Джон Брайн. Божественность древних пророчеств

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БОЖЕСТВЕННОСТИ ДРЕВНИХ ПРОРОЧЕСТВ
Джон Брайн (1761)
 http://www.mountzionpbc.org/John_Brine/sermons.htm
Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но его возвещали святые Божии люди, будучи движимы Духом Святым.
2 Пет.1.21

Апостол увещевает нас, ввиду предыдущих слов и контекста, благоговейно расценивать Писания Пророков. И для соблюдения его наставления, он вводит слова, которые я прочитал. При рассмотрении этого текста я сначала должен объяснить выражения, используемые в нем, а затем сделать из него доктринальные выводы.
Во-первых, пророчество есть откровение, то есть оно дает знание вещей, которые нельзя обнаружить при естественном свете, будь то прошлое, настоящее или будущее. Вещи прошлого могут быть предметом пророчества. Например, порядок творения, который дает нам Моисей - это то, что никак не может быть обнаружено разумом. Великий Творец непосредственно и сверхъестественно открыл Моисею, как Он совершил творение всех вещей, которые существуют. Настоящее также может быть предметом пророчества. Так Елисей через пророческий дух познакомился со своим слугой, получая дары Неемана сирийца (4 Цар.5.26). Будущие вещи, часто кажущиеся нам случайными, также являются предметом пророчества, особенно если они предсказаны не только в самом общем виде, но с обстоятельствами лиц, места и времени. Это доказывает всеведение Бога и четко подтверждает Его всевластие против ложных божеств язычников, ибо Бог Сам знает будущие вещи и открывает их тем, кому захочет (Ис.41.21-23).
Во-вторых, никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой. Пророчество было древним, ибо оно началось очень рано, в первые века мира. Оно не пришло по воле человеческой, и человеческая воля не имела никакого участия в нем,  потому что никто не был наделен Духом пророчества, потому что он сам так захотел, но потому, что Дух повелел так; это было полностью суверенной волей Божией, чтобы кто-либо из людей стал пророком. И должно уяснить, что пророки сами по себе не могли пророчествовать или возвещать волю Божию. В них самих не было ничего, что могло бы способствовать этому. Это видно по Моисею, который не сразу вынес приговор богохульнику, но тот был помещен под стражу, пока не была объявлена воля Божия о нем (Лев.24.12).
В-третьих, пророки есть  святые Божии люди, которые движимы Духом Святым Они были святые Божии, освященные Божественной благодатью, устроенные Богом к исполнению своего священного задания и наслаждающиеся близостью к Нему и знакомством с Ним. Они говорили, будучи движимы Духом Святым, Который является Третьим Лицом дивной Троицы. Его дело и их служение - это выявление Божией воли для Церкви. Пророки говорили, будучи движимы им. Бог дал им пророческое знание и мощный импульс, побуждавший их нести его. Святой Дух диктовал им таким образом, что они выражали мысли Бога теми словами, которые Он повелел им использовать. Средством, с помощью которого мы в нынешнем состоянии сообщаем знание друг другу, является речь, в которой мы можем ошибаться; наш язык не является непогрешимым средством передачи знаний. Поэтому, если бы пророки были предоставлены самим себе в выборе слов, они, возможно, допустили бы ошибки. Предположить это будет свержением самого Откровения, которое предназначено быть непогрешимым наставлением для Церкви Божией. Это очевидно, ибо средство, которому свойственны ошибки, не может безошибочно передать знание истины и это не может быть ему поручено. Учения пророков были даны им непосредственным и сверхъестественным образом Духом Святым, и они выразили эти концепции под Его непогрешимым руководством и управлением. Поэтому они были действенно ограждены от ошибок в мышлении, а также в языке. И следовательно, от Бога не только их учения, но и слова, в которых они выражены. Как святые они не были безупречны, но как пророки они были непогрешимы. Они мыслили и говорили под непогрешимым водительством Святого Духа.
Таким образом, из того, что я кратко объяснил, естественно вытекает доктринальное положение: писания пророков являются непосредственным и сверхъестественным Откровением от Бога.
Резонно допустить, что Бог способен передать человеческому разуму познание истины непосредственным и сверхъестественным образом; а также, что разум человека способен принимать познание Истины таким образом. Поэтому я полагаю, что мы должны сделать вывод, что невозможно, чтобы знание людей, даже в их будущем состоянии, могло простираться дальше, чем смогут позволить способности их природы. Этого никто не может себе представить. Но разве Бог не может иметь силу, непосредственно действующую на человеческий разум, и действующую как во плоти, так и вне ее? Несомненно может. И, следовательно, Он может, в то время как она соединяется с телом, возрастить наше познание истины, насколько Ему будет угодно, в том числе непосредственным и сверхъестественным образом. Следовательно, вдохновение - это  вещь ни в коей мере не неразумная. Если мы не способны объяснить ее способ, мы не можем возражать против ее возможности. Возможно, у нас нет ее опыта, но это и не требуется, если мы должны быть в состоянии объяснить это. Разум не может не прийти к выводу о возможности откровения, хотя он не в состоянии описать, как Бог действует на человеческий разум.
Рассуждая о доктринальных утверждениях, выдвинутых в данном тексте, я должен:
I. Попытаться  доказать, что непосредственное и сверхъестественное Откровение было абсолютно необходимо, чтобы наставить людей в их обязанностях, а также привести их к счастью.
II. Предложить некоторые аргументы, которые показывают, что писания пророков есть Откровение.
III. Указать на некоторые вещи, доказывающие, что мы в настоящее время пользуемся тем, что написано ими, в чистом и неискаженном виде.

I. Непосредственное и сверхъестественное Откровение было абсолютно необходимо, чтобы наставить людей в их обязанностях, а также привести их к счастью. Эту истину ясно и прочно доказывают следующие аргументы.
Мы не знаем, как мы можем служить благоугодно Богу и воздавать Ему ту славу, которая Ему подобает по Его безграничным совершенствам, не знаем о нашей абсолютной зависимости от Него и о наших многочисленных обязанностях перед Ним. Сам разум в том, что ему без малейшего колебания способен понять, что мы должны чтить нашего Творца. Но тот путь, которым мы можем это сделать не тщетно, он не может определить. Ни один человек, который хотя бы до некоторой степени понимает, что он грешник, и не в состоянии выполнять повелеваемое ему должным образом, не будет столь тщеславен, чтобы сделать вывод, что это не так. Следовательно, его религиозное служение не может быть принято Создателем, ибо оно не является таким, какими оно должно быть, и не может удовлетворить Его. Наша религия - религия грешных людей, которые крайне несовершенны. Поэтому невозможно, чтобы наш разум когда-либо мог узнать, каким образом наше религиозное служение может быть принято бесконечно чистым и святым Богом, Которому мы поклоняемся. Смею утверждать,, что если бы все деисты на Земле должны были объединиться в совет на эту тему,  они никогда не будут иметь возможность предписать нам такой способ поклонения, который, как мы можем быть уверены, будет угоден нашему Творцу. Это имеет первостепенное значение, и полностью доказывает абсолютную необходимость непосредственного и сверхъестественного Откровения с небес, чтобы наставить нас в наших обязанностях и привести к счастью.
2. Другое, что имеет равное первому значение - это то, что мы не знаем, как наша развращенная природа может быть исправлена, и как излечиться от ее морального расстройства. И хотя то, что растление покрыло человеческую природу, ясно как солнце, по каким причинам это произошло - об этом разум ничего не может сказать нам. Сказанное очевидно для всех, кто всерьез задумается над  этим вопросом, и никто из них не сможет ни проследить это зло до его происхождения, ни открыть, с помощью каких средств оно может быть исправлено. Если разум способен обнаружить, что только Бог может достичь этой цели, он все равно не способен узнать, будет Бог это делать или нет. Ибо никто из людей не вправе требовать эту милость от Творца и, следовательно, никто не может сказать, получит ее человеческий род или нет. Из этого ясно, что непосредственное и сверхъестественное Откровение необходимо, чтобы наставить нас в наших обязанностях и привести к счастью.
3. Следующее, чего мы не знаем - это простит ли Бог грех. Хотя мы не можем жить без некоторого осознания вины, наш естественный свет различает грех, наказание и недостатки. Божественная доброта может заверить невинное создание в благоволении его Творца, но то, что Он поступит милосердно с творением виновным, мы не можем знать никоим образом, ибо милосердие и прощение не есть то, что является естественным для Бога. Это свободные дела Его воли, и следовательно, они выше того, что может постичь наш разум. Если бы прощение было естественным, то Бог был бы обязан простить грех, Он не мог бы не простить его, и прощение было бы тогда необходимым, а не свободным. Мы не можем постигнуть разумом из дел и щедрости Провидения, что у Бога есть цель помиловать грех. Отсрочка исполнения наказания не свидетельствует о намерении Бога избавить нас от вины. Позволение людям обладать изобилием всего, что есть в этом мире,  не дает никаких оснований для вывода, что Он обладает миром и согласием с ними. У величайших царей со всеми их богатствами и почестями нет больших оснований думать, что Бог простит их грехи, чем это может представить себе самые бедные люди низкого состояния. Божественная любовь или ненависть к сынам человеческим не зависит ни от их имени, ни от вещей этого мира. Благость Бога ко грешникам не может никаким образом быть выведена из Его промысла.  Великий Правитель мира часто оставляет тех, кто купается в изобилии, и благоволит к самым простым и убогим, но Он может уделить изобилие порочным, тогда как менее порочные влачат свою жизнь в великой нищете и скорбях. Кроме того, так ли значимо Божие благоволение к сынам человеческим здесь, какое бы сияющее зрелище оно ни представляло, если время их жизни так коротко? Никоим образом, и Он не желает, чтобы мы восхищались этим.  Поскольку у многих есть доля в этой жизни, они довольствуются только этим и не смотрят выше. Это также доказательство абсолютной необходимости непосредственного и сверхъестественного откровения от Бога.
4. Мы никаким образом не можем представить себе, что для Бога возможно простить грех и спасти виновное творение. Некоторые, может быть, скажут, что так можно зайти очень далеко, но я надеюсь сделать очевидным, что это правда. Если грех прощен и виновные существа спасены, они должны быть пригодны к тому, чтобы прославить за это Бога. Разве это не будет им предложено, если Бог бесконечно милостив? Несомненно, так, но мы спросим дальше: разве это не акт милосердия, чтобы спасти несчастное существо? Конечно, это так. Но может ли быть так, чтобы Бог не прославил Свою милость в спасенных грешниках и оставил их без возможности чтить Его в других отношениях? Я отвечаю смело: нет, Он не может сделать так, ибо Его прощение касается только самого грешника лично, а не его вины, из-за которой он страдает. Бог может быть милостив ко грешнику, но не ко греху, ибо Он не может просто оставить грех безнаказанным.  Как Он не будет действовать в природном мире просто силой без мудрости, так Он не может действовать милосердно в нравственном мире без святости. Проявление Божественной святости в отношении вины может состоять только в отсрочке наказания. Ибо для Бога невозможно проявить милосердие к виновным тварям так, чтобы явить пренебрежение к Своей святости или же простое игнорирование морального зла. Прощение греха как абсолютный акт милосердия будет пренебрежением к святости, что для Бога не более возможно, чем действовать Своей властью без мудрости. Как Он не может действовать силой без мудрости, так Он не может даровать нам счастье, не явив также Свою бесконечную святость. Прощение греха как дело абсолютного милосердия не было бы законом святости, а потому такой принцип, как абсолютное милосердие, невозможен для Бога. Так может ли конечная мудрость решить, каким образом святость и милосердие могут быть примирены в прощении греха? Нет, это невозможно. Святость проявляется в причинении наказание за грех, а милосердие - в освобождении грешника от наказания. Любой тварной мудрости не под силу определить, как это может быть, и поэтому наш разум не может заверить нас в том, что прощение грехов и спасение грешника возможны. Более того, наш разум должен заключить, что наше спасение есть дело невозможное. Ибо мы не можем сказать, как Бог может действовать свято и милостиво к виновным существам в их прощении и спасении. Я не отрицаю, что разума как такового достаточно, чтобы познакомить нас, в какой-то степени, с нашей виновностью и ничтожеством, но я категорически отрицаю, что он способен указать на путь, по которому Бог может спасти нас, последовательно являя честь Своих совершенств. И разум никогда не сможет представить, что Бог может действовать иначе, чем требует Его природа, или вопреки любому из Своих совершенств. Эти вещи ясно показывают абсолютную необходимость непосредственного и сверхъестественного Откровения, чтобы наставить нас в наших обязанностях и провести нас к счастью.
II. Я должен предложить некоторые аргументы, которые показывают, что писания пророков есть Откровение.
Резонно думать, что пророки имели полную убежденность в своих умах, что они были вдохновлены Богом. Ибо они не приобрели богатство, довольство и уважение мира, будучи пророками, напротив, они были подвержены бедности, лишениям, гонениям, острому недовольству непокорных и злых людей, которым их пророчества доставляли такое беспокойство, что они гнали их до смерти, впоследствии признавая, что убили пророков. И следовательно, они должны были считаться и считать сами себя полными глупцами или безумцами, если они не были полностью убеждены, что у них есть призвание от Бога говорить, и говорить именно это. Стали бы люди при таких обстоятельствах делать вид, что они имеют Божественное вдохновение, если бы они действительно не считали себя тем, кем они стали?  Совершенно бессмысленно даже предположить подобное. Я добавлю, что пророки были святыми Божьими людьми. Они любили Его, почитали Его, верили Ему, свято блюли Его честь и наслаждались самым близким общением с Ним. И, следовательно, они безусловно понимали, что содержание их пророчеств дано им Богом. Их характер не таков, чтобы они могли быть виновны в нечестивом мошенничестве или подделке слов Бесконечного Бога, которыми они обладали. Если эти люди действительно знали, что они почерпнули откровение, то разве они не были выше возможности обмана? Но может быть, они ошибались? Каковы наши доказательства, что это не так?  В ответ на это я скажу, что у нас есть множество самых ясных доказательств, что они не ошиблись.
1. Возвышенный и таинственный характер учений, которым они учили, ясно и прочно доказывает, что они были вдохновлены Богом. Пророческие Писания содержат принципы, которые абсолютно превосходят возможности человеческого разума, и, следовательно, эти принципы никоим образом не могут быть изобретены пророками. Их знания о них не были приобретены, но они были переданы им непосредственным и сверхъестественным путем. Это вещи, которых "не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку". Они бесконечно превосходят мудрость ангелов. Это премудрость Божия, "тайная, сокровенная, сокрытая от мира к славе нашей", "многообразная премудрость Божия" и "глубины Божии". Замысел спасения грешников через обетованного Мессию, о котором учили пророки, был делом  бесконечной мудрости, и никогда не приходил на ум людям или ангелам. Пророки утверждают, что Мессия - это Сам Иегова Бог, Бог крепкий, а также Ребенок родившийся и Сын, Который дан нам. Поэтому то, что Он вполне Бог и действительно Человек, есть тайна, которая не может быть понята любым конечным разумом, и тем более она не может быть придумана тварью со всеми ее способностями. И то, что этот славный Богочеловек   должен был стать заменой для виновных людей, повиноваться закону ради них, понести их вину и искупить их преступления, есть тайна, которую не создать ни одной твари, ангельской или человеческой. Следовательно, пророки, которые обнаружили эти тайны, должны были быть вдохновлены Богом.  Я знаю, что деисты считают наше учение абсурдным и противным разуму, но они этого ничем не доказали. И я смею утверждать, что они никогда не будут в состоянии дать даже наималейшее доказательство этого, ибо у них нет никаких средств, чтобы такое доказательство предоставить. Ибо их принципы вполне совместимы с принципами естественной религии, а наши таковыми не являются. И это является ясным и несомненным доказательством того, что святые пророки были Богодухновенны.
2. Идеальная гармония и согласие во всех Писаниях пророков, относящиеся к их возвышенным и таинственным учениям, ясно доказывают, что они имеют Божественное происхождение. Они ни в чем не противоречат друг другу, но соответствуют и точно во всем согласны между собой. Во всем, что они говорили и писали, нет принципиальных противоречий. Они являются единым целым, и каждое их утверждение выражает всю суть учения, которому они учили. Теперь, если мы рассмотрим, в какие далекие времена были даны их пророчества, рассмотрим множество пророков, различие их дарований, преимуществ и состояний, обстоятельств и случаев жизни, и действительно увидим единство в том, что они писали, конечно же, мы должны быть убеждены, что это не менее потрясающее чудо, чем само существование Писания, ибо через них действовал один Дух, и они находились под Его безошибочным руководством во всем, что они написали. Любой человек обнаружит единство в этом великом разнообразии возвышенных и глубоких вещей. Я призываю всех деистов в мире проверить это. И если они в состоянии будут найти хотя бы одно противоречие между любыми утверждениями пророков, я пойму хотя бы какие-то причины, по которым они отвергают Библию. Но я твердо убежден, что это невозможно, и не опасаюсь никаких упреков неверия. Ибо это задача, которую ни один деист не посмеет предпринять, как бы они ни были смелы и дерзки в своих атаках на святых писателей.  Если кто-то из них будет достаточно терпелив, чтобы попытаться сделать такую вещь, он быстро поймет, что не может надеяться на успех в таких попытках. Однородность учений Писания и пророков является веским и  исчерпывающим доказательством их Божественности: или, что эти святые Божии люди говорили и писали, будучи движимы Духом Святым.
3. Многочисленные пророчества в отношении будущих событий, которые могут быть известны заранее только Богу, и их точное соответствие в Писании бесспорно доказывают, что Бог непосредственно и сверхъестественным образом явил через них Свою волю. Это чрезвычайно обильная тема, более обширная, чем мы можем позволить себе окинуть взором. Я мог бы значительно развить ее, ибо пророчества изобилуют таким предвидением. Но я ограничусь в этом рассуждении только двумя самыми общими вещами: теми,   которые относятся к Иисусу Христу, и теми, которые касаются положения евреев после отказа от Него и противостояния Евангелию, которое было проповедано им после Его вознесения на небо.
(1). Я хотел бы отметить, некоторые из этих предсказаний, относящихся к Иисусу Христу, который у нас есть, в Писаниях пророков, и точное исполнение их в Нем. Его приход был предсказан не только для определенного колена, но и для конкретной семьи, из которой Он должен произойти. Это была тема, хорошо известная среди евреев, из древнего пророчества, что Мессия, обещанный им, есть потомок Давида. И наш Спаситель был от семени Давидова, по плоти. О сверхъестественном происхождении Мессии было ясное пророчество: "Вот Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил". Это чудо, которое могло быть заранее известно только Богу. Ни одна тварь на земле не могла бы сказать, использует ли Бог Свою власть, чтобы совершить такое чудо, если бы Он Сам не открыл то, что было Его намерением,  и, таким образом, это предсказание о чудесном зачатии Христа, является ясным доказательством, что пророчество было Божественным вдохновением. Наш благословенный Господь был зачат и рожден от Девы, всемогущим действием Святого Духа. Он был соткан в ней, так что Он был Семя жены, которое сотрет главу змия согласно пророчеству - первому обетованию, которое Бог дал после грехопадения Адама.  Место рождения Христа было предметом пророчества, которое было дивно устроено Провидением, и это было столь очевидно, что не могло свершиться иначе.  Также было дано полное доказательство, что Он от семени Давидова, чьим сыном должен был быть Мессия. Его дела описаны в пророческих писаниях столь точным образом, как если бы пророки сами видели Его и были знакомы с Ним. О Нем сказано, что Он "не восплачет и не возвысит голос Свой, чтобы быть услышанным", то есть чтобы получить одобрение народом Своих слов.  И согласно предсказанию пророков, Христос был абсолютно свободен от показной роскоши. Он не использовал никаких способов распространения Своей славы, чтобы получить честь и хвалу от людей, при всем многообразии великих дел, которые Он творил, куда бы не пошел. Наш Спаситель мудро совершил много чудесных дел при всем народе, с тем чтобы показать, что Его Божественная миссия очевидна и неоспорима. Но Он никогда не действовал с намерением обрести мирскую честь и репутацию. Никогда Он не добивался славы людской. Его единственной целью было прославить Отца, и дать доказательства того, что Он действовал по Его поручению.  Величие и смирение встретились в Нем и были одинаково явлены во всем, что Он говорил и делал. Это было предсказано о Нем, что Он должен быть смирен, "сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной". И Он был кроток и смирен, что было явлено, когда Он с триумфом вошел в Иерусалим, о чем предвещал пророк. Кто кроме Бога мог знать такие вещи? Конечно, никто. И, следовательно, есть основания заключить, что пророки, которые предсказывали это, были Богодухновенными. Кроме того, страдания и смерть Христа были возвещены ими наиболее ясно. Сказано, что на Нем рвали волосы и Он  не закрывал Свое лицо от стыда и оплевания. Вот описание  грубого и жестокого обращения, с которым встретился наш Спаситель, и Его стойкости тогда. Он был оплеван, истерзан и избит, но во всех муках, среди унижения и жестокости, Он вел себя в самой кроткой и терпеливой манере. Когда в Нем могла вскипеть обида, когда Его поносили, Он не поносил,  когда Он страдал, Он не угрожал, но, как пророк предсказал, "веден был Он как агнец на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не открыл уст Своих". Была предсказана на только Его смерть, но и способ этой смерти, Его руки и ноги должны были быть "пронзены", и они были пробиты, когда Он был пригвожден к кресту. Это было пророчеством о Его распятии, которое и свершилось.
Опять же, это было предсказано, что Мессия должен быть положен в могилу и почетно погребен. "Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого". Это пророчество точно исполнилось на нашем благословенном Спасителе. Его воскресение из мертвых также было предречено пророками. Он был представлен Давидом, который выразился таким образом: "Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления". Это пророческое видение исполнилось в Иисусе, Который воскрес из мертвых на третий день, после того, как Он пострадал, что было обильно удостоверено от многочисленных надежных свидетелей, которые ни при каких соблазнах не последовали бы лжи и которые имели достаточные доказательства истины этого факта. Нельзя сомневаться, что что это было событие действительно чудесное, и, следовательно, оно могло быть известно заранее только Богу, следовательно, никто не мог ознакомиться с ним перед его устроением, но только по непосредственному сверхъестественному откровению. То, что Он вознесся на небо и воссел одесную Бога, также было четко предсказано в писаниях пророков. Мессия должен был подняться на высоты, и о Его восшествии сказано: "сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня". Это также исполнилось на нашем Спасителе, и Он вознесен по правую руку от Отца, "чтобы дать Израилю покаяние и прощение грехов". Столь дивные и славные события смертные не могли бы и представить без сверхъестественного откровения о них с небес.  Таким образом, очевидно, что писания пророков были Богодухновенны.
Слава, которую принесли Церкви смерть, воскресение и вознесение Христа на небеса, была предсказана. Дивное распространение Евангелия, обращение язычников и великое излияние Святого Духа, Его милостей и даров были известны пророкам. Такие события, как никто, кроме Бога, не может знать заранее. И, следовательно, пророки, которые предсказывали столье исключительные события, были вдохновлены Им.
(2). Состояние евреев по отвержении Мессии и в их сопротивлении Евангелию было ярко предсказано пророками.  Автор Послания к Евреям ясно доказывает две вещи из Писаний пророков, относящиеся к судьбе этого народа. Одна из них - это то, что завет, заключенный с их отцами на горе Хорив, должен был устареть и исчезнуть, их страна, община и государство будут разрушены и разлетятся на куски. Согласно древнему пророчеству, скипетр должен был отойти от Иуды и законодатель от чресл его, после пришествия Мессии. Гражданская и общинная власть его должны были рухнуть. И совсем другое положение вещей должно было быть введено по окончании Моисеева домостроительства. Должен был состояться другой способ поклонения, когда к нему были призваны все народы. Другой момент, который доказывает этот Боговдохновенный писатель, заключается в следующем: что ничего не следовало ожидать тем, кто впал в неверие, но ярость огня, который будет пожирать их, как политическое тело, что и произошло на самом деле. Состояние этого народа до сих пор остается постоянно действующим неоспоримым доказательством, что писания пророков являются Божественной истиной (Сказанное должно быть дополнено толкованием Д.Гилла на пророчества о восстановлении Израиля во Христе - Прим.пер.).
4. Чудеса, которые совершались пророками для подтверждения своей небесной миссии и истины их пророчеств, наиболее четко и прочно показывают, что они были Богодухновенны. Когда я говорю о чудесах, то понимаю под этим великие дела Божии такого рода, что они противоречат законам сотворенной природы или превышают всю силу тварных причин, и совершаются Самим Богом, чтобы подтвердить доверие к Его Слову. Такие дела были совершены Им в великом множестве, и потому всему, о чем говорили пророки, не может быть отказано в доверии. Многочисленные чудеса были совершены Моисеем в Египте, на Красном море и в пустыне, среди людей, которым он был назначен лидером, для их избавления из рабства, безопасности и спасения. Огромное множество их время от времени совершалось последующими пророками всех веков ради цели Божией. И следовательно, всемогущество Божие сделало все, чтобы доказать истинность пророческой миссии, тех учений, которые утверждали пророки, и тех вещей, которые они предрекали. Не должны ли мы заключить отсюда, что будет крайне неразумным недоверие к тому вдохновению, которое двигало этих святых людей? Бог никогда не использует Свою власть, чтобы утвердить ложь. Он не может и не будет подтверждать то, что не соответствует действительности. Сила Божия является только для утверждения принципов, которые являются Божественной истиной. Ни одно лжеучение не может быть утверждено ею. Внешние свидетельства вдохновения пророков таковы, что человек, который вообще принимает их во внимание, должен либо принять их, либо оказаться последним глупцом, который вообще ни во что не верит. Некоторые, может быть, скажут, что это очень грубо и просто. Может быть, и так, но я готов объявить всему миру, что я думаю, что деисты предлагают нечто гораздо примитивнее и глупее. Если же мы можем видеть глупость в неверии, которое делает вид высшей степени мудрости, то мы можем взять на себя смелость обвинить его в крайней степени пристрастности, ибо простого здравого смысла достаточно, чтобы понять, что писания пророков не были их собственным изобретением, но что они были написаны под непогрешимым руководством Бога.
III. Мы должны хотя бы намекнуть на некоторые вещи, чтобы доказать, что мы в настоящее время пользуемся Писанием, которое чисто и нетленно.
Те, кто, кажется, слишком готов допустить , что в Писании имели место искажения, обычно согласны,  что эти искажения не являются такими, что они делают неопределенным,  были ли Писания вдохновлены Богом, или нет. Писание, если его читать грамотно, содержит столь очевидные знаки того, что оно от Бога, что в этом нельзя обоснованно сомневаться. Мы исходим именно из этого, и это вопрос очень весомый для рассмотрения.  Если в пророческих Писаниях могут быть доказаны такие искажения, которые делают неясным свидетельство о Богодухновенности их оригинала, то деисты одержали победу над нами. Но это не так. Возьмите Писания, как они сейчас есть у нас, и они сами по себе неопровержимо докажут, что они не дело рук человеческих. В них есть вещи, которые абсолютно не постижимы для конечного разума, и они могут быть открыты только Богом. Я полагаю также, что может быть предложено к рассмотрению несколько вещей, которые делают более чем маловероятным, что тексты Писания  были повреждены или изуродованы.
1. Цель Бога для Него Самого и по отношению к Церкви.
(1). Его целью была Его слава, чтобы мы могли бы познать Его , любить Его , бояться Его и повиноваться Ему, иначе говоря, чтобы мы прославили Его как Бога, чего человечество без сверхъестественного откровения никогда не смогло бы сделать. Это намного превышает силы нашего разрушенного падением разума. Философия не в силах даже объяснить нам наш долг перед Создателем, и каким образом мы можем чтить Его как должно. Ибо для этого нужно, чтобы Бог Сам явил Свою славу во всех Его делах и во всем Своем общении с разумными творениями. Вот цель, достойная Бога и подходящая для Его совершенств.
(2) Его целью по отношению к Церкви было не только наставить ее в ее долге, но дать ей утешение, и безопасное руководство к состоянию вечного блаженства. Это также является целью проявления Божественного совершенства.
2. Здесь может быть высказан сильный аргумент в доказательство чистоты и совершенства пророческих Писаний. Действительно, если целью Бога было предоставить нам такое откровение о Его воле, то мы не можем предположить, что Он не станет заботиться о достижении этой святой цели, которую Он однажды задумал в Своей бесконечной мудрости, и мы не можем представить, что Он когда-либо допускал, чтобы Его Слово было столь повреждено, что Он мог бы быть разочарован в Своих целях в отношении священного наследия Церкви. Даже представить это будет полным отвержением Его мудрости, как отражающей Его святость, и страшным отвержением Его благости. Мы обязаны обращаться со Священным Писанием с намного большим благоговением, чем некоторые дерзкие критики, которые считают, что этот источник Божественного света стал мутным и грязным. Они считают некоторые его списки грубо искаженными и воображают, что они способны очистить их, но все их гипотезы, из которых они делают такие выводы, основаны на переводах, сделанных по еврейским копиям, значительно отличающимся от нынешних и на сегодня не сохранившимся (1). Если это не факт, то разве мы не можем сказать: как же счастлива была ранняя Церковь, когда по доброте и заботе Бога она наслаждалась Откровением Его воли, чистым, нерастленным и целым во всех его частях, - но увы, в более поздние эпохи Бог не явил той же заботы о ней и той славы, которую Он имел, сохраняя Свое Слово чистым и свободным от искажений, но Он допустил, что Писание было повреждено во множестве мест, и по самым многообразным спискам мы не можем сейчас определить с уверенностью, Бог или человек говорит с нами в нашей Библии. Мне очень больно, что образованные люди исходят по отношению к Писанию из таких позиций, которые по вполне естественным причинам производят опасения в наших умах, бесчестят Бога и чрезвычайно опасны для Церкви, - а очевидно, что некоторые из них делают именно это. Если я когда-либо допустил это, то я жажду прощения за такие дела.
3. Не может быть разумным думать, что  писания пророков были повреждены во время прихода нашего Спасителя в мир. Он обращался к Писанию, чтобы доказать истинность учений, которым Он учил о Боге и о Себе, и о характере Мессии, без малейшего намека на наличие ошибок в них, и если маловероятно, что Он вообще имел дело с текстами, содержавшими заблуждения и ошибки, то еще гораздо менее вероятно, что к этому времени они были умышленно повреждены теми, в чьем распоряжении они находились, ибо Он ничего не говорит об этом.  Его рвение к чести Отца Своего, Его радость и Его нежная забота о Своей Церкви, если бы Он обнаружил столь нечестивое мошенничество, несомненно побудили бы Его к обличению, как Он сурово обличал иудеев за ложные учения и нечестивые толкования Писаний. Должны ли мы представить, что Он обошел бы молчанием такое нечестие и дерзость среди евреев, как умышленная порча слов пророков или придание им смысла, которого в них никогда не было? Не дай Бог христианину даже представить себе, что Христос стал бы это игнорировать. Это означало бы такое бесчестье для Его имени, что я не буду даже останавливаться на этом, настолько все очевидно. Пусть знают все, что никто не вправе говорить все что вздумается, чтобы оправдаться за свою критику священных текстов! 
4. Существует четкое основание заключить, что эти тексты не были повреждены с того времени. Кто должен был  привести к их повреждению? Если кто мог это сделать, то либо евреи, либо христиане, которые обладали ими. Но теперь должно отметить, что этого не могли сделать ни те, ни другие. Евреи не могли бы, не будучи обличены христианами, если бы они были склонны к их повреждению, из их ненависти к христианству. Но будет несправедливо по отношению к евреям предположить, что они когда-либо были склонны портить пророчества из неприязни к Иисусу и Его последователям. До сих пор они не только не проявили таких склонностей, но строго до суеверия следят за тем,  чтобы сохранить их точно, правильно и без изменений. Если кто-либо из христиан повредил их, то они должны быть или ортодоксальными, или еретиками. Но ни первые, ни вторые не могли внести изменения в них ради своих целей без того, чтобы навлечь на себя осуждение за столь злую и мошенническую практику, и не только не принесли бы себе пользы, но посеяли бы предубеждение к своему делу. Люди должны быть не только злы, но и крайне глупы, если они готовы поддержать какое-либо мнение ценой умышленной порчи Писания, ибо с самого начала распространения христианства, как показывает история, добиться этого никому не удавалось, и никто не поддержал мнения, которые таким образом пытались поддерживать. И, следовательно, мы можем разумно заключить, что священные Писания не были повреждены ни евреями, ни любой из партий мнимых христиан. У нас есть теперь полный состав Писания, целого, чистого и нетленного. Ничто не может быть оспорено в его высоком достоинстве, и сохранение канона требует не меньшей нашей благодарности Богу, чем сохранение оригинала. "Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но его произносили святые люди Божии, будучи движимы Духом Святым".

(1) Речь в особенности идет о самарянском Пятикнижии и Септуагинте, чья глупость и дерзость справедливо подвергается сомнению многими учеными людьми, и чистота еврейского текста превосходно защищалась Буксторфом, Гласием и т.д. Покойный г-н Бедфорд предлагает некоторые убедительные причины, доказывающие, что самарянские копии более поздние, чем Септуагинта, и заимствуют из нее в нескольких местах. Он приходит также к выводу, что "мы можем с тем же успехом исправить греческий текст по латинской версии, последнюю - по нашей английской, а Коран по французскому переводу". "Если нам скажут, что евреи извратили Священное Писание Ветхого Завета, то это повод к тому, чтобы выявить внесенные ими изменения, а не устанавливать свои стандарты, которые будут все только путать, и вместо одной Библии мы получим Библий столько, сколько критиков. Будем же искать Истину, пока мы не потеряли ее, и следовать святому свету, пока мы не оставили его. И пока мы обвиняем Божье провидение в том, что оно допустило искажения, и сомневаемся в наших версиях Писания как исходящих от Бога, хотя по большей части для этого нет никаких оснований, мы лишь провоцируем беспредельное нечестие, пока наш светильник не будет снят со своего места и не передан народу, который будет  использовать его лучше" (Bedford A. The Scripture Chronology. L.,1730. P.49-52).

NB Иоганн Буксторф-cтарший (1564-1629) - немецко-швейцарский богослов и востоковед, одна из наиболее спорных фигур в истории протестантской науки. Профессор иврита в Базеле, автор книги "Synagoga Judaica" (1603), написанной как разъяснение для служителей и верующих Швейцарии, но с определенной неприязнью к иудаизму и непониманием ряда заповедей и обрядов. Состоял в переписке и полемике с некоторыми иудейскими мыслителями своей эпохи и добился обращения отдельных евреев в умеренный кальвинизм. Сын - Иоганн Буксторф-младший (1599-1664), швейцарский востоковед, наследовал занятия и кафедру отца, составил латинско-арамейский словарь, перевел на латынь "Наставник колеблющихся" Рамбама и "Кузари" Иегуды Галеви.
 Артур Бедфорд (1668-1745) - английский богослов, востоковед, астроном, публицист, англиканский священник с 1688 г., служил в Бристоле и Ньютоне, позже в Лондоне, работал нал миссионерскими проектами (участие в арабском переводе Псалтири и редактуре арабского Нового Завета). Занимался вопросами библейской истории, считая вслед за Джеймсом Ашером, что астрономия может пролить свет на древнюю хронологию. Известен также рядом работ с жесткими нападками на английский театр и обмирщение церковного пения, идеалом которого считал псалмодию.

Перевод и комментарий (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии