Как договариваться с любимыми...

Комедия «Лгунья», режиссер – Ольга Голодницкая. Костромской камерный драматический театр п/р Б.И. Голодницкого
С любовью к Ольге Голодницкой

Невозможно не поговорить о последней премьере ушедшего театрального сезона. Всего их, премьер, было четыре: печальная «Сильвия», эксцентрическая мистификация «Призраки», реалистическая трагикомедия «Медовый месяц или Развод по-женски». И вот, классическая комедия положений – «Лгунья».
Честно скажу, никогда не любила комедии положений. В театре ищу глубину и смысл. И, ожидая премьеры «Лгуньи» по пьесе водевильного плана Маргарет Мэйо и Мориса Эннекена, ничего исключительного не ждала. Впрочем, с репетиций раздавалась очень даже неплохая музыка, а вскоре сцена нарядилась в шёлк и атлас.

Премьера «Лгуньи» в постановке главного режиссера театра Ольги Голодницкой ворвалась на сцену Камерного драматического театра розовым фейерверком. Ярко-розовые декорации в русле эстетики домика Барби, элегантные и, в то же время, забавные костюмы в тон интерьеру сразу же создают атмосферу праздника в зале. Арии из оперетт Имре Кальмана и зажигательные фуэте главной героини под бешеный ритм «Чардаша» Витторио Монти в первые пятнадцать минут представления заставляют забыть про обыденную жизнь за пределами театра. Дальнейшую динамику спектаклю задаёт композиция в цыганско-балканских ритмах Горана Бреговича, автора музыки к ряду фильмов Эмира Кустурицы.

Как в каком-нибудь быстром танце, постановка насыщена событиями и движением. Герои «Лгуньи», начиная с главной обманщицы Кэтти и заканчивая чудаковатой посыльной от прачки,  беспокойные и деятельные люди, из категории тех, кто сначала делает, а потом думает. Актеры прорабатывали роли самостоятельно, порой наполняя образы своим содержанием и действием. Режиссер, мудро поставив только общие задачи, дала исполнителям импровизационную свободу в стиле комедии dell’arte. Жизнь здесь бьёт ключом и нет ни одного персонажа, который бы не запомнился!

На гламурно оформленную сцену в красивом жемчужно-белом костюме…с воплями вылетает Вильям - Станислав Голодницкий. «Лгунья, лгунья! Она опять мне солгала!» Интонация и не предполагает диалог, наш «обманутый муж» мелочи воспринимает по-детски, сквозь увеличительную призму обиды. Затем появляется та самая лгунья – прекрасная Кэтти. Роль Кэтти стала дебютной в Театре Бориса Голодницкого для выпускницы питерской Академии театрального искусства Ольги Волобуевой. Девушка и сама по себе очаровательна, но в великолепном домашнем платье из летящего гофрированного шёлка с рукавами, напоминающими крылья бабочки, она производит очень яркое впечатление. Кэтти – романтическая легкомысленная барышня, но у неё есть недостаток: соврать ей проще, чем сказать правду. И, вместо того, чтобы просто рассказать любимому супругу Вильяму о завтраке с другом семьи в ресторане, начинает уверять, что никакого завтрака и не было. А поскольку она врёт, как дышит, остановиться уже не в силах и втягивает в свои фантазии и друзей. Вильям доведен до крайности её ветреностью, и, сходя с ума от ревности, уходит из дома. Кэтти повела себя в начале странно – обрадовалась, что любимый муж ушёл. Возможно, не осознает серьезности его решения? Но на людях она печалится, а наедине – танцует, как мотылёк в солнечный день. Странно это, но ведь красиво...

Трогательный монолог Вильяма перед отъездом несколько меняет основную интонацию комедии. Очень выразительно, искренне, с нотой трагедии герой С. Голодницкого жалуется, что его супруга не любит детей и не хочет их иметь. Небольшой эпизод, но то ли в силу драматического таланта артиста, то ли важности темы, берут за душу рассуждения о маленьких детских ручках и необходимости иметь малышей в доме.

Яркий характерный образ в духе упомянутой комедии масок создала Наталья Трынова. Её Мэджи – стилизованный анекдотический образ подруги, которая всегда с живостью отзывается на просьбу помочь. Но, благодаря любви к авантюре, любое действие этой особы носит характер рискованного предприятия.  «Респектабельная» Мэджи даст привычной, но романтичной лгунье Кэтти в мастерстве лжи сто очков вперед. Впрочем, обе дамы ловко манипулируют безвольным мужем Мэджи – Джимми (Д. Пивоваров).

Ложь от безделья и сентиментальная мечта о детях, да ещё  жгучий темперамент всех участников привели к невероятным событиям с несостоявшимся усыновлением целой кучи младенцев. Сопереживая героям, зритель невольно задумывается о ценности отношений с близкими и о том, как порой трудно договориться именно с любимым человеком. И как могут объединить любящих людей маленькие детские ручки. Но талантливо поставленная комедия, толкнув вас на размышления, так же легко возвращает в водоворот юмора и эксцентрики.

Спектакль получился озорным и очень актерским. Исполнители даже самых маленьких ролей самовыразились через элементы актерского этюда. Яркие декорации и костюмы, азарт в игре артистов, музыка, юмор и глубина постановки втягивают зрителя в действо, как фейерверк, который смотришь открыв рот и забыв о времени… Даже если этот зритель не любит ни фейерверки, ни комедии, а ищет «глубину и смысл».

07.07.2013

Ирина Пекарская,
ведущая сайта http://www.kamerniy-teatr.ru
e-mail: kamerniy-teatr98@yandex.ru
Костромской камерный драматический театр п/р Б.И. Голодницкого


Рецензии