Упал- вперед!

И в Апо-кАлипси-са дни,
среди зверства и крови-
Музы не молчали:
Победу,
как штыком они-
стихом и песней приближали!
Нельзя сломить народ,
чей дух
возвысился над круговертью-
на запад в рост
"ста семидесяти двух"*-
к Победе ближе- даже смертью!...

юююююююююююююююююююююююююююююююююююююю


Поэты о войне
.............

***
"Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!"
(Автор: Лебедев-Кумач В. Композитор:Александров А.,1941) 

***
"Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди..
К.Симонов

***

              "Я убит подо Ржевом,
             В безыменном болоте,
             В пятой роте, на левом,
             При жестоком налете."
              А.Твардовский

***
"Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в веках будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов."
(Марк Лисянский, И.Дунаевский)

***
софье Кревс
"Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага..."
(А.Сурков; К.Листов)

***

"Жди меня- и я вернусь,
только очень жди"
(К.Симонов)

***
"Смерть не страшна,
С ней не раз мы встречались в степи,
Вот и теперь надо мною она кружится.
Ты меня ждёшь
И у детской кроватки не спишь,
И поэтому знаю - со мной
Ничего не случится."
(В.Агатов, Н.Богословский)

***
 
"Враги сожгли родную хату
Сгубили всю его семью
Куда ж теперь идти солдату
Кому нести печаль свою"
(М.Исаковский, М.Блантеп)

***
 "Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне."
(Ю.Друнина, 1943)


***
ПЕРЕД АТАКОЙ



     Когда на смерть идут,- поют,
     а перед этим можно плакать.
     Ведь самый страшный час в бою -
     час ожидания атаки.
     Снег минами изрыт вокруг
     и почернел от пыли минной.
     Разрыв - и умирает друг.
     И, значит, смерть проходит мимо.
     Сейчас настанет мой черед,
     За мной одним идет охота.
     Ракеты просит небосвод
     и вмерзшая в снега пехота.
     Мне кажется, что я магнит,
     что я притягиваю мины.
     Разрыв - и лейтенант хрипит.
     И смерть опять проходит мимо.
     Но мы уже не в силах ждать.
     И нас ведет через траншеи
     окоченевшая вражда,
     штыком дырявящая шеи.
     Бой был коротким.
                А потом
     глушили водку ледяную,
     и выковыривал ножом
     из-под ногтей я кровь
                чужую.
      Семён Гудзенко
     1942

«Будь проклят 41 год и вмёрзшая в снега пехота»
Сын инженера и учительницы. Окончив два курса ИФЛИ, летом 1941, в самом начале Великой Отечественной войны, записался добровольцем в мотострелковую бригаду. В феврале 1942 был тяжело ранен в тылу врага. После госпиталя работал в бригадной газете «Победа за нами», где печатал стихи с начала войны. Первым из фронтовых сверстников публиковался в столичных журналах, издал сборник стихов «Однополчане» (1944), после рецензии И. Г. Эренбурга стал известен в литературных кругах. В сборнике среди проходных, не запоминающихся стихов было несколько правдивых и непосредственных («Перед атакой», «Рельсы»), оставшихся в русской поэзии. К сожалению, они были подпорчены военной цензурой: так, в строфе «Сейчас настанет мой черёд, за мной одним идёт охота. Будь проклят 41 год и вмёрзшая в снега пехота» третья строка заменена на безличную «Ракету просит небосвод».

«Мы не от старости умрём, от старых ран умрём»
В следующих сборниках - «Стихи и баллады» (1945) и «После марша» (1947) - уже чувствовалась некоторая декларативность. После 1945 власти требовали воспевания победы, и тяжёлые поражения 1941-42 оказались под запретом. Стихи Гудзенко были раскритикованы в идеологической газете ЦК ВКП(б) «Культура и жизнь».
Полемически отвечая на обвинение в «безродном космополитизме», Гудзенко писал: «И у меня есть тоже неизменная,/ на карту не внесённая, одна,/ суровая моя и откровенная/ далёкая провинция - Война».

Привыкший к тому, что в редакциях немедленно публиковались все его стихи, Гудзенко не умел работать «в стол», для будущего. Лишённый возможности писать о трагической фронтовой юности, он стал воспевать мирную армию. Сборники «Закарпатские стихи» (1948), «Поездка в Туву» (1948), поэма «Дальний гарнизон» (1950, 1985) много слабее его стихотворений военного времени.

В последний год жизни Гудзенко перенёс несколько операций и, как предсказывал («мы не от старости умрём, от старых ран умрём»), скончался в тридцать лет от последствий контузии.

В. Н. Корнилов


***
"Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше погрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.

И не плачь, не стони, словно маленький.
Ты не ранен. Ты просто убит.
Дай-ка лучше сниму с тебя валенки.
Нам еще наступать предстоит."
(Ион Деген, 1944)

***
Захар Городисский, погиб в боях на Курской дуге.

А если мне смерть повстречается близко,
Положит с собою в кровать,
Ты скажешь друзьям, что Захар Городисский
Совсем не привык отступать,

Что я, нахлебавшись смертельного ветра,
Упал не назад, а вперед,
Чтоб лишних сто семьдесят два сантиметра
Вошли в завоеванный счет».

***
Его зарыли в шар земной,   
А был он лишь солдат,   
Всего, друзья, солдат простой,   
Без званий и наград.   
Ему как мавзолей земля —   
На миллион веков,   
И Млечные Пути пылят   
Вокруг него с боков.   
На рыжих скатах тучи спят,   
Метелицы метут,   
Грома тяжелые гремят,   
Ветра разбег берут.   
Давным-давно окончен бой...   
Руками всех друзей   
Положен парень в шар земной,   
Как будто в мавзолей...   
(В.Орлов,1944 )

***
«Над Бабьим Яром памятников нет».

Попав впервые в Бабий Яр в 1961 году вместе с писателем Анатолием Кузнецовым, Евтушенко был потрясён отсутствием какого-либо памятника погибшим. Более того, на месте массовых расстрелов была свалка[4].
И вдруг я увидел самую обыкновенную свалку, которая была превращена в такой сэндвич дурнопахнущего мусора. И это на том месте, где в земле лежали десятки тысяч ни в чём неповинных людей, детей, стариков, женщин. На наших глазах подъезжали грузовики и сваливали на то место, где лежали эти жертвы, все новые и новые кучи мусора.
Продолжением Катастрофы стало через годы страшное затопления Подола...

***
Бухенвальдский набат

"Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд."
В.Мурадели, А.Соболев, имя поэта замалчивалось до смерти из-за неудобной для
всемирного гимна графы...)

***

"Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей."...
(Я.Френкель, Р.Гамзатов- проза на аварском о джигитах, в лит.переводе замалчиваемого поэта...)

***
"В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Моховой."
(Е.Винокуров, А.Эшпай)

***
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят...
(Фатьянов, Соловьёв-Седой)

***
Василий Субботин
«Не гремит колесница войны...»
Не гремит колесница войны.
Что же вы не ушли от погони,
На верху Бранденбургской стены,
Боевые немецкие кони?

Вот и арка. Проходим под ней,
Суд свершив справедливый и строгий.
У надменных державных коней
Перебиты железные ноги.

***
День Победы, как он был от нас далек, Как в костре потухшем таял уголек. Были версты, обгорелые, в пыли, - Этот день мы приближали как могли. Припев: Этот День Победы Порохом пропах, Это праздник С сединою на висках. Это радость Со слезами на глазах. День Победы ! День Победы ! День Победы ! Дни и ночи у мартеновских печей Не смыкала наша Родина очей. Дни и ночи битву трудную вели - Этот день мы приближали как могли. Припев Здравствуй, мама, возвратились мы не все... Босиком бы пробежаться по росе ! Пол-Европы, прошагали, пол-Земли, - Этот день мы приближали как могли. Припев
(В.Харитонов, Д.Тухманов)

***
Вспомним их сегодня - всех до одного, вымостивших страшную дорогу.
Скоро, кроме нас, уже не будет никого, кто вместе с ними слышал первую тревогу.
И когда над ними грянул смертный гром, трубами  районного оркестра,
Мы глотали звуки радости и муки, чтоб хотя бы ммузыка воскресла!

    Вспомните, ребята, вспомните, ребята, -
    Это только мы видали с вами,
    Как они шагали у военкомата
    С бритыми навечно головами!

Стихи Дмитрия Сухарева, Музыка Виктора Берковского

***
Вл.Высоцкий
Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие как часовые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.

Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло - для обоих.
Все теперь одному. Только кажется мне:
Это я не вернулся из боя.


Рецензии