Глава 61. Вместе в Ленинграде

В Ленинград прибыли рано утром. На улице - мороз с туманом. Выйдя на Лиговский проспект, наняли такси, потискав наши чемоданы и узлы в багажник, поехали. Толе было интересно, как мелькают мимо нас улицы, милиционеры на перекрёстках, красиво подстриженные деревья. Марусе было не менее интересно, ведь она впервые в таком большом и шумном городе. Иногда она спрашивала: "Что за дом? Что за улица?". Я не успевал отвечать на вопросы, то Толе, то Марусе.

Въехав с улицы Стачек на территорию жилгородка, подъехали к нашему дому.
- Ну, ленинградцы, вылезайте, приехали!
Освободив машину и рассчитавшись с таксистом, вошли в холодную комнату. Я быстро побежал обратно за дровами. Затопив печку и согревшись, Маруся сказала:
- Какой огромный город!
- Да, большой. Вот послушай! - и я прочел стихотворение о Ленинграде (читать). - Маруся, тебе теперь ясно, что представляет собой Ленинград не только для ленинградцев, но для всего мира?
- Пока я видела своими глазами только малую частичку города. Поживу, больше увижу...
Согревшись после дороги, всем захотелось спать, что и сделали, разместившись кое-как на полу.

Утром ушел в контору и представился т. Яковлеву:
- Иван Иваныч, явился я! Привез семью. Теперь могу приступить к выполнению своих обязанностей.
- Вот и отлично! Как жене понравилась комната?
- Другого разговора не может быть - она считает себя счастливой.
- Пока поживете в этой, но когда в каком-нибудь доме освободится побольше, заменим.
- Большое спасибо!
- Товарищ Чародеев, сведите т. Григорьева в мастерскую. Пусть он познакомится с водопроводчиками и с объектом. Там на стене есть карта объекта и схема дворовой канализации.
Такое распоряжение Яковлев дал своему заместителю Чародееву (к сожалению имя-отчество забыл). Мы пошли в мастерскую. Идя между бараков, я заметил, что в городке улиц и переулков нет, есть только порядковые номера домов от единицы до ста. Красный уголок, называемый "домом культуры" - двухэтажный, без номера. Рядом с домом культуры - столовая, где, как пояснил Чародеев, вкусно готовят и отпускают обеды и закуски на дом в посуду покупателя.

Вот и мастерская. Мы вошли в просторную комнату, где монтажные столы с привернутыми к ним тисками, прижимами и электроножевкой. Вдоль стен - ящики и стеллажи с арматурой. На скамейке сидят трое в испачканных ржавчиной брезентовых пиджаках, таких же брюках и резиновых сапогах.
- Данилов! Это ваш старший водопроводчик! Вы будете от него получать работу и он будет проверять ее выполнение, - пояснил обо мне Чародеев. - Знакомьтесь и дайте ему журнал регистрации работ.
Оказалось, все заявки поступают от уборщиц и жильцов устно, а потом записывается в журнал заявок кому поручена работа. По журналу начисляется зарплата.

Я познакомился с людьми. Все они в возрасте от 20 до 40 лет. Фамилии их я забыл, но это и не столь нужно. Всего шесть водопроводчиков. Дома городка окнами налево и направо, а по середине - длинный коридор, на который открываются все двери. В одном из угловых помещений размещены кухня с плитой и примусами, умывальники и раковины. Рядом с кухней - по два туалета, для женщин и для мужчин. Между домами посажено много лип и тополей, отделяющих один квартал от другого. На улицах поселка существуют кипятилки, обслуживаемые штатными кипятильщиками. Кипяток греется круглые сутки.

В комнатах живут рабочие, одиночки и с семьями. Между собой разделяют койки ситцевыми занавесками. В некоторых комнатах по 3-4 семьи с малыми детьми и стариками пенсионерами. Все живущие - рабочие Экспортлеса, Гавани круглого леса и Угольной гавани. Через городок в Гавань круглого леса ходит трамвай №21, а вдоль границы городка в Порт через станцию Автово ходят товарные поезда с лесом и углём.

Пришел навестить Алексей Алексеич.
- Ну как, дочка, доехали?
- Всё, Папа, обошлось хорошо! Только, как видишь, пустая комната! Спим вповалку на полу. На днях пойдем кое-что покупать, а потом прибудут наши вещи и мебель.
- Как там Мать? Как сватья?
- Обе шлют тебе привет! А как твоя работа?
- Работаю всё на Марти. Работа мне нравится.
- Валя просила написать, скоро ли её с Мамой возьмешь?
- Думаю, скоро. Берут меня водопроводчиком в школу на Петроградской стороне. Дают комнату для жилья.
- Дед, переходи и вызывай Мать с Валей. Как только будет возможно, я попрошу управляющего устроить тебя в наш городок.
- В школе зарплата небольшая, но и работа не тяжелая... Поживем, увидим, что надо делать.

Живем, обставляемся мебелью. Получили через неделю свой багаж. Теперь жить да жить! Еще через неделю всей семьёй сходили в Дом Культуры имени Горького на спектакль. Билеты дал профсоюз. Дети были рады. Валечка не всплакнула ни разу. Зато у Толи разговоров было надолго.

Еще два раза в неделю привозили кинофильмы в наш красный уголок. И мы не терялись, ходили и в наше кино. Стали жить нормальной жизнью. Только приходилось оберегать детей в дни получек. Рабочие Экспортлеса тогда напиваются и кричат, орут песни и матюгаются. Особенно в нашем доме, где жили одни холостяки.

Однажды зашел в нашу мастерскую управляющий и спрашивает рабочих:
- Как работается, товарищи?
Все дружно ответили: "Хорошо!".
- А как с вами обходиться старший?
- Нам он понравился! Зря слово не скажет, растолкует всё до полной ясности.
- Я вижу, вы с ними сработались? Всё нормально. Никто больше не думает об уходе от вас.

В мае установилась теплая погода. Мы с Марусей и детьми вышли вечерком погулять. К нам подошел Иван Иваныч и заговорил сначала с Толиком, а потом с Марусей о житье, о наших взаимоотношениях. Этот свободный разговор был замечен некоторыми рабочими, и позже пошли слухи, мол, как своим, так у Яковлева быстро жилплощадь находится - это он для своей сестры постарался. Эти мысли появились потому, что Яковлев и Маруся были оба полные, с кругленькими животами, к тому же их лица были немного похожи. Вот и решили - брат и сестра. Люди стали ворчать: "Мы годами живем по 3-4 семьи, разделенные занавесками, а тут нате вам - отдельная комната!". Проходя по коридорам бараков, я стал чаще слышать: "Вон идет зять Яковлева!"...

Я рассказал управляющему про это, а он сказал:
- Не слушайте болтунов! Пускай говорят! На работе это не должно отражаться. У кого язык длинный - пусть болтает.

Дед перешел в школу и выписал жену с Валей. Мы съездили к ним, посмотрели, как они устроились. Екатерине Васильевне нравится. У школы - сквер, магазины рядом. Всё хорошо.

Работа моя шла в спокойной обстановке. Водопроводчики работали, а я только ходил по длинным коридорам, проверял - хорошо ли сделано. В августе меня вызывает Яковлев в свой кабинет. Я явился, поздоровался с присутствующими Чародеевым и Лопатиной (кладовщицей кладовой, похожей на ломбард, где хранились одежда, обувь и даже деньги, сдаваемые жильцами).
- Присаживайтесь, Иван Григорьевич. Дело у нас важное, следует обсудить.
- К вашим услугам, как говаривали при капитализме.
- Тов. Чародеев проверял ваши отчеты и заявки, и у него создалось мнение, что вы хорошо знакомы со строительством. Поэтому мы, обсудив это здесь, решили предложить вам другую работу...
- Какую работу?
- Работающий у нас техник тов. Карандашев - в больнице, серьезно болен и просит заменить его. Вот мы и хотим поручить вам его должность заведующего ремонтно-строительной группой.
- Я не собираюсь хранить в секрете, что у меня нет строительной специальности, но работая зав. производством в ЛСПО, я занимался строительством маслозаводов. С нормами и расценками Ленгорисполкома немного знаком... Ваше решение меня не ошеломило.
- Товарищи, это же прекрасно! То-то я, просматривая вашу трудовую книжку, обратил внимание на разнообразие записанных работ. Только меня смутили частые смены работ...
- Это тоже, Иван Иваныч, не секрет! Я жил в провинциальном городишке. Его слава в том, что расположен вокруг станции Бологое. Там нет ни заводов, ни фабрик. Работы, в основном, сезонные. Вот и получились частые смены работ.
- Теперь ясно... Как смотришь на наше предложение?
- Я согласен... Но дайте мне больше комнату, где бы я мог иногда вечером поработать...
- Товарищ Чародеев, как у нас заселенность?
- Иван Иваныч, в доме 48 есть освободившаяся комната на 30 метров. Живут там в большинстве семейные.
- Вот такая мне подходит! Не то, что там, где живем: детей нельзя выпустить, постоянно пьяные, нецензурщина!
- Всё, всё! Переселяйся туда! - сказал Яковлев.
- Спасибо! А работать я согласен, только надо сделать ревизию документам. Ведь эта должность связана с денежными расчетами.
- Тов. Чародеев, займитесь! И передайте всю документацию по акту, со списком рабочих и указанием их квалификации.

Придя домой, я пошутил:
- Ну, "сестра управляющего", готовься в воскресенье переселяться в другую комнату!
- Как так?.. Почему переселяться?
- Ты ведь сама говорила, что нельзя детям тут жить из-за пьяниц.
- А там разве нет пьяниц?
- Есть и там, но меньше. Там живут пожилые, а у них выпивки значительно реже.
- Комната-то какая?
- Солнечная, тридцать метров и близко к кухне. Под окном цветочные грядки и деревья.
- Ты у меня просто молодец! - и приблизившись ко мне, Маруся поцеловала меня с улыбкой.
- Еще не всё... Я теперь не водопроводчик, а зав-рем-строй-группой и у меня штат - 42 человека! Вот как нами играет судьба! Сколько раз я уже перехожу с одной работы на другую.
- А я сегодня погадала на картах и мне вышло: какая-то "перемена" и "дорога"!
- Ну, "дорога" предстоит, только не далёкая. Из одного дома в другой. А "перемена" - работы.
- Ребятишки будут рады! Есть где им поиграть...


Рецензии