Введение. Или по стопам ибн Хальдуна

Ибн Хальдун в труде «Мукаддима» (введение в историю), анализируя причины подъема и упадка стран и народов, вводит два ключевых термина. Первый это умран – обустроенность (обжитость),  неравнозначный аналог термина «цивилизация». Второй – асабия , пересекается с Гумилевской «пассионарностью» и «доверием» Френсиса Фукуямы, буквально обозначает сплоченность и солидарность. К большому сожалению, целиком перевода этого произведения ибн Хальдуна на русский язык нет.  Для понимания логики ибн Хальдуна очень рекомендую замечательную статью Смирнова:
http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/ikh_r.htm

На основе своего опыта научной работы в области физики, давнего интереса к основаниям математики http://www.proza.ru/2013/08/05/857 ,интереса к философии http://www.proza.ru/2011/10/13/1674 и, хотя небольшого, но сильно повлиявшего на меня, опыта чтения и осмысления переводов первоисточников, у меня сформировалось некое свое понимание природы человеческой жизни, пусть, и в самых общих чертах. Тем не менее, такой взгляд на перекрестье многих направлений человеческой активности придал смысл многим непонятным до того вещам и вдохновил меня на написание серии текстов. Один из них перед вами. Смею надеяться на то, что он будет интересен определенному кругу читателей.

Цель данного текста – попытка охватить «необъятное», выделив, следуя ибн Хальдуну, несколько ключевых факторов, двигающих человеческую историю, попытаться раскрыть их глубину и взаимосвязь с природой человека.
 
В русле данного текста в многомерное поле значений термина асабия, кроме перечисленных выше значений, будут входить такие как: инициатива, предприимчивость, ответственность, творчество. Кстати, однокоренные с асабией слова обозначают повязку, связанность, нервы  и предоставляют естественную возможность обобщить разные значения термина общей идеей  психических привязанностей человека. А поле значений термина умран означает внешние проявления этих привязанностей: «связи»,  «инфраструктуру» и т.п. В области взаимодействия этих факторов - слова, характеризующие потенциал человека и общества: чуткость, сочувствие, интуиция, оригинальность, самоорганизация и многие другие, которых читатель сможет распознать сам. Их антонимы: косность, инерционность, догматизм, реакционность, зацикленность и т.п.

1. Дерево
http://www.proza.ru/2014/01/27/1899


Рецензии
Привет, любопытно как сия теория пересекается с работами Арнольд Джозеф Тойнби, в частности с его "Постижением истории"?

С уважением,

Заметки Географа   15.02.2014 20:19     Заявить о нарушении
А на этот вопрос ответил Освальд Шпенглер:)

Гималайский Кедр   15.02.2014 21:50   Заявить о нарушении
Как красиво, по восточному, ты ушел от ответа))

С уважением,

Заметки Географа   15.02.2014 22:10   Заявить о нарушении
Ибн Хальдун стал предвестником и может быть в какой-то степени основоположником многих дисциплин в их современном виде. Посмотри статью Смирнова, ссылка в тексте. Я думаю, что и Тойнби мог многое почерпнуть из работ ибн Хальдуна для своих исследований динамики цивилизаций.

Гималайский Кедр   16.02.2014 12:57   Заявить о нарушении
Спасибо, посмотрю по ссылке)

С уважением,

Заметки Географа   16.02.2014 22:05   Заявить о нарушении