Глава 60. За семьёй

Во второй половине февраля 1938 года я получил ключи от дверей в комнату и прихожую. Радости не было конца! Отпросился до выхода на работу поехать за семьёй.

Приехал я домой без предупреждения, чем напугал Марусю и Екатерину Васильевну. Они подумали, что я приехал насовсем. Но я сказал:
- Собирайтесь ехать в Ленинград! Я нашел работу с жилплощадью! Давай, дорогая, упаковывать нужные вещи и мебель! Всё, что берем с собой, отправим багажом.
- А как же мой дед? Мы так и останемся с ним врознь?
- Нет, Екатерина Васильевна, как только приступлю к работе, сразу же возьму к себе не только деда, но и вас с Валей. Работа такая, что не надо ездить ни на трамваях, ни на автобусах.
- Мама, слава Богу! Как всё хорошо получается! Я не верила, что попадём в Ленинград. Ведь туда разрешают только по вербовке, а дикарями пытались многие, но возвращались обратно.
- Что же это за учреждение? Или завод какой? - спросила теща.
- Скажите спасибо моей военной форме. Это благодаря ей всё так уладилось.

Я рассказал им, как мы приехали в Ленинград, заставив и их посмеяться над моей находчивостью.
- Ведь ты мог бы попасться? - испуганно спросила Маруся.
- Да, риск тогда был, но зато теперь хорошо и можете считать себя уже ленинградцами.
- А как там с питанием?
- В городке есть столовая. Через улицу Стачек - булочная, гастроном и другие магазины по хозяйству. Недалеко даже базар есть с толкучкой. Чего там только нет!
- Много ли домов в городке? - спросила Маруся.
- Бараков - сто домов, два пятиэтажных кирпичных и двенадцать бревенчатых двухэтажных домов в поселке Дачное.
- Все их надо обслуживать?
- Да. Но обслуживающих рабочих там больше сорока человек.
- Чем же они отапливаются? - забеспокоилась Маруся.
- Там к каждому дому возят ежедневно на подводе дрова напиленные, наколотые. Только с улицы к печке или к плите надо носить самим. Несколько рабочих ежедневно пилят электропилой на протяжении всего дня. Так что дрова сами к печке приезжают на подводе! В лес ходить за ними не надо.

Мать после смерти Отца переселилась к тетке Даше в их маленький домик, где та жила с мужем, который ходил ежедневно попрошайничать на базаре. Узнав о моём приезде, Мать пришла к нам. За вечерним чаем с ленинградскими баранками пришлось повторить ей почему я приехал.
- Как там наш Павлик поживает? - спросила она.
- Живет неплохо. Сыт, одет. Ты получаешь от него по 100 рублей?
- Спасибо ему! Получаю.
- Ну, а мы все еще устраиваемся жить. Пока помочь нечем, а в будущем - видно будет.
- Я пока работаю. (Дай бог здоровья!) Да вот Павел высылает... Так что хватает одной.

Засиделись долго. И Мать пошла ночевать на свою кровать, сказав, что поможет приготовить вещи к отправке.
- Жаль ребятишечек! Они устанут в дороге.
- Толенька, попрощайся с бабушками! Завтра поедем в Ленинград.
Обе старухи заплакали, целуя Толю и Валечку. Девочка еще ничего не понимала, ей было всё равно. Сыта и поигрывает в свои игрушечки.

0 Мы с Марусей вечером сходили к Савушкиным. Побеседовали, попрощались. Лена сказала:
- Маруся, ты счастливая! Будешь жить там, не так, как мы тут живём: снабжение, театры, кино. Все удовольствия испытаешь... Пишите нам о вашей жизни!

На следующее утро отправили упакованные вещи на станцию. Купил билеты на вечерний почтовый поезд. К поезду пришли проводить Савушкины, Мать, Екатерина Васильевна, Валя и Петя. Петя приехал из Гузятино для покупок на базаре и в магазинах. На станции Петя прежде всего простился с Толиком.
- Как, племяш, хочется тебе ехать в Ленинград?
- Хочется!
- Здесь-то товарищи скучать будут... Не жалеешь?
- Жалко, но папа говорит: "В Ленинграде много ребятишек". Познакомлюсь с ними...
- Маруся, передай Отцу низкий поклон! Передай, что я здорова и надеюсь скоро увидеться! Наверное, он тоже найдет комнатку.
- Не беспокойся, Мама, Папа будет к нам приходить!
- Толика берегите от плохих мальчишек! Вы проверяйте с кем он будет дружить! - просила Мама.
- Не беспокойся, бабушка! Есть кому следить за детьми, - успокоил я её.

Усевшись в вагон прибывшего поезда, попрощались со всеми провожающими и они вышли, а мы поехали для очередной "новой жизни"...


Рецензии