Поездка в Ленинабад
Затем он пригласил меня к себе в Ленинабад - это в Таджикистане. Мне казалось, что его родной город далеко от Джамбула, но всё оказалось намного ближе, чем я это себе представлял. Я тогда жил с родителями в 1-м микрорайоне. Мы по времени где-то в районе обеда вышли на остановку «Мечникова» на ул. Коммунистической, тормознули автобус на Ташкент и вечером были в Ташкенте. Вечерний автобус на Ленинабад уже ушёл, а следующий шёл только утром. Люди тогда жили проще, сами мы тогда были молодые здоровые, нам и в голову не пришло искать гостиницу, поэтому недалеко от автовокзала переночевали на бордюре фонтана, положив под голову рюкзаки, а под рюкзаки туфли. Утром включили фонтан, это нас и разбудило. От Ташкента до Ленинабада доехали часа за 3-4.
Ленинабад находится в предгорьях Памира, это город со своей многовековой историей, только в нём, в отличие от Ташкента и Самарканда, почти не было туристов, хотя там тоже есть на что посмотреть. Он расположен на двух берегах реки Сырдарьи, на правом берегу новый город – комплекс правительственных зданий, центральная площадь, зоопарк, микрорайоны, памятники строителям коммунизма и т.д. Основная часть города (старый город) расположен на левом берегу реки. В старой части города имеется древняя крепость - в ней находилась воинская часть, базар, тюрьма, красивый парк с большими старыми деревьями различных пород, лабиринты старых улочек, в которых легко заблудится, множество чайхан, в общем - вся основная жизнь.
Описывать что такое восточный базар и какую он играет роль в жизни древнего среднеазиатского города я не стану, потому что это невозможно описать словами, а всё написанное будет слабым отражением того что есть на самом деле. Многие до меня более красочно описали это. Могу только констатировать, что в городах средней Азии базар является душой города, и ходят туда не только за покупками. В старом городе запомнилось тутовое дерево рядом с базаром, такое старое, что ствол завалился и лежит на опорной стенке из кирпича. Почти все ветки сухие и только на двух или трёх ещё зеленели листики, а рядом с ним растёт (молодое) дерево ему уже лет 200-300. Специально к дереву проложен арык, и все нижние ветки обвязаны тряпочками. По легенде Искандер Двурогий (Александр Македонский) отдыхал под этим деревом и привязал к нему свою лошадь, поэтому оно считается святым у таджиков.
Неподалеку от дерева находится минарет, который в советское время являлся памятником архитектуры какого–то там века и естественно никаких религиозных функций он в то время не выполнял, а являлся смотровой площадкой города. За плату мы поднимались наверх, и сверху открывался вид на колоритный восточный базар, с его бахчевыми развалами, снующими халато-тюбетейками, орущими ишаками т.д. И вид на старый город с его преобладающими постройками из самана, проглядывающими сквозь сады и виноградники. Особый шарм минарету придавало большое гнездо на его крыше. Говорили, что это гнездо аиста, хотя аиста я там не видел. Ещё запомнилось, что в тот год на базаре Ленинабада кто-то успел реализовать несколько фальшивых червонцев, и поэтому 10 рублёвые купюры никто не брал. Купюры по 3, 5, 25 рублей - пожалуйста, а 10-рублёвые – нет. У меня было два червонца, так я их впоследствии с трудом разменял в магазине военторга.
Показывали мне и дерево на берегу Сырдарьи, которое по легенде посадил Ходжа Насреддин. Также местной достопримечательностью считается памятник вождю мирового пролетариата на главной площади города. Вождь, выполненный из нержавейки, в левой руке сжимает кепку, а правая рука как-то неестественно опущена и согнута, как будто он бежит стометровку. Рассказывали, что изначально вождь правой рукой указывал трудящимся направление в светлое будущее, когда они дружными колоннами проходили перед ним на первомайских демонстрациях. Затем люди заметили, что вождь указывает в направлении старой тюрьмы, которая находится на другом берегу Сырдарьи, типа все там будете. И по городу пошли анекдоты по этому поводу. Развернуть вождя тоже не получалось, он тогда был бы к площади боком. Поэтому было принято решение изменить положение руки вождю и формы пальцев. В общем, Владимир Ильич получился с историей. Интересно - в Таджикистане все памятники Ленину снесли или нет? Я знаю, что в Узбекистане всеё что связано с советским периодом признанно оккупационно-колониальным и уже давно уничтожено. Я где-то читал, что даже не осталось не одного памятника Великой Отечественной войны, а в школьных программах истории 70-летнему периоду строительства коммунизма отводится всего два урока.
Но вернёмся в Ленинабад - в начало лета 1985 года. В тот год, за несколько дней до моего приезда, из зоопарка в Сырдарью удрал нильский аллигатор. Об этом случаи было оповещено местное население, с целью обезопасить детей от нападения хищника. Аллигатор хоть и был небольшого размера, но все-таки, как говорится, «от греха подальше». В тоже время было обещано вознаграждение всем, кто его поймает. Почти все подростки города высматривали в мутных водах реки бедную рептилию. Несколько раз я видел, как несколько моторных лодок устремлялось к тому месту, где на секунду показалось из воды плывущая коряга. Забегая вперёд, скажу, что пока я находился в этом городе, аллигатора так и не поймали. Говорили, что бедную рептилию давно уже поймали и содрали с него кожу, так как она стоит намного дороже, чем обещанное вознаграждение.
Марат увлекался геологией, у него была богатая коллекция камней и минералов, благо на Памире их предостаточно. Ещё я первый раз увидел, как собирают мумиё в горах. Так же, как автор Прозы Валерий Василич это описывает в «Неразгаданная тайна Востока - мумиё». Действительно - то, что называется мумие, находится под камнями в небольших количествах, и представляет собой липкую субстанцию, 70% которой состоит из мелких камешков, пыли, сухой травы. Это всё собирается, закладывается в казанок, добавляется немного воды и нагревается, но не сильно, а до температуры, когда всё тяжёлое опускается на дно, а всё лёгкое всплывает наверх. Причём всё это постоянно нужно помешивать и сверху снимать всё, что всплывает. И так до тех пор, пока не испарится вся вода. Затем аккуратно сливается сама смола, которая охлаждается. И всё - мумиё готово, в казанке остаётся только мелкие камушки и песок. Такой, описанный Василичем, способ, как растворять смолу в воде, затем профильтровав её через капроновый чулок, а затем выпаривать воду, получая тем самым чистое мумиё, видимо не был знаком моему приятелю.
Ещё мы ездили на рыбалку на Кайракумское водохранилище, которое местные называют морем. Оно так называется в честь небольшого городка Кайракум – не путать с песками Каракумы. В этом городке на ковровой фабрике работала мама Марата. Мне это запомнилось, потому что она рассказывала, что при землетрясении в Таджикистане в 1984 году она была на работе и рядом с ней упала ж/бетонная плита перекрытия. Но слава Богу, что всё обошлось, и никто не пострадал.
Рыбалка на водохранилище своеобразная – от берега метров 100 идёт мелководье, поэтому ловят на закидушки. Наживка там тоже особенная. На мелководье ползают пресноводные мидии, довольно крупные, так вот их сначала нужно насобирать, затем с помощью ножа раскрыть, и самое жёсткое – это мускул - насадить на крючки. Затем снасть забрасывают как можно дальше и вешают колокольчик. Таких закидушек мы поставили около десятка штук. Почему-то местные сазаны не предпочитают мясу мидий никакой другой наживки. Помню, они очень ловко стаскивали наживку с крючка, только зазвонит колокольчик, пока добежишь и вытащишь закидушку, а там уже ничего нет. Но к концу дня все-таки нам удалось поймать несколько рыбин на уху. На побережье Кайракумского водохранилища в то время находились пионерские лагеря и базы отдыха, недалеко от одной из них мы и рыбачили.
Ещё запомнился Ленинабад тем, что там свободно продавалось то, чего у нас в Джамбуле не продавалось вообще, а в Ташкенте продавалось втридорога из под полы. Например, дефицитные пластинки зарубежных рок-групп – так называемые «диски». Диск «Диппёрпл» стоил в Ленинабаде около 5 рублей, а в Ташкенте уже 20-25 рублей. Джинсы «Техас» индийского производства в Чкаловске стоили около 50 рублей, а в Ташкенте уже 150 рэ. Дефицитный в то время хрусталь, ковры, цветные телевизоры, магнитофоны и многое другое, чего в Джамбуле днём с огнём было не найти, было в продаже там свободно. Спустя много лет, живя в Москве, я по работе встречал людей, которые жили в Таджикистане в то время. Кто-то служил, кто-то строил гидроэлектростанции, но все говорили примерно одинаковые слова о том, что "в Таджикистане в то время был коммунизм - только мы его не заметили".
В Чкаловске запомнился район в котором преимущественно жили немцы, назывался он кажется ПФЛ – не уверен что так, но сейчас уже не вспомнить. Так там, помимо роз, возле каждого дома цвели ещё множество других цветов, которых я в Джамбуле не видел. По вечерам, когда солнце заходило за горы и спадала удушающая жара, на землю с гор спускалась долгожданная прохлада, хозяйки начинали поливать свои цветники и огороды. Многие поливали со шлангов дворы и участки тротуаров перед своими домами, как это делал мой дедушка. Все выходили на улицу – пообщаться, сходить дуг к другу в гости, где-то играла музыка. В воздухе стояли непередаваемые запахи цветов, остывающей земли. Вот таким мне запомнился Ленинабад в далёком 1985 году. Кстати, с с 1991 года Ленинабад называется снова Худжанд (как до 1936 года). Именно этот город когда-то назывался ещё Александрия Эсхата, который в захваченном Согдийском государстве на пустом месте повелел построить Александр Македонский (Искандер Двурогий). Во многих сказаниях встречается и упоминание о позднем его названии - славном Ходженте, являвшемся на протяжении веков жемчужиной Востока.
Свидетельство о публикации №214012702138
Луиза Даянова 14.04.2017 05:15 Заявить о нарушении