Гильермо Мартинес, обладатель ножа
Настоящие детективы, предполагающие психологическое и интеллектуальное общение с читателем, сегодня пишет аргентинец Гильермо Мартинес. Впечатление такое, будто у него есть волшебный нож, которым он отрезает ровно столько убийства, помешательства и зла, сколько требуется для крепкого сюжета – и ни калории свыше. Подобная скрупулёзность восхищает, подобно видеозаписи, где опытный повар демонстрирует искусство быстрой и аккуратной шинковки.
Русскоязычному читателю доступны два из четырёх романов Мартинеса: «Незаметные убийства» («Лекарство от скуки», 2005) и «Долгая смерть Лусианы Б.» (Москва, Иностранка, 2010) - благодаря работе людей, следящих, чтобы мы получали сливки мировой литературы. Несмотря на вялые отзывы о фильме по первому из перечисленных романов, «Убийства в Оксфорде» (2008), хочется порекомендовать нашим интеллектуалам и его.
Помимо того, что Мартинес отличается чисто детективной изобретательностью и талантом к придумыванию свежих детективных уловок, он всегда старается насытить свои повествования человеческим элементом. Человек (мужчина) оказывается перед лицом собственной судьбы, к которой он относится то легкомысленно, то ответственно и проницательно. Убийства у Мартинеса вызваны не алчностью, а вплетены в людские судьбы с ироничным («НУ») или мистическим («Лусиана Б.») подтекстом.
Если в «НУ» ситуация кажется стандартной – специалист помогает следователю прийти к разгадке,- то в «ЛБ» яснее видна постоянная психологическая подоплёка: у Мартинеса человек одинок, государственные структуры не в состоянии ему помочь. Полиция и судопроизводство бессильны и полагаются на набор наработанных методик; их действия механичны и ошибочны, они это осознают (и не стремятся изменить существующее положение дел). Мартинес рисует это без малейшего намёка на издёвку или иронию, с усталостью человека, не верящего, что может быть иначе. Людям приходится самим решать жизненно важные для них проблемы защиты («НУ») и мести («ЛБ»). То, с какой мужественностью и решительностью персонажи Мартинеса подходят к решению проблем, вызывает уважение и делает эти книги значимыми. Даже если средства решения выходят за рамки обычной человеческой деятельности.
Собственно, это – самая главная черта произведений Мартинеса, как кажется автору; последующие замечания предполагаются в качестве постскриптума.
Например, у Мартинеса своеобразный подход к эротике. Эротика и секс у него напрямую связаны с чувствами, пусть даже непостоянными (тем не менее, даже писатель в «ЛБ» потом вспоминает свою Х.). Чувства могут не вырасти в любовь, но они действенны, ведут к переменам в человеке, часто вызывают доверие. Это также делает Мартинеса очень позитивным автором, в основе его драм лежат позитивное отношение и стремление к полнокровной жизни. Возможно, это одна из причин, почему он читается с охотой, а его сюжеты не забываются сразу по прочтению.
Персонажи Мартинеса не живут в атмосфере постоянного недоверия, почти незаметна война полов, хотя и хочется отметить, что женщины получаются более замкнутыми и менее свободными по сравнению с мужчинами – что, впрочем, их не принижает.
Всё в его книгах достойно, умно, интеллигентный читатель будет избавлен от шокирующих сцен. Больше бы таких авторов, и не только в детективном жанре.
Свидетельство о публикации №214012701545