Знакомство с достопримечательностями города. Запис

               

               

Приехав  в новое место, я всегда хочу ощутить, как говорится,  его “пульс”. Поэтому и в Пятигорске в свободное от процедур время я путешествовала по городу, который мне очень понравился  и, прежде всего, тем, что у него богатая история. В нём много памятников архитектуры, здесь на водах лечились многие известные в России и во всём мире писатели, поэты и музыканты, а также офицеры и генералы царской армии. Во всём мире Пятигорск известен обилием минеральных источников. На небольшой площади здесь выявлено пять типов минеральных вод: углекисло-сероводородные термальные воды, пятигорские нарзаны, воды ессентукского типа, радоновые воды и углекисло-азотные термальные углекислые воды малой минерализации.

Благодаря этому разнообразию минеральных вод, а также лечебной грязи Тамбуканского озера в санаториях Пятигорска отдыхающие успешно лечат многие хронические заболевания. Самыми популярными питьевыми источниками города являются Лермонтовские N1 и N2, холодный и теплый нарзаны, Теплосерный, Красноармейские и соляно-щелочные N14 и N17. Гуляя по городу, я выпила стакан минеральной воды из источника N1, которая отпускалась бесплатно всем желающим. Вода же из источника N24, которую назначали пациентам “Пятигорья”, была бесплатной только для отдыхающих в этом санатории.

Помимо своей уникальности, обусловленной  большим количеством минеральных источников, Пятигорск хорош ещё и тем, что в нём курортная зона отделена от остального города. Поэтому здесь прекрасный воздух, здесь легко дышится. Из транспорта экологию “отравляют” лишь необходимый как отдыхающим, так и персоналу санаториев исправно работающий городской маршрут микроавтобуса N1, такси и немногочисленные частные машины.
 
Если из санатория “Пятигорье” по ступенькам, мимо нашей питьевой галереи подняться на бульвар Гагарина и повернуть налево, то можно увидеть многоэтажный корпус санатория “Родник”, куда мы с моей новой знакомой Галей неоднократно ходили пить минеральную воду “Славяновская”. Правда, вода здесь привозная, но Галя как врач уверяла меня, что она легче воспринимается желудком, чем предписанная нам вода с большим содержанием натрия.
 
На бульваре Гагарина расположено также здание Пироговских ванн. Оно привлекло моё внимание тем, что вход в лечебницу украшала мемориальная доска с барельефным портретом Пирогова. Оказалось, что на этом месте в сороковые годы XIX века находился деревянный барачный солдатский госпиталь, в котором великий русский хирург Пирогов демонстрировал врачам Кавказского корпуса методику применения эфирного наркоза для обезболивания при операциях в полевых условиях.
 
Услышав о народных ваннах, я решила посмотреть на этот феномен. Зрелище ванн было ошеломляющим. Я направилась туда уже под вечер, когда стало прохладно, и поэтому  была в куртке, шапочке и даже перчатках. Каково же было моё удивление, когда моему взору открылась совершенно невероятная картина: в узком жёлобе, по которому бурным потоком бежала горячая минеральная вода из здания Пироговских ванн, в купальниках или плавках лежали или сидели люди всех возрастов, по всей видимости, местные жители. Некоторые мужчины, пролежавшие в воде достаточно долго, были красными, как варёные раки. Я даже спросила одного из них, не боится ли он так много времени принимать эти весьма агрессивные ванны. Нас в санатории даже предупреждали об опасности бесконтрольного самолечения. Но люди были уверены только в пользе приёма процедуры на воздухе, а о вредных последствиях никто не думал.

В свой следующий поход по городу я посетила две выставки-продажи картин, на которых продавались  картины в основном  пятигорских художников.  Первая - “Палас” - находилась на улице Гагарина,  а вторая,  возле которой установлена бронзовая скульптура персонажа книги Ильфа и Петрова “Двенадцать стульев” Кисы Воробьянинова, -  в парке “Цветник”.  Здесь я увидела картины, настолько похожие на известные картины Марка Шагала, что даже засомневалась, не его ли кисти принадлежат эти работы. Но оказалось, что всё это произведения местных мастеров. Мне очень хотелось увидеть картину с изображением густой летней зелени, всегда радующей мою душу, особенно в тягостные минуты жизни, но такую я не увидела. На всех картинах было что-то осеннее, увядающее, хотя и исполненное профессионально. К сожалению, в Пятигорске ещё нет художественной галереи.

В очень зелёном и красивом районе города “Цветник” я увидела также удивительное по своей архитектуре здание Ермоловских ванн. В описании достопримечательностей Пятигорска я прочитала, что первоначально это здание было сооружено из сосновых брусьев на каменном фундаменте в форме креста. Среди первых посетителей ванн в 1820 году были семья генерала Раевского, Пушкин, Глинка и другие знаменитые люди того времени.  Ванны прослужили людям более полувека и были закрыты “по ветхости”. Здание новых Ермоловских ванн построено из кирпича, а его фасад украшен разнообразными декоративными деталями, искусно выполненными с помощью рельефной кладки из кирпичей разного цвета.

Когда на одном из зданий я увидела памятную доску с надписью: “Комплекс Пушкинских (Верхних) ванн, 1900-1901 г.г., архитектор Клепинин А.Н.”, - я очень удивилась, какое отношение это здание может иметь к Пушкину, если оно построено в 1901 году? Всё оказалось очень просто. На месте этой старинной лечебницы когда-то находилась усадьба двоюродной бабушки Лермонтова Е.А. Хастатовой. В 1825 году, когда поэту было десять лет, он жил здесь со своей бабушкой Е.А. Арсеньевой. Со временем усадьба пришла в ветхое состояние, и на её месте началось строительство двух ванных корпусов – Малого (женского), законченного в 1900 году, и Большого (мужского),  построенного на год позже.  А с 1924 года, когда отмечалось 125-летие со дня рождения Пушкина, эта лечебница  носит название Верхние и Нижние Пушкинские ванны.
 
В Пятигорске много замечательных скверов, парков, зданий, памятников и фонтанов, но, зайдя в какой-нибудь дворик, можно увидеть и совсем неказистые, обветшалые строения. Но даже в таких двориках можно приметить частные автомобили, хотя и не самых шикарных марок.
 
Очень красиво выглядит здание театра оперетты, украшенное керамикой. Правда, один из отдыхающих, побывав там со своей дамой, резко отрицательно высказался о спектакле, который, вместо ожидаемой классической оперетты, оказался, по их мнению, постановкой, изуродованной современной интерпретацией столичного режиссёра.  Друзья ушли из театра, так и не досмотрев спектакль до конца.

На одном из небольших домов старинной застройки я увидела мемориальную доску с надписью, что в этом доме, принадлежавшем штаб-лекарю пятигорского военного госпиталя И.Е. Дроздову, в 1853 г. бывал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, когда он во время службы юнкером на Кавказе приезжал на лечение в Пятигорск. Надпись почти стёрлась, и я подумала, что администрации города следовало бы её восстановить.

Моё восхищение в парке “Цветник” вызвала Лермонтовская галерея, собранная из металла и разноцветного мозаичного стекла. Мне очень нравятся витражи, поэтому архитектура галереи с её четырьмя остроконечными башенками произвела на меня большое впечатление. Рядом с галереей находятся Лермонтовские ванны.  Их одноэтажное здание с высоко расположенными окнами построено в строгом стиле, без каких-либо излишеств, что свойственно всем проектам архитекторов братьев Бернардацци.  На здании укреплена памятная доска, на которой указано, что в этом здании в 1837 году принимал ванны великий русский поэт М.Ю. Лермонтов. В настоящее время внутренняя планировка здания изменилась, однако его внешний вид остался прежним. Как лечебное учреждение Лермонтовские ванны в настоящее время не используются, но они остаются памятником истории и архитектуры города.

Меня заинтриговало название известного в Пятигорске места, которое называется  Эолова арфа. Оказалось, что это каменная беседка, расположенная на одном из отрогов горы Горячей, в Емануелевском парке. Название беседки связано с именем бога ветров Эола. Сейчас уже не звучат волшебные струны некогда установленной здесь арфы. Но название беседки, архитектором которой был один из братьев Бернардацци, сохранилось. С площадки перед Эоловой арфой передо мной открылась величественная панорама Пятигорска. Здесь я предложила свои услуги молодой паре с детьми, потому что, фотографируя друг друга, они стояли спиной к солнцу, и поскольку их лица были в тени, то  их фотографии получились бы некачественными. Я была вознаграждена благодарными улыбками взрослых и их малышей.

Главной достопримечательностью и символом города был и остаётся Машук, который, как и остальные шестнадцать гор района Кавминвод, образовался в результате вулканической деятельности, при которой магма смогла лишь приподнять землю, так и не создав действующие вулканы. В образовании Машука немаловажную роль сыграли и минеральные источники, берущие начало в её недрах. Вода, выходившая на поверхность, испарялась под действием солнечных лучей, оставляя соль, которая пропитывала траву и листья, постепенно превращая их в твёрдую породу. Высота Машука небольшая и составляет 993, 7 метра. Гору, которая издалека кажется имеющей форму сферического сегмента, можно видеть буквально отовсюду, но особенно красиво она выглядит, если на неё смотреть с площадки возле Эоловой арфы и с моста через реку Подкумок.

В одну из суббот я поднялась на Машук по канатной дороге, протяжённость которой составляет 964 метра, а вниз с горы спустилась пешком по автомобильной дороге, пройдя путь в десять километров, который убедил меня в том, что и подъём на эту гору пешком я сумею одолеть. Поэтому уже на следующий день, в воскресенье, я снова отправилась в путешествие.  Дошла до романтического места, которое называется Ворота Любви.  Это сооружение выложено из камня и имеет форму ворот. С давних пор существует поверье, что если влюблённые пройдут под ними, то обязательно поженятся и будут жить счастливо.
 
Миновав  Ворота Любви, я начала восхождение. Шла я на удивление медленно, хотя подъём не был крутым, зато я твёрдо знала, что до вершины дойду обязательно. Навстречу мне, спускаясь с горы, шла немолодая уже парочка. Пожилой мужчина ехидно спросил: “Вы со вчерашнего дня поднимаетесь?” “С позавчерашнего”, - так же недружелюбно ответила я. Восхождение заняло у меня около двух часов. На самой вершине расположена телерадиовещательная вышка и смотровая площадка, с которой открывался замечательный вид на город и величавый седой двуглавый Эльбрус. Здесь я сделала несколько красивых снимков. Вечером телерадиовещательная вышка подсвечена и своим видом радует горожан и отдыхающих города-курорта.

Возвращаться в санаторий тем же длинным путём во второй раз мне было уже неинтересно, и я попыталась узнать, нет ли где-нибудь более крутых спусков. Они, конечно, где-то были, но находившиеся на вершине туристы поспешили заверить меня, что с этих тропинок я полечу вниз кубарем.  О короткой дороге мне нужно было узнать заранее, поэтому я не стала рисковать и решила идти назад уже хорошо знакомым мне маршрутом.
 
Моей следующей целью было увидеть место дуэли Лермонтова и обойти вокруг горы Машук. Своё путешествие я начала, направившись  в сторону санатория имени Кирова мимо знаменитого Большого Провала, на площадке перед которым расположено множество ларьков, где торгуют магнитиками с изображением видов Пятигорска и другими курортными товарами и сувенирами.

Ещё раньше я уже побывала в самом Провале, который  представляет собой подземную пещеру с рухнувшим потолком, что произошло в результате растворения известняков минеральными водами. После обвала образовалась карстовая воронка с гротом и озером минеральной воды внутри. Вода в озере имеет сине-зелёный цвет, что связано с нахождением в ней серы, особых бактерий и отчасти вызвано отсветом небосклона, поскольку в пещеру через проём вверху проникает солнечный свет.  В настоящее время уровень воды в озере несколько снизился. Из озера вытекает подземный поток, в котором при его выходе на поверхность все желающие принимают оздоровительные ванны. В пещере чувствуется запах сероводорода, которым насыщена озёрная вода, имеющая температуру около сорока градусов Цельсия. В специальной нише грота Провала установлена икона Великомученика и Целителя Пантелеймона.

Поскольку в путь вдоль подножия Машука я отправилась после завтрака, когда было ещё совсем нежарко, то идти мне было легко. Спустя примерно час я подошла к месту дуэли Лермонтова.  Здесь установлен высокий обелиск из кисловодского песчаника работы скульптора Микешина. Вокруг обелиска - квадратная ограда в виде пуль из бетона,  соединённых цепями и с бетонными фигурами грифов по углам. Рядом установлен памятный камень “Место дуэли М.Ю. Лермонтова”,  мемориал о состоявшемся у подножия горы Машук поединке, который привел к гибели великого русского поэта.

Меня неудержимо тянуло также посмотреть на речку Подкумок, крупнейший правый приток Кумы. Я собиралась добраться до неё пешком и поэтому спросила дорогу к реке у охранника санатория. Он ответил, что нужно выйти за ворота санатория и пойти вдоль забора, а потом спуститься вниз по тропинке. Сначала давно нехоженая тропинка всё же просматривалась, а потом началась “дикая” территория. Я шла через какие-то свалки, перешагивала через упавшие деревья, сухие ветки и колдобины, обходила большие валуны, попадавшиеся мне на пути. Я уже начала подозревать, что снова попала в какую-то историю, и подбадривала себя тем, что заблудиться здесь невозможно, так как есть только два пути: вниз и вверх. Наконец, я оказалась у подножия горы и вскоре увидела одноэтажное  строение. Я облегчённо вздохнула, но тут же поняла, что до реки вряд ли успею дойти до обеда, и повернула назад. Позже я все же добралась до Подкумка, но не пешком, а на двух видах общественного транспорта.
 
Река Подкумок имеет длину 160 километров и берёт начало в Карачаево-Черкессии. Характер её течения  горный, так как она пересекает горный район Пятигорья. В черте города река протекает на протяжении восьми километров, принимая здесь притоки Этоку и Юцу. Подкумок питает водой озеро Новопятигорское и искусственное озеро в городском парке культуры и отдыха.  Я задавалась вопросом, почему меня так тянуло увидеть эту реку, а потом вспомнила, что с ней связано имя Лермонтова. “Давным-давно, у чистых вод,  где  по  кремням  Подкумок мчится...”, “Подкумок ... ревел глухо и однообразно” - это же строки великого поэта!

Моё знакомство с Пятигорском состоялось, но это было только началом. Ещё столько памятных мест я не успела осмотреть, в стольких парках и красивых местах не успела побывать! Вот бы ещё один раз приехать в этот чудесный город!

Недавно, находясь далеко от России, я узнала из интернета, что 27 декабря 2013 года в Пятигорске произошёл взрыв, в результате которого погибли три человека. ЧП произошло рядом с Черкесским шоссе, на парковке возле мебельного магазина, расположенной напротив отдела ГИБДД, в результате срабатывания взрывного устройства, установленного на припаркованном автомобиле “ВАЗ”.  Это известие в очередной раз, когда я узнаю о подобных трагедиях, повергло меня в шоковое состояние.
 
Доколе это безумие будет продолжаться?


Рецензии

Про Пятигорск интересно.
Я было хотел там осмотреть краеведческий музей из-за событий гражданской войны, но посмотрев ролики музея, от затеи отказался.
Всех благ. С уважением и интересом, Александр

Александр Сергеевич Трофимов   07.06.2023 16:28     Заявить о нарушении
Небольшая неточность.
Эолова арфа находится на отроге горы Машук под названием гора Горячая.
Удалите это моё замечание.

Александр Сергеевич Трофимов   07.06.2023 16:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.