Эстетика повседневности

Отзыв на постановку Костромского Камерного Драматического Театра п/р Б.И.Голодницкого «Медовый месяц или Развод по-женски»
Режиссер – Станислав Голодницкий.

Как уверял Марсель Пруст, один из величайших писателей ХХ века, мы начинаем замечать эстетическое в природе и людях лишь после приобретения опыта видения прекрасного в искусстве - живописи, музыке, литературе. И тогда постановка «Медовый месяц или Развод по-женски» приобретает новый, весьма актуальный смысл – современный человек во многом утратил ощущение прекрасного в отношениях мужчины и женщины. Нас не интересуют эмоции партнера, его обиды кажутся несущественными капризами, в которых нет ни глубины, ни содержания. «Развод по-женски» не только представляет на театральной сцене женщину такой, какая она есть. Скандальной и всепрощающей, меркантильной и бескорыстной, свободолюбивой и мечтающей о семье и детях. Неидеальной. Но во всей своей взбалмошности она предстает прекрасной, как древнегреческая богиня. И эта богиня рядом, здесь, не на Олимпе или в музее. Постановка позволяет увидеть, почувствовать красоту, хрупкость и внутренние противоречия женщины наедине с собой.

Выбор пьесы неслучаен. Эстетика человеческих отношений и чувств каждого отдельного человека является центральной темой ряда постановок Станислава Голодницкого. И важный аспект современных отношений – недолюбленность, неумение сохранить связи. Текст психологической пьесы модного австрийского драматурга Габриэля Барилли, которого журнал «Космополитен» назвал «европейским ответом Вуди Аллену», изменен режиссером – подробности сокращены до минимума. А авторское название «Медовый месяц» в камерном театре приобрело весьма неоднозначное дополнение – «Развод по-женски». Сдержанные декорации, видеоинтервью, вкрапленные в ход действа, – эти приёмы уже встречались в работах постановщика, но они придают спектаклю характерный стиль документального театра.

На сцене – большой светлый куб-комната из органзы и металлоконструкций с двумя белыми лестницами по бокам. Больше – ничего. Более лаконичен только «Черный квадрат» Казимира Малевича. На вершинах лестниц – женщины, одна в черном костюме, другая в маленьком красном платье. Очень маленьком красном платье... Их вводные реплики –  декларации выводов из личного опыта отношений с мужчинами. «Если бы мы жили в лучшем из миров, я бы смогла обойтись без всех этих уловок», - демонстрируя изящную ножку в красной туфельке на огромной шпильке, заявляет дама в красном, - «Там царила бы взаимная симпатия и любовь, бескорыстие и покой. Мы  живем, к несчастью, в ином мире, и пока здесь главным остается не любовь, но война и власть, я буду играть по тем правилам, по которым играют все». Другая глубоким грудным голосом заявляет: «В нашем разводе было столько достоинства…столько достоинства… Но не всё так плохо – есть Барбара и Мануэль, они счастливы вместе уже семь лет. Барбара – мой маяк». Третья героиня с криками врывается в зал из нашего светящегося куба, как новый экспонат интерактивного музея, презентуемый на посвященной ему выставке. Это и есть Барбара, которая ушла от блудливого мужа. Маяк светил ложным светом… Прелюдия постановки «пугает» своей «феминистской» направленностью и мужчины в зале думают: «Вот это влип, дождаться бы антракта»… Но декларативная интонация незаметно меняется на совершенно неигровые диалоги героинь, искренние, реалистичные до грусти и смешные до колик.

Возвращаемся к нашим героиням. Кристина, дама в черном, как мы уже поняли, благополучно разведена и воспоминания о разводе будят в ней самые тёплые чувства. Кристи много работает, ей удалось создать успешную врачебную частную практику. Линда, роковая красотка в вызывающе маленьком платье, отличается, как сказать…прагматичным подходом к мужчинам. По её мнению важно поддерживать в мужчинах «мотивацию» и тогда они откроют вам двери в новые шикарные рестораны и отели на престижных курортах. А Барбара была скромной супругой, долгое время терпела измены мужа, и ушла, когда узнала, что встречи происходят у неё дома.

Исполнительницы ролей в этой постановке во многом открылись по-новому как актрисы. В интонациях миловидной, почти юной Екатерины Писаревой в роли Кристины появились нотки зрелой женщины, родились уверенность и сила. Героиня Писаревой – уравновешенная, самодостаточная женщина, которая уже знает, чего хочет и уже может позволить себе быть романтичной. Ярко и неожиданно расцвела Анастасия Барабанова, исполняя роль кокетки Линды. Ею был создан в некотором роде символический образ женщины. Красное платье, туфли на экстремальной шпильке, заявленная философия манипулятора красноречиво сообщают об агрессивности и эгоизме её персонажа. Но нечастые для театральной сцены миниатюрность актрисы, её громадные широко открытые глаза и юность подчеркивают действительные хрупкость и беззащитность девушки. У редкого зрителя в зале не защемит сердце от сочувствия крохотной, сильной и одновременно уязвимой Линде, хотя в некоторых сценах и хотелось бы видеть её чуть более вдумчивой. Татьяна Бондик имеет огромный сценический опыт. Барбара в её интерпретации – сильная, волевая женщина, с цельным характером, но бешеным темпераментом. Такие неоднозначные образы дают зрителю ощущение себя самого, но одновременно сегодня и в воспоминаниях, в романтической юности и в холодной, расчетливой зрелости. А в поддержку театрального действа в самые конфликтные моменты на полупрозрачную органзу транслировались блиц-интервью о любви, взятые у женщин разного возраста. Простые, безыскусные слова о жизни разряжали атмосферу конфликта, наполняя домашним теплом холодные металлоконструкции декораций.

Человек очень часто свою жизнь осознаёт как «потерянное время», бесплодное и невыразительное времяпровождение. Постановка свидетельствует, что ваша жизнь - самая настоящая Реальность. «Медовый месяц или Развод по-женски» сначала шокирует нетеатральностью, невыдуманностью сюжета. И пусть реализм постановки понравится далеко не всем. Но здесь, на этом спектакле, зритель видит - его собственная жизнь, все её события, правдиво и одновременно с юмором отраженные искусством, тоже представляют определенную эстетическую ценность. И лишь ценя каждый свой день можно стать намного счастливее. Этого желает вам наш театр – будьте счастливы, господа, будьте счастливы...

Ирина Пекарская,
Костромской камерный драматический театр п/р Б.И. Голодницкого

05.06.2013

Пекарская Ирина Игоревна pekarska@yandex.ru
Ведущая сайта www.kamerniy-teatr.ru Костромского камерного драматического театра п/р Б.И. Голодницкого
Закончила исторический факультет КГУ им. Н.А. Некрасова (2000г) и аспирантуру по специальности «Социальная философия» (2009 г.)


Рецензии
Стиль изложения...хорош.
Всё нравится мне, как бывшему ЗАВПОСТУ в театре...

Виталий Нейман   06.07.2020 14:21     Заявить о нарушении
Спасибо большое! Давно уже писала, столько воды утекло с тех пор!

Ирина Пекарская   06.07.2020 17:26   Заявить о нарушении