Еще раз о Гауди

       Очень непросто было собрать информацию о нем. Жизнь этого человека, словно "Квадрат Малевича". Каждый автор видит и описывает своего Гауди, поэтому многие данные о нем противоречивы. Я прожила в Барселоне почти три года и отсылала домой в городскую газету все, что мне казалось интересным о жизни каталонцев. Естественно,что я не смогла обойти вниманием гордость барселонцев - архитектурные шедевры Антонио Гауди.
       Информацию о нем я собирала больше года - это были рассказы гидов, чтение буклетов, статей, художественной литературы. Мне посчастливилось побывать в хранилище, в котором были собраны все материалы, когда-либо написанные о нем, там же хранилась настоящая посмертная маска(в Соборе Святого Семейства хранится копия.)
       Этот сокращенный рассказ был предназначен для узкого круга читателей. Его напечатали в 2004г. Но я подумала, что может быть, то что я видела, слышала и читала о странной жизни - странного человека будет интересно  и сегодня.
    
                ГАУДИ

       Антонио Гауди - архитектор, известный всему миру. Его осмеивали и им восхищались. Кто-то считал его сумасшедшим, а кто-то - гением. Кем же он был?  Почему личность Гауди, так же, как его творения, продолжает волновать критиков и библиографов?
       Главное детище его жизни - собор Святого Семейства - высокими башнями, будто иглами вонзается в небо, чтобы напитать сухие, похожие на мощи стены небесной энергией. Им не хватает света, им не хватает тепла, как не хватало любви душе архитектора. Он искал ее в лабиринтах колонн, звал, завлекая светом стеклянных витражей. Его фантазия соединила металл, обыденный пильный камень и разноцветные, словно разбитые надежды, осколки керамики. А мягкий, принимающий любые формы раствор сглаживал, как компромисс, острые углы построек. А может это было желание сгладить острые углы жизни? Той жизни, которой жил Гауди.
       Он не писал мемуаров, не давал интервью и не объяснял своих работ. Он ни разу не был женат. О его жизни можно судить по нескольким фотографиям. Все остальное - воспоминания друзей и врагов, но это субъективные суждения, которые всегда противоречивы. Лучше всего и вернее о нем могут рассказать только каменные листы его архитектуры.
       Судьба подарила ему дружбу двоих ребят - Тоды и Риберы, в которых Гауди  нашел единомышленников. Вместе они исследовали окрестности  Поблета - некогда могущественного, а теперь, лежащего в развалинах старинного монастыря. Пораженные величием руин, ребята решили восстановить его. Они составили план и распределили обязанности. Тода и Рибера занялись сбором информации, а Гауди принялся разбирать кусочки здания, чтобы проникнуть в строительные тайны.
       Сохранилось несколько документов того времени: стихотворение, эссе, библиотечный каталог и план Поблета, скопированный с путеводителя.
       Спустя годы Тода напишет книгу и, оставив службу, возглавит фонд восстановления Поблета. А Гауди, прикоснувшись к архитектуре, посвятит ей всю свою жизнь.
       Семья Гауди не была богатой, поэтому, чтобы отправить сына учиться в Барселону, отцу пришлось продать свою землю в Реудомсе.
       Денег у Гауди было немного, а соблазнов - хоть отбавляй. Чтобы иметь возможность одеваться со вкусом, хорошо питаться и посещать салоны, ему приходилось подрабатывать в качестве чертежника и проектировщика.
       Обучение в Высшей архитектурной школе давалось ему с большим трудом и заняло восемь лет. Огромное влияние на формирование личности оказал  Виолле ле Дюк (французский архитектор, реставратор готических соборов и замков). Впоследствии Гауди не раз будет произносить слова своего кумира, что он не мыслитель, а человек-дела.
       В 1878г. Гауди заканчивает школу. На выпускных экзаменах, в заключительной речи, директор произнесет речь, которая станет знаменитой на весь мир. Он скажет:
       - Джентльмены, перед вами либо гений, либо сумасшедший!
       На что Гауди ответит:
       - Похоже, теперь я - архитектор!
       Вскоре Гауди получает первый официальный заказ. С этим заказом связана целая история. Молодому архитектору предложили 336 песет. Но Гауди, сделав свой расчет, запросил в семь раз больше. Закончив работу, с большим скандалом, Гауди получил 850 песет, но в дальнейшем, не желая иметь дело с капризным молодым человеком, ему больше не предлагали муниципальные заказы в Барселоне.
       Для Гауди начался не легкий безденежный период. Кто знает, как сложилась бы его жизнь, если бы однажды, оформляя витрину в лавке перчаточника, он не познакомился с очень богатым и влиятельным человеком - Доном Эусэбио Гуэйем. Это был счастливый случай, который так необходим творческой натуре, чтобы не затеряться в толпе своих соплеменников.
       Знакомство переросло в дружбу, благодаря которой Гауди удалось реализовать многие свои архитектурные фантазии.
       Так появились на свет - фамильный дворец,парк и коллонии, которые носят имя Гуэйа.
       Эусэбио Гуэй сделал Гауди своим домашним архитектором, открыв для него свое сердце и кошелек. А также начал рекомендовать архитектора состоятельным жителям города и окрестностей. Гауди платил Гуэйю верной дружбой, но на первом месте для него было все-таки дело. На эту мысль наводит один анекдотический случай:
       Гуэй подарил своей дочери, которая была замечательной пианисткой, рояль. Но он не вошел ни в одну из комнат построенного Гауди особняка. Девушка очень расстроилась. Архитектор же посоветовал ей... купить скрипку. Хотя не редко он переносил перегородки,изменяя уже готовые конструкции, играя пространством, словно ребенок.
       Казалось, он и внешне походил на рыжего,хрупкого, порой, капризного ребенка. Но самыми примечательными были его глаза. Невероятно голубые, они завораживали и оставались в памяти каждого, кто их когда-либо видел.
       Однажды они стали виновниками эпизода, превратившегося в легенду:
       Хосе Мариа Бокабельи Вагнэру, книготорговцу, возглавлявшему духовное общество Святого Иакова, пришла мысль построить искупительный собор Святого Семейства. Были собраны средства, куплена земля, разработан архитектором Вильяром проект, и 19 марта 1882 года заложен первый камень храма. Но Вильяр, из-за возникших разногласий с церковным советом, отказался от работ.
       Начались поиски человека, который возглавил бы строительство. И тут Бокабельи, якобы приснился сон, что для спасения собора явиться голубоглазый человек. Несколько дней спустя, увидев Гауди, Бокабельи тут же предложил ему работу над собором Святого Семейства, сняв все ограничения.
       Этому удивительному сооружению Гауди посвятил 40 лет. А последние почти 12 лет, отказываясь от других проектов, он занимался исключительно  только собором.
       Методы работы Гауди были весьма своеобразны.Образцы для работ он брал из жизни, потому что считал безумием изображать несуществующие объекты.
       Сторож собора, пьяница Жузэп - послужил моделью Иуды, а штукатур - царя Давида.
      Людей помещали перед сложной системой зеркал, чтобы объект можно было изучить со всех сторон и запечатлеть на пленку.
       Осенью 1925 года Гауди окончательно переселился в студию, перестал следить за собой, стал неопрятным и худым, измученным постами и болезнями стариком, со скверным характером.  Над ним смеялись и его избегали, боясь, что он начнет просить для своего архитектурного монстра денег.
       Отец Солер, хорошо знающий Гауди, охарактеризовал его так:
       - Общаясь с Гауди, вы должны либо убить его, либо признать его правоту.
       Но, увлеченному своим делом архитектору все было безразлично. Он был глух к общественному мнению. и глубоко убежден в своей гениальности и ценности своей работы. Все его помыслы были отданы собору Святого Семейства.
       Работы продвигались медленно, так как строительство возможно было осуществлять только на пожертвования. Таковы были условия заказчика - ассоциации Святого Иакова.
       К 7 июня 1926 году были построены - одна колокольня, носящая имя Варнавы, рождественский фасад, нижняя церковь, аспида, часть галереи и портал часовни Богоматери.
       В этот день Антонио Гауди совершал одну из своих обычных прогулок до церкви Сант Фелип Нэри, где он ежедневно исповедовался. Переходя трамвайные пути, увлеченный своими мыслями, Гауди не обратил внимания на приближающийся трамвай и был им сбит.
       Не узнанный никем, он был помещен в общую палату больницы Красного Креста. И это не удивительно, в поношенном грязном костюме и кальсонах, которые держались на булавках, трудно было себе представить будущую мировую известность.
       В четверг, 10 июня 1926 года, в 5 часов дня Антонио Гауди Корнет скончался. Ему были устроены пышные похороны, которых он заслужил. И после смерти он был пожалован вниманием, которого не удостаивался при жизни.
       А время, пропуская сквозь пальцы песчинки лет, слой за слоем растит собор Святого Семейства. Словно песочный замок, поднимается он под небом Барселоны, став ее символом и вечным напоминанием об удивительной жизни удивительного человека...
       Есть ли мера, которой можно измерить гениальность? Был ли Гауди выдающийся личностью? Несомненно. Прекрасны или ужасны его творения? Это будет решать для себя каждый сам. Я не беру на себя ответственность однозначно ответить на этот вопрос...
   


Рецензии
замечательное повествование!
Калерия, прочла не отрываясь!
спасибо за то, что навели меня на Гауди.
приходилось о нем читать, но вы написали с таким вдохновением, даже со страстью, что увлекли за собой в мир ваших переживаний. увидела Гауди как живого. прекрасный портрет - с его натуралистическими деталями.
действительно, уникальная и целостная притом личность.

еще раз благодарю.

Татьяна.

Татьяна Фалалеева   15.02.2014 04:12     Заявить о нарушении
Спасибо! Я о нем могу говорить бесконечно, но чтобы лучше его понять надо увидеть его архитектурные шедевры, так он сам говорил. Он создавал их для себя и это говорит о его эгоизме. Все что он создал очень неудобное, не представляю, как все это эксплуатировалось! При этом, он явно хотел произвести впечатление. Но не буду навязывать свое мнение, может Вы его откроете для себя с другой стороны. Спасибо еще раз, за то что зашли ))))

Калерия Кузьмина   16.02.2014 23:05   Заявить о нарушении