Глава 76. Пленные немцы

После прорыва блокады в январе 1943 года нам в автобазу привезли пленных немцев в количестве 50 человек. Для ускорения ремонта автотранспорта, работающего на ледовой дороге жизни. Поселили немцев в красном уголке на сделанных из труб двух- трехэтажных койках. Кормёжку устроили в столовой базы в доме №32 по Красной улице. Для хождения до столовой и обратно надо было их сопровождать. Занимался этим делом механик Дохин Михаил. Он немного владел немецким языком.

Первое время жители набрасывались на пленных, ругали, пытались как можно злее оскорбить. Но постепенно привыкли. Дело дошло до того, что из их артели выделялся старшой и под его командой все шли в столовую и обратно.

Я, хотя и был назначен начальником ПСО, но меня к охране немцев не обязывали. Зато после окончания рабочего дня, когда на базе оставались только охранницы в проходных с винтовками. Но я боялся, что оружие у них мог отобрать любой. К счастью за все время таких попыток не было, также не было даже намека нападения на меня. Они мимо моей комнаты ночью ходили в туалет.

Хотя попытка к побегу была. Один раз ночью немец подлез под неохраняемые ворота. Второй случай, когда немец сумел в груженой машине выехать. Но оба раза беглецов возвращали обратно. Не зная куда идти в городе, немцы пытались обращаться к прохожим, а те, распознав немца, немедленно сообщали в милицию. А милиция знала в каких организациях есть пленные и возвращали беглеца.

В дальнейшем они смирились со своей судьбой. Работали автослесарями, электриками, плотниками. Ремонты выполняли добросовестно. В котельную кочегаром был определен электрик Ганс Принц из города Франкфурта-на-Майне. Был женат. О судьбе жены не имел вестей со дня нападения на СССР. Я его спрашиваю:
- Ганс, ты работал электриком, значит являлся рабочим?
- Конечно, рабочим! У нас большой завод и рабочих много.
- И ты шел воевать на братьев по труду?
- Нам было внушено фюрером о величии нашей нации, что мы будем богатыми, будем иметь рабов...
- У тебя было оружие в руках и ты убивал людей?
- Конечно, раз я стрелял, то значит убивал.
- Была ли у тебя хоть искра жалости?
Подумал Ганс, почесал переносицу и сказал.
- Вот теперь, Иван, была бы в руках винтовка и приказали бы стрелять в человека - я не смог бы. Конечно, своя шкура ближе. Под прицелом в меня по неволе я стал стрелять.
- Предположим, Ганс, ты попадешь после войны на свой завод. Ты начнешь агитировать идти отомстить русским за поражение?
- Я, Иван, говорить буду всем: "Война - капут!", и больше не пойду. Буду дезертир. Просить народ буду: нет войне. Не надо её!

Должен сказать, что Ганс, как кочегар, работал честно. Я ему доверил работу в ночные смены, и он не подводил. Единственное с его стороны пренебрежение было к нашей кормёжке. Он часто повторял:
- Опять капуста! Первое - капуста, второе - капуста!
- Ганс, а как мы едим? Видел же, как обедают шоферы? Не лучше вас!
- Да, вы жили в блокаде, голодали... и еще не хорошо с транспортом....
- Понял, кто виноват в вашем питании?


Рецензии