Глава 78. Восстановление домов

В начале марта 1943 года меня пригласил в кабинет Левин.
- Григорьев, для тебя невесёлая история у меня.
- В чем дело, Абрам Маркович? Разве я в чём-нибудь провинился? Что за невесёлая история?
- Очень-то не пугайся! Решением областного исполнительного комитета создано постановление о восстановлении жилых домов в городе, требующих ремонта системы отопления, водопровода и канализации. Чтобы после ремонта можно было заселить людей, возвращающихся из эвакуации.
- Вы, по этому постановлению, решили обязать меня делать где-то ремонт?
- Вот именно. Нам поручили привести в порядок дома на улице Связи, номера 1,3,5, здание Института растениеводства на Исаакиевской площади. Материал, который потребуется, брать на нашей автобазе. Вам ясно?
- Вполне ясно! В свободное время от работы здесь я пойду посмотрю дома и доложу вам. Абрам Маркович, я подал заявление в комиссию за разрешением вернуться моей семье из эвакуации.
- Хорошо, я дам рекомендацию, чтобы тебя включили на получение вызова скорее.
- Большое спасибо! - и я побежал из канцелярии, прыгая по лестнице через две-три ступени.

Ремонт зданий затевался потому, что немцев отогнали от города и возврата им к Ленинграду нет. Дома я сел и срочно написал письмо в Шадринск. Обрадовать Марусю, Валю и ребятишек. Мне казалось, что я чувствовал, как они будут веселиться.

Увидев объём предстоящей работы в подшефных домах, я стал сначала восстанавливать водопроводы. При наличии воды можно промыть все трубы канализации и наполнить систему отопления, в которой можно выявить протечки. Первоначально сделал ремонт в Институте зернового хозяйства. Сдавая работу коменданту, получил от него благодарность. Он в шутку сказал:
- Дорогой товарищ, за ваш труд можно было бы оплатить зерном... но его давно даже крысы не трогают. Приходите после урожая.
- Спасибо! Я ведь знаю, в какое время мы живем. У вас в зданиях пусто. Люди ушли на фронт и эвакуированы. Если не секрет, скажите куда?
- Все невоеннообязанные отправлены на Алтай.
- Далековато! Но зато безопаснее.



Во второй половине апреля, ясным и теплым днем в обеденный перерыв у столярного цеха уселись курильщики. Подошел главный механик Кривенко Семен Моисеевич. В солдатском полупальто, но без погон. Шапку держит в руке, давая возможность загорать лысине во всю голову. Росту среднего, сухощав. Походка у него такая, как-будто всё спешит куда-то.
- Ну, что курильщики? Не пора ли за работу?
- Семен Моисеич, у нас еще есть время минут десять! Мы вот толкуем. Скоро Первое Мая, а чем будем встречать? - задал вопрос бригадир слесарей Андреев. - То ли дело раньше - водка, вино, закуски всякие... Не стыдно угостить гостей на славу.
- Ничего, ребята! Будут и на нашей улице праздник. А пока поживем поскромнее.
Подошел Абрам Маркович, поздоровался, отдав честь по-военному.
- Как, хлопцы, дела? Как наш план за апрель? Будет выполнен? Старший механик, за тобой слово.
Кривенко встал, приложил руку к фуражке, ответил.
- Всё будет выполнено! Не только наши люди стараются, но и немцы работают хорошо. К Первому мая не только текущий ремонт, но и разбитые на "Дороге жизни" машины будут восстановлены.
- Это хорошо. Так и доложу тов. Волохову. А поэтому нам разрешили в честь праздника устроить коллективный торжественный обед. Помещение дает нам "Дом Культуры глухонемых", что на Красной ул. Но! При одном НО! Выпивка будет, а закуской запастись своей, кроме рыбы. Наши рыбаки постарались наловить хорошую рыбешку.
- Ура! - закричали все. Даже немцы выбежали из мастерской, услышав наши крики.
- Што, началник, победа? - спросил столяр-немец.
- Есть и победа! Наши жмут во всю ивановскую, как говорится в народе. А главное - Всемирный праздник 1-е мая! Вам, немцы, в столовой тоже будет хороший обед.
- Обед кончился. Пошли по местам!

Я от столярки пошел в свою котельную, чтобы посмотреть, как горит эстонский сланец. Нам стали завозить его вместо угля. Давыдова, старушка за пятьдесят, среднего роста, крестьянка-псковичка. Не так давно приехали с мужем в Ленинград и успели до войны приобрести комнату.
- Как, Анна Давыдовна, горит желтый уголек?
- Горит хорошо, но черного дыма очень много. А в котел что положишь, то и выгребешь. За смену вывожу по 8-10 тачек. В помещениях от такого "угля" не жарко, не холодно! Неужели так и будем маяться с этим сланцем?
- Ничего, бабулька! Отгонят наши войны от Ленинграда немцев, привезут нам хорошего уголька-антрацита. А с антрацитом вы ведь знаете - не работа, а одно удовольствие!


Рецензии