Скамейка

Скамейка

(рассказ)

Едва я подъезжаю обычно к нашему садоводству Бия-2. Я ещё издалека ищу глазами эту самую скамейку перед въездом садоводства и заранее начинаю улыбаться или хмурить брови. В зависимости от того, что вспоминаю. Слишком много у меня их. Серьёзных и смешных. Что сразу хочется кому-нибудь рассказать. Сижу, например, на этой самой скамейке летом, в прошлом году, неподалеку расчищает площадку бульдозер, работающий на строительстве вокруг города обводной дороги. И дорога эта, как раз заканчивается возле нашей дороги. Асфальтировщики укладывают асфальт. Я одновременно радуюсь, что идёт такое строительство, и одновременно тревожусь, как бы бульдозер не снёс нашу скамейку. Успокаиваю сам себя и думаю: "Возьмёт, ненароком, зайдёт на метр чуть дальше, и скамейки нашей, как не бывало". Тем более что попытки такие уже были. Правда, не со стороны дорожников, а наоборот, кое-кого из тех, кто эксплуатирует эту дорогу.
Впрочем, всё по порядку. Расскажу об этом чуть позже. Расскажу, прежде всего, о добром, хорошем и смешном. Сижу я как-то на этой самой нашей скамейке, отдыхаю. После того, как сходил, по просьбе жены, в Боровое. Там внизу, близь нашего садоводства, пастухи ранней весной пасли стадо на лугу. Который был уже уляпан подсохшими коровьими лепёшками. Самое лучшее для нас садоводов удобрение для подкормки огурцов и помидор. Так вот, там, набрав целый мешок этих лепёшек. Взойдя на гору, сижу и отдыхаю на скамейке. Вдруг подходит ко мне (видно в гости приезжавшая в Боровое), явно городская, ярко раскрашенная, в золотых серёжках, женщина с наращенными ногтями. И сев рядом со мной, видя содержимое моего мешка, удивлённо спросила: "Что это такое?" И поправилась: "Точнее, для чего?"
Видя, что женщина в нашем деле явно ничего не понимает. Я, в свою очередь, пошутил: "Как? Вы разве не знаете? Это же трявяные лепёшки. Из них такой вкусный получается зелёный чай, что оближешь пальчики!" Притворно я закатил, как от предвкушения, глаза. "Правда?" - непритворно удивилась она. "Надо как-нибудь попробовать!" Тут я не выдержал, расхохотался. Женщина поняла, что её разыграли, обозвала меня идиотом и больше, до самого прихода автобуса, не проронила ни слова.
Разыграл я её потому, что мы, садоводы, тоже нередко разыгрываем друг друга, и смеёмся, зная, что смех лечит. И правильно, считаю, делаем. Как сказала одна из наших старых садоводов Даниловна, недалеко от нас с женой имевшая сад. "Мы в сады не только ездим выращивать урожай. Главное, ездим за здоровьем! Поработаем, поразомнём косточки, и нам легче становится". И это правда. А ещё дышим на нашей скамейке чистым воздухом с Бии. Любуемся красотой её голубой лагуны, разлившейся как море за новым мостом. И пьём с серебреного родника в Боровом сладкую как тархун, и как будто минеральную воду Есентуки, целительную родниковую воду.
От того и не можем возле домов сидеть на лавочках. Чуть свет, мчимся каждый в свой сад. Взять хотя бы нашего деда Гната. Старику восемьдесят шесть лет. В городе у него частный дом и огород, а он почти каждый день сюда ездит. Подхожу как-то к остановке, а он сидит на скамейке и спит, а автобус уже ему хвост показал на повороте. Говорю: "Дед, ты чего спишь? Автобус-то ушёл!" Дед вскочил, поморгал глазами, погрозил кулаком водителю автобуса: "Ну, погоди Ирод! Я те колёса проткну! Хоть посигналил бы!" Ездит дед сюда один - хоть в саду у него одна клубника, да крыжовник. Да, белоствольные берёзы по всему участку стоят. Водятся возле его участка на болоте лягушки, да змеи. Змей он боится, и потому, даже в летний зной, ездит в резиновых сапогах. Жена у него ещё старше, чем он, и потому давно уже не ездит в сад. Да видать уже и обихаживать не может деда. И потому, он имеет постоянно помятый вид. А в остальном, управляется сам.
Сидим мы как-то с ним на скамейке. На нём, в жару, тёплая фланелевая рубаха. Брюки, пузырями на коленях, а там, где в прошлом был замок на ширинке, одна белая по чёрному пуговица. На другом конце скамейки, рядом с нами, сидят две девицы с Борового. Косятся на дедову ширинку, из которой торчат не то конец заправленной в штаны рубахи, толи гульфик трусов. Девицы хихикают и спрашивают шепотом друг друга: "Что это у него там?" Я, услыхав их вопрос, оборачиваюсь и поясняю, шутя: "Похоже, он хрен застегнул по ошибке, вместо пуговицы". Девки хохотали до слёз до самого прихода автобуса №103, в котором мы ездим в сад и из сада.
Выходя у заветной скамейки, всегда вспоминаю ещё одного члена нашего садоводства, такого же пенсионера, как и я, Виктора Сычёва. С ним мы и соорудили эту скамейку. Предыстория этого такова. Была прежде скамейка напротив бывшего, а теперь переехавшего дальше глиняного карьера. Это на целый почти километр выше нашего садоводства. Карьер переехал, а мы продолжали с мешками и сумками ходить туда для посадки в автобус. На собрании садоводства, я нечаянно высказался в том смысле: "А не пора ли нам скамеечку и остановку перенести поближе к нашему садоводству?" Меня дружно все поддержали. Поговорить об этом поговорили, и тут же забыли. Целую неделю я ходил и смотрел, думая, что хоть кто-то займётся решением этого вопроса, но не тут-то было.  Через неделю я сам подошёл и повалил старую скамейку. Чурочки, на которых была приколочена широкая доска, давно сгнили. Перенёс я, что осталось от старой скамейки, к самому въезду в наше садоводство и стал вкапывать её на новом месте. Ещё не успел вкопать, как подошёл автобус, а водитель мне крикнул: "Ты, дед, хреновину не городи! Остановка там, у карьера. Там мы останавливаемся, и впредь будем".
Сказал и уехал. А вечером я иду на остановку, а скамейки там уже нет. Следующим рейсом водитель автобуса специально остановился, вышел из кабины, подошёл, выдернул скамейку, и забросил её в кусты. Все остальные водители этого маршрута стали останавливаться на новом месте. А этот упёрся: "Остановка там!" И ехал дальше. Старикам с мешками и с сумками, приходилось бегом бегать вслед за автобусом на старую остановку. Позвонили они, куда следует, и этого водителя вскоре убрали.
Я же, видя, что скамейка валяется в кустах, привязал за неё проволоку, поволок к своему домику, чтобы заменить сгнившие чурочки. Волоку её. А мой сосед Виктор, видя это, решил поучаствовать со мной в восстановлении скамейки. Предложил: "У меня есть чурочки для скамейки". И выкатил из ворот своего сада, толстые чурки, как раз в обхват рук. Я, взглянув на них, заметил: "Может, мы их вначале отнесём на остановку, потом остальное". Усомнившись, что, собранную полностью скамейку, мы вряд ли сможем донести. Но Виктор меня заверил: "Донесём! У меня тележка сеть". И, вынес из-за забора обычную свою маленькую тележку, на которой перевозил домой овощную сумку.
Кое-как взвалили мы на неё вновь собранную скамейку, весом примерно килограмм двести. Не провезли её на тележке и пяти метров, у неё вдруг колёса отвалились. Мы поволокли скамейку на верёвке волоком, перекуривая и еле отдышавшись, через каждые пять метров. Начинали вновь снова. А жара стоит неимоверная. Наконец мы все в поту и в мыле выдохлись совсем, остановились.
К нам подъехал наш садовод на велосипеде и предложил: "Давайте ложите ваше "чудище" на багажник". Мы с двух сторон подняли её и, придерживая, втроём кое-как довезли до места и вкопали. С тех пор она и стоит там, в тени деревьев. Мы, садоводы, на ней отдыхаем. И, поскольку уже были прецеденты, что нашу скамейку сносили. Встревожились в прошлом году, когда дорожники до нашей скамейки проложили асфальт обводной дороги и повесили светильники.
Думали, снесут нашу скамейку. Но, слава Богу, не снесли. Чуть не снесли мы её в прошлом году. Не кто-нибудь, а сами. Садоводство наше с каждым годом становится всё меньше. Многие садоводы умерли, некоторые бросают свои участки. Бросил, например, свой участок, тот же мой сосед Виктор Сычёв. В том же прошлом году, мы, оставшиеся старики не смогли весной навесить и провести провода до нашей водокачки. Обратившись за помощью в администрацию города, чтоб нам хоть прислали электриков. Но те пообещали, но ничего не сделали. Расстроенные, мы собрались на этой самой скамейке. Решили всё бросить. В том числе и напоследок сломать эту скамейку. Но, вдруг к нам подошли несколько молодых парней. Один из них спросил: "В чём дело, дедушки и бабушки?" Мы объяснили им своё бедственное положение. Тот же парень сказал: "А мы пришли к вам с просьбой. Нас десять молодых семей хотели бы, чтобы вы нам выделили десять участков. А мы вам поможем навесить электролинию". "Да ради Бога!" - воскликнули мы.
А наша престарелая председатель, еле передвигающая уже ноги, добавила: "Хорошо бы и у меня приняли все дела и возглавили бы наше садоводство". На этой же скамейке мы из парней избрали того самого парня председателем. И на следующий день работа закипела вновь. Парни сварили на входе в садоводство шлагбаум, а в другом месте на проезжей части вырыли канаву. И у нас стариков появилась надежда, что весной садоводство оживёт. Ездим теперь, проведывая свои домики и садовые участки. И ещё только подъезжая к садам, смотрим, стоит ли наша скамейка? Стоит, значит, живёт наше садоводство. Значит, и мы будем ещё жить, и работать в своих садах. Ведь работа в них - это наше здоровье! Уверены мы!

город Бийск

2014 год


Рецензии