Карлсон в синей ретуши

21 и 22 декабря в Камерном театре под руководством Б.И. Голодницкого состоялись премьерные показы лирической сказки Софьи Прокофьевой и Маргариты Микаэлян «Малыш и Карлсон» по мотивам знаменитой повести Астрид Линдгрен (режиссёр-постановщик – Станислав Голодницкий).

 Прозвенел третий звонок. В зале наступает абсолютная темнота, выхватывающая зрителей из привычной реальности. И синеватый туман, осветивший сцену, увел нас в другой мир, мир сказки для детей и взрослых.

Еще до начала спектакля обращает на себя внимание необычный для детской постановки элегантный серо-голубой цвет декораций. Стены гостиной семьи Свантесон, горящие свечи в витиеватых канделябрах и другие детали интерьера нарисованы на холстах, натянутых на металлические рамы. Гостиная легко превращается в образ черепичных крыш Стокгольма – конструкции-рамы оказываются двухсторонними, как карты. Такой приём художник-сценограф Борис Голодницкий уже использовал в своих постановках (например, «Святая Сусанна или Школа мастеров»), но здесь трогает ручная работа и изящество рисунка. Кроме того, всё происходящее на сцене на фоне голубых декораций как бы отретушировано синеватой подсветкой софитов. И эта ретушь добавляет веселой сказке оттенок меланхолии, так как и медно-рыжие волосы Карлсона теряют свою клоунскую яркость.

Трилогия о любимом всеми озорнике создавалась с 1955 по 1968 год. Возможно, время рождения сказки оказалось немаловажным для создателей костромской постановки. Дело в том, что для каждого выхода-вылета Карлсона на сцену подобрана своя песня, и все эти песни относятся именно ко второй половине 50х-первой половине 60х годов. Любимца всех малышей сопровождают недетские композиции в исполнении великой Эдит Пиаф,  «короля рок-н-ролла» Элвиса Пресли, «маэстро джаза» Луи Армстронга и «крёстного отца соула» Джеймса Брауна. Впрочем, фоном также звучат современные инструментальные мелодии, например, Ханса Циммера.

Первый монолог Малыша в исполнении Дмитрия Пивоварова получился очень трогательным. Ведь почти каждый мечтал или мечтает о собаке, а Малыш говорит об этом так просто, душевно, задавая интонацию всему спектаклю, чем берёт зал сразу же, с первых фраз.

Александр Малышев-Карлсон вбегает в зал, демонстрируя прозрачный пропеллер, накрепко вмонтированный в роскошный клетчатый комбинезон. Удивительно, что театр Голодницкого раньше не ввёл историю Линдгрен в репертуар: артист А. Малышев - Карлсон прирождённый. Чувствуется, что исполнитель получает искреннее удовольствие, находясь в этом образе. Каждый его выход – это мини-спектакль под музыку вышеназванных великих музыкантов. Жаль только, что пропеллер совсем не вращается…

В премьерной сказке задействовано много новых артистов театра: роль мамы Малыша сыграла изящная Виктория Маркина, Пелле, друга сестры Малыша – юный Валерий Бахтдавлатов, фрекен Бок – колоритная Екатерина Агапова. А для Эдгара Салояна роль вора Рулле – первая на сцене театра Голодницкого. Из «старой гвардии» – давно любимые поклонниками Театра Голодницкого Анастасия Барабанова (в образе похожей на куклу Мальвину Бетан) и Олег Романов (вор Рулле).

Не смотря на внешнюю «недетскость», «Карлсон» Станислава Голодницкого вызвал яркие эмоции у всех в зале. Ребята в голос поддерживали Малыша и возмущались поступками «домомучительницы» фрекен Бок. Зрители отметили своеобразную эстетику спектакля, высокий музыкальный и художественный вкус постановщиков. В книге отзывов театра оставлены пожелания, чтобы таких спектаклей для детей было больше.

Карлсон прилетел в Кострому и поселился на крыше Камерного драматического театра. Похоже, надолго.

Ирина Пекарская,
заведующая литературной частью
Костромского камерного драматического театра п/р Б.И. Голодницкого


Рецензии