Рай сквозь все оттенки серого

Рецензия на постановку «Облако-рай» по пьесе Г. Николаева «Звездный час по местному времени» Лысьвенского театра драмы им. А.А. Савина.
Режиссер – Слава Тыщук (г. Москва)

Войницкий: Когда нет настоящей жизни,
то живут миражами. Все-таки лучше, чем ничего.
А.П. Чехов. Дядя Ваня

Вячеслав Тыщук, выпускник режиссерского факультета ГИТИС (класс М. Захарова, 2008г.) выбрал для режиссерской лаборатории в Лысьвенском театре драмы им. А.А. Савина (Пермский край) пьесу Георгия Николаева «Звездный час по местному времени», изначально созданную в качестве сценария фильма, известного как «Облако-рай» (1991). Постановка вошла в репертуар театра и была представлена 13 сентября 2013 года в рамках фестиваля спектаклей молодых режиссеров «Артмиграция».

В вялой атмосфере воскресного дня небольшого городка полусонный парень Колька пытается завязать разговор со своими земляками – старушками, вечно сидящими на лавочке возле подъезда, хорошо знакомым пьяницей Василичем (Л. Кожин), пробегающим мимо… А будет ли дождь сегодня? Но никто не отзывается. И, наконец, чтобы хоть как-то вызвать интерес к себе, Колька сообщает другу, что уезжает. Далеко. На Дальний Восток. Он и не ожидал, что своей случайной фантазией преобразует сонное царство в необратимое стихийное бедствие!

Всегда, когда спектакль имеет киноаналог, ты начинаешь сравнивать. И правда, начало постановки интонационно, ритмически совпадает с фильмом Н. Досталя. Но очень быстро забываешь о существовании фильма: водоворот событий на сцене затягивает. Успеваешь только обратить внимание – главный герой в исполнении Кирилла Имерова получается несколько старше экранного Кольки Андрея Жигалова. Что это меняет? Затянувшаяся инфантильность и нереализованность героя усиливают в нём внутреннее беспокойство, подсознательное ощущение отсутствия жизни вокруг.

С самого начала действа возникает ощущение кэрроловского «стояния» времени. Будет дождь или не будет – не важно, ничего он не изменится. Город «Облака-рая» – зона мертвых душ. Живое отличается от мертвого тем, что живое всегда может быть иным. Эти души уже не способны к изменениям. Не случайно художник-постановщик Екатерина Галактионова (С.-Петербург) усыпала сцену пшеном, имитирующим песок – жизнь героев проходит так же, как песок сквозь пальцы. В никуда. Не оставляя следов. Невозможно заметить ход времени – ничего не происходит. Даже поговорить не о чем. Здесь, по Высоцкому, «застыли маятники времени». Выразительна цветовая символика постановки. Болезненно-жёлтый цвет стен дома говорит о безумии, о зараженном или проклятом месте. Грязно-желтый цвет –  затушеванные, невостребованные человеческие силы и возможности. И песок-пшено постепенно засыпает всё. Все оттенки грязно-серого в одежде героев, как на исповеди, сообщают об унынии, бедности и обманчивости. Одеяния персонажей в то же время подчеркивают и размеры городка, и скромный ассортимент местных магазинов одежды. Мужчины выходят на улицу по-домашнему, в кальсонах и тапочках – все свои, зачем наряжаться? Скрывать нечего, все всё знают друг про друга. Выделяется ярким, пусть и в той же цветовой гамме, но, наверное, дефицитным, «прикидом» только Наташа, капризная возлюбленная Кольки (Елена Елькина). И, неожиданно даже для своего супруга, обнаруживает в своём гардеробе светлый модный туалет жена Колиного друга, Валя (С. Тихомирова).
 
Удивительно точно Вячеслав Тыщук использует музыку в оформлении спектакля. Постановку иллюстрируют композиции Томаса Ньюмана из фильма «Красота по-американски» («American beauty»).  В самом начале ироничная музыкальная тема метко акцентирует внимание на диссонансе душевного состояния героя с растительным равнодушием окружающих.  Музыка, по характеру более острая, чем действия на сцене, подчеркивает беспокойство Кольки на фоне замершего мира. Подобная тревожность из-за бесцельности существования часто заканчивается бессмысленными и порой даже опасными действиями. Разрядка «грозового облака» происходит в виде фантазии о скором отъезде, которая сначала не вызывает доверия друзей. Героя недоверие задевает и он пренебрежительно, с босяцким шиком, рассказывает целую историю. И вот тут сонную атмосферу разрывает цыганско-балканская зажигательная мелодия – друзья поверили! Поверили и неожиданно деятельно подключились к сборам в дорогу. Ещё бы – такое событие! Человек решился что-то изменить в своей жизни! В их глазах любой переезд – бегство от бесперспективности и бессмысленности. Да подобный «эмигрант» для людей такой же герой, как Юрий Гагарин. О нём и о его отъезде будут рассказывать не один год. И друзья, и соседи подключаются к сборам, уже предвкушая, что в их жизни появятся воспоминания… Третья музыкальная тема появляется, когда Коля пугается, осознав, что его легкомысленная ложь будет воплощена в жизнь. Эта тема отчаяния уже не оставляет героя до конца спектакля. Медленная, навязчивая, с неустойчивым ритмом, она как реквием отделяет незадачливого путешественника от провожающих, перемежаясь с уже знакомой зрителю цыганской кадрилью, сопровождающей «организационную лихорадку» горожан. Но люди вкладывают в отъезд Коли свои мечты – он их мессия, мираж, который поможет жить. И, отправляя его, единственного, в надежде, что хотя бы у него получится чем-то в жизни стать, найти «своё» место. Местный авторитет Филомеев (Вадим Пугачёв) скрепя сердце дарит ему свой чемодан со словами «Человек без чемодана как дерево – всю жизнь на одном месте», смиряясь со своим собственным растительным состоянием…

Николай не может противостоять «дружественному» напору людей. «Доброжелатели» деловито выносят мебель из его квартиры, вселяют нового жильца в комнату коммуналки, не дождавшись отъезда хозяина. И уже страшные желтые стены наезжают на Колю, пространство сужается, не оставляя места для него…

Одна из участниц фестиваля «Артмиграция» после просмотра «Облака» сказала про постановку: «Она такая круглая, как арбуз…» Очень ёмкое определение. Цельная, логичная концепция спектакля определила его форму – воплощение на сцене. Но самый вкус – игра актерского ансамбля, который живет на сцене как единый организм. Каждый персонаж, от образа Коли до почти безмолвных старушек, проработан до мелочей, от личной интонации в речи до походки. Ничто на сцене не происходит просто так. Например, Колин друг, наивно-восторженный Федя (Игорь Безматерных). Сидит себе на лавочке, рассуждает и набирает в руки горсть песка из под ног, как бы просто так. И, говоря «Вот был человек, и нет его», выпускает песок сквозь пальцы. Слова, подкрепленные таким движением, не проходят мимо зрителя, они мгновенно формируют эмоциональный образ.  Простовато-комический вид самого «философа» не делает фразу смешной, он только усложняет драму загнанного в угол Коли. Изначально нервозный Коля становится героем поневоле именно потому, что очень хочет быть с людьми. И, нуждаясь в общении, он не может обмануть ожиданий земляков и поэтому быстро сдаётся их напору. И мы верим Кириллу Имерову, изображающему простака, и сочувствуем ему до спазма в горле. Грустная трагикомедия, но выходишь из зала после просмотра «Облака» счастливым, благодаря времени, исполненному смысла. Вот она, метафизика, суть театра…

P.S. «Облако-рай» Славы Тыщука – действительно талантливо сделанная постановка, далеко не всеми принята в родной Лысьве. И это вполне естественно. Как люди, недавно пережившие, но ещё не прожившие измену, или развод, или смерть близких, не могут читать или смотреть произведения, затрагивающие эти темы, так может быть некомфортно, когда спектакль погружает в атмосферу, которая гнетёт день за днём. Но так или иначе, спектакль номинировать на премию "Золотая маска".

Сентябрь 2013г.

Пекарская Ирина Игоревна, выпускник аспирантуры по специальности «Социальная философия» КГУ им. Н.А. Некрасова (2009)
Сайт http://www.kamerniy-teatr.ru
e-mail: pekarska@yandex.ru



Рецензии