Помню

   Много воды утекло с последнего моего приезда на родину.

   Одна из фотографий свадебного альбома племянницы оказалась для меня неожиданной.

   Вот жених с дружком перед родительским домом невесты. Всё понятно: обычай, обряд … , но это всё происходит там где прошло моё босоногое детство! Моё появление на свет произошло  на том месте за гаражом с синими воротами, где дом под железной крышей и видны три окна.

   Обновляется облик села, сменяются поколения.  Что за дерево растет ныне в том садочке? Помню, что там рос клён, а во дворе под окнами куст акации да куст, сирени, окаймленные цветами астр и гвоздик.

    Там, где виден новый пристрой к дому Скоробогатовых,  росла красная бузина и куст сирени.
Бузина охраняла от грызунов запасы зерна, что были в кладовой из красного кирпича на известковом растворе. Ныне кладовой нет, как нет ни старого дедова дома, ни его амбара.

   Проулок, заулок, переулок – этот спуск к старице люди называют по-разному. Там на берегу стояли бани, топили их по-чёрному.

   Была когда-то там, на старице и водяная мельница, но я помню лишь останки свай, среди которых вымачивали коноплю, придавив тяжелыми кряжами снопы от всплытия. 

   На месте углового дома стояла  изба Ильи Сокова.   

   В правом верхнем углу снимка видны тесовые ворота, а правее был дом моего ровесника Толи Набокова.   За крышами домов видны верхушки сосен шигоньского бора.

   На небе лёгкие облака.

   Утро моего  первого дня было безоблачным, еще не было войны. До неё оставалось десять дней.

   По этой улице провожали на фронт наших близких и родных людей. Проглядели все глазоньки, ожидая известий с фронта, а после победы ждали победителей, да не всем судьба улыбнулась, не все вернулись до родного порога. Спиной к родному дому стоит сын солдата Иван Андреевич Пешков. Андрей Осипович, как и второй мой дядя – Константин Семенович навеки остались там, где гремела война. Три войны прошел до этого Андрей, получив в деревне кличку – Андрей солдат. Война за войной, но Бог миловал от ран, пока последняя война не доконала нашего воина.

   Без отца рос и друг детства Толя Набоков.

   За спиной фотографа родовое поместье предков Пешковых. Их дом стоял на естественных кондовых пнях, возможно со дня основания села. Последним хозяином старого дома был дед  Андрея Осиповича – Иван Григорьевич 1849 года рождения. Дом  был построен где – то в середине ХVIII века прадедом Ивана Григорьевича, тоже Иваном.

    Григорий Леонтьевич родился в 1814 году. Он был средним сыном в семье Леонтия Ивановича и после1816 года осиротели и были взяты на воспитание бездетным братом своего отца – Артемием Ивановичем.
   
   Фото сразило с первого взгляда, в нем слилось воедино далекое прошлое и настоящее .

   Колесо истории движется неумолимо.

   Иван Андреевич уходит от древнего родового поместья, оставив его младшему сыну Андрею.

   За младшей дочкой Андрея приехали сваты…

  Прекрасно понимаю, что чувствует уходящий Иван – мой троюродный брат по материнской линии.


    
    История – это то, что хранит наша память.
    Ушло в историю наше детство.
    Фотография разворошила мою память...

    Из маминых близких родственников, старше меня  остались двое: Иван Андреевич и Клавдия Федоровна. Скоро уйдем и мы. Кто будет помнить нас?

   Как-то в детстве Клава сказала:
   - Ты знаешь, что в нашей  деревне был  немецкий путешественник и проезжал по нашей улице? Давно это было, нашему тяте еще дед рассказывал. Говорил, что свернули в переулок и через речку на куртамышскую дорогу. ( Дорога проходила меж приречным бором и Плоской).
   Клаве я не очень поверил. Рассказ мог выветриться из моей головы, но взгляд на новую фотографию воскресил в глубинах памяти тот разговор. Решил обратиться к инету – современному средству связи и открылось многое.

«История села Верхнее связана с историей государства. Заселение территории в Предуралье и за Уралом активно началось в начале семнадцатого века. Расселение проходило по течению рек: Тобол, Миасс, Исеть и Куртамыш. Исторические исследования возникновению села противоречивые . Самый древний источник - перепись населения 1782 года, в которой пишется, что в Верхнем в том году было 56 дворов и 374 души женского и мужского полу. Если год рождения Куртамыша 1745, то можно смело отнести рождение села к 1750 - 1760 годам».
   «Стали сооружать маслобойни, мельницы, кирпичные заводы и прочее производство. В Верхнем было 13 мельниц».
   
   Подробных сведений о мельницах не обнаружил. С большой уверенностью могу сказать, что первые мельницы были водяными, так как гора была занята бором, о чем говорят кондовые пни оставшиеся под домами первых поселенцев.

   Одна из водяных мельниц располагалась на старице, слева. в конце переулка. (См. фото). Возможно, что это была мельница Скоробогатовых, (См. дом с пристроем), так как находилась на грани их земельного надела. Рядом с мельницей - мостик перекинутый через старицу на просторы рёлки.

Водяные мельницы села упомянуты в трудах Петра Симона Палласа, именно здесь пролегал его путь 3 мая 1770 года.  Он сообщает, что «У Верхней деревни надобно два раза переезжать Куртамыш, на котором там построены мельницы».

   Ныне мне неизвестно, сохранились ли контуры отводного канала от изменившегося русла к мельнице, но в наши детские годы они прослеживались четко.
 
   Время неумолимо.

   При смене поколений теряются многие события прошлого, причин для этого уйма. Прогресс, и смена политического строя породили бездушное отношение людей.Репрессии и коллективное хозяйство (колхозы) убили чувство хозяйского отношения к своему труду, к земле и ее ресурсам.

   Идет новая смена поколений…

   Моя  тропинка жизни началась в селе Верхнее, там, где надо «переезжать Куртамыш дважды». Следовательно, Паллас проехал мимо подворья моих предков по материнской линии – Пешковых. Значит, мое рождение произошло в двух шагах от его пути! Не зря нас с детских лет тянет в путешествия, не выветрился за триста лет дух Палласа на нашей земле!
    До времени нашего поколения не сохранились водяные мельницы. Дед рассказывал, что одна, «водянка» стояла в конце переулка, была мельница и на  речушке Березовке, при впадении её в Куртамыш. Помню три ветряные мельницы – "ряжовки" стояли за селом, на горе, когда-то покрытой кондовым лесом, который был использован на строительство домов. (Дом Пешковых стоял на естественных пнях). 

     По переписи за 1834-ый и 1850-ый годы по Верхней. В то время в селе была только одна усадьба Пешковых. Хозяин Пешков Артемий Иванович, 1786 года рождения со второй женой Ариной Ивановной, 1794 г.р. воспитывали родных племянников Артемия Ивановича: Михаила Леонтьевича, 1809 г.р., Григория Леонтьевича, 1814 г.р. и Василису Леонтьевну, 1816 г.р.. В 1850-ом году у Михаила и его жены Ульяны Васильевны были дети: Агафья, 1834 г.р.; Федора, 1838 г.р.; Парасковья, 1842 г.р.; Дарья, 1844 г.р.; Варфоломей, 1848 г.р.. У Григория с его женой Дарьей Филатовной ,1820 г.р. были дети: дочь Александра, 1839 г.р.; сын Корнило, 1843 г.р.; дочь Марья, 1845 г.р.; сын Иван, 1849 г.р. Продолжателями рода Пешковых в 1850-ом году были  Варфоломей Михайлович, Корнило Григорьевич и Иван Григорьевич. Как я понимаю, Иван Григорьевич является нашим предком по материнской линии, нашим прадедом.
     У нашего деда – Семена Ивановича, 1877-1960, были братья: Иван (старший брат), Осип, Николай, остальные дети прадеда Ивана мне не известны, как неизвестны даты рождения каждого. У Семена Ивановича с женой Авдотьей Егоровной (Мокеевой) были дети: Константин 1910 г.р.; дочь Мария 1916 г.р.; (Пешков Семен Иванович. Родился в 1877 г. Проживал: с. Верхнее, Куртамыш. р-н, Курган. обл..
 Приговор: раскулачивание
 Источник: УВД Курганской обл.)
     Осип Иванович оставил сыновей: Павла и Ивана.
     Сын Ивана Ивановича – Фёдор - двоюродный брат нашей мамы.
     У Фёдора Ивановича с женой Лукерьей дети: Анастасия, Клавдия, Михаил, Павел.
     Следовательно, дом на естественных пнях принадлежал Ивану Пешкову – отцу Артемия и Леонтия, основателях рода Пешковых, поселившихся в данном крае во второй половине XVIII века.
    Что за трагедия произошла в семье Леонтия Ивановича, оставив сиротами трое детей? Чума, пришедшая от Кавказских гор? Несчастный случай? Данное событие не дошло до нас, скрыто в глубинах истории.

   
    Многие события прошлого стали легендой. В каждом селе найдется рассказ о необычных и невероятных случаях, есть такие и у нас. Вот один из рассказанных нашей мамой:

     - Мне девять лет исполнилось, у мамы я была уже помощницей. Послала меня  после Троицы полоскать белье на речку, в крыте-то мы уже постирали.

    Положила  в таз белье, взяла его  в  руки, валек  в  подмышку – направилась  к  к речке  полоскать  да колотить свои постирушки, они были свои – домотканые, хоть и льняные, грубые.

    Спускаюсь  по  переулку  и вижу что плотки заняты, какая-то баба голову моет. Привела она себя  в  порядок,  разогнулась и пошла мимо бань по рёлке.
   
    Баба незнакомая, с длинными зелеными волосами почти до пят, ростом выше бани, что меня и удивило.

     Подхожу к плотцам, а  они все в пене, ну я пену смахнула, доски водой сполоснула, постирушки выполоскала, поколотила и домой. Куда делась та баба, я так и не видела.

     Прихожу и маме рассказываю, она меня наругала за то, что я сразу домой не вернулась, а на меня страх напал после ее слов, что это "нечистая сила".

    В нашей славянской мифологии русалки обычно с двумя ногами. В русалок превращаются утопленницы и те, кто купались в недозволенное время. Утопленницей могла быть и жертва водяному по завету мельника, чтоб плотинку не размывало...

    В данном случае водяную деву мама видела рядом с омутом, который остался на месте водяной мельницы, быть может там на дне омута до сих пор покоятся останки утопленницы вот и мучается чья-то неприкаянная душа. Произошло это на русальной неделе, когда русалки выходят из воды. Взрослых женщин они не любят, а детей оберегают, быть может по этой причине и не случилось ничего плохого с нашей мамой, но запомнила этот случай на всю жизнь и нам постоянно рассказывала, а я вам передал, хотите – верьте, хотите – нет, а я верю, сам кое-что видел. Происходило это там, где экспедиция Палласа и Рычкова переезжала речку у водяной мельницы в нашем переулке.

    О других невероятных явлениях в нашем селе расскажу в другой раз.

 


Рецензии
Спасибо, Фёдор!
Вы правы:время неумолимо.
Теперь уже мы стали такими,
как наши родители были когда-то...
С уважением,

Эльвира Гусева   24.07.2015 09:43     Заявить о нарушении
Благодарю, Эльвира, за прочтение моих опусов. Сегодня звонок по телефону заставил задуматься над интересной темой, на днях постараюсь выложить на страничку.

Федор Головин   25.07.2015 16:41   Заявить о нарушении
Замечательно, не забудьте меня пригласить.
Мне интересно.

Эльвира Гусева   25.07.2015 16:46   Заявить о нарушении
Эльвира, приглашаю к миниатюре "О тепле". На данную тему можно сказать многое, мастерах и обычаях, в том числе о человеческих отношениях, но решил ограничиться этим.

Федор Головин   27.07.2015 11:45   Заявить о нарушении
Непременно зайду, только чуть позже.
Спасибо за приглашение,Фёдор!

Эльвира Гусева   27.07.2015 17:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.