Русская идея 2 Пророчество В. Соловьёва

                ПРОРОЧЕСТВО ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЁВА
  Великий русский философ Владимир Сергеевич Соловьёв говорил, что существуют три силы: Первая стремится подчинить человечество верховному началу и соединить многое в единое; противостоящая ей сила – сила разъединения и наконец, уравнивающая первые две, сила равновесия. Иначе это можно представить как два эволюционных турбулента: один восходящий от материального к идеальному; другой нисходящий от идеального к материальному. Как известно, крайности не могут представлять истину,  которая находится в диалектической середине, а задача человека как раз и заключается в том, чтобы найти эту истину, а с ней и смысл собственного существования на земле и более того, цель собственной жизненной деятельности, то, ради чего необходимо тратить свои усилия. Итак, смысл жизни в познании этой третьей силы равновесия. Что касается цели, то об этом древние философы говорили так: «Смысл жизни – в самой жизни, а Цель жизни – за пределами жизни». К этой цели мы ещё вернёмся, пока же главная задача - обрести равновесие.
  В мире, вы настоящее время, «западный образ мышления ориентирован на силу разъединения и индивидуализации. Западная цивилизация выработала частные формы и внешний материал жизни, но внутреннего содержания самой жизни не дала человечеству, обособив отдельные  элементы, она довела их до крайней степени развития, какая только возможна в их отдельности от живого духа, и всё это богатство является мёртвым результатом, этим ничтожеством.  Если должна выступить новая историческая сила, то задача этой силы будет уже не в том, чтобы вырабатывать отдельные элементы жизни и знания, созидать новые культурные формы, а в том, чтобы оживить, одухотворить враждебные, мёртвые в своей вражде элементы высшим примирительным началом…». Так писал Владимир Соловьёв в своей знаменитой работе «Три силы» в 1877г.
  Западу противостоит исламский мир, ориентированный на подавление личной деятельности и подчинении сознания ортодоксальным религиозным догматам, что должно способствовать единению с высшим началом. В глобальном понимании единства всех действующих в природе сил, нарушение равновесия, в распределении этих сил сопровождаемое агрессивной политической пропагандой западного образа жизни может быть встречена только пропорционально агрессивной противодействующей реакцией. Это в частности выражается  в формах деятельного антигуманизма  исламских фундаменталистов.  Идеям противостоят идеи, а силе сила.
  Закон, который на востоке называю кармическим, гласит, что любое действие влечёт за собою следствие, которое является причиной следующего действия и следствия. Вся человеческая деятельность выражается в сумме этих следствий. Гегель сформулировал, что накопление изменяющихся признаков доведённых до критической массы обязательно влечёт за собой неконтролируемый скачёк, результатом которого является появление нового эволюционного уровня. Эта формула применима ко всем без исключения вещам. Всё, что мы ни делаем, неизбежно ведёт к радикальному изменению человечества, форм его жизнедеятельности в будущем. Самые животрепещущие вопросы – не приведёт ли  нас нынешний путь к глобальной катастрофе и есть ли пути разрешения настоящих и грядущих противоречий между народами, религиозными конфессиями, цивилизационными жизненными принципами, образом существования. Что поможет обрести третью силу – силу равновесия?
  Тот, кто не равнодушен к собственному будущему и будущему своих детей, конечно, сможет получить ответы на эти вопросы в философском наследии мыслителей и учителей древности, но он есть и у Владимира Соловьёва дожившего до начала 20 века, по историческим меркам очень близкому к нам времени. В настоящее время основной причиной брожения народных масс является социальное неравенство, обострившееся до предела в период мирового финансового кризиса. Информационная доступность многих ранее закрытых областей жизни открыла гигантскую пропасть между представителями разных слоёв общества. Однако путь социальных преобразований в конечном итоге не приведёт  к удовлетворяющему всех результату: «…смешно было бы видеть в социализме какое-то великое откровение, долженствующее обновить человечество. Если, в самом деле, предположить даже полное осуществление социалистической задачи, когда человечество равномерно будет пользоваться материальными  благами и удобствами цивилизованной жизни, с тем большею силою станет перед ними тот же вопрос о положительном содержании этой жизни, о насущной цели человеческой деятельности, а на этот вопрос социализм, как и всё западное развитие, не даёт ответа». И ещё: «…вслед за победой третьего сословия (буржуазии) выступило враждебное ему четвёртое, так и представляющая победа этого последнего вызовет, наверное, пятое, то есть новый пролетариат, и т.д.».
  Как видим, встаёт вопрос о порочности самого человеческого сознания. Очевидно и то, что ответ заключается в самом вопросе. До тех пор, пока существует потребительское отношение в жизни ко всему, человек никогда не удовольствуется любым полученным результатом, останется неудовлетворённым. Возникает неразрешимая проблема, ведущая к остановке в развитии, неизбежным войнам за территории и сырьевые ресурсы в глобальном масштабе. Следствием может быть регресс, деградация, одичание, потеря всех собственных научных и культурных достижений. Такой сценарий рассматривается многими мировыми аналитиками. Где же выход? Единственным возможным решением будет лишь изменение самого человека. Личное эгоистическое отношение к природе и живым существам, которых мы в глупом преступном тщеславии обделили правами на разумность необходимо искоренять. Это прописная истина для тех, кто осознаёт себя частицей мироздания, где абсолютно всё взаимосвязано, где малая пылинка может быть столь же важна, как и огромное образование. Верить в собственное превосходство, это слабоумная блажь самоубийц ослеплённых жаждой наживы, верящих в могущество науки, которая должна обеспечить прогресс,  и которая слишком близорука, для того, чтобы открыть полную картину мира.
  Современная наука упорно придерживается теории линейного принципа развития человечества и верит, что познание гарантирует бесконечное развитие. Между тем, сам метод  научного познания, заключающийся в бесконечном расчленении любых объектов на составляющие, не открывает природы вещей, которые следует воспринимать как целостные системы. Электроны, протоны и нейтроны соединяясь в атомы, проявляют радикально новые качества в новом образовании. Так и любой орган человека не может сохранять свои функции отдельно от всего организма. Многие законы природы констатируются в своём существовании без объяснения причин действия этих законов. Здравому рассудку очевидна неудовлетворительность научных постулатов представляющих следствия неизвестных причин. Обратимся вновь к цитате: «…истинное построение науки возможно только в её тесном внутреннем союзе с теологией и философией, как высшими членами одного умственного организма, который только в этой своей целостности может получить силу и над жизнью. Но такой синтез совершенно противоречит общему духу западного развития: та исключительная отрицательная сила, которая разделила и уединила различные сферы жизни и знания, не может сама по себе снова соединить их»
  Как видим, наука также не может представить пути к выходу человечества на более высокий уровень развития. Бессмысленность, неудовлетворённость животной жизни и неистребимое стремление к высшему подтверждает то, что «выше человека и внешней природы (есть) другой безусловный, богатый и живой, нежели этот мир призрачных поверхностных явлений». «…смутное воспоминание о нём так или иначе сохраняется у всякого, кто ещё не совсем утратил человеческое достоинство». Ни развращённый Запад, ни закостенелый Восток не в состоянии открыть этот высший мир. Они скованны созданными ими самими стереотипами. Требуется особый тип мышления, с одной стороны раскрепощённый от фанатизма и догматов, с другой стороны имеющий богатую духовную традицию. Такой тип мышления существует у народов земли живущих на перекрёстке всех цивилизаций. Россия мультинародна, мультиконфессиональна, мультикультурна и именно здесь наблюдается воплощаемый синтез культурного сознания. Многие тысячелетия, жившие по ведическим законам славяне, и оттого легко принявшие возникшее из ведантизма христианство, всегда были глубоко мистичны и в тоже время сохраняли иронию по отношению к служителям церкви, понимая их человеческие слабости. Может быть, трагический богоборческий период в 20 веке являл тот самый переход, который согласно Гегелю происходит, когда религиозная ментальность в силу перенасыщения должна сделать эволюционный скачёк на более высокий уровень.
  По тому, что сейчас происходит в стране, этого не скажешь. Всеобщая продажность, метастазы коррупции во всех областях общественного устройства, бездушие и инертность органов власти.… Вместе с тем, налицо стремительный рост самосознания, безусловное оживление культурной жизнедеятельности, качественные изменения в политической жизни дают основания утверждать, что на смену постсоветскому сознанию, основанному на безверии, пришла новая ментальность, основанная на вере в то, что мир можно изменить собственными усилиями. Очевидно и то, что платформа, фундамент всего здания, которое будет являть Человека новой формации, в настоящий момент ещё только закладывается. Предвидя наступление такого  периода истории, Соловьёв говорил: «Третья сила, долженствующая дать человеческому развитию его безусловное содержание, может быть только откровением высшего божественного мира, и те люди, тот народ, через который эта сила смеет появиться, должен быть посредником между тем человечеством и тем миром, свободным, сознательным орудием последнего. Такой народ не должен иметь никакой специальной ограниченной задачи, он не призван работать над формами и элементами человеческого существования, а только сообщать живую душу, дать жизнь и целость разорванному и омертвелому человечеству через соединение его с вечным божественным началом».  Поясняя вышесказанное, стоит провести границу между сознательной верой, являющейся результатом долгих поисков, терзаний, копаний внутри себя и той верой,  которая принимается без колебаний сердцем, как снизошедшая благодать, озарение, не нуждающееся ни в каком подтверждении. Во втором случае это придаёт человеку невероятную силу и при этом полную свободу, что в совокупности с получаемым откровением позволит избежать ошибок свойственным всем обычным людям. Такая религиозная экзестенциальность давала знания о мире самым первым людям жившим на земле, и только она даст возможность разорвать цепи, намертво приковавшие нас к материальному миру, что делает наше сознание рабским и приземлённым.
  «Внешний образ раба, в котором находится наш народ, жалкое положение России в экономическом и других отношениях не только не может служить возражением против её призвания, но скорее подтверждает его. Ибо та высшая сила, которую русский народ должен провести в человечество, есть сила не от мира сего, и внешнее богатство и порядок относительно неё не имеют никакого значения. Великое историческое призвание России, от которого только получают значение её ближайшие задачи, есть призвание религиозное в высшем смысле этого слова».  Не верится, что это написано 135 лет назад, и это только подтверждает глубинное проникновение и понимание сути предназначения страны и народа. Вспомним, что отец философа, Сергей Михайлович Соловьёв был знаменитым историком, автором монументальной «России с древнейших времён», а брат Всеволод  известным историческим романистом. Эта семья была хранителем многих секретов, которые до сих пор не стали достоянием официальной истории в силу политических и религиозных интересов, ради которых вымарывались и фальсифицировались огромные пласты нашего прошлого, искажались основополагающие факты истории. Результатом этих фальсификаций стало представление о России, как о стране населённой дикими, необразованными, едва не первобытными людьми. Между тем, даже в западных источниках существует огромное количество свидетельств о былом величии русской земли. Это и греческие предания о Гиперборее – стране бессмертных, и древнейшие индийские тексты, рассказывающие о родине предков и исторические свидетельства нашей  эры, свидетельствующие о Гардарикии – стране городов, и наконец, многие находки археологов, открывающие древность цивилизации, много превосходящую по времени египетскую, и поголовную грамотность во времена, когда  Европа пребывала во мраке «тёмных веков». Кирилл и Мефодий не были создателями славянской грамоты, а только её реформаторами, но берестяные грамоты не сохранялись и потому таких артефактов ничтожно мало. Русская земля была колыбелью индоевропейских народов и в отличие от прочих областей земли имела достаточно времени, чтобы успеть, прежде остальных совершить полный цикл исторической эволюции и достичь своей старости тогда, когда другие народы были ещё молоды. Теперь пришла пора обновления и с учётом генетически накопленного опыта, мы можем достичь высшего результата, который должен проявиться немедленно с установлением подходящих этому условий в нужное время, при смене поколений.
  Человеческое сознание в этапах своего развития проходит несколько этапов, начиная от божественного слияния с Природой, далее развивая общинно-семейную итентичность, наподобие пчелиной семьи, после наступает период общественной иерархичности, а за ним собственная индивидуализация, характерной особенностью которой является предельный эгоизм и наконец, планетаризация сознания, понятие, введённое Дейном Радьяром, при которой осуществляется переход от индивидуального к целому. Болезненный период концентрации эготичности совершенно необходим, чтобы дать возможность каждому человеку выработать и кристаллизировать собственную духовную сущность, Высшего Человека, который станет полноправным сотрудником породившего его высшего начала, не рабом божьим, подчинённым неизбежности довлеющего над ним рока, но творцом собственной судьбы и судьбы мира, истинным сыном божьим. Если цикл духовной эволюции не пройден, то человеческий волюнтаризм, о котором так много писал Ницше, неизбежно приведёт к чудовищным уродствам. Это доказывает возникновение фашизма и тоталитарных учений, основанных на идее «сверхчеловека». Отсюда очевидна необходимость во временной духовной стагнации и национальном унижении, как прививки от великонациональной мании величия. Главная опасность для любого народа в это время,  не пойти по пути саморазрушения или напротив, разрушения мирового порядка. Все эти явления мы можем наблюдать в мировой истории, но ограниченность мышления и самоуверенность, являющаяся следствием эволюционной недоразвитости, не позволяют извлекать уроки и учиться на чужих ошибках лидерам таких недоразвитых народов, стремящихся к мировому господству. Лев Николаевич Гумилёв  в своей теории пассионарного этногенеза определил полную продолжительность периода от зарождения до полного упадка народа в 1,5 тысячи лет, потому говорить о какой-либо зрелости народа насчитывающего 200-300 лет не приходится. Да, такой народ верит в собственную исключительность, опьянён ниспосланной развивающей силой,  но не умеет, не может ей управлять, и вредит себе и остальным. «Обладание истиной не может составлять привилегии народа так же, как оно не может быть привилегией отдельной личности. Истина может быть только вселенскою, и от народа требуется подвиг служения этой вселенской истине, хотя бы, и даже непременно, с пожертвованием своего национального эгоизма», говорил Соловьёв  в своих работах «Три речи в память Достоевского» (1881-83, опб.1884г.)
  Самым далёким от политики людям, сейчас, в начале 21 века совершенно ясно, что начинается новый передел мира. Это не апокалептический психоз, но реальность,  обусловленная продолжающимся кризисом финансовой системы, энергетики, политического устройства, ограниченностью сырьевых ресурсов и продовольствия в условиях перенаселённости планеты. Многие не видят выхода в создавшейся ситуации. Между тем выход есть, но он невозможен без полного переосмысления роли человека и его назначения в планах Божественного творения. Катализатором этого переосмысления предназначено выступить России. «Когда наступит час обнаружения для России её исторического призвания, никто не может сказать, но всё показывает, что этот час близок, даже несмотря на то. Что в русском обществе не существует почти никакого действительного сознания своей высшей задачи. Но великие внешние события обычно предшествуют великим пробуждениям общественного сознания». Опыт Октябрьской революции, когда страна поднялась на борьбу за идею о «всеобщем равенстве и братстве»,  показывает какие силы дремлют внутри русского человека, может и не подозревающего об этом, а предшествующая Первая Мировая Война подтвердила слова Соловьёва умершего за полтора десятилетия до этого. Все события мировой истории совершаются по одним и тем же законам и даже имеют определённую цикличность, о продолжительности которой ведётся немало споров. Чтобы понять многие  закономерности, достаточно выйти из мелочной местнической привязанности к узконациональным интересам и взглянуть на  всё сверху. Тогда становится понятна взаимосвязь всех происходящих процессов. Чем выше удаётся подняться над происходящим, тем логичнее и понятнее становится картина того, что происходит. Если допустить, что однажды удастся достигнуть точки, из которой была сотворена Вселенная, то столь же понятной и простой будет и Вселенная.
  Итак, мы на пороге великих событий. «Должно надеяться, что готовящаяся великая борьба послужит могущественным толчком для пробуждения положительного сознания русского народа. А до тех пор мы, имеющие несчастье принадлежать к русской интеллигенции, которая вместо образа и подобия Божия всё ещё продолжает носить образ и подобие обезьяны, мы должны наконец увидеть своё жалкое положение, должны постараться восстановить в себе русский народный характер, перестать творить кумира из всякой узкой ничтожной идейки, должны стать равнодушнее к ограниченным интересам этой жизни, свободно и разумно уверовать в другую, высшую действительность.  Конечно, эта вера есть необходимый результат внутреннего душевного процесса – процесса решительного освобождения от той житейской дряни, которая наполняет наше сердце, и от той мнимо научной дряни, которая наполняет нашу голову. Ибо отрицание низшего содержания есть тем самым утверждение высшего, и, изгоняя из своей души ложных божков и кумиров, мы тем самым вводим в неё истинное Божество».
  Так говорил Владимир Сергеевич Соловьёв в своей лекции «Три силы» прочитанной в 1877 году.


Рецензии
Я вот думаю, когда нам грозит-саморазрушение, нас Всевышний ставит на место ,приготавливаются условия для пробуждения от сомнамбулизма народа,которое ему бывает свойственно.И винить некого - сам способствовал взращиванию нечисти - невниманием и отсутствием интуитивного чувства безопасности.


Валентина Корнилова   15.05.2014 22:36     Заявить о нарушении
В конечном итоге, всё подчинено Космической эволюции. Все виды, формы и сущности, что не пожелают развиваться в созидательном направлении, попросту вымрут, будут стёрты с лица Земли. Этого невозможно избежать и это только вопрос времени, хотя продолжительность этого времени может существенно варьироваться, но опять же в рамках цикла расширения и энтропии Вселенной, или "Года Брамы", как это называют в комментариях к индийским "Ведам"(в "Упанишадах", "Брахманах" и др.) С уважением!

Акутёнок   21.05.2014 18:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.