О совмещении бега с обучением

    Как известно, приверженцы оздоровительного бега бегают не только для поддержания здоровья, но также и для того, чтобы получить то состояние эйфории, тот жизнерадостный тонус, которые появляются только после более-менее продолжительного бега.  Естественно, это самочувствие надо заработать, приложив определенное усилие воли, чтобы продолжать бег, испытывая нередко скуку, особенно если бег длительный.  Мне не раз приходилось слышать от бегунов: бегал бы дольше, да надоедает, скучно.
   
Я хочу поделиться своим опытом, как сам процесс бега мне удалось освободить от скуки с помощью обучения иностранному языку (что, в свою очередь, явилось еще одним стимулом, побуждающим меня бегать).
   
Начав бегать на стадионе, я вскоре довел свою норму до десяти кругов.  Бегал регулярно. Но регулярность имеет свою обратную сторону: монотонность и однообразие, особенно когда число кругов я стал увеличивать.  К счастью, период увлечения бегом совпал у меня с изучением иностранного языка.  Я учился на курсах английского языка и во время пробежек проговаривал про себя фразы, которые надо было запомнить.  Заметил сразу же хорошие результаты. 
   
После окончания курсов у меня возник дерзкий замысел: овладеть во время бега англо-русским словарем в 10 тыс. слов.  Постепенно выработалась своя методика.  Лист бумаги я сгибал пополам,  на одной половине выписывал из словаря незнакомые слова, на другой – их значения.  Во время бега держал эту «шпаргалку» в руке и, бросая время от времени взгляд на нее, пытался вспомнить значения слов на невидимой половине листа.  Трудно запоминаемые слова помечал и следующую пробежку начинал с них.  Повторял и приступал к новым порциям слов.  Конечно, лучше (но не обязательно!) в это время бегать по дорожке стадиона, чтобы не отвлекала внимание дорога.  Я отнюдь не всегда бегаю медленно и с учебной нагрузкой.  Иногда «учебный» бег служит мне разминкой перед бегом в быстром темпе, иногда в одном забеге я чередую быстрый бег с «учебным».  В результате, через год я дошел до конца словаря.  Не знаю, большой это или малый срок – он индивидуален для каждого.  Но если учесть, что в течение этого года я все равно бегал бы для «тонуса», то можно сказать, что время обучения у меня оказалось даровым (за вычетом времени, затраченного на выписки из словаря).  А результат не заставил себя ждать:  знание лексики в таком объеме позволило мне читать неадаптированную литературу, почти не заглядывая в словарь.  Разумеется, это только очень эффективное начало в изучении иностранного языка, далее для удержания в памяти значения слов требуется постоянная практика чтения и перевода.  В дальнейших забегах я также периодически освежал в памяти наиболее важную, но трудно запоминаемую лексику.
   
При совмещении бега с обучением, очевидно, создаются благоприятные условия для деятельности мозга, механизмов памяти (когда активизация работы мышц, легких усиливает снабжение мозга кровью, обогащенной кислородом).  Теперь я стараюсь заполнить свои забеги разнообразной умственной работой: от заучивания наизусть любимых стихов до решения сложных житейских проблем (иногда даже продолжительность забега определяется этим).  Бег также способствует и творческой мыслительной деятельности.  Много неожиданных и оригинальных мыслей для моей научной работы появились у меня именно во время бега.

Когда молодость с изучением иностранного языка прошла, на девятом десятке лет я стал бег чередовать с быстрой ходьбой, которая также способствует умственной работе. Сейчас стал использовать скандинавские палки. При этом читаю наизусть стихи для укрепления памяти в своём пожилом возрасте, и с каждым шагом я молодею.


Рецензии