Первый поход 10

                Первый поход ч.10.   
                Росомаха.

      Уже подходя к своему жилищу, парни заметили, что одно из хранилищ мяса кем-то разграблено. В расщелине, среди каменных плит парни из слежавшегося снега и льда сделали нору-хранилище для добытых в конце осени глухарей, куропаток и рябчиков. Так как добытую птицу хотели сохранить надолго, хранилище заложили снегом со льдом и камнями. После первого серьезного мороза толстый слой снега в хранилище смерзся так, что даже самим парням уже было сложно добраться до запасов. Зато мясо внутри хранилища и в толстой оболочке изо льда не выветривалось и было недоступно для мышей, птиц и мелких хищников.
      И все же хранилище было разграблено, вокруг валялись тушки куропаток и рябчиков с откусанными головками. Тушек глухарей не было и ветер раздувал вокруг птичьи перья. Парни быстро определили по следам, что грабителем была росомаха. Для её мощных клыков и сильных, когтистых лап проделать во льду дыру не было особой проблемы. Вряд ли она могла сожрать всех глухарей сразу и скорее всего росомаха их просто где-то перепрятала.  Мелких птиц (рябчиков и куропаток) росомаха вытаскивала из хранилища, откусывала им головы и тут же их бросала, а крупные тушки глухарей уносила прятать подальше. День заканчивался и для парней было делом чести найти и достойно наказать виновницу еще до ночи. За ночь все следы могли быть уничтожены поземкой или свежевыпавшим снегом, опять же  росомаха могла уйти слишком далеко.
       Хоть росомаха и наследила вокруг изрядно, парни все же быстро нашли выходной след. Они просто обошли своё жилище по кругу подальше и нашли выходной след. По следу было видно, что сытая росомаха не торопясь уходила искать убежище для отдыха. Но даже уверенная в своей безнаказанности росомаха все равно путала свои следы. Делала петли, выходила на почти бесснежные россыпи камней, пробиралась в путанице густого кустарника и пыталась спрятать свои следы в завалах камней и поваленных деревьев. Парни были знакомы с подобными уловками зверей. Они и не пытались разобраться в путанице следов, как говорят охотники, в крепких местах, а просто эти крепкие места (россыпи камней, заросли кустарника или завалы деревьев) также обходили вокруг и находили выходной след. Росомаха не птица, летать не умеет, зато хорошо знает местность вокруг и для своего хода выбирала тропинку поудобней для себя. Парни скорее интуитивно еще издали определяли примерные места выхода зверя из крепких мест и в сгущающихся сумерках все же его постепенно догоняли. Росомаха постепенно поднималась на вершину ближайшей сопки. Деревья становились все тоньше и ниже. Постоянные ветра и каменистая почва  не способствовали нормальному росту деревьев. Столетние деревья больше походили на молодые деревца, только с корявыми, тонкими стволами и изломанными сучьями. С древесиной, напоминающей по твердости и прочности кость.
      Скоро парни дошли до дубовой рощи, где след росомахи пропал. Среди деревьев стоял зимний дуб с засохшей листвой на ветках. У этого подвида дуба осенью листья засыхают прямо на дереве и как бы оберегают почки новых листьев от зимних холодов. Засохшие листья опадают в основном весной, когда начинают вылезать новые, молодые листочки. Поэтому этот подвид дуба и называют зимним. Росомаха хорошо лазает по деревьям и только на этом, зимнем дубе могла спрятаться среди веток и листьев. Так и оказалось. Когда парни подошли к дереву, росомаха вдруг появилась в одной из развилок веток и с грозным подвыванием полезла на дерево еще выше, чтобы затеряться среди тонких сучьев среди листвы. Росомахам не ведом страх и они лезут в драку с безрассудной храбростью, поэтому её опасаются многие, даже более крупные животные. Эта же росомаха хорошо поела за последние дни и ей было не до драки, она просто хотела скрыться от своих преследователей и хорошо выспаться. Кирс не стал дожидаться когда росомаха спрячется и метким выстрелом из лука убил её.
     Мертвый зверь упал к ногам парней и оказался не таким уж грозным и большим, как казалось всего лишь минуту назад.

                Красный волк.
     Ночью задул ветер и снежная поземка стерла все следы вчерашнего разбоя. Утром парни стали искать спрятанных росомахой глухарей, но нашли только несколько штук. Медвежонок мог бы им помочь. С его-то нюхом он нашел бы всех затерянных глухарей, но его решили не будить и смирились с потерей. Запасов мяса в других хранилищах было достаточно, а разбросанные вокруг жилища тушки глухарей могли привлечь мелких хищников. Шкурки лисиц, соболей и хорьков тоже могли пригодиться на шапки, жилетки, носки и рукавички.
    Через несколько дней две лисицы и соболюшка пришли на бесплатное угощенье и будто рассказали всем зверям в округе, что возле жилища парней можно хорошо поживиться. И зверьки со всей тайги вокруг чуть ли не табунами стали приходить в окрестности жилища. Парни построили несколько ловушек: пастей, кулем и плашек. И теперь проверяя ловушки, собирали каждый день пушной урожай.
     Кирс как-то заметил возле ловушек необычные следы зверя размером с небольшого волка. Зверь обходил ловушки, съедал приманку, но попавшихся в ловушки зверьков не трогал. Мало того этот зверь, судя по следам, ночевал каждую ночь недалеко от жилища парней, как бы охраняя подходы. Парни специально оставляли для этого зверя обглоданные косточки и скоро увидели самого зверя. Зверь походил на собаку или небольшого волка, но был рыжего цвета и имел довольно пушистый хвост почти как у лисы. Это был красный волк, довольно редкий зверь во все времена и неудивительно, что парни увидели его впервые. Почему он появился возле парней и откуда пришел, было неясно. Людей зверь почти не опасался, с рук угощение не брал, но от брошенных в его сторону кусочков мяса не отказывался. Парни единодушно решили, что красный волк может стать в будущем неплохим помощником для охоты и охраны жилища.

                Изюбриные отстойники.
        Красный волк видимо решил, что присоединился к новой стае охотников и свою полезность доказал уже на первой охоте парней. Вообще-то парни пошли просто прогуляться. В здешних краях снега выпадало немного. Погода была в основном солнечная и на южных склонах, снег стаивал моментально. Местное зверье тоже старалось обитать на южных склонах сопок. Различных зверей было просто найти и издали можно было долгое время наблюдать за повадками и поведением диких зверей, а это могло пригодиться парням в будущем.
       Парни, как обычно, шли по тропе на вершине хребта сопки вдоль реки. Обычно звери очень настороженно присматриваются к тем, кто находится ниже их по склону, например идут по льду реки или непосредственно по берегу. Зато совершенно не видят тех, кто находится по склону выше их. Конечно при условии, что те, что на верху, не будут себя выдавать нарочно посторонними звуками: скрипом снега, шорохом сухой травы или разговорами. Волк бежал рысью немного впереди парней и каждый из парней опасался, что волк разгонит всех встреченных животных. А подобные поступки могут в итоге оказаться приговором для волка. Красный волк нравился парням своей понятливостью, но оказаться голодными из-за неправильных поступков волка парни тоже не хотели.
        На склоне сопки паслись две самки местного подвида благородного оленя «изюбря». Парни увидели оленей намного раньше волка и поэтому попробовали приблизиться к оленям, чтобы посмотреть, как поведет себя в данной ситуации волк. Волк очень быстро почуял оленей и убедившись, что это действительно олени внимательно посмотрел на парней, как бы спрашивая у них совета, что делать дальше. Парни так же внимательно смотрели на волка и волк решил взять инициативу этой охоты на себя. Он спустился вниз по склону сопки и уже снизу выскочил на оленей. Олени, увидев волка, побежали вверх по склону сопки. Одна оленуха  собралась бежать по тропе на вершине хребта сопки в сторону парней, но увидев, что вторая оленуха бежит в другую сторону, резко развернулась и побежала по тропе за ней. Парни уже было собрались достойно встретить набегающую оленуху. Но увидев, что она побежала в другую сторону, мягко говоря, были слегка раздосадованы. И олени, и волк убежали куда-то дальше по тропе.
      Парни хоть и были готовы к такому развитию событий, все же были взбешены. А вокруг было утро и тишина. Солнце поднимаясь над сопками, только-только начинало пригревать, загоняя морозное дыханье ночи на северные склоны и в непроходимые заросли по берегам реки. С вершины сопки были видны вершины других сопок и далеких гор. И в этой утренней тишине все еще было слышно, как щелкали копыта убегающих оленей и повизгивание волка. Вдруг парни услышали как где-то, не особенно далеко, олени стали приглушенно «кашлять» на повизгивающего волка. Для парней эти звуки означали только одно, волк «поставил» оленей. То есть волк остановил оленей и удерживает их на одном месте. Парни не верили своим ушам, такого не могло быть. Волк мог бы поставить лося или уверенного в своих силах взрослого самца оленя, но пугливые оленухи должны были бежать от волка до бесконечности или пока волк не устанет и не отстанет. Все оказалось гораздо проще. Волк загнал оленух на отстойник и мог их там удерживать сколь угодно долго.
      Что такое олений отстойник? Это каменный выступ над пропастью, во всяком случае на сравнительно большой высоте где олени могут чувствовать себя в безопасности от хищников. Домашние кошки спасаются от собак на ближайшем дереве, а олени от волков, зверовых собак и прочих хищников спасаются на отстойниках.
      Вообще-то на Земле видов оленей очень много. Есть большие, весом в тонну и больше, есть и маленькие в полтора-два килограмма. Живут олени на всех континентах кроме Антарктиды. Олени (или оленьки) до 30 кг считаются мелкими, от 30 до 200 кг средними и весом свыше 200 кг будут уже крупными. Все виды оленей за миллионы лет эволюции хорошо приспособились к обороне от местных хищников. Одни убегают от нападающих хищников, другие активно обороняются, третьи прячутся в недоступных для хищников местах. В тропических странах многие мелкие олени прячутся в водоемах, прячась от хищников в зарослях растительности или под обрывистыми берегами. Когда поблизости нет скал, то и остальные олени по всему свету не брезгуют прятаться в воде ближайших водоемов от нападения хищников. Все олени хорошо плавают и даже умеют нырять. Кстати, рога у забравшихся в воду оленей оказываются наиболее эффективным оружием от нападений сверху. То же наблюдается и у некоторых полорогих, например у буйволов. На сухой земле одинокому буйволу отбиться от прайда львов очень сложно, зато там, где глубина позволит быть буйволу в воде по холку и глубже, львы ему не страшны… Понятно, что для крупных кошек и псовых вода чуждая стихия, а для буйволов и оленей практически родная среда. Лосей и крупные виды оленей так и так в теплое время года можно без всякой натяжки считать околоводными видами. То от гнуса в воде всё лето спасаются, то осенью переходят на питание водяной растительностью. Вот когда вода в реках и озерах замерзает, все олени сразу же становятся чисто сухопутными животными.
     Так как же защищаются олени от хищников на суше? Ну для самозащиты от тигров и крупных медведей защита только одна быстрый бег. Например, косуля тоже олень, но это (по моему) единственный вид, который для самозащиты использует только бег и изредка воду. Взрослые самцы благородных оленей, лоси (и самцы, и самки лосей) от волков и мелких медведей отбиваются рогами и копытами. Только иногда стараются спрятать свою заднюю часть тела в расщелине скал или в коряжнике чтоб исключить нападения сзади и сбоку. Все олени, говоря спортивным языком, спринтеры и через пару километров выдыхаются от бега, а волки и молодые медведи могут бегать часами, поэтому олени в драке отдыхают, так сказать. Как отдохнули так снова в бега. И так пока кому-то не повезет. Или олень убежит, или нет. Когда самцам оленей надоедает продолжающееся нападение, он забирается на высокие камни или скалы. Олень хорошо знает окружающую территорию и ему известно где находятся удобные для самозащиты камни или выходы скал подходящего размера. Так чтобы один из нападающих волков не залез к оленю на скале сзади или сбоку, и нападения можно ожидать лишь с одной стороны.
      А вот для защиты от волков, мелких медведей и прочих некрупных хищников самкам и молодняку благородных оленей,  как раз и нужны «каменные» отстойники.
      Олени высоты не боятся и могут сутками отстаиваться, дожидаться когда преследующий их хищник уйдет. Волки и медведи высоту не любят и на отстойник выйти боятся. Например, беременные самки благородных оленей могут свой наиболее сложный период провести рядом с отстойником. На отстойнике можно и от хищников защититься и гнус на отстойниках сбивает вечным сквозняком.
     Когда кто-то восхищается великими, рукотворными творениями: пирамидами в Египте, рисунками на плато Наско и прочими чудесами света, забывают, что есть нерукотворные творения, не менее древние, но созданные дикими зверями.  Одними из таких творений и являются оленьи отстойники. Сначала это были просто скалы, выступающие над скальными стенами обычно вдоль речек. Постепенно, тысячелетиями приходящие олени вытаптывали в скальном грунте удобные тропы подхода-ухода  вдоль по склону и саму площадку отстойника. В итоге получается площадка размером чуть больше приличного стола, на скале и над пропастью. Напротив отстойника тоже есть скала, которая показывает, какой примерно высоты она была изначально. Сразу понятно, что Египетские пирамиды по сравнением с самым новым оленьим отстойником построен максимум позавчера и вряд ли на прошлой неделе.
     Вот на такой отстойник волк выгнал обеих оленух и старая оленуха прикрыв своим телом молодую, громко «кашляла» отпугивая волка.
                Продолжение http://www.proza.ru/2014/03/02/1875


Рецензии