Матильды from Vefietis в центре событий
Была когда-то зарубежная кинокомедия « Матильда в центре
событий» о журналистке,которая всегда была в центре жизни.На ВЭФе всерьез «Матильдой" был "Вэфовец» с его радио, его световой газетой –«Крышей», и любительской киностудией VEF-studio. Целый концерн,информационный центр! Он вел летопись о самом-самом,самых из самых из 20- тысячного коллектива. Чтобы постоянно рассказывать о том что, где и как, кто-то из Матильд обязательно должен быть в центре главных событий. Так и было. Где-то в Сибири или в Средней Азии в специально построенных Домах связи, где шеф -монтажники с ВЭФа запускали в эксплуатацию телефонные и телеграфные станции. В праздники, когда с конвейеров сходили миллионные радиоприемники, юбилейные станции связи, запускались новые автоматические линии.
Москва.КСЖ-Комитет советских женщин и ее глава Валентина Терешкова, первая космическая Чайка мира. Здесь установили вэфовскую «Чайку»-сложный комплекс для синхронного перевода выступлений.В Большом зале КСЖ, где проходили международые конференции и встречи, тогда установили 17 кабин, из каждой из них по местной телефонной связи и передавался перевод на один из 17, потому что «Чайка-ВЭФ" позволяла одновременно синхронно переводить на 15-17 языков. Понятно, что при том большом для того времени событии, в КСЖ были и журналисты из "Вэфовца".
"Vefietis-Вэфовец» по-существу был информационным концерном, пресс-центром.
Газета выходила дважды в неделю на двух языках- латышском и русском. И каждая на четырех полосах-страницах. То есть 16 полос в неделю, размером в половину центральных российских газет "Правда", "Известия"!
В редакции по штатному расписанию 12 человек. вместе с двумя машинистками ,переводчиком и бухгалтером.Пишущих "штыков" всего восемь-при пишущих редакторе,заместителе и ответственном секретаре.Плюс редакционная почта рабкоров, общественных корреспондентов на местах.
Сдача материалов в типографию, макеты будущих страниц,сама верстка, корректура-вычитка материалов и много других производственных"мелочей"- все по графику, как на производстве. Тогда размеры материалов считали не по знакам, как сейчас в компьютерах, а по строчкам. Каждый номер газеты, с переводами это 20 тысяч строк в неделю на самые разные темы-от производства, технического прогресса, изобретательства и рационализации, сотрудничества с родственными предприятиями страны и за рубежом, до рассказов о передовиках и интересных людях, их увлечениях, учебе и отдыхе, свадьбах и торжествах, о жизни во Дворце культуры и спортивном клубе.
И каждые вторник и пятницу из типографии тоже по графику грузовик специальными рейсами доставлял тираж на ВЭФ. Газеты уже упакованы в пачки согласно подписке. А на самом VEFе , в определенном месте заводоуправления , газету уже встречали общественные распространители.Они буквально и доносили газеты до читателей, до их рабочих мест в цехах, отделах, службах.
Если же вдруг,к примеру, неполадки при печати в типографии, поломка транспорта и газета задерживалась, с обеда редакционный телефон накалялся: Почему сегодня нет газеты? Мы еще не получили «Вэфовец»!
А что было, какой скандал , когда звонили , что в газете ошибка! И не только, что перепутали фамилию , но хуже...Редактора вызывали «наверх», - в партком, райком; вииовник писал объяснительную, получал выговор в приказе редактора и лишался премии.
Какие бывали ошибки «хуже»-они значатся и наших личных засекреченных архивах и записях. Особенно те, что на политические темы. Вслух повторять их было опасно.
-Я сплю спокойно только после номеров по пятницам,-откровенничал Борис Григорьевич.- Надеялся, что даже при серьезной ошибке в газете, обвинители до понедельника "остынут", чуть успокоятся...
Сегодня тиражи в три-четыре тысячи экземпляров –почти недосягаемая мечта многих современных изданий.К сожалению. Обычно постоянная подписка на "Вэфовец" была около 20 тысяч. Когда же подписка «падала» до 17-18 тысяч экземпляров, наш многолетний мудрый редактор Борис Григорьевич Гейман объявлял аврал и по редакции, и во всех общественных организациях. Он справедливо считал, что фактически тираж газеты не 19-20 тысяч, а 100 тысяч! Потому что подписчик относит свою газету домой,чтобы ее почитали в семье, соседи, друзья. И обязательно газета дойдет до семьи и друзей, если написали о нем!
-" К тому же, ведь подписчик заплатил за номер аж 2 копейки!"-напоминал редактор.
Но газета- только одна грань пресс- концерна"Vefietis".
«ГОВОРИТ РАДИО ВЭФ! Сегодня в программе…»
Ежедневно часовая программа в первую смену, и полчаса - во вторую во всех производственных корпусах, из динамиков в заводских скверах раздавались позывные заводского радио. У микрофона выступали герои дня в труде , спорте. В программах , консчно, обязательно и рубрика со словом "Сегодня», то есть. оперативная информация, Плюс концерты по заявкам, объявления.
И все это тоже делали журналисты «Вэфовца». Каждый литературный сотрудник в свой определенный день недели вещал у микрофона.
К радио напостоянно были прикомандированы несколько радиомонтажников-монтеров. На их ответ- оборудование радиоцентра, работа радиолиний , динамиков по всей территории.
Своим опытом вэфовское радио делилось и с отпочковавшимися от ВЭФа заводами. К примеру , наша звуковая радиозаставка , причем, даже с нашими голосами , несколько лет звучала на закрытом , засекреченном «Коммутаторе».
СВЕТОВАЯ ГАЗЕТА, Еще один вид нашего информационного вещания.»КРЫША», как мы ее называли. Она действительно находилась на крыше, причем, самого высокого здания ВЭФа , фасад которого выходил на центральную трассу города,улицу Ленина. "Крышу" можно было читать из гороского транспорта- трамваев, троллейбусов, автобусов уже с Воздушного моста
Тексты тоже на двух языках и ежедневно к 14.00 рождались в редакции газеты. Затем на самой "крыше" они буквально штамповались по буквам на перфорированные бумажные ленты, которые и крутились на весь прилегающий район на фоне темнеющего неба.Кстати, саму "Крышу" сконструировали и смонтировали тоже сами вэфовцы-изобретатели,еще в те года, когда родилось само понятие-"бегущая строка", когда первые световые газеты родились в Венгрии, на крыше газеты "Известия" в Москве,на улице Горького,на углу, где и сегодня "стоит" Пушкин.
VEF -STUDIJA, рожденная еще в 50-е годы местными энтузиастами, была одна из первых любительских в СССР . О первых ее шагах рассказывали , заканчивая всесоюзными журналами «Огонек», "Советский Союз.
Киношниками тогда стали вэфовцы разных профессий.Сценарий первого фильма, конечно, написал редактор газеты Борис Гейман; режиссером был директор Дворца культуры Ник.Кардашов; операторами - инженер Валдис Римейкс, инструментальщик Ценсонис Лакстигала; звукооператорами - радиоинженеры Карлис Томариньш, Роланд Нейманис.
Премьера первого фильма проходила еще в старом клубе (Дворец построили через несколько лет). Мне выпало быть первым диктором и мой голос, записанный еще на круглые аудио кассеты, звучал из старенького магнитофона с табуретки.
На празднике, теперь такое высопарно зовется презентацией, была вся не только республиканская пресса и об увлеченных из » ВЭФ-студии» вскоре узнал чуть ли не весь мир. -Эмма, это же твой голос!- с восторгом на весь зал воскликнул на премьере корреспондент «Литературной газеты» Рем Трофимов, мой сокурсник по университету.
...Меня назначили общественным шефом студии и послали на всесоюзный семинар руководителей любительских киностудий в Салтыковку, что под Москвой. Там «семинаристов» учили видные, настоящие большие киношники. Председатель секции работы с кинолюбителями Союза кинематографистов СССР , известный режиссер Григорий Рошаль тогда объявил особенно гордый для нас тезис- лозунг:
« И любители, заразившиеся бациллами кино, неизлечимы. Малыми камерами на малом экране они тоже пишут кинолетопись человечества». И VEF -STUDIJA писала местную кинолетопись.
1962 г. На Всесоюзном смотре работ кинолюбителей в Москве в Доме кино на улице Воровского, VEF -studija завоевала 9 дипломов, в том числе один, которым гордилась особо- « За новаторство и эксперимент » за фильм «варио». Один из нас, Фреди Крамер, владевший немецким ,вычитал в зарубежном журнале новость- идею "варио", когда на экране параллельно проектируются три киноленты , поддерживающие единую тему. Это теперь такое мы видим ежедневно по всем экранам ТВ и в кино.А тогда то было впервые вообще. Такого не ожидали даже сами настоящие большие киношники.
Мы выступили с трехминуткой, киноплакатом "НЕТ!» на антивоенную тему.
Зал бурно зааплодировал.
" У нас не апплодируют!-строго объявил в микрофон сам Рошаль.- Но я не понял, что это было. Хотя у нас не повторяют, повторите!...
За эту работу студии присудили специальный "Диплом за новаторство и энтузиазм".
Кроме Диплома нам ,вэфовцам-кинощникам, особой наградой стала честь лично познакомиться с первыми космонавтами мира Юрием Гагариным,Павлом Поповичем , Степаном Титовым, Андрианом Николаевым. Они даже оказали нам честь- оставили свои автографы на фирменной эмблеме фестиваля и сфотографировались с нами
Заметьте, это было в 1962-м! Космонавты только стали первыми небожителями! После такого в Риге нас встречали так, словно это мы сами побывали в космосе
( Подробнее - ( см. файлы " С первыми космонавтами земли"); "Матильды из VEF-studio.И любители, заразившиеся бациллами кино, неизлечимы ").
Вэфовцы очень ценили энтузиазм своих летописцев, заваливая редакцию цветами . Сочиняли поэмы в честь наших персональных праздников и в юбилеи газеты.Для всех были праздниками выпуски 1500-го, 2000-го, 2500-го номеров газеты, ее 25-летие, 30-ти и 50-тилетие. Нас знали не только в лицо. По голосу и телефону узнают и сегодня.
Газетчики из"больших"- местных и союзных изданий, из Известий, Правды, Труда; киношники и зарубежные коллеги ,направляясь на интервью и съемки к специалистам, в дирекцию или рабочему, сначала заходили в редакцию, чтобы лучше понять суть событий, технические новинки. И «большие» , порой , просто списывали - "цитировали" »Вэфовец». «Это же не газета, а домна!» - уважительно называли они «Vefietis».
Из лневника. 12 февраля. Сегодня завела специальный файл "VEF-Матильды в центре событий".Но если вернее,надо бы "ВЭФ –Империя, а ее пресс-центр- домна".
***
НЕСКОЛЬКО ЧЕРТОЧЕК о нас
Владимир Гиршфельд.
...Его отец - многолетний руководитель отдела программ Латвийского радио, сестра –многолетний редактор, переводчик издательства.Потомственный журналист, Володя , пришел к нам, в редакцию пареньком, но очень контактный ,образованный, с широким кругозором , воспитанный человек , он очень скоро «дорос » до кресла ответственного секретаря газеты.
Мы долго ждали, и наконец, Володя наш влюбился.Очень симпатичная Маргарита Матисс понравилась и нам. Вскоре всей редакцией мы гуляли на их свадьбе.
К сожалению, его молодого и такого хорошего, сразила тяжелая болезнь. И на несколько лет. Правду говорят, что Всевышний первыми забирает самых лучших.
Рита – очень порядочный Чсловек, она до конца преданно служила любимому человеку. Многолетний руководитель детского сада,продолжая работать, Рита вела дом , даже села за руль, чтобы вывозить мужа к морю, на дачу, делала все, чтобы облегчить страдания Володи. И до самого конца.
Их сын, Сережа, пошел по стопам отца, деда,и тоже стал журналистом. Его имя уже становится известным в Израиле, куда с женой переехал несколько лет назад. У них одился сын.Как бы радовался Володя сегодня и новому поколению Гиршфельдов!
Наташа и Герман Григорян.
…Купили мы по записи новый шкаф. Его детали в ящиках и по инструкции не собрать.
-На такое нашей с Сашей медико-журналистской сообразительности не хватило,- рассказала я утром в редакции.
-Не волнуйтесь. Вечером придет мой Гера и поможет, -пожалела нас Наташа Григорян, тогда наш ответственный секретарь.
Герман Григорян –очень приятный , образованный, интеллигентный и очень сообразительный человек. И , конечно, тоже вэфовец- один из руководителей службы обеспечения РПО. Он пришел , научил, и сделал.
- Огромное спасибо! Ну, как нам было догадаться, что прежде чем поставить шкаф к стенке, его нужно положить на пол, чтобы собрать!
Как-то Гера с Наташей пришли с бутылкой.
-Дорогой наш доктор, Моя теща теперь - без желчи!Как мне вас отблагодарить? - пошутил он. Мой муж, хирург, оперировал маму Наташи.
Умерла моя мама. Герман был среди тех, кто нес гроб на еврейском кладбище. После похорон не только меня, но и даже Германа вызывали "наверх".
К сожалению, потому что хороший, и Герунедавно призвал к себе Всевышний.
« ВЭФОВЕЦ»-ШКОЛА ЖУРНАЛИСТОВ
Многие сегодня известные журналисты прошли школу «Вэфовца» , откуда их пригласили в газеты Час, Телеграф, Диена, " Русская газета», на Латвийское радио , ТВ, в другие издания . Они уже давно ИМЕНА. Это Наталья Кисис, Нателла Григорян , Галина Гришина , Владимир Чепуров, Инеса Берзиня, Елена Заруцкая, Татьяна Скараманга, Галина Просвирова , Юрий Сизов, Валентин Слотин , Елена Янсоне, Ирина Дреймане...
Редакцонные фотографы. Валентин Берзиньш. За время работы в редакции у него образовалась серьезная фотолетопись. Собирался обработать, систематизировать архив, но времени теперь маловато. Трудяга, он построил вместительный загородный дом, завел натуральное хозяйство, чем обеспечивает всю большую семью-детей, внуков.
Имант Спрогис, теперь у него строительно-ремонтная фирма, но он остался нашим, своим- фото-свидетель на наших свадьбах и юбилеях.
Валдис Римейкс, « заразивший» меня кинолюбительством , и его семья -тоже наши. Алберт Берзиньш- автор и технический шеф по «Крыше». Алдис Берзиньш- сын Алберта, тоже бывший вэфовец-изобретатель . В самый кризис без всякого финансирования взялся издавать книги моего мужа.
Наша молоденькая, очень красивая, способная и музыкальная Рене Арманд –дочь одного из отцов латвийского кино Павла Арманда и внучатая племянница знаменитой по истории Инессы Арманд. Когда юная Рене влюбилась , вся редакция собирала невесту. Ей очень подошел , к примеру, и мой голубой костюм. Потом она уехала с мужем в Москву.
Когда умер мой муж, звонок Рене из Москвы:
-Эммочка Рувимовна, узнала о вашем горе - звоню, чтобы вместе поплакать…
(Подробнее еще о наших см . в файлах » Матильда Рене Мария Арманд», »Матильда Володя Ханелис»).
ЭМИЛЬ МЕШКУН. Он по телефону ...сделал из меня сценариста
Когда-то он, известный телевизионый ведущий, который «привел» меня на теле-экран, вспоминал:-Моя творческая биография меняется каждые 5 лет- Jaunatne, «Rigas balss ”, потом радио и разные редакции ЛТВ
Тогда я позавидовала ему: «А я-то все время на одном месте».
СЛУЧАЙНАЯ ВСТРЕЧА
Однажды случайная встреча в трамвае по дороге домой:
-У вас такая интересная работа! - позавидовал мне один из вэфовцев, художник Дворца культуры и отдела НОТ:
-Ну что Вы! Маленькая газета…
-Зато каждое ваше слово не остается не замеченным- доходит до кого-то, отзывается в их душах. Это ведь так важно для людей, для каждого человека. Особенно, если о нем еще и написали. Этим вы , газета, помогаете нам, рядовым, винтикам, чувствовать себя нужными.
...Та случайная встреча с годами все яснее помогала понять,что у нас всех счастливая журналистская судьба.
P.s. А Эмиль Мешкун действительно по телефону сделал из меня сценариста.Громко сказано, но так было. Как?
-Эмма, на ЛТВ со следующего месяца запланированы очерки о героях труда. Срочно нужны сценарии.Напиши! На ВЭФе ведь много таких и ты их хорошо знаешь...
-Никогда не писала сценариев, не умею, не знаю как ...
-Сейчас научу. Записывай...
После того телефонного урока по моим сценариям на ЛТВ родились несколько очерков. После того и потому меня и "бросили на укрепление» VEF-studiа.
***
Как бы сказал Аркадий РАЙКИН
-Сколько «Вэфовцев» сделано, к примеру при мне за более 40 лет работы, если в год выходили по 100 номеров? =-Почти 4000 номеров! Плюс радио + «крыша» + киностудия. Так сколько?
-Не будем мелочными, Мильон!- пошутил бы Аркадий Райкнн. Эта скромная статистика о Матильдах.о всех нас, которые были счастливы, что в нашей жизни были ВЭФ и «Вэфовец». Фундамент, школа , опыт , трамплин для применения сил журналистов в чем-то еще. К примеру , мне , ветерану журналистики , это помогло стать ...молодым писателем. Как и Рене Марии Арманд, Владимиру Ханелису , Галинам Просвировой и Гришиной, нашим Наташам Кисис и Григорян, Татьяне Скараманге и...
И все это здорово!
На ссылке ниже снимки по теме.
http://share.shutterfly.com/action/welcome?sid=0AZOWbZk0cuWrLaA
Свидетельство о публикации №214012501766