136. ВАгошков. ТроснаЕфратово. Пугачёв о Рибопьере

136. В. Агошков. Тросна-Ефратово тожь.

Журналист А.Н. ПУГАЧЁВ РАССКАЗЫВАЕТ:

 
…В течение нескольких лет, занимаясь изучением биографии выдающегося русского композитора Александра Сергеевича Дарго-мыжского (1813-1869), в исторических трудах мне удалось найти све-дения о том, что род князей Козловских, потомком которых он был по материнской линии, находился в родстве с графским родом Рибопье-ров. Известно, что в 1778г в Россию приехал один из швейцарских Рибопьеров, Иван Степанович. Он женился на Аграфене Александров-не Бибиковой – дочери Н.С. Бибиковой, урожденной княжны Козлов-ской. Вот с этого и началось родство этих двух родов. Его сын Алек-сандр Рибопьер (1781-1865) в 1809г он женился на Екатерине Михай-ловне Потёмкиной, дочери троюродного брата князя Г.А. Потёмкина.

Редактор опубликованных в 1877г «Записок графа А.И. Рибопь-ера» А.А. Васильчиков замечает, что, часто находясь по долгу службы за границей, он всегда торопился вернуться на родину в Россию, но особенно на Смоленщину в полюбившееся, созданное и украшенное им имение Новое Село вблизи города Вязьма. В этом Новосельском имении А.И. Рибопьер бывал не только летом, но не редко гостил и зимой. Известны случаи, когда он как придворный служащий, получая сообщения о прибытии Императора в Москву, из Нового Села выез-жал в первопрестольную, где и общался с Государями.

О благолепии усадьбы в Новом Селе как нельзя лучше свиде-тельствует картина их дочери Софьи Александровны, вышедшей замуж за генерал-адъютанта графа В.П. Голенищева-Кутузова. На этой карти-не изображены большой каменный двухэтажный господский дом Ри-бопьеров и их домовая церковь с оградой и въездными воротами. Эта картина так и называется «Вид усадьбы в Новом Селе имении графа А.И. Рибопьера в Смоленской губернии». Картина экспонируется в Пе-тербурге в галереях Эрмитажа. Новосельская усадьба до наших дней не сохранилась, но её вид запечатлела дочь Рибопьеров – Софья.
 
Но вяземское Новое Село, скорее всего, являлось имением супруги А.И. Рибопьера, так как в документальных «Сведениях о по-мещичьих имениях Смоленской губернии», изданных накануне отме-ны крепостного права в 1860г записано, что графиня Е.М. Рибопьер в Вяземском уезде владеет имением Новое Село с деревнями, в кото-рых ей принадлежало крепостных мужского пола 2090 крестьян, 64 придворных с 452 дворами. Самый авторитетный биограф А.С. Дарго-мыжского М.С. Пекелис (1899-1979) в своей монографии сообщает, что отец композитора Сергей Николаевич Даргомыжский, женившись на княжне М.Б. Козловской, также породнился с родом Рибопьеров.

Из фондов ГАСО известно и милосердие Е.М. и А.И. Рибопьеров. Они приютили в своём Новосельском имении пленного французского врача Каспера Вильгельма Либерта, который вскоре, с мая 1813г, стал лечить не только своих благодетелей – графиню и графа, но и ме-стных вяземских крестьян.

После смерти А.И. Рибопьера в 1865г име-ние в Новом Селе унаследовал его сын Иван Рибопьер, женатый на С.В. Трубецкой. После него с 1871г Новым Селом стал владеть его сын Георгий Рибопьер.

В 1900-1916 гг. Г.И. Рибопьер стал попечителем в Новосельской земской школе. В феврале 1904г священник села Фе-дяево Иоанн Барсов в описании своего прихода сообщал, что к тому времени два кладбища на церковной земле были упразднены, а третье, сохранившееся до наших дней, находится на графской земле на расстоянии от церкви 500 сажен. Место под него отведено по при-казанию графа Рибопьера.
 

Эта картина Софьи Александровны Голенищевой-Кутузовой (Рибопьер) «Вид усадьбы в Новом Селе, имении графа Рибопьера в Вяземском уезде» экспонируется в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже. Фотокопия картины – вязем-ского краеведа Алексея Пугачёва. Сайт Владислава Кононова.
 

В публикациях Иеромонаха Даниила (А.М. Сычёва) говорится, что в июне 1910г после пожара сильно пострадал каменный храм в том же селе Федяево. На его ремонт граф Рибопьер выделил необхо-димые средства, и уже через несколько месяцев храм был освящён. Современный исследователь А.А. Любимов сообщает, что со своей семьей Г.И. Рибопьер проводил много времени в своём родовом име-нии вблизи Вязьмы. После смерти графа, в июне 1916г, его имя в те-чении 90 лет оказалось в России в полном забвении. Лишь в 2007г по инициативе историка спорта В. Воронина и на средства Олимпийского Комитета России на Новодевичьем кладбище в Москве была не только спасена от уничтожения могила Г.И. Рибопьера, но и торжественно открыт достойный надгробный памятник.
 

//Должен заметить, что в 1994 году вышла моя книга «Тросна», в которой было рассказано о погроме усадьбы Г.И. Рибопьера в Кромском уезде. Также здесь мною была сделана ссылка на работу В.И. Ленина «Развитие капитализма в России», в которой упоминался Г.И. Рибопьер. А знал я о Рибопьерах ещё со школьных лет, когда стал заниматься краеведением. Орловские историки назы-вали фамилию графа в своих работах. Так что полного забвения не было.//
   

1. Георгий Иванович Рибопьер. Сайт Владислава Кононова.
2. Из Интернета. Похоже, что два фото восходят к одному и тому же оригиналу. Но второе – отредактировано и выровнено...

В августе 2014 года исполнится 160 лет со дня рождения спор-тивного деятеля международного значения Георгия Ивановича Ри-бопьера, в этом же году в российском городе Сочи пройдут XXII Олим-пийские игры. На мой взгляд, на здании Новосельской средней школы в честь Г.И. Рибопьера необходимо открыть памятную доску и размес-тить в её здании соответствующий стенд; рассмотреть возможность присвоения графу Г.И. Рибопьеру высокого звания «Почётный Гражда-нин Вяземского района» (посмертно) и присвоения его имени Смо-ленской государственной Академии физической культуры, спорта и туризма. (В сокращении).

Член Союза краеведов России А.Н. ПУГАЧЁВ.
*
Согласны с автором, что имя Г.И. Рибопьера должно быть уве-ковечено. И не только на местном уровне, а и государственном. Что касается Кромского и Троснянского районов, то следовало бы и нам подумать над этим. И не только накануне Олимпиады…

(С) В.И. Агошков.


Рецензии