Манипуляция сознанием или вторжение с марса

 

Шёл одна тысяча девятьсот тридцать восьмой год.30 октября. Европа на пороге войны, а жители Соединённых Штатов готовятся к завтрашнему Хэллоуину. Свечи, костюмы, тыквы, праздничный стол. Един6ственный источник массовой информации – радио. Нет, конечно, есть ещё и печатные издания, но они с новостями запаздывают на несколько часов, поэтому у подавляющего большинства граждан радио настроено на любимую волну. И так предпраздничный октябрьский день по радио играет лёгкая танцевальная музыка. Мир спокоен, и приятен.
 Неожиданно музыка прерывается, и встревоженный голос комментатора сообщает, что огромный, пылающий объект упал на хуторе близ Гроверс Милл, Нью-Джерси.- Это явно космический аппарат! Буквально кричит комментатор. - Я вижу существ появляющихся из аппарата. Боже мой! Они извиваются, как серые змеи. Вот ещё один и другой. Похоже, они тянут ко мне свои щупальца. Я явственно вижу их тела. Они большие, размером с хорошего медведя, их кожа блестит, как мокрая. Боже, это лицо! Неописуемо! Я не могу заставить себя смотреть на них. Глаза чёрные с блеском, как у змеи, рот V- формы со слюной, падающей с губ. Существо, что-то поднимает. Это самый экстраординарный опыт в моей жизни…..Я не могу найти слов. Мне приходится прекратить репортаж, что бы поменять место, очень страшно…
Реакция на трансляцию была колоссальной. Беженцы заполнили дороги Америки, многие достали оружие и заняли круговую оборону, кто - то обмотал голову мокрым полотенцем и спрятался в подвал, пытаясь таким образом защититься от ядовитого Марсианского газа.
Реальные действия обманутого и напуганного населения мало чем отличалось от фантазии Герберта Уэллса описавшего подобное в своём фантастическом романе “ Война Миров” и транслирующегося в этот момент по национальному радио.
Паника, вызванная якобы подлинным репортажем, породила скандал национального масштаба. Лавина звонков последовшая на радио и в государственные учреждения заставила правительство на государственном уровне заверить американцев, что подобный инцидент никогда не повторится.
Все печатные издания подвергли насмешкам легковерных жертв паники. New York World-Telegram изобразила карикатуру, где персонаж путает результаты моделирования, выполненные индустрией развлечения, с реальностью. На одном рисунке бедолага пытается всунуть руку в радиоприёмник, что бы дотронуться до Энди Амоса популярного исполнителя рок н ролла. В другом случае, он сообщает сотруднику полиции, что есть чёрная магия в скульптуре маленького человечка, и он реально разговаривает.
Что же произошло на самом деле, и как подобное смогло привести к панике национального масштаба.
Известный американский режисёр Орсон Уэллс однажды решил адаптировать научно- фантастический роман своего однофамильца Герберта Уэллса о вторжении марсиан на землю. В адаптации произведения для радиопостановки Уэллс сделал важное изменение: под его руководством был написан специальный сценарий и исполнялся он так, как могла бы звучать трансляция новостей с места событий. Всё это затевалось для повышения драматического эффекта. Исполнители играли так, как если бы дикторы, должностные лица и прочие свидетели наблюдают реальную высадку десанта с Марса, уничтожающего Соединённые Штаты.
Надо сказать, что в процессе трансляции содержался ряд объяснений специфики постановки, но если слушатели пропустили краткие комментарии в самом начале передачи, а они, в большинстве своём, их пропустили, то следующее сообщение следовало только через сорок минут. Этого времени оказалось достаточно для большинства, что бы застрять в виртуальном мире Орсона Уэллса.
Известная журналистка Дороти Томпсон в статье опубликованной New York Tribune писала: Передача наглядно показала, как политики могут использовать мощь средств массовой коммуникации для создания любой иллюзии в целях манипуляции общественным сознанием. Невольно Орсон Уэллс и театр Меркурий создали одну из самых интересных и важных демонстраций всех времён и народов. Они убедительно доказали насколько эффективно одни только голоса сопровождающиеся звуковыми эффектами могут внушить массам людей совершенно фантастические вещи, и как быстро подобная фантасмагория может вызвать общенациональную панику.
Они продемонстрировали мощнее, чем любой другой аргумент огромную эффективность простой театральной постановки и простой демагогии.
Гитлер тоже сумел напугать Европу своей демагогией (напомню, шел 1938 год), но у него есть армия, подкрепляющая его слова, здесь же не было ничего кроме театрального действия.
В 1950 году Америка совершила ещё один шаг в области манипулирования массовым сознанием. На этот раз выяснилось, что в ряде телевизионных шоу игра была смоделирована и с режиссирована, участники, делая вид, что угадывают вопросы, заранее знали ответы на них.
В отличие от истории Уэллса, здесь подделка была преднамеренной. Производители посчитали, что спектакль будет зрелищней, чем реальная игра. Ещё раз общественность оказалась шокированной и ещё раз власти громогласно заявили, что подобные манипуляции не повторятся.
Но в 1990 году это случилось вновь. Аудитория всего мира вновь оказалась облапошенной. То, что миллионы поклонников принимали за талант, было простым техническим моделированием. Вновь общество, как и в предыдущих двух случаях, было ошеломлено подделкой. Но в отличие от 1938 и 1950 годов социальный контекст происходящего был уже другой. Подделка и моделирование стали обычным явлением, и их использование стало скорее правилом, чем исключением.
Скандал с Milli Vanilli явился символической вехой давшей понять всем, что мы живём в эпоху,  обмана, подлога и имитации ставшими характеристикой нашего общества. Если говорить более конкретно, мы живём во время, когда возможность создавать обман и иллюзию, особенно средствами массовой информации, стала необходимым условием существования власти. Неспособность большинства видеть правду через этот массовый обман является формой бессилия. К огромному сожалению, большинство людей продолжает позволять обманывать себя продажным политикам, новостям, вездесущей рекламе, телевидению, газетам, интернету. Они мало чем отличаются от аудитории образца 1938 года, полагающей, что смотря на завесу вранья, реагирует на что-то подлинное.
                СТАС СИМОНОВ

PS    Как приложение к этой статье, хочу привести цитаты Орсона Уэллса. Некоторые из них недавно мной переведены. Несмотря на то, что Уэллс невольно стал основателем метода массовой манипуляции сознания, упрекнуть его в глупости и бездарности нельзя.
Орсон Уэллс:
Не спрашивайте, что вы можете сделать для свой страны. Спросите, что сегодня на обед

Италия тридцать лет находилась под Борджия, у них были войны, террор, убийства и кровопролития. Но они дали миру Микеланджело, Леонардо да Винчи и Ренессанс. В Швейцарии процветает братская любовь, пятьсот лет демократии и мира и, что же они дали миру? Часы с кукушкой.
Я не молюсь только потому, что не хочу надоедать богу.

История со счастливым концом зависит от того места , где её остановить.

Отсутствие ограничений враг любого искусства.

Я не говорю, что все мы должны нарушать закон, но выглядеть мы должны так, как если бы могли это делать.
Если бы не было женщин, мы бы до сих пор сидели на корточках в пещере и ели сырое мясо, потому что мы создали цивилизацию лишь для того, что бы произвести впечатление на своих подруг.

Старость это единственная болезнь, от которой вы не хотите излечиваться.

Есть три невыносимые вещи в жизни: холодный кофе, тёплое шампанское и перевозбужденная женщина.

Мы родились в одиночестве, мы живём в одиночестве и умираем одни, только через любовь и дружбу мы создаём иллюзию того, что мы не одиноки.
                ПЕРЕВОД                СТАС СИМОНОВ


Рецензии