Феномен Елены Камбуровой

© Наталья Анатольевна Шлемова, Москва

               
                *  *  *  *


                ЖЕРТВА Елены Камбуровой...

 
«На свой необычный манер…» в киноклубе «Эльдар» (Москва). Елена Камбурова поет песни Жака Бреля* и Вл. Высоцкого. Режиссер - Е.А. Камбурова. 8 февраля 2013 г.

* Жак Брель (фр. Jacques Brel; 8 апреля 1929, Схарбек, Бельгия — 9 октября 1978, Бобиньи, Франция) — бельгийский франкоязычный поэт, бард, актёр и режиссёр.

                * * * *
      Была я вчера на спектакле-концерте Елены Камбуровой на песни Бреля и Высоцкого. Режиссер Е.А. Камбурова. Работала Елена Антоновна на пределе человеческих возможностей и даже сверх них. Ничего подобного я никогда еще не видела. Это две электростанции. Творилось что-то невероятное.  Зал кричал и немел от восторга.  От Её энергетики по позвоночному столбу идет ток. В общем, это – Космос, ч и с т ы й  Огонь!  Не вижу опередивших!  (Из дневника).
 
      Итак, впечатления дилетанта, хотя и "эстетика" по специальности.
Честно говоря, я даже и не знаю, с какой стороны подойти к этому Явлению по имени Елена Камбурова.  Словно прыжок в Высоту, в бездну Полёта!.. захватывает дух. Но вглядитесь в Её глаза – это абсолютный Свет, абсолютная Любовь, она поднимает из мертвых.

      Я всегда иду на Чистоту, потому что ищу ее в людях прежде всего, меня ведет на Чистоту.  И что обжигает в данном случае: аура Камбуровой свободна от эгоизма.

      Я начну сразу с ноты «си»: Камбурова – это Иисус на сцене. ОМ!

Спокойно, господа, только спокойно, без лишних эмоций, я предвижу реакцию близоруких.  Изменились времена и Космические стили – изменились. 

Что дает мне право это утверждать, да потому что, тот крест, на который встает Елена Камбурова в свои, простите, 72 года, не под силу просто человеку.  Работа Камбуровой на сцене, как на горе Акрополя (ведь у Елены Антоновны карма Древнегреческого актера-трагика, это сквозит в каждом ее движении), - это распятие и воскрешение-посвящение в каждой песне-балладе, песне-мистерии.  Тот тип духовной крови, который сочится из Её абсолютно чистого сердца, дает мне право, как эзотерику, это утверждать. (Ключ Эзотерического Братства…) ОМ!

Камбурова не поет о любви, она ее рождает, она сама и есть Любовь. Живой источник  Любви.  И если, господа, в вашей жизни выжженная пустыня, идите на спектакль песни Камбуровой, и если ваши уши-сердца открыты, вы обретете второе рождение.

Елена Антоновна легко входит в транс (измененное состояние сознания для нее естественно, это больше, чем артистическое перевоплощение в образ) и заражает трансовым состоянием зрителя, подключая его к своему энергетическому потоку (а энергетика у нее сорокалетнего человека).

Конечно же, саму Елену Камбурову с Жаком Брелем и Владимиром Высоцким объединяет именно качество огня – на пределе человеческих сил, на острие нежности, это хрипы и стоны в крови титанов, изменяющих мир, своими жилами и сухожильями удерживающих его да над пропастью! Тождество сердечной лавины - лавы.
Жак Брель - Душа-Двойник Елены Антоновны.

Возможно, кому-то это придется не по вкусу, но песни Высоцкого(«Песня о Земле», «Баллада о Любви», «Старый дом», «Песня о канатоходце» и др.) Камбурова поет лучше Него самого, придавая им уже совершенно универсальное, космическое звучание.

Как поется в одной из песен Вл.Высоцкого, в этом мире все надели маски, чтобы не разбить о булыжники лицо. И у кого-то маска так и приросла к лицу, и таких теперь большинство, потому наша жизнь и театр. Но есть и те немногие, кто живет без маски, ветру навстречу, естественно и чисто, не боясь за себя, ни единою буквой не лгя, как Елена Камбурова.

Да, Душа Камбуровой – фиолетовый цвет - цвет космических сфер (синтез 7-го, фиолетового, Луча в основании Эпохи Водолея). Высочайший тип Психической энергии, который «гвоздит» и «раздевает» душу зрителя, обжигая и пронзая какой-то нечеловеческой нежностью.  (Для меня,  в случае с Е.А.Камбуровой,  3-е великое Посвящение Преображения  налицо. Её  Личность стоит в Душе, став Душой. У Елены Антоновны абсолютно золотая аура 2-го монадического Луча, Луча Любви-Мудрости. Это Луч космического Христа.) Она не способна сделать больно другому, сама же – оголенный нерв. Сплошное сердце в фиолетовом пламени.

Голос Камбуровой нечеловеческого диапазона: он - и оргАн  и сквозное дыхание, и взрыв и молчание…. звук, разъятый в дух. Духовное измерение голоса.
 
Театр Камбуровой – планета Сердца. Это Последний Ангел над Россией, других не будет.

У Театра Камбуровой аура храма. Это большая опора для России, как всегда, неосознанная ею.

Придя на концерт – спектакль Песни Камбуровой – душевным калекой, выйдешь здоровым и ясным! Сила Искусства? Или того - что, Кто стоит за ним.

Позволю себе заметить, у Камбуровой цветаевский темперамент в песни. Её, как и Марину Цветаеву, отличает стилевое многообразие, разнотемье: от гражданской до религиозной лирики, параллельно и пародия, бурлеск. И всегда это песни-драмы, баллады, музыкальные новеллы, песни-мистерии, песни-исповеди, песни-проповеди. Полифония сложных и сильных, ярких, неистовых чувств. Камбурова, как и Цветаева в поэзии, выстраивает свой репертуар на контрастах; на столкновениях несовместимого родятся новые смыслы.

Всегда удивляет: вот есть автор стихов (которые первичны в песни для Камбуровой, по ее же признанию), есть автор музыки, а в исполнении Елены Антоновны рождается Третье, Новое. Песня-театр! Космическая драма земного бытия.

Практически каждая Песня в исполнении Камбуровой – это песня-посвящение: в бездны человеческой души, в тайны духа. И если по вашей жизни вдруг прошелся смерч, идите на концерт Камбуровой, чтобы начать новую жизнь!

В глазах у Камбуровой – несколько Вселенных, и одна глубже другой. Елена Антоновна мыслит категориями Неба, Существо Космоса, вне возраста и пола. Да, голос Камбуровой – один из мощнейших космических каналов. Смотришь на Камбурову и понимаешь, что это Один из Двенадцати… Атлантов Перехода.

О, дивный Сад Голоса, и взор Давида, и Грека кровь, а как она танцует в свои годы, этот вечный Мальчишка-акробат, плясун на канате Судьбы.

Театр Камбуровой – это ментальный театр музыки и поэзии, с огромной смысловой нагрузкой, но это и театр метафизики сердца. Трансфизический синтез.

Возвращаясь к спектаклю, я хочу поблагодарить прекрасных, тонких музыкантов – партнеров Елены Камбуровой, которые держат поле спектакля, когда герой приносит в Жертву себя, а именно: Олега Синкина(рояль) и Вячеслава Голикова(гитара). И всех устроителей этого глубочайшего Действа.

Замечу еще одно, как интересно Елена Камбурова работает с шифоновым занавесом, это и завеса в иную реальность, и крылья для нее. Прекрасно дополняла спектакль видео инсталляция, объемное 3D изображение, когда туманы стелются по зрительному залу, актеры теряются в облаках, в общем, раздвигаются в иную мерность границы образа.  Режиссеру Камбуровой очень тонко удается световая партитура всех сольных спектаклей Песни.

Публика была мгновенно «взята» Актрисой. Крупной Трагической Актрисой 21-го века, Орфеем на сцене.  Зал 5 раз вызывал Актрису на поклон, скандируя браво. Огромный успех!

Надо сказать, что Елена Антоновна последние годы активно концертирует, посещая малые города, а не только одаряя собою столицы.  Так сердца огненен Цветок, что расточает, не щадя себя!  И на этом спектакле Она почти не пела, Она кричала… сердце рвя, и докричалась до многих.

(P.S. В одном из интервью, в фильме, Елена Антоновна призналась, что еще с юности слышит Внутренний голос, который ей тогда сказал: "Ты будешь на сцене".
Так вот, слышать Внутренний голос ("Даймоний" Сократа, см.: "Апология Сократа" Платона) свидетельствует о духовном Посвящении носителя, включённости его в Метафизическую традицию.)
 

Мое почтение и неизменное восхищение,
Наталья Шлемова, Москва. 09.02.2013.


                * * * * * * *


     СОЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ  3.12.2013  В ДК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ, МОСКВА


      ...Она не вышла на сцену, Она выбежала Мальчишкой к зрителю, мгновенно "заражая" зрительный зал своей ураганной энергией!
Она… божественно прекрасна, как всегда, вне возраста и пола!!! Нет, не 6-ая Раса, а Седьмая, андрогинная!
Она… Сыграла нам Любовь и Кровь в ночь Новолуния. В кольце Москвы. Но Голос Её слышен был на Сириусе! ОМ!

Итак, мой краткий репортаж с Мистерии Новолуния от Елены Камбуровой.

Пела за редким исключением в основном старые песни, но в абсолютно новом наполнении – не повторяется Она! Нет, не пела, но обдирала нам кожу с сердца, так, что даже «лилипуты в партере» заёрзали.

Верна Она Театру, ничего общего не имея с Эстрадой! Ибо, Великая Трагическая Актриса Елена Камбурова – я это утверждаю.

У Камбуровой потрясающий дар гипноза. Убьет взглядом тигра, если понадобится. Гладиатор Истины.

Не знаю, но, по-моему, это был самый Космический концерт из всех самых Космических концертов великого Грека.

У Хелен, Е.А., горела рубином Анахата, и бил фиолет из Сахасрары.

А я сорвала связки, крича Ей браво. Зал скандировал Ей стоя.
У Хелен цветаевский темперамент в Песни, и замечу, лучше Марину, чем Е.А.,  никто не поёт! ОМ!
Когда Ты выходишь из берегов, лучше Тебя нет!
(…ох, «возьми мне на поезд билет…».)

Как же поздно я открыла для себя Ваше Творчество, нет, Теургию!
Серебряный век в воплощении, Мистерии переходят в жизнь! АОУМ!!!!

Для меня Елена Камбурова – это ясный Пушкин в театре Песни!
Это Рихард Вагнер в музыке – жизнь Огня.

Она любит Простоту, но сама простою не является, эта Мистическая Женщина, с сильным религиозным началом/темпераментом.

Я форме предпочитаю Суть, но Камбурова редчайшее единство/гармония Содержания и формы. Ведь Грек по сути.

И Она всегда безошибочно знает, что надо петь сегодня, а что через год. Ее Интуиция, или Иеровдохновение, на крыльях несет!

Каждый Её концерт-Мистерия – это голая Иерогония. АОУМ!

Хелен, я Вас люблю. Будьте!!! АОУМ! ОМ-Аминь!

Театр Ваш бессмертен, Елена Камбурова! АУМ!

Пятикратный Поклон!


Наталья Шлемова.  03.12.2013. После концерта. Москва


                * * * *


Елена Камбурова, Никита Высоцкий «Дорога поперёк судьбы» в Доме Высоцкого на Таганке
Премьера!
Посвящение Владимиру Высоцкому

В программе прозвучат песни и стихи Владимира Высоцкого. В вечере принимают участие Олег Синкин (фортепиано, клавишные) и Вячеслав Голиков (гитара). Он состоится на сцене Дома Высоцкого на Таганке (Нижний Таганский тупик, 3)
Премьера — 25 января 2013г.
Продолжительность: 1 час 45 минут без антракта

                * * * *


...Мой Маленький Принц, живое вдохновение моей Души…
Знаю, один мне равносилен… Один мне – равномощен… ОМ!
Я не буду комментировать вчерашний концерт в Доме-Музее Владимира Высоцкого на Таганке,  это выше моих сил!.. (Вы с Никитой и командой - большие Молодцы!!! Уровень выдержан! Превосходно был поставлен свет. Поклон!)
 
Хелен, Твой роскошный Экстаз… Твое несломимое Дуэнде* на пределе сил!
Я просто Люблю Тебя. ...Белый танец Твой!  Аминь. АУМ!!!!

26.01.14.
Твоя Наталья Шлемова, Москва.

(* Дуэнде - см. у Гарсиа Лорки, "Дуэнде", тема с вариациями, в пер.Н.Малиновской.)

__________________________

См.: http://kamburova.theatre.ru/events/
_____________________________
               
P.S.
...Только Песни Елены Камбуровой спасают меня от сумасшествия в этом земном аду.
Поклон! ОМ!

ГОСПОДЬ НАШ, ЖИВИ! АМИНЬ! Ом!

Ты – живой Огонь Вселенной, Ты – Белый Лотос духовной Любви.
Твой Голос пронзает сферы Бога и вызывает слезы на Его глазах.
Твоя нежность действует смертельно, перерождая сущность другого.
Ты даришь Преображение!
Ты зажигаешь сердца!  ОМ!

_________________________________

К вопросу феномена Е.Камбуровой – она не исполняет, а пишет Песню, рождая на сцене ее живую душу. Камбурова – Поэт в музыке. У нее в каждой песне своя краска, своя интонация,  скрытая мотивация.  Она не играет, она творит картину мира – всей жизнью, всей судьбою, всей душой, творит истинно и спонтанно. Она растит на сцене душу. У нее, как художника-творца, другое, многомерное восприятие времени и пространства. Песня – живой мир, в котором совершается преображение, драматургия скрытой сути. Песня – живой Путь во Вселенную. Космическое откровение Песни, которое нам дарит Космический Учитель.

Бывает такое состояние сознания, когда возникает другое восприятие пространства, и самолет, летящий в небе, тебе в этот момент ближе, чем твоя собственная рука. Так вот у Камбуровой в каждой ее Песне – присутствие ее высшего Я. Говорить о Камбурой в рамках эпохи можно только условно, она вопреки эпохе существует и уж ни как не дитя времени, она – над, из точки вечности живет. У нее почерк Посланника.
Я только в таком ключе могу размышлять о феномене Елены Камбуровой.

И далее, см.: Вертикаль Елены Камбуровой: http://www.proza.ru/2014/06/23/1769;

об "Антигоне": http://www.proza.ru/2014/03/23/1596


© Наталья Шлемова, Москва.
                *****************************************



Приложение

«По ту сторону песни…»
Елена Камбурова

    "Елена Камбурова — российская певица и актриса, работающая в жанре театральной и поэтической песни. Народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ, художественный руководитель Московского театра Музыки и Поэзии.
Голос Елены Камбуровой можно услышать во многих знаменитых кинофильмах и мультфильмах – «Раба любви», «Приключения Электроника», «Дульсинея Тобосская», «Гардемарины, вперед», «Приключения Петрова и Васечкина», «Мама»… Всего их больше сотни. Каждая песня – завершенный образ. Камбурову сравнивают с Эдит Пиаф, Марлен Дитрих и даже Александром Вертинским. Ее творчество сложно отнести к одному направлению – она всегда стояла отдельно как от бардов, так и от типичных представителей эстрады, поэтому можно утверждать, что Елена Камбурова – явление уникальное.

 — Как у Вас возникла идея создать столь необычный театр?

 — Просто мне очень захотелось. Я мало задумывалась над тем, что в результате получится. Когда все только начиналось (в начале 90-х годов), я хотела, чтобы появился театр, в котором нашли бы прибежище певцы, которые не идут в ногу с поп-культурой, с тем, что не дает человеку ничего, кроме пустоты. Тогда было тяжело такому жанру, и сегодня тяжело. Но сейчас мы ушли гораздо дальше первоначального замысла. Я предполагала, что это будут просто песенные вечера, какие-то общие программы… Теперь же у нас есть и драматические спектакли, и чисто музыкальные, классика звучит уже в четырех спектаклях.
Музыкальные спектакли рождаются сначала в голове у музыкального руководителя Олега Синкина (кроме того, он мой постоянный партнер на сцене, мой аккомпаниатор). Сценическое воплощение многих этих идей мы часто передаем в руки режиссеру Ивану Поповски, сейчас у нас идут уже его пять спектаклей: «P. S. Грезы», «Капли Датского короля», «Абсент», «Времена… Года…», «Земля». Иногда я предлагаю идеи каких-то спектаклей. Кроме того, с нами сотрудничает замечательный режиссер Олег Кудряшов, мастер театрального песенного жанра. Сейчас мы готовим с ним премьеру по стихам поэта Юрия Левитанского, которого я очень люблю. Планов много, работы тоже, в том числе и административной, но сказать, что я с утра до ночи занимаюсь руководством театра, никак нельзя. У нас есть и директор, и замдиректора, и администратор, которые решают все текущие проблемы.

 — Как изменилась аудитория с тех пор, как Вы начали работать?

 — Существенно изменилась. Если бы мне когда-то сказали, что все так сильно изменится, я бы ни за что не поверила. Дело в том, что когда я начинала (а у меня сразу были довольно непростые программы), тогда был поэтический бум, чтения в Политехническом, вокруг звучала поэзия, и все советское студенчество слушало ее. И поэтому зрители оказались абсолютно готовы к восприятию моего репертуара, и у меня сразу сложилась моя аудитория. Я вообще считала и думала долгое время, что студенты были главными моими слушателями. Но сегодня студенты редкие гости. И это грустно, потому что я абсолютно уверена в том, что если бы их к этому подготовили, то именно их молодое сознание могло бы очень верно воспринимать то, с чем я выхожу на сцену. Конечно, бывают исключения, бывает, что в зале вижу много молодых лиц, и после концерта ко мне подходят совсем юные существа и говорят слова, которые как раз подтверждают это мое предположение.

 — У Вас были программы на стихи Маяковского, Блока, Мандельштама, Цветаевой, Ахматовой. Почему именно эти поэты?

 — Потому что они прекрасны. И с этими программами выходить на сцену просто радость. Они дают возможности для развития каких-то и вокальных и драматических вещей в себе. Любовь вообще объяснить трудно. Но это любовь. Меня всегда, еще в советские времена, чиновничье начальство упрекало в сложности, в том, что песни могут быть непонятны слушателю. Конечно, народу эстрадному, который привык петь два слова в трех куплетах, это может показаться сложным. А на самом деле, если это интересно, то ты с большим удовольствием делишься этой радостью с другими. Сам смысл моего выхода на сцену в том, что я делюсь своим прочтением и видением со своими зрителями.
В моем репертуаре есть программа, где я пою моего любимого Жака Бреля, французского поэта, шансонье, который на меня в свое время серьезно повлиял. У него я увидела потрясающие, фантастические песни, в которых есть все: и музыка, и аранжировка, и исполнитель, и драматическое искусство. Это невероятно. Сейчас его песни у меня существуют в одной программе с песнями Высоцкого (она называется «На свой необычный манер…», которого тоже все уже пели по миллиону раз. Но я не думаю о том, как другие исполняют, у меня свои решения.

 — Как Вы работаете над этими решениями, что становится основным в разработке образа?

 — Дело в том, что работа над любым произведением, в частности, стихами, для исполнителя — это прежде всего поиск смысла, главного смысла. Причем он не всегда может совпадать с идеей автора, с тем главным смыслом, который он вкладывал, когда писал эти стихи. Какое-то иное решение допускается, тем более в случае с песнями Высоцкого, поскольку все знают, как он сам исполнял свои песни. Каждый читает и слышит своего Высоцкого, поэтому в начале работы над новой песней для меня самое важное – определить этот свой смысл, понять «про что». Дальше приходят какие-то интуитивные решения, как этот смысл передать. Очень часто я точно не понимаю, как пойдет голос, в какой тональности он зазвучит, и на этом этапе работы у меня всегда есть ощущение, как будто сами песни мне подсказывают это решение. Потому мне особенно интересны бывают самые первые репетиции с непетыми еще, неведомыми балладами, песнями, потому что я еще совершенно не представляю себе, как они будут звучать. И только в репетиции голос сам начинает выводить какие-то свои краски, рисовать, начинается такая прекрасная живописная работа. И я не раз удивляюсь тому, как голос сам меня ведет. Ощущение, как будто голосовые связки подключены к какому-то компьютеру, которому дается задание, и они начинают его решать. Не рассудок, а интуитивная работа голоса. Тут вряд ли кто-то что-то подскажет со стороны. Так уж получилось, что у меня в этом плане главный подсказчик — сама песня.
Потом происходит первое исполнение на сцене, и совсем не обязательно песня прозвучит точно так же, как на репетициях. Тут подключается энергетика зрителя, ты попадаешь в особое пространство, и с тобой, как с исполнителем, происходит еще что-то… Интуиция обостряется, приходит какая-то эмоциональная энергия, и смотришь — появились какие-то новые краски и смыслы. И чем сложнее песня, тем позже она вырисовывается в окончательном варианте. Но даже когда работа вроде бы завершена — вот окончательный вариант — всегда есть ощущение, что через какое-то время (ведь и ты меняешься, и меняется жизнь вокруг тебя), песня зазвучит иначе, и готовая интерпретация изменит свой вид. В особенности в этом смысле была интересна работа над балладой Высоцкого «Старый дом». Вначале было совсем непонятно, как за это взяться, и музыканты говорили, что это совершенно не имеет смысла, и не получится, и не надо… Но помогла репетиция, помог сам голос, он начал вдруг выводить какие-то краски, которых я от него никак не ожидала. Вообще голос живое существо, я абсолютно уверена в этом.

 — Кто из известных исполнителей, кроме Жака Бреля, повлиял на Вас? Какие именно песни Вы слушали, какие были любимыми? Как это потом трансформировалось в Вашем творчестве?

 — В принципе, хотя в детстве я и не помышляла о профессиональном пении, на желание вообще петь повлияли самые первые впечатления от пения и песен Клавдии Шульженко и Гелены Великановой (и отчасти, Леонида Утесова). Например, песня Шульженко «Три вальса». Услышав ее, я впервые поняла, что песню можно решить как драматическое произведение. Потом, когда я приехала в Москву и познакомилась с песнями сначала Новеллы Матвеевой, потом Булата Окуджавы, я поняла, на что способна песня в плане осмысления жизни, глубоких каких-то вещей… Я поняла разницу между песнями с просто хорошими текстами и песнями с поэтической основой. А отличив одно от другого, сразу и навсегда полюбила последнее. Именно эти песни повлияли на меня очень серьезно (и «Последний троллейбус» Окуджавы, и «Какой большой ветер», «Окраины» и «Фокусник» Новеллы Матвеевой)…. Они остались со мной навсегда, я и сегодня спокойно могу их петь.
Главное отличие эстрадных песен (ведь Шульженко – это хорошая эстрада) от песен, к примеру, Окуджавы состоит в том, что последние принадлежит не столько к жанру развлечения, отвлечения и просто удовольствия, а могут быть и философским осмыслением мира, и впечатление от них сродни впечатлениям от встречи с серьезной поэзией.

 — Среди молодежи, которая профессионально занимется поэзией и искусством, есть какие-нибудь интересные авторы, которых Вы могли бы выделить?

 — Я ищу и не нахожу. Но это не значит, что их нет. Читая тех поэтов, чьи имена сегодня на слуху, я чувствую, что они выстраивают свою поэтическую страну без того климата, в котором родилась поэзия как таковая, с ясной мыслью и четкими образами. Я прочитываю по десять стихов, и все – мимо. Мне часто приносят сборники: стихи пишут многие, не только молодежь. Мало что из этого интересно. Когда берешь Давида Самойлова, там находишь и образность мышления, и полет мысли. Ясно, для чего он написал тот или иной стих. У некоторых известных сегодня молодых поэтов я этого не вижу, однако они хорошо себя рекламируют.

 — Чего, на Ваш взгляд, не хватает современным людям, в особенности молодому поколению?

 — У Высоцкого есть такая строчка: «Нужные книги ты в детстве читал». Так вот, нужные книги не читали, не читают и, по-моему, не хотят читать. Нужную музыку не слушают и не хотят слушать. Я уж не говорю о поэзии. Не хватает общего уровня культуры. Тем не менее, среди молодых есть немало тех, кому судьба России небезразлична. Это прекрасное, мыслящее и понимающее исключение из правил. В Интернете, например, они проявляют себя очень интересно. В любом случае, среди моих постоянных зрителей есть много совсем молодых, они появились в последние годы. Но, увы, есть и масса молодежи, для которой это ничего не значит.

 — Вы исполнили песни ко многим фильмам. Некоторые из них хорошо известны даже молодому поколению, но вот исполнителя этих песен они вряд ли смогут назвать. Вас это не огорчает?

 — Мое имя не утеряно для большого количества достойных людей, и мне этого достаточно. Более того, я абсолютно уверена, что если когда-нибудь Россия станет другой, в особенности если изменится отношение к поэзии и музыке, то мое имя будет так же хорошо известно, как и имена многих других. Я думаю, что записи, как и рукописи, не горят. Я это поняла, когда несколько раз встретилась с абсолютно незнакомой аудиторией.
Я была в лагере «Орленок», и зал, в котором я выступала, был полон подростков 13-15 лет. И на концерте, что необычно, я говорила с ними. Ведь я почти никогда не говорю на сцене, я выхожу и пою. После вечера мы еще полтора часа общались, получилось что-то похожее на пресс-конференцию.  На следующий день им снова захотелось со мной встретиться. Потом они даже писали об этом в сети. Так что проблема не в том, что дети не любят этой музыки – они ее просто не знают. Если бы знали, они бы это слушали, а время, которое они тратят на пустоту, они бы тратили на что-то более полезное. И это действительно драма, причем не только моя. У меня все равно есть своя аудитория, в мои залы приходят люди. Но я знаю, что потенциальных слушателей у меня огромное количество. Точнее, у моих песен. Скажем так, у этих песен может быть гораздо больший охват зрителя, чем он есть сегодня.

 — В одной из статей о Вас есть такая строка: «В средневековье музыку считали средством для обнаружения совести». Что обнаруживают в слушателях Ваши песни? О чем Вам признаются в письмах?

 — Я думаю, что в первую очередь люди, которые, как правило, бывают на моих выступлениях, чувствуют, что они не одиноки в своем ощущении, что в мире может быть не только зло, но и добро, им свойственны какие-то романтические настроения (романтикой вообще пронизана вся поэзия!). Романтика для меня – это оторванность от быта, это момент, когда ты начинаешь видеть красоту и чувствуешь себя сопричастным к этому, можешь ощущать себя внутри художником, поэтом.
Именно сегодня, в эпоху прагматизма это особенно важно, росткам романтизма очень трудно пробиться, даже в мыслях, и поэтому когда зрители приходят на мои выступления и видят, что целых два с половиной часа этому посвящены, для них это радость, они для себя открывают этот мир. Многие из них не готовы, их приводят друзья, они не очень хотят идти, но вдруг открывают, что песня может не только развлекать, но и говорить про другое, про то, что они читают в книгах. В письмах зрители благодарят, признаются в очень добром расположении ко мне. В них много любви, доброжелательности, теплоты и даже нежности. Иногда даже благодарят за спасение… Мои песни спасают их от грубости, жестокости, от какого-то удушающего мещанства.

 — Что Вы слушаете сами на досуге? Кого можете порекомендовать молодежи? Работает ли кто-то еще в Вашем жанре?

 — Я очень люблю слушать хоровую музыку, люблю, когда детские хоровые коллективы поют классическую музыку. Слушаю классику, Моцарта, Баха, Форе… И естественно, песни французских шансонье. Греческие песни очень люблю слушать, не только потому что они мне близки по духу (Греция — моя историческая родина, я гречанка), они очень красивые. Что я могу порекомендовать? Конечно, мне хотелось бы, чтобы слушали это, и поменьше слушали то, что является абсолютной звонкой пустотой (она еще и очень агрессивна), и очень хочется всем пожелать прозрения. Что касается моего жанра — певцов, работающих точно в нем, я не встречала, а пересечений каких-то очень много. К примеру, авторская песня в ее лучшем виде, там люди уделяют большое внимание смыслу. Вообще в моем жанре могли бы работать очень многие драматические актеры, но почему-то очень часто, даже если они и выходят на сцену с песней, то считают, что что-то серьезное – это для театра, а тут надо выбрать то, что нравится всем, а нравится всем то, что совсем не нравится мне. Вот и все"./ «Виноград», журнал для родителей, № 4 (54). Автор -
Мария Рудницкая, 13.08.2013//Источник: сайт театра Камбуровой: http://kamburova.theatre.ru/press/

                **********************************


P.S. Из дневника

Да, разрыв времен все же произошел. 8 февраля 2013г. еду от метро Ю-З. на маршрутке в киноклуб «Эльдар». На перекрестке пробка – светофор не горит, и в это время к нам в маршрутку заскакивает молодой человек лет 27, интеллектуальный, интеллигентный на вид. Так как стоим, в маршрутке завязывается разговор между пассажирами: почти все едут на концерт Песни Елены Камбуровой…, и мы дружно решаем: выходить, идти пешком, хотя далеко, или на Лен.пр-те хватать такси на всех? а этот молодой человек с удивлением нас спрашивает: "А кто такая Камбурова?!"  У всех отвалился язык, но самый активный из нас что-то опустошенно промямлил... На концерт мы все же успели.

Когда я на нуле, я включаю и слушаю Пение Елены Антоновны, песни-драмы на стихи Б.Окуджавы, Б.Ахмадулиной, Ж.Бреля, Л.Критской, И.Бродского, О.Мандельштама, М.Цветаевой, Н.Гумилева, Ю.Левитанского, Ю.Кима, Вл.Высоцкого, А.Григорьева, А.Блока, Н.Матвеевой, А.Вертинского, И.Шварца, М.Лермонтова, Г.Лорки и др. выдающихся поэтов, на русском, французском, греческом, испанском языках.  И попадаю под душ Тонких энергий, водопад Космоса и омываюсь его водами,  и – обновляюсь, обновляюсь, обновляюсь. Это русло Души, это – Путь. Это пронзительно и неповторимо, страстно и нежно, мудро и чисто по-детски. Это БОЖЕСТВЕННО.

И имя всему этому – Елена Камбурова.  Космос открытой Души.

Орфею, Поклон! АУМ!

Н.Шлемова
__________________________________

ДАЛЕЕ, ЧИТАЕМ: Елена Камбурова. "И друзей созову": http://www.proza.ru/2014/03/02/118; http://www.proza.ru/2015/06/21/2084 - Объятая пламенем.

© Наталья Анатольевна Шлемова, Москва

__________________________________________

См.:
http://kamburova.theatre.ru/kamburova/;

https://www.facebook.com/pages/------/431698663550479 - страница Театра Елены Камбуровой в Фейсбуке.
***************************************

ПРИЛОЖЕНИЕ //http://www.tpp-inform.ru/ecology_culture/4352.html

Елена Камбурова. "Наш маленький театр – оплот сопротивления",
27 февраля 2014 г.


     "В ее театре в этом году уже состоялась премьера, на подходе еще постановка, в состоянии идей несколько спектаклей. О том, чем живет самый музыкально-поэтичный театр России, что заботит его создателя и бессменного руководителя, с читателями журнала поделилась Елена Камбурова, народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ, художественный руководитель московского Театра Музыки и Поэзии, защитник животных.

– Елена Антоновна, 2014 год объявлен Годом культуры в России. В чем, с Вашей точки зрения, должно проявиться «окультуривание», чтобы потом можно было сказать, что в этом году страна получила культурную прививку? Кстати, как Вы находите этот образ?

– Образ очень точный. Конечно, сначала надо еще раз понять, что такое страна, которая может назвать себя культурной. И еще надо расшифровать, что же все-таки мы понимаем под словом «культура». С моей точки зрения, это то, что отвечает одному принципу: сеять разумное, и доброе, и вечное, – это вечные незыблемые ценности. Главные ценности – это проявление милосердия, любви и сострадания. Если именно с этим багажом человеческим творческая личность приступает к работе, чтобы выразить то, что ее волнует, то и спектакли будут соответствующие, и песни, и живопись... Во многом отличные от того, что мы привыкли видеть сейчас.

Когда мне говорят: вот это очень современно, – я отношусь к этому с опаской, потому что под эпитет «современный» очень часто подпадает то, что меня не устраивает. Не устраивает, потому что я вижу, что перечеркиваются вечные ценности, их суть и смысл. Я не хочу ни видеть, ни слышать таких «явлений» культуры, в первую очередь потому, что я вижу, какие чудовищные плоды они приносят. Я вижу, как современная массовая культура формирует новые поколения, которые только что пришли на эту землю. Они ничего еще не знают: что здесь ценно, что здесь должно быть ценным. Природа, любой цветок, трава, река, земля, гуманитарная составляющая – опять возвращаюсь к милосердию и состраданию – вот это есть основа культурного общества. Сегодня этого очень мало. И этому очень способствует как раз антикультура, которая давит своим огромным масштабом.

У Булгакова был замечательный образ – «роковые яйца», вот они и разрослись. И мы видим этот масштаб гигантский, когда многие люди уже не знают, что такое поэзия на самом деле, что такое настоящая живопись, что такое «состояние человеческой души». Культура – это пример того, каким должен быть человек.

Если мы говорим о настоящем Годе культуры, то было бы очень важно, чтобы политика телевидения и радио изменилась. И политика воспитания должна быть другой. С яслей дети должны слушать музыку, в которой есть гармония.

Я понимаю родителей (редких), которые вообще не позволяют детям смотреть телевизор. Как ни включу, вижу или эпизод до того, как должны убить человека, подготовка к нему, или убийство, последствия, суд и прочее. Такое «наглядное пособие» о том, как надо убивать, как надо уходить от правосудия, как не надо жить! Говорю об этом с горечью, ведь мне не безразлично, в какой стране я живу.

– Порядок, границы, цензура. Они полезны?

– Сейчас, видя то, что происходит, я понимаю, что да. Хотя в советское время сама немало пострадала от цензуры, когда даже в невинных песнях Булата Окуджавы усматривали антисоветчину.

Конечно, очень важно, кто цензор и какие у него цели.

– Совсем недавно по приглашению подруги была на спектакле в вашем театре. Я еле сдерживала слезы от волнения и видела, что люди, а они в зале были очень разные, все вышли на единую трогательную эмоциональную волну. Как вам это удается?

– Нам очень хочется, чтобы так было. Так получается, что наш маленький театр уже является своего рода оплотом сопротивления, потому что мне очень важно, чтобы все спектакли, которые у нас идут, сеяли то самое разумное и доброе. И если хоть какая-то добрая идея появится у человека, который попадает к нам, значит, уже мы работали не зря.

– Расскажите, пожалуйста, о себе. Как Вам кажется, насколько повезло с семьей, в которой родились, со временем, в котором формировались?

– Моя мама была врачом, а отец – инженером. Родители много работали, им было не до моего воспитания. Меня воспитывало, если говорить о вкусах, радио. Меня воспитывала школа. Ну, наверное, и семья, конечно, но не впрямую. Никто не преподавал мне уроков милосердия, сочувствия, не говорил высоких слов, но уже в детстве, когда я видела собаку с раненой лапкой, я понимала, что ей больно и тяжело и надо ей помочь. В провинциальном городке, где я росла, было много бездомных кошек. И я всегда старалась взять что-нибудь потихонечку со стола и отнести им. Думаю, это передалось с генами. Иначе как объяснить? Когда сталкиваюсь с тем, что юные существа могут завязать кошке лапки и играть ею в футбол, задумываюсь, что за родители у них, от которых подобные чудовища рождаются?! Для меня это предмет огромной боли.

– Но Вас окружают в большинстве своем другие люди.

– Я счастлива, что в нашем театре работают люди совсем не из-за денег, хотя одновременно это и моя боль. Они, к сожалению, получают очень маленькие зарплаты, таков наш бюджет, и у нас, к сожалению, нет поддержки извне. Первые годы нам помогал холдинг «МИЭЛЬ-недвижимость». Мы очень благодарны ему за это, не будь этой помощи, я не знаю, как бы мы справились. Ведь сценография спектаклей Ивана Поповски с его неуемной фантазией и обостренным чувством прекрасного потребовала очень много затрат.

Но сейчас у нас нет никакой поддержки, кроме прожиточного минимума, который мы получаем из городского бюджета. Многие вещи в реквизит я из собственного дома принесла. Конечно, департамент культуры нам помогает, но бюджетные зарплаты многих категорий сотрудников – это мизерные суммы. Так что мы в общем-то беззащитны. И к тому же неформат. Я, например, неформат для центральных телеканалов, появляюсь главным образом на канале «Культура», но их аудитории ведь несопоставимы.

– Расскажите, пожалуйста, о Вашем пути до семидесятых, когда Вас услышала очень широкая аудитория.

– Я только годы спустя поняла, какой мне выпал случай и какая история невероятная произошла, благодаря тому, что тогда не было этой системы «делания артистов с нуля». А было иначе: молодой, никому не известный артист попадает на радио, никто с него не требует денег за записи, с ним очень внимательны, почти нянчатся. Так произошло со мной. Случайно я попала на радиостанцию «Юность». Сотрудникам редакции просто понравилось, как я исполняю Окуджаву, Матвееву, и они сразу записали двенадцать песен. Другое дело, что они прозвучали недолго – я попала на радио во время «оттепели». Потом быстро закрутились гайки, но вот этот период был. И мои записи, и меня узнало студенчество. В моей афише были такие фамилии, как Ким, Окуджава, Новелла Матвеева. То студенчество воспитано было на них. И на мои концерты они шли сначала на эти имена, а уже потом становились моими зрителями.

– Как Вы себя ощущали в период творческого взлета?

– Была радость, но были и сложности. Цензурного уже плана. Первая же моя сольная программа, которую я показала худсовету Москонцерта, была завернута напрочь.

– Это какой был год?

– Это было летом шестьдесят восьмого. На первом моем показе присутствовали Ролан Быков, Владимир Дашкевич, Микаэл Таривердиев, все в один голос говорили: «Ой как хорошо, как чудесно». А через неделю руководство Москонцерта попросило меня показать программу еще одной комиссии. Это были представители Министерства культуры – и, в общем, все. Тут и начались претензии к песням, которые всюду звучали. У меня был цикл, куда входили «Гренада», «Орленок», «Там, вдали за рекой», вроде бы так называемые «комсомольские песни», но я их пела в собственной интерпретации. Это же плач об убиенных юных людях, которые пошли на войну и не вернулись. И комиссия, которая собралась, преподала мне урок. В вину ставилось отсутствие комсомольского задора, упрекали, что я слишком тонко работаю с интонацией, подчеркиваю не те нюансы, вчитываюсь в текст «Орленка», где черным по белому написано: «Не хочется думать о смерти, поверь мне, в шестнадцать мальчишеских лет». Та же «Гренада»: «Отряд не заметил потери бойца...». Я очень крупно это делаю. Притом удивительно, что эта песня звучала, но никто не задумывался, что в ней-то и были некие мотивы, я бы сказала, антисоветские: «...отряд не заметил потери бойца и "Яблочко" – песню допел до конца. Лишь по небу тихо сползла погодя на бархат заката слезинка дождя...» Только природа его оплакивала. Поскольку другие исполнители пели это быстро и легко, впроброс, а у меня это было акцентированно, до комиссии дошел этот трагический смысл.

– Наверное, уже тогда появилось желание создать нечто свое – свою территорию, театр?

– Нет, уже позднее. Идею невольно подсказали журналисты, они часто называли свои статьи обо мне «Театр Елены Камбуровой». Кроме того, я часто думала вот о чем: ну хорошо, у меня сложилась моя аудитория, меня узнали мои сверстники, студенты. Только в Московском университете я чуть ли не каждый месяц работала. А те, кто будут начинать сегодня, как им быть? Шкала ценностей начала постепенно меняться. И если говорить о песне, то это влияние так называемых ВИА (вокально-инструментальных ансамблей), где тексту уделялось гораздо меньше внимания, чем музыке. ВИА – это уже совершенно другие стихи. Затем пришел рок – тут пошла уже агрессия, децибелы и прочее. А потом уже и вовсе попса прочно заняла место, получая как финансовую, так и информационную поддержку, весьма мощную. И произошло действительно, по выражению композитора Владимира Дашкевича, великое культурное одичание. Я не боюсь об этом говорить, потому что я вижу его плоды. Я это переживаю как человек, который видит огромную красивую реку, в которую все время сбрасываются очень вредные отходы. И он видит, что это плохо не только для него лично, но плохо для всех, кто живет на этой территории.

– И, похоже, не случайно театр расположился в соседстве с Новодевичьим монастырем?

– Так промыслительно, что мы здесь оказались! Когда дали нынешнее помещение, я обрадовалась. Оно небольшое, это бывший кинотеатр, в котором в основном показывали элитарное кино.

Но интереснее другое: когда-то здесь были сначала огороды Новодевичьего монастыря, а потом выстроили храм Седьмого Вселенского Собора, позднее его советская власть уничтожила. Так что мы находимся на месте храма. Кажется, что когда выходишь из нашего театра, то благодать снисходит – так красиво вокруг.

– Расскажите, пожалуйста, о спектаклях, которые уже появились, о том, что в этом году вы готовы показать и чем удивить, порадовать своего зрителя.

– Мне очень радостно, что моя мечта во многом осуществилась, – что идут спектакли, что удачно вошел в нашу жизнь режиссер Иван Поповски с его умением совершенно преобразить сценическое пространство, увидеть музыку в неожиданных, осязаемых образах. Что с нами с удовольствием сотрудничает Олег Кудряшов, признанный мастер в жанре музыкального театра. Практически все спектакли, созданные к этому году, продолжают идти на нашей сцене. К ним лишь прибавляются все новые и новые.

Поэтому мы, конечно, уже не помещаемся в этом здании. И вот, как говорится, «вороне Бог послал кусочек сыра». Нам все-таки дали вторую часть кинотеатра, которая нам не принадлежала. Там уже начался ремонт, но сейчас все зависло: театр стал жертвой мошенников, нас обокрали и денег на продолжение ремонта нет. А новые работы? Начнем с того, что мне очень хотелось всегда, чтобы этот театр создавал спектакли, своего рода нерукотворные памятники поэтам. Первый – Булату Окуджаве, а второй – Юрию Левитанскому. Появился спектакль, который мы назвали «Сны поэта Левитанского», в котором я тоже участвую. Тем более что мы с ним дружны были. Следующим в этом почетном списке, я надеюсь, будет спектакль-памятник Давиду Самойлову. Это ведь не только имена моего времени, это вечного времени имена. Если культурная революция произойдет, то имена Окуджавы, Левитанского, Давида Самойлова выйдут на первый план.

К сожалению, замыслы осуществляются медленнее, чем хотелось бы, но тут еще и от денег многое зависит. У меня когда-то в репертуаре был, как я называла его, «Русский цикл»: были собраны русские народные песни, баллады на исторические темы, о смерти Ивана Грозного, про Пугачева, про Куликовскую битву. Захотелось сделать на этом материале какой-то спектакль. Мы решили укрупнить тему истории России через песни, баллады. Когда Олег Кудряшов подключился к этой работе, мы поставили перед ним задачу, а он уже сочинил свой сценарий, одним из главных действующих лиц которого в результате стал француз Астольф де Кюстин, который в 1839 году, путешествуя по России, составил свои остроумные впечатления о ней и позднее издал их целой книгой. Мы можем соглашаться с ними или не соглашаться, но они есть. Мы выбрали ряд этих впечатлений, и чудесный актер Дмитрий Куличков играет этого персонажа. Другое действующее лицо – это я, я говорю от имени Анны Ахматовой, написавшей «Реквием», посвященный годам сталинских репрессий, этой страшной странице российской истории. Песенные баллады перекочевали в этот спектакль. Третья составляющая – русские народные песни, которые чудесным образом поет ансамбль во главе с Таней Пыхониной, актрисой нашего театра.

– Что нужно сделать, чтобы аудитория вашего театра расширялась, чтобы актерам жилось комфортнее?

–У нашего театра, я убеждена, огромное число потенциальных слушателей и зрителей. Я вижу, сколько молодых людей ко мне прибывает. Их вытаскивают родители, бабушки, друзья или на мой сольный концерт, или на спектакли. И они становятся нашими постоянными зрителями, у них происходит переоценка ценностей. Дело в том, что человек состоит из влияний. Что на него влияет, то и он. Но масштаб нашего влияния маленький, потому что у нас маленький зал и, по сути, нет информационной поддержки. Конечно, мы благодарны телеканалу «Культура», снявшему три наших спектакля, мои концерты, какие-то передачи с моим участием.

У нас демократические цены на билеты, и я не могу цены повышать, мне важно видеть вот именно эти лица. Поэтому нужна просто элементарная финансовая поддержка.

– Что Вас сильно волнует за пределами театра?

– Я абсолютно убеждена, что нравственное возрождение нашей страны должно начаться с закона о защите животных. Потому что они самые беззащитные. Они не виноваты, что живут на этой земле. В особенности не виноваты те, кого приручил человек, те, кто без его помощи вообще не может существовать. А если и существуют (в частности, бездомные собаки), то становятся агрессивными, одичавшими. Они могут наброситься на человека. Но те, которых мы приручаем, – это добрейшие существа, и они не могут себя никак защитить. Когда начинаешь говорить о помощи животным, то тут же множество людей кричит, что о людях надо думать в первую очередь. Да, о людях надо думать: о том, что в них должно быть воспитано чувство милосердия. Тогда они и к животным, и к людям будут по-другому относиться".

Наталья Барышникова,
ТПП-Информ

http://www.tpp-inform.ru/ecology_culture/4352.html
____________________________



Елена Камбурова.
«Мой репертуар называли антисоветским».

Елена МИЛИЕНКО// http://www.teatral-online.ru/news/11271/
 
      "В конце 60-х ее голос впервые прозвучал с большого экрана и сразу запомнился зрителю. Потому что искренность и теплота, с которой Елена Камбурова исполняет песни, никого не оставляют равнодушными. Она буквально проживает каждую строчку, создавая вокруг себя другой мир. И трудно поверить, что от первой программы певицы советские чиновники, по словам самой Камбуровой, не оставили камня на камне.
– Мне хотелось сплести такой венок из песен, посвященных юным героям гражданской войны, которые не вернулись домой, – рассказывает Елена Камбурова. – И когда я показывала песни высокому начальству, то больше всего досталось именно этим песням. Зарубили так, что камня на камне не осталось от этого цикла. Другим моим песням тоже досталось, меня обвинили в том, что они «ни о чем». И хотя в программе звучали композиции на стихи Булата Окуджавы, Новеллы Матвеевой и Юлия Кима, репертуар назвали антисоветским. Но эти чиновники мне тогда подсказали самую великую вещь, сказав, что песни еще можно пропустить, «но что это за интонация, с которой вы их поете? Она явно не наша». И тогда я поняла, что самое главное в творчестве – это интонация. И нельзя маршировать под песню «Орленок», потому что это монолог мальчика, которому в шестнадцать лет не хочется умирать. А «Гренада», «Там вдали за рекой» – это не поют, об этом плачут. Каждая песня – история, и каждая история – трагедия.

– Елена Антоновна, вы всегда исполняете поэзию. Чего не скажешь про современных певцов, которые просто проговаривают слова под музыку. Сейчас исполняют песни не на стихи, а на слова. Поэзия уходит.
– К сожалению, это так. Поэтому я – сама маленький оплот сопротивления этому явлению. И наш театр тоже. Мы не только ставим музыкальные спектакли, но и регулярно проводим вечера художественного чтения. Потому что я считаю, что это великий жанр. У нас есть два подвижника – Антонина Кузнецова и Рафаэль Клейнер, у каждого из них в репертуаре –  по сорок программ. Это и композиции, и спектакли, и они неизменно собирают полные залы. Вообще у нас в театре прошли вечера актеров, прекрасно читающих стихи  и прозу, целое созвездие: это и Сергей Юрский, и Александр Филиппенко, и Авангард Леонтьев. Валерий Золотухин тоже у нас провел незабываемый вечер. Еще у нас есть такая чудесная форма общения со зрителями, как «Нездешние вечера». Это вечер в стиле прошлых лет, когда на устные журналы в небольшие залы приглашали творческих людей. И герой вечера рассказывал о себе, отвечал на записки. Первым, кого мы пригласили на такой вечер, был Юрий Норштейн. А совсем недавно два замечательных вечера подряд провели Владимир Дашкевич и Гарри Бардин.

– При создании своего театра вы высказали желание, чтобы это был не просто Театр Музыки и Поэзии, но и театр Хороших лиц.
– Да, и чтобы эти хорошие лица были и по ту, и по другую сторону рампы. И я считаю, что нам это удалось. Когда в Ночь театра мы встречались со своими зрителями, я была просто счастлива, потому что видела какие к нам приходят люди. А какие чудесные вопросы они задавали. И ты понимаешь, что бы ни происходило вокруг, мы просто обязаны ставить спектакли ради таких людей. Чтобы делиться с ними добротой, которая внутри спектакля, которая разлита в музыке. Например, наш музыкальный спектакль «Капли Датского короля» – посвящение Булату Окуджаве, все творчество которого пронизывают доброта, интеллигентность, свет и желание сделать мир лучше. И спектакль тоже очень добрый, поэтому его ходят смотреть ни по одному разу. Люди хотят попасть в атмосферу добра, погрузиться в этот добрый светлый красивый мир. А концерт-фантазия «P.S. Грезы…» основан на песнях Шуберта и Шумана, и погружает зрителя в красивейший мир музыки великих немцев. Есть немного агрессии в музыке Пьяцоллы в спектакле «Времена…Года…», который мы называем концертом без слов, он поставлен по музыке композиторов, в чьих сочинениях есть циклы «Времена года» (Вивальди, Чайковский, Пьяцолла). Но тут эти нотки агрессии продиктованы художественной необходимостью, они нужны для создания сложного образа современного города, современного мира.

– На мой взгляд в музыке Пьяцоллы скорее все-таки не агрессия, а экспрессия.
– Да, его музыка чувственная, эмоциональная и она очень талантливо написана. И даже те агрессивные ноты, о которых я упомянула, берут свое начало в бешеном ритме XX века. Он продиктовал вот это броуновское движение людей. И наши феи, которые безмятежно существовали в двух предыдущих частях спектакля, вдруг оказываются в этом мире, надевают современную одежду и вливаются в поток довольно резко и агрессивно звучащих скрипок. Но в итоге все равно все заканчивается красотой и гармонией, покоем. Спектакль очень интересно решен режиссером Иваном Поповски, он сумел претворить свою фантазию в дивные графические решения. Он и Олег Синкин, наш музыкальный руководитель – основные создатели наших музыкальных спектаклей. Вот уже четвертый спектакль ставит у нас Олег Кудряшов, выдающийся театральный педагог, создатель театра «Третье направление», тонко чувствующий жанр, совмещающий музыку и слово. Ну и, конечно, ничего не получилось бы без наших чудесных музыкантов и певцов.

– Ваш театр можно назвать вполне успешным, вы всегда собираете полные залы.
– Согласна, но мне все равно как-то грустно. Видите ли, у нас много потенциальных зрителей, которые просто не знают о Театре Музыки и Поэзии. Нет достаточного количества рекламы. Конечно, счастье, что нас поддерживает Департамент по культуре г. Москвы, мы получаем  дотацию на коммунальные услуги и заработную плату. Но у нас нет возможности платить 500 тысяч в месяц, чтобы строчка о нашем театре появилась в сводной афише на рекламных тумбах города, в театральных кассах. И поэтому мы остро нуждаемся в спонсоре. Мне очень хочется, чтобы люди перестали говорить: «Надо же такой хороший театр, а мы о нем ничего не знали». Его должны знать. И не потому что я им руковожу, а потому что театр прекрасный. Но нас мало кто знает даже в театральном мире. Даже на фестиваль камерных театров России нас не приглашают.

– Кстати о фестивалях. Почему вы не принимаете участие в Грушинских фестивалях бардовской песни? Это же практически ваша тема…
– Везти спектакли на этот фестиваль невозможно, это не та история. Хотя когда-то, в самом начале, когда спектаклей еще не было, а собрались первые  артисты, мы с ними ездили на этот фестиваль. Один раз, и этого оказалось достаточно, чтобы больше никогда туда не стремиться. Приехав, я увидела совсем не ту картину, какую хотела увидеть. В основном, как я поняла, туда приезжают просто потусоваться. Конечно, встречались какие-то небольшие очаги, в буквальном смысле слова – костер, вокруг которого сидят ребята и тихо поют песни. Но это отдельные площадки. А в целом полная неразбериха, никто не знает где, кто и когда выступает. Нет того романтического настроения, которое было присуще первым фестивалям. Я предложила руководству как-то все упорядочить, вывешивать афиши, объявления, организовать вечер, на котором представить наш театр. В течение года мы созванивались и меня убеждали, что все сделают как надо. Мы приезжаем на фестиваль, и такое впечатление, что нас не ждали... Но деваться некуда, мы уже здесь. И нас буквально заставляют выйти на площадку, расположенную рядом с футбольным полем, на котором идет игра, загоняют голы, кричат зрители. И рядом с этим мы должны петь. Это было так унизительно. А потом мы с таким трудом оттуда выбирались... Впрочем, это было уже довольно давно. Может, сейчас что-то и изменилось, не знаю. Как правило, когда меня зовут на бардовские фестивали, я отказываюсь. Моим песням нужна сосредоточенность концертных залов. Есть философские песни, которые нужно не хором петь, а послушать, призадуматься.

– Можно ли говорить о том, что на ваше творчество повлияло знакомство с выдающимися актрисами Цецилией Мансуровой и Фаиной Раневской.
– Как приятно, что вы об этом спрашиваете. Потому что, к сожалению, память поколений основывается на фильмах, и о Мансуровой не так часто вспоминают, поскольку она почти не снималась. Цецилия Львовна сыграла огромнейшую роль в моей жизни, и, вспоминая ее, я испытываю такую нежность. А знакомство наше произошло удивительным образом. В приемной комиссии Щукинского училища, послушав меня, мне сказали, что я подражаю Мансуровой. Хотя такого просто не могло быть, потому что я ее ни разу не видела и не слышала. Зато позже мне посчастливилось несколько раз видеть ее в спектакле «Филумена Мартурано». А тогда, после прослушивания одна из студенток училища подошла ко мне и сказала, чтобы я показалась Мансуровой и дала ее адрес. Я пришла по указанному адресу, увидела табличку «Шереметев-Мансурова» и стала ждать. Цецилия Львовна куда-то спешила и пригласила меня последовать за ней. Мы шли по улице, я читала ей прозу, стихи. Это просто удивительно, сейчас такое даже трудно представить. А потом Мансурова попросила, чтобы я пришла к ней еще. И я пришла. А после того, как на третьем туре меня не приняли, она сказала «вот таких надо брать». Это нас сблизило, я стала бывать у них дома. А когда я уже прозвучала на радио, мы с ней подружились, и я даже бывала у нее на днях рождения.

– Вы счастливый человек. В вашей жизни случаются судьбоносные встречи.
– Дальше было еще удивительнее. Когда я записала на радио свою учебную работу по «Сказкам из Италии» Горького, эту запись услышала Фаина Георгиевна Раневская, она была в это время на гастролях в Ленинграде. И Фаина Георгиевна не просто послушала запись, а еще и написала на радио письмо, начинавшееся словами: «Я никогда не писала на радио…»  Когда мне показали это письмо я не поверила. Понимаете, мне 23 года, я еще не выходила на сцену и вдруг получаю письмо от легенды. Я не верила в это до того момента, пока совершенно случайно не вошла к ней в дом. Так получилось, что к Раневской по делу пошел один мой знакомый и пригласил меня с собой. Мы были очень сурово встречены, потому что приехали раньше назначенного времени. Я сидела жутко зажатая. И когда Фаина Георгиевна, указав на меня, спросила: «А это кто?», я осмелела и в свою очередь поинтересовалась у нее действительно ли она писала письмо на радио.  Фаина Георгиевна заулыбалась и сказала фразу, которую я не забуду никогда: «Деточка, как хорошо, что вы не фифа». А когда прощалась со мной сказала, что у меня такой же недостаток как у нее – скромность. Я думала, что это наша первая и последняя встреча. Но за четыре года до ее ухода я снова попадаю в ее дом и Мальчик, ее собака, составляет мне протекцию. Он вообще был суровый пес, но почувствовал, что я обожаю собак, и мы с ним подружились. После этого Фаина Георгиевна сказала: «Приходите всегда», и мы стали дружить. Это были годы тяжелейших гастролей, я работала за гроши, надрывалась. Но как только появлялась возможность, спешила к Раневской.

– Это правда, что, получая «Орден Дружбы» из рук президента, вы обратились к нему с просьбой принять закон о защите животных от жестокого обращения?
– Да, это правда. Можно сказать, что я была в сердцевине движения по созданию первого памятника бродячей собаке «Сочувствие». Половину суммы на памятник выделил Дмитрий Гаев, в то время начальник «Московского метрополитена», и еще в театр приходили денежки, и было очень трогательно, когда бабушки присылали по двадцать рублей. В итоге памятник мы поставили, только положение с животными лучше не стало. В нашем обществе плохо с такими понятиями, как нежность, сострадание, милосердие. Таких фильмов как «Белый Бим черное ухо» сейчас нет. Ничего не делается для пропаганды любви к животным.

– Собака, которая живет в вашем доме, клубная, или с улицы?
– Мой Тошик дивная собака, и он как раз с улицы. Мне его принесла приятельница. Она проходила мимо строительного контейнера и услышала щенячий писк, доносившийся из него. Представляете, какая жестокость страшная. Взять и бросить беззащитное животное умирать в мусорном баке. Моя подруга принесла это маленькое существо ко мне, а поскольку я по ряду причин не могла оставить его у себя, то начала пристраивать щенка своим знакомым, написав на ошейнике номер своего телефона. Отдала как мне казалось в хорошие руки, и вдруг мне звонят и спрашивают, не мой ли щенок сидит на солнцепеке. Я поехала по указанному адресу и забрала его. С тех пор Тоша – мое любимейшее существо вот уже десять лет.

Если бы проблема бездомных животных решалась на государственном уровне, их бы не было. Их бы стерилизовали и возвращали на место, где они доживали бы свою жизнь. Но другие не рождались бы для того, чтобы бедствовать, или быть замурованными в подвалах домов. Не понимаю, почему мы стали такими жестокими, просто варвары какие-то. Мы создаем бесчисленное количество жесточайших фильмов, спектаклей, которые ничему хорошему не учат. Нашему обществу катастрофически не хватает добра. И сверхзадача нашего театра воспитывать, прививать любовь к свету, к красивым вещам.

– Если с детства не прививать добро оно не появится ниоткуда..
– Удивительная страна Россия. Я всегда о ней думаю. Это огромное дышащее существо, в котором из века в век была какая-то смута или что-то подобное. Осмыслить это очень трудно. И это при том, что здесь же, в России, рождаются удивительные люди. Высочайшего интеллектуального уровня,  мыслители, философы, подвижники. И такой трагический двадцатый век.

У нас недавно состоялась премьера «Вот вам, в сотый раз, Россия…» В этом спектакле мы обратились к воспоминаниям Астольфа де Кюстина, который в девятнадцатом веке посетил Россию и написал о том, что увидел. И там у него есть такая фраза: «Россия – плотно закупоренный котел с кипящей водой, причем стоит он на огне, который разгорается все сильнее и  сильнее; я боюсь взрыва». Это в 1839 году. Потом, как известно, этот взрыв произошел, котел разорвался, сметая все вокруг… А сейчас мы обнаруживаем, что многое, описанное Кюстином, справедливо и по сей день, поразительно".
*******************************


Справка «НИ»

Елена КАМБУРОВА – певица, актриса, режиссер. Родилась 11 июля 1940 года в Новокузнецке в семье инженера и врача. В 1966 году окончила эстрадное отделение Государственного училища циркового искусства, а позже – отделение эстрадной режиссуры ГИТИСа. Камбурова выступала перед студентами, записывала на радио песни Булата Окуджавы, Новеллы Матвеевой. Вместе с композитором и пианисткой Ларисой Крицкой создала собственный репертуар – синтез музыки, поэзии и актерской работы – и записала в 1970 году первый сольный диск-гигант на фирме «Мелодия». С середины 70-х годов в основном исполняла песенные циклы композитора Владимира Дашкевича, в том числе две сюиты для голоса с оркестром. В 80-е годы создала авторские программы «Путешествие во времени» (французские и английские баллады), «Ты видишь, я помню» (песни французских шансонье XX века), «Да осенит тишина» (русские народные песни и баллады). Голос Елены Камбуровой звучит более чем в 100 кинофильмах и мультфильмах. Среди актерских работ певицы – роли в фильмах «Монолог», «Театр неизвестного актера», «Мой нежно любимый детектив» и других. С 1992 года – художественный руководитель созданного ею Театра музыки и поэзии. Первый опыт театрального песенного спектакля – «Игра снов» (1993 год), где Камбурова сыграла роль Пьеро.

________________________________

Страница Театра Елены Камбуровой на Ютубе: https://www.youtube.com/channel/UCOBDM25YM4N8sFtkeTK5xYA;

Открытая группа почитателей творчества Елены Камбуровой в Контакте: https://vk.com/elena_kamburova ;

Fans of Elena Kamburova
Общедоступная группа ;

Документальный фильм: "Елена Камбурова. Роман со временем", 2012 -   https://vk.com/id231659981 ;

Документальный фильм: "Звёздная страна с Еленой Камбуровой", 2010, см.: ttps://vk.com/video231659981_168475143;

Юбилейное интервью с Е.А.Камбуровой: http://www.rg.ru/2015/07/10/kamburova.html - 10 июля 2015.

* * *
... http://www.proza.ru/2017/05/13/1168

ПОКЛОН! Ом.


Рецензии
Наталья Анатольевна, благодарю за прекрасные материалы о любимой певице! Превосходно, вдохновенно и полно написано, Елена Антоновна поистине талантливый, богоодарённый человек, заслуженный и скромный.
Я словно очнулась, сожалею, что не знала о концерте в Доме Музыки.
Меня с ней познакомила известная Вам Галина Данильева, и её, к сожалению, давно не видела и ничего не знаю о ней.
Мысленно и сердечно - всех благ Вам и им.
Так написать - донести предельно точно, любовно и искренне, информацию о феномене сцены - Елене Камбуровой могла только её духовная сестра - по таланту и чувствованию.

Светлана Кременецкая   10.11.2015 20:30     Заявить о нарушении
Здравие, Светлана!
Да, по меньшей мере странно, живя в Москве, не посещать Концерты Камбуровой...:)
Посмотрите "Антигону" с ее участием, следите за афишей на их сайте. Это - Классика.

Галина Васильевна ведет очень интересные передачи на радио Культура по воскресеньям в 14:30 об истории Дома-музея М.Цветаевой, о самой МЦ и эпохе. Послушайте.

Спасибо за добрый отклик!
Всего светлого и лучшего Вам!
С теплом,
Н.

Наталья Анатольевна Шлемова   10.11.2015 22:28   Заявить о нарушении
Благодарю, Наталья, за всю информацию и добрые пожелания! Проживаем третий год в Подмосковье, намного реже стали бывать в Москве, но это ничего не меняет, конечно. Всегда можно найти возможность приехать, если есть потребность и интерес. А сегодня долго смотрели и слушали записи с выступлением Елены Антоновны. А выступления Данильевой, сколько помню, всегда чрезвычайно интересны и каждый раз воспринимаются по-новому.
Всего доброго!

Светлана Кременецкая   10.11.2015 23:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.