Глава 54. Раскрытие вредительства

В районе всю зиму дела шли хорошо. Но в июле-августе качество масла, сметаны, творога , вдруг, снизилось невероятно. Когда я ездил на автоцистерне по заводам, проверял продукцию приготовленную к отправке в Ленинград, то анализ со всех заводов показывал хорошее качество. Инструктора сладили за отправкой с наших заводов, но полученные сертификаты сообщали о плохом качестве. В сообщении даже говорилось, что масло, поставляемое в детсады, оказывалось с толченым стеклом, а молоко оказывалось простоквашей.

На собрании мастеров, лаборантов управляющий насел на меня, я якобы плохо инструктирую, работа идет самотеком... Видя такое дело, управляющий уволился, ссылаясь на плохое здоровье. Прислали нового молодого, который сразу навалился на инструкторов. За ним следом приехали с молзавода, что на Басковом переулке. Один из них - тов. Шарыпо, рабочий, партийный. Мы с ним встречались еще по райпотребсоюзу (ЛСПО). С ним мы принялись контролировать продукцию на платформе перед загрузкой в вагон. Все было в норме, а сертификаты приходят все хуже и хуже.

Тогда одну партию я отправил сам и выехал в Ленинград встречать ее. Ждал трое суток, когда прибудет эта партия. Когда дождались прибытия стали вместе с лаборантом проверять продукцию и выявили сплошной брак. Что делать?.. Вышел я на улицу, иду в сторону Московского вокзала. Навстречу попадается солдат. Остановился и всматривается в меня. Я стал смотреть на него. Вдруг он крикнул:
- Иван Григорьич, это вы?!
- Миша Кузнецов?! Вот встреча-то!.. Ты где, Миша, служишь? Как живется? Где брат Коля? Я ведь вас хорошо помню по вашей Березайке.
- Я, Иван Григорьич, служу в НКВД. Поступил после окончания кадровой. Ну, а Коля продолжает работать на Березайском молзаводе, снабжает ленинградцев молочком.
- Миша, я в беде! Ты на такой службе... не сможешь ли помочь мне?
- Не в своей я власти, надо мной есть начальство.. Но вы расскажите мне подробней, в чем ваше горе.
Я рассказал Мише подробно все, что касается работы в Порхове.
- Мне теперь ясно, как бывшему мастеру. Все передам начальнику и, думаю, он поможет. За вашу правду, за честность я не сомневаюсь. Я крепко помню, как засыпался в Березайке... Вы тогда меня спасли от суда и я дал слово работать только честно.
- Миша, тогда ты был моложе. Помнишь, наверное, как ты хотел подкупить меня, подсунув в коридор корзинку с яйцами? Я долго узнавал - кто это сделал. А проверяя отчеты, нашел много подделок в твоих бумагах и ты, после того как я припер тебя, как говорится, к стенке, заплакал и сознался. В отчете я нашел и ошибки и понял: Кузнецов не совсем виноват...
- Я все время, Иван Григорьич, думал: "какой же вы честный человек!". Период был голодным и, несмотря на это, вы не взяли яйца. Вернули обратно.
Поговорив о родных местах, о знакомых по работе, мы разошлись.

Приехав в Порхов, тут же пошел искать уполномоченного Шарыпо. Найдя его, сообщил о результате поездки. Он подумал и сказал:
Я не верю в плохую работу Порховского коллектива. Надо начинать искать на железной дороге. На складе на 7-й Красноармейской, на Полтавской. Сделаем так: я выеду в Ленинград, а вы отправите продукцию и перед погрузкой незаметно пометите на бидонах под ручкой, на лагунах около обруча - месяц и число отправки.

Так мы и стали делать. Документы писали в двух экземплярах - один уходит с продуктами, а второй остается у нас. Инструктор Матвеев узнал, что его хотели сделать заведующим, если бы не приехал я. Он стал сочинять новому управляющему обо мне кляузы. Что я будто, бывая на заводах, никакой работы не веду и ничем не интересуюсь. Еще суровее стали относиться ко мне служащие, особенно Овсенко, успевшая стать любовницей управляющего.

Через неделю приезжает Миша Кузнецов.
- Иван Григорьич, начальник разрешил мне быть организатором отгрузки, а сам со своими сотрудниками взял под надзор все базы в Ленинграде. Кроме того, всё управлние областной конторы.
- Ну, Миша! Надеюсь наша будет победа!
- В нашем управлении на совещании создалось впечатление, что это работа врагов.

Сделав несколько контрольных отправок и получив их в Ленинграде, Кузнецов и Шарыпо установили, что причина порчи оказалась на железной дороге. Там умышленно загоняли молочные вагоны в тупики парков, таким образом задерживая доставку продукта на срок до 10 дней. Потом выпускали вагоны, когда на базах все перепортится. В результате расследования была вскрыта руководящая роль заместителя управляющего Псковской областной конторы Андриянова, который действовал в сговоре с кладовщиками баз молочных продуктов.

Дело было оформлено и передано в суд, который разбирал это дело при закрытых дверях. Я был вызван в суд свидетелем. Взвалить вину на Порховский район не удалось. Андриянов был приговорен к расстрелу, многие его сообщники получили большие сроки строгого режима.

Закончился суд. Мне - 31 год, но от переживаний и страха наказания, которое некоторые сулили, я поседел не только на висках, а по всей голове. Стал думать: "К черту эту работу! Пойду лучше на физическую работу. Там не будет завистливых и алчных на вкусную продукцию. Буду просить тестя взять меня в товарищи..."


Рецензии