и Гришиной, нашим Наташам Кисис и Григорян, Татьяне Скараманге и...

И все это здорово!
На ссылке ниже снимки по теме.


http://share.shutterfly.com/action/welcome?sid=0AZOWbZk0cuWrLaA


Рецензии