Мама, мамочка

                Международный женский день 8 Марта

     Кто дал нам жизнь? Кто нас выкормил и вырастил? Кому мы обязаны всем, кого должны любить и помнить всегда? Конечно, это наши родители, конечно, это наши матери, мамки, мамы, мамочки, мамули!

     В эти прекрасные дни начала весны, в Международный женский день 8 Марта мы все – от мала до велика, седые старцы и молодые воины, крепкие деловые люди, труженики сёл и городов, школьники и студенты поздравляем с праздником наших хороших знакомых, подруг, жён, сестёр, племянниц, бабушек, а, в первую очередь, конечно, наших мам! Здоровья вам, наши любимые, счастья вам, женщины России!

     Хочу привести стихотворение Александра Прокофьева, участника Великой Отечественной войны, Героя социалистического труда, лауреата государственных премий:

                ВЫ ПРЕКРАСНЫ, ЖЕНЩИНЫ РОССИИ

                Александр Андреевич Прокофьев (1900 – 1971)

Вы прекрасны, женщины России,
Я узнал не из великих книг,
Вы прошли чрез годы вихревые,
Не утратив сердца ни на миг.

Вы в закрытой памяти не ройтесь,
Вам трудней сказать, что я скажу:
Видел вас, отважных и геройских,
Вами, россиянки, дорожу –

Вашей вечной славою солдатской,
Закалённой на лихом огне,
И слезою, пролитой украдкой,
Мало ль что бывало на войне;
 
Вашей статью, вашей трудной долей,
Зачастую вдовьей, горевой,
Мужеством на грозном ратном поле,
Щедростью души своей живой.

Всё это никак необоримо
И достойно гордости людской,
Всё это никак неотделимо
От того, что помним день-деньской.

     Этот путь, эта вдовья горевая доля достались и моей, светлой памяти, матери Елене Павловне Калабуховой (в девичестве – Мавриной), родившейся 8 марта 1918 г., 96 лет назад.

     Рязань. Небогатая семья с тремя детьми – Лена (старшая), Володя и Зина. Мать Анна Титовна и отец Павел Фёдорович вырастили, выучили и подготовили детей к самостоятельной жизни. В 1939 г. отец умер, предсказав скорое начало войны.

     Лена (верхний правый снимок) окончила среднюю школу, была пионервожатой, училась на библиотекаря, в 1939 г. поступила работать делопроизводителем в Рязанское артиллерийское училище. Здесь она и встретила суженого – старшего лейтенанта Михаила Алексеевича Калабухова, служившего в одном из отделов училища по его окончании в 1938 г. Молодые поженились в конце 1939-го. Сохранилась справка для регистрации брака в ЗАГСе, выданная училищем Михаилу, удостоверяющая, что он ещё холостяк. Семья с беременной женой отправилась к новому месту службы мужа – в приграничную зону Белоруссии. Там, в бывшей Виленской области, в г. Молодечно и было зарегистрировано моё рождение 1 января 1941 г., свидетельство о котором, выписанное в марте рукой отца, хранится в домашнем архиве. Семья там же, в Молодечно сфотографировалась на память (верхний левый снимок).

     Пришла большая беда – война. Успев эвакуировать жену и сына в Ижевск, Михаил принял участие в боевых действиях в составе 24-й стрелковой дивизии. Пропал без вести. В дороге мы с мамой сильно простудились, у неё пропало молоко. Пришлось поехать на рязанщину, в село Ершово, на родину отца, где его мама, моя бабушка Лиза, в это время вскармливала своего шестого ребёнка – дочку Майю, которой удалось прожить на свете только два года. Моя бабушка тогда стала моей молочной матерью, спасибо ей и вечная память…

     В войну жили сначала в Рязани, у бабушки Анны Титовны, потом в Реутове, где в 18-м отдельном батальоне правительственной связи служила мама. По окончании войны она демобилизовалась, мы вернулись в Рязань. Военнопленные немцы квартировались и работали на заводе Рязсельмаш. Мама трудилась там же по своей специальности, проверяя и учитывая документы и почту пленного контингента. Немцы отправлены на родину. Мама поступила делопроизводителем… в женскую исправительно-трудовую колонию № 4, где проработала до закрытия этого учреждения, почти до пенсии. Перед выходом на заслуженный отдых пришлось ей осваивать рабочие профессии – сначала электрика по охранной сигнализации, затем швеи-машинистки галантерейного участка – шила карманные кошельки. Мне, своему единственному сыну, прошедшему с ней вместе трудной дорогой, она дала путёвку в жизнь. Школа, институт, женитьба, переезд в Железнодорожный, дети. Лето мама, пока позволяло здоровье, проводила с внуками в Солотче, у своей свекрови Елизаветы Наумовны и сестры мужа Антонины. В 1980 г. мамы не стало, она похоронена на Николо-Архангельском кладбище.

     Мама, мамочка! Спасибо тебе за всё. Спасибо за то, что помогала жить и выжить в лихие военные годы, за то, что одна, без отца дала мне образование, за то, что не жалея своего здоровья, всегда заботилась о здоровье моём, моей жены, наших детей. Вечная тебе память!

     И вот ещё стихотворение о женщине Ярослава Смелякова, участника Великой Отечественной войны, автора и переводчика на русский язык произведений славянских писателей и поэтов:
 
                ВОТ ЖЕНЩИНА...
                Ярослав Васильевич Смеляков (1912 – 1972)

Вот женщина,
Которая, в то время,
Как я забыл про горести свои,
Легко несет недюжинное бремя
Моей печали и моей любви.

Играет ветер кофтой золотистой.
Но как она степенна и стройна,
Какою целомудренной и чистой
Мне кажется теперь моя жена!

Рукой небрежной волосы отбросив,
Не опуская ясные глаза,
Она идет по улице,
Как осень,
Как летняя внезапная гроза.

Как стыдно мне,
Что, живший долго рядом,
В сумятице своих негромких дел
Я заспанным, нелюбопытным взглядом
Ещё тогда её не разглядел!

Прости меня за жалкие упреки,
За вспышки безрассудного огня,
За эти непридуманные строки,
Далекая красавица моя.

     Дорогие и любимые! Будьте всегда такими. Мы преклоняемся перед вами. С праздником!

     Возвращение к содержанию сборника «Заповедными тропами жизни»: http://www.proza.ru/2018/01/17/2231.

     2014


Рецензии
Светлая память вашей МАМЕ! Всего доброго Вам!

Алексей Бурматов   29.01.2014 11:17     Заявить о нарушении
Алексей, спасибо! С уважением,

Владимир Калабухов   29.01.2014 20:37   Заявить о нарушении