Глава 51. Неожиданное увольнение

Не только Марусе не пришлось поработать лаборантом, но и я после выпуска курсантов уволился из Бологовской конторы "Коопмолоко" 20 августа 1936 года. Вот содержание приказа. "Уволен с занимаемой должности в виду ликвидации должности старшего инструктора-производственника". Мне предлагали стать мастером Бологовского завода, но работать, по-прежнему, руководя производством. Меня такое предложение огорчило и я уволился.

Придя домой, забросил свой блестящий кожаный портфель под кровать. Маруся, видя такое дело, с вытаращенными глазами спрашивает:
- Ваня, в чем дело? Что с тобой происходит? Ты какой-то не наш - глаза злые, лицо бледное. Говори скорей!
- Вот как получается: много и хорошо работал, часто хвалили и ни с того, ни с сего взяли да и уволили! Теперь я никто! Все мои труды над самообразованием пошли кошке под хвост!
- Как же так? Ведь сам Горячев о тебе хорошо отзывался... Что теперь делать будешь? Ведь ты без работы, сын малый...
- Прошу тебя, моя милая, не расстраивайся! Долго не прогуляю. Поеду в Ленинград, там еще меня, наверное, помнят. В Бологое мне не найти хорошей работы. Работать кондуктором за гроши я не хочу.
- Ну что ж, поезжай!.. В какой-нибудь район пошлют, но и там ведь живут люди... Авось не хуже Бологого.

Узнали об этом наши родители. Отец говорит:
- Давай, сынок, со мной работать!.. Ты ведь бетонщиком работал, топор держать умеешь. Не зря же мы ходили плотничать по деревням.
- Ванюшка, Отец тебе хороший совет дает! - Мать тоже намекала, что не надо никуда ездить - и тут можно деньги заработать.
- Милая Мамаша, попробовав сладкого, что-то не хочется горького!
Высказался со своим советом и тесть:
- Иван Григорьич, давай тогда работать со мной водопроводчиком на железной дороге. Может и Маруся куда-нибудь устроится...
- Мы берёмся ухаживать за ребёнком. - сказала Екатерина Васильевна.
- Поймите, я не хочу такой жизни и, тем более, работать с вами! Теперь я не мальчик, чтобы бегать для вас в Центроспирт, пить за здоровье не совсем здоровых людей! Как решил, так и делать буду!
Мать - в слёзы.
- Оставляете нас стариков! Младшие сынки уже далеко от нас, теперь и старший хочет уехать...
- Дорогие наши родители, видно такая наша судьба!

Поговорили наедине с Марусей, о том где есть хорошие города и жизнь в них не хуже бологовской. Жаль дома. Такая у нас хорошая квартира, и обстановка уже кое-какая нажита. Но домом сыт не будешь.

К 1 сентября я поехал в Ленинград в управление ЛСПО на набережной Рошаля (Адмиралтейская наб.). Не заходя к дяде Сергею и Павлу, прямо в контору. Управляющий новый. Старый после суда уволен и посажен, но главный технолог Тынтарёв работал. Я - к нему.
- Вы из Бологое, Григорьев?
- Здравствуйте! Да, я Григорьев. Вы не забыли меня?
- Как же, помню! Вы в суде еще говорили хорошо про меня, тебя поддержали другие. И вот я освободился от судебного преследования. Садись, пожалуйста, и докладывай - зачем пожаловал!
Увидев на двери в кабинет никелированную табличку "Тынтарёв Василий Никитич, главный технолог", я, расстегнув пальто и усевшись на мягкое кожаное кресло, сказал:
- Василий Никитич, я приехал к вам с просьбой: не могу ли я поступить к вам на работу в любой район. Ведь в Бологое должность старшего инструктора сократили, и вот я, освобожденный, обращаюсь к вам за помощью.
- Я слышал, вы были заведующим курсами?
- Да. Не только заведующим, но и преподавателем по химии, микробиологии. Чулков, зав. производством помог только лекциями по технологии.
- Отлично, тов. Григорьев! Идёмте к управляющему!

Мы пошли в противоположную дверь мимо молоденькой секретарши с накрашенными губами и бровями, похожими на цыганские. Войдя в след за Тынтарёвым в кабинет, я увидел за зеленым абажуром мужчину лет за полста. Одет в шикарный черный костюм с выпущенными из рукавов накрахмаленными манжетами с янтарными запонками. Волосы расчесаны на боковой пробор, темно-русые. Усы с желтизной заядлого курильщика.
- Николай Степаныч, можно к вам?
- Что за разговор, Василий Никитич! Пожалуйста!
- Николай Степаныч, я пришел к вам с приехавшим из Бологое бывшим старшим инструктором сначала у нас, но потом в "Коопмолоко".
- Как ваша фамилия?
- Григорьев Иван Григорьевич.
- Помните, Василий Никитич, мы просматривали поставки масла, сметаны, творога? Где отмечено качество этих продуктов. Так вот, Бологовская продукция - на одном из первых мест.
- Николай Степаныч, тов. Григорьев хочет поступить к нам на работу.
- Похвально, что приехал к нам. У нас, Никитич, где свободные должности?
- Я бы предложил ему Псковскую контору. Вы не возражаете?
- Извините за нескромность. Вы женаты?
- Да, у меня жена и четырехлетний сын.
- Вы хотели бы работать во Пскове?
- Я рад, если позволите оформиться. Но у меня вопрос. Как с жилплощадью?
- Нашей площади там нет. Пока поживете в гостинице. Мы оплатим вам её. А там может вы сами найдете жильё.
- Василий Никитич, новой должности выдумывать не будем, оформляйте заведующим производством!

Я с Тынтарёвым вернулся в его кабинет и там был написан приказ: "Назначается зав. производством Псковской райконторы "Главмолоко". Приказ №358 от 25 сентября 1936 года".

Вернувшись домой, я был немного растерян: как-то примет мою весть Маруся? Встретились, расцеловались. Хотя улыбается, но взгляд настороженный.
- Как твоя поездка? - сразу спросила она.
- Не знаю, как ты примешь мою весть... Но поездка для меня удачная. Меня назначили зав. производством в Псковскую контору "Главмолоко".
- Как там с жильём, Ваня, ведь у нас семья? О том, что готова ехать куда угодно, я говорила раньше. А в Псков - даже рада! Всё-таки большой старинный город.
- Слава богу! Отпала камень с груди. Боялся я этой встречи...
- Кто тебе помог в назначении?
- Ты помнишь, я несколько лет назад ездил в Ленинград на суд? Судили руководство ЛСПО. Я был вызван свидетелем. Под судом был главный технолог. Он и теперь работает! Он хорошо меня встретил и сразу повел к управляющему. Управляющий новый и он руководство кадрами поручил технологу... Жить будем в гостинице до подыскания жилплощади. Все расходы по жилью оплатят.
- Когда ехать? Что с собой брать?
- Возьмем только самое необходимое. А как наладится жизнь, перевезем остальное. Ехать надо к первому октября.
- Как же квартира? Я имею ввиду - здесь.
О квартире беспокоиться не надо. Тут остаются Папа, Мама, Валя. Какие будут налоги - они оплатят.

Переговорив обо всём с родителями, мы выехали во Псков.


Рецензии