о блокаде...

Когда мне было лет десять, наш класс отвезли на Ладогу и рассказали о блокаде. Экскурсию провела женщина, которую мы все, я уверена, запомнили надолго – я, лично, помню её очень хорошо... Низкий ей поклон... низкий поклон.

Тогда все притихли… и оставались молчащими всю дорогу домой. Таня Савичева вошла в нашу детскую жизнь  –  своею смертью…
Хорошо помню эту неловкость молчания... это было по-взрослому. Впервые.
 
Таня Савичева была маленькой, и не имела никакого права умирать, но умерла…
 
Она была девочкой с фамилией и именем, и дневником с записанной в нем трагедией... – она была настоящей девочкой, а не просто героем родины. Героев родины было много, о них было написано много книг... и мы к этому привыкли. А здесь стало больно. Я так помню.

… Какое-то время, пока не выросла, я играла сама с собой в разрывающую и одновременно успокаивающую мою душу игру: распределяла все свои теплые вещи и еду в доме среди нескольких вызванных мною из другого мира  детей блокады. Я пересчитывала луковицы, морковины и картошку, раскладывала на газетах, развернутых на полу кухни, пока никого не было дома… Яйца и яблоки, барбариски и печенье – на столе. Раскладывала кофты и свитерочки, рейтузы и тренировочные штаны, шапки... Детей было много; у всех тоже, как и у Тани Савичевой, были имена и фамилии. Никто из «моих» детей не умер, все выжили…

Чуть позже мне попалась небольшая книжка с «бытовой» фантастикой, не помню автора, к сожалению… Там был рассказ о временном портале в Ленинграде;  его, портал этот, случайно обнаружил один молодой человек  –  через дыру в заборе можно было передать хлеб блокадникам… Только хлеб, остальное не передавалось. Причем «проводником»  было золото –  волшебные свойства металла как-то помогали… Рассказ был о том, как этот молодой человек искал золото… нужно было три грамма, чтобы передать килограммовую буханку. На каждую буханку хлеба  – три грамма золота, всего три грамма...

И это было очень трудно, почти невозможно, но он находил. Этот молодой человек был из моего времени, а ведь тогда золото не продавалось в магазинах, как сейчас. Были какие-то очереди; чтоб купить колечко или кулончик, нужно было отмечаться полгода... моя мама отмечалась, я это хорошо помню. Поэтому найти три грамма золота было непросто, но он был готов на всё  –  и на обман, и на воровство даже...

Он, этот юноша, через дыру видел только руки, и один раз  –  глаза. Но ему хватило, он как с ума сошел. И он больше не мог жить, как прежде, до портала… Он и стал для меня Героем Родины. Мне стыдно, что я забыла автора…

Много позже, уже став взрослой девушкой, я познакомилась с пожилой женщиной, которая работала уборщицей в книжном магазине. Это было случайное знакомство,  но мы как-то друг другу сразу понравились, несмотря на сорок лет разницы в  возрасте. Она была очень образована, работала до пенсии в науке, интересовалась всем… Мы с ней общались много лет, и довольно близко. Но лишь случайно, и совсем не от неё, а от её приятельницы, зашедшей к ней в гости, где была и я, вдруг я узнала, что она пережила блокаду, все эти девятьсот дней…  А мы сидим с ней и чай пьем с вареньем. И я сказала – как?.. а почему вы не рассказали мне?.. 

– Я никогда не рассказываю об этом, моя девочка... – сказала она. – Мало интересного. Кроме того, я почти ничего не помню. Почти ничего.

– Как не помните?..  – охнула я. – Сколько же вам было лет?

– Мне было много лет… больше двадцати. Не в этом дело. В первую зиму у меня умерла дочка, ей был годик. И больше я ничего не помню. Выжили как-то… Работали… Но я не помню. Прости меня.

Вечная память...


Рецензии
Жена деда Елизавета Николаевна, архитектор-реставратор, всю Блокаду находилась в Ленинграде, одна. Выжила чудом. Выжила, но нельзя было без боли смотреть, как до конца дней своих ежемесячно закупала она на свою пенсию крупу, сухари. Умом понимала, что голод не грозит ей больше, но ничего со своим страхом поделать не могла.
Спасибо, Вера! Святое это дело - писать, сохранять Память о том, что пришлось пережить нашим близким.
С признательностью - Ваш Александр.

Александр Парцхаладзе   15.09.2021 23:00     Заявить о нарушении
О да... Страшно представить.
Спасибо Вам.

Вера Стриж   15.09.2021 23:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.