Воздушный Шар романтическая история в 2-х частях

               
Действующие лица:
Тахаев Михаил Николаевич - пенсионер
Марья Александровна -  жена Тахаева
Сергей - их старший сын.
Антон - младший сын.
Нина - жена Сергея.
Анна - женщина 30 лет.
Пахутов Николай Афанасьевич – директор крупного НИИ.
Лена - соседка Анны.
Вадим - ее сожитель.
Валерий Павлович Хлобин – человек без определенного занятия, балагур, любитель выпить.
           Между первой и второй частью проходит пять лет.
    
                Часть 1
                Действие 1

          Зал  обыкновенной, малогабаритной  квартиры. В центре комнаты стоит накрытый стол.

Нина (глядя в окно) - Сегодня хороший день.
Мария Александровна – В этом году осень выдалась теплая на загляденье. Какая красота вокруг. Наши в этом году столько грибов, да ягод собрали. Да и картошка нынче неплохая. Мы восемь мешков у себя на даче выкопали.
Нина. – А где вы ее храните?
М.А. – В гараже. Где же еще? Там у нас подвал и она не замерзает.  В морозы лучше картошки с салом ничего нет. Наш отец печеную картошку очень любит. Наверное, эта любовь у него с войны осталась (смотрит на настенные часы) Что-то Сергей задерживается. Должен был уже подъехать.
Нина. - Не беспокойтесь, мама, скоро приедет.
М.А.(укоризненно) -  Только сегодня с поезда и сразу на работу. Хоть бы приехали пораньше, отдохнули с дороги, посидели бы с нами за столом.
Нина.(негрубо перебивая) - Так, ведь билетов не было. А Сергею именно сегодня нужно было план совместной работы и разработки на завод отвести. Ему об этом сам Пахутов перед отъездом напоминал. Я сама слышала, как Сергей с ним по телефону разговаривал.
М. А. - А кто этот, Пахутов?
Нина. - Директор института. Очень строгий, серьезный человек. Ой, да вы увидите его скоро. Он сегодня или завтра сам сюда на самолете прилетит.
М. А. - Где же я его увижу?
Нина. - Сергей его в гости пригласил и он обещал быть. (понижая голос) Ведь Сергей скоро может начальником отдела стать, а это не последняя должность в институте. Только я вам это по секрету говорю, ведь конкуренты у него. Об этом вообще-то еще рано говорить, чтобы не сглазить.
М.А. - (осматривает стол) Ну, и не будем говорить. (кричит в комнату) Антон, сходи за хлебом, сколько раз тебе говорить. (Нине) Что за человек? В институте учится, а занимается совсем мало. Все книги читает да музыку слушает, а по дому ничего не заставишь делать.
Нина. (пожимает плечами) - Нормальный парень, по-моему.
М.А. - Вы бы хоть Коленьку, внука нашего, привезли. Отец наш так ждал, все только об этом и говорил. Все мечтал с ним погулять, в кино или театр сходить, на детский спектакль. Теперь переживать будет.
Нина. (чуть раздраженно) - Мама, я же вам уже объясняла. Коля мальчик болезненный, недавно только вылечился от простуды. Куда же мы его в такую даль потащим?
М.А. (вздыхает) - Да, я все понимаю. Только все равно жалко. Уж так Михаил Николаевич ждал. Но Коленьке, наверное, хорошо у твоих родителей?
Нина. - Конечно, хорошо. Они в нем души не чают.
М.А.(вздыхает) - А мы его так после рождения и не видели.
Нина. - Увидите еще.
М.А.(в комнату) - Антон, Антон! (про себя) Вот послал Бог сына…Сходи за хлебом!
             Входит Антон. Это молодой парень. Он выглядит заспанным.
Антон. - Что надо?
М.А. - Сходи за хлебом. (Нине) Взял привычку гулять до ночи, а днем отсыпаться.
Антон.(зевая) - А что не могли без меня хлеба купить?
М.А. - Ты поговори еще. Сам, небось, больше всех будешь есть.
Антон. - Давай деньги.
 М.А.(достает из передника кошелек) - На. Возьми две буханки белого по двадцать две и одну булку черного.
Антон. - Ладно. (уходит)
                Звонит телефон
М.А.(в трубку) - Алло...Алло... Говорите... (кладет трубку) Не пойму, с утра кто-то звонит и молчит в трубку.
Нина. (смотрит в окно) - Мы у вас в прошлом году были, а столько новых домов за это время построили. Не узнать.
М.А. - Строят. Столько народу стало, утром в автобус не пробьешься.
Нина. - А мы живем в самом центре, вокруг нас памятники архитектуры и ничего не меняется. Но Сергею наш город нравится. Он говорит, что старина его вдохновляет.
М.А. - Вот судьба. Он в ваш город по распределению попал, а мы его отпускать не хотели. Он сам на своем настоял. Поеду, говорит, на мир посмотрю. Не сиделось ему возле нас.
Нина. - Беспокойный он очень. У него только работа в голове. Иной раз так хочется, чтобы дома посидел, а он, то на природу уедет, то на рыбалку. По командировкам часто мотается. Прямо не знаю, где пропадает…
М.А. (чуть встревожено) - Что это ты? Не думаешь ли чего? Или знаешь?
Нина. - Нет, Мария Александровна, не знаю. Все хорошо. Так хорошо, что даже тревожно становится.
М.А. - А ты и не переживай зря. Не кличь беду.
Нина. (задумчиво) - А правда, что у него девушка была, которую он любил? Я слышала, что она вышла замуж перед его отъездом. Он, кажется, сильно ее любил и уехал отсюда из-за этого.
М.А. - Что сейчас об этом вспоминать, кто не любил в молодости? Я думаю, что он и забыл о ней. Это в молодости кажется, что любовь на всю жизнь, а, расстались, и теперь у каждого своя судьба.
Нина. - Вы думаете, он забыл о ней?
М.А. - Конечно, забыл. Милая, неужели ты из-за этого беспокоишься?
Нина. - Не знаю. Мне кажется, что, как мы приехали в ваш город, он на всех женщин по особенному смотрит. Словно пытается кого-то узнать. Будто у него назначена встреча. Задумчивый стал, вспоминает что-то. Ходит сам не свой.
М.А. - Это не удивительно. Это город его детства, его молодости. Он здесь родился, учился в школе, закончил институт. Ему здесь каждый дом, каждый угол что-то напоминает.
Нина. - Я понимаю.
М.А. - Ты не переживай из-за этого. У вас семья, ребенок, вы столько лет прожили вместе.
Нина. - Да, да, вы правы. (смотрит на руки) Пойду руки ополосну. (уходит)
М.А.(одна) - Надо же, вспомнила. Как же ту девушку звали... Аня кажется. Сергей ее сильно любил. Как переживал, когда она вдруг замуж вышла. Мы даже беспокоились, чтобы не сделал с собой чего. Неужели он до сих пор ее помнит? Ведь столько лет прошло. И откуда Нина про нее знает?
                Звонок в дверь   
Иду, иду.
                Открывает дверь. Входит Тахаев. В этот момент появляется Нина. Тахаев целует жену и невестку. 
Нина. – Что прогулялись, Михаил Николаевич?
Тахаев. – Прогулялся. Что нам пенсионерам делать? Да и погода стоит наипрекраснейшая. Очей очарованье, как говорил Пушкин. А Сергей пришел?
Нина. – Нет еще, но скоро должен.
Тахаев. - А где Антон ?
М.А. - Пошел за хлебом. Что-то его долго нет.
Входит Антон. Тахаев хочет его обнять, но тот отстраняется.
Тахаев (Нине)- Большой уже стал.
Женщины уходят. Антон включает телевизор, садится на диван.
Голос с телеэкрана - Недавно, в Амстердаме, Голландия, прошел международный конкурс Воздушных Шаров. В нем участвовало более ста конструкций, каждая из которых отличалась оригинальностью исполнения. Как вы видите, многие из них потрясают воображение, а некоторые не могут даже взлететь.
Тахаев.(глядя на экран) - Вот люди, до чего только не додумаются. Смотри, какие модели. И все они руками человеческими сделаны. А из нашей страны участники есть?
 Антон - Нет.
Тахаев. - Жалко. За своих бы поболели.
Антон. (чуть раздраженно) - Какие свои? Эти Воздушные Шары построены по личным, индивидуальным проектам, на собственные деньги. Здесь, наверное, одни миллионеры с Запада участвуют. У нас в стране, насколько я знаю, миллионеров нет, и Воздушных Шаров не делают.
М.Н.- Не делают, потому что руки не доходили.
Антон. (категорично) - Потому, что не можем и все.
М.Н.- Что ты тут наводишь тень на плетень? Думаешь, у нас умельцы перевелись? Думаешь, это не под силу нам? Первыми спутник запустили, человека в космос послали, а Воздушного Шара построить не можем?
Антон - Отец, ты, как ребенок. Это же совсем другое. Откуда у обыкновенного, советского человека деньги на постройку Воздушного Шара? Ну, откуда?
Тахаев.- Если захотеть и у нас можно Воздушный Шар построить.
Антон - Всем заводом или всем городом? Ты, точно, как ребенок.
Тахаев.(горячится) - Да, что ты, понимаешь, твердишь мне «как ребенок, как ребенок», да мы войну выиграли, страну из руин подняли, если бы надо было, то Воздушные Шары бы строили не хуже ихних.
Антон (лениво) - Началось: война, разруха.
Тахаев.(еще более раздраженно, почти ругаясь) - Воздушные Шары - это игрушки, а мы серьезными делами занимались, некогда было.
Антон. - А они и серьезные дела не хуже нас делают. И находят время Воздушными Шарами заниматься.
Тахаев. – Да ты хоть понимаешь, как нам тяжело было? А вы только лежите на своих диванах, слушаете свою музыку, в которой даже мелодии нет, и пальцем не пошевельнете, чтобы что-нибудь сделать. Да я, если бы моложе был, не только Воздушный Шар построил...
Антон (поднимается, хочет уйти )- Вот, вот… вы только воздушные замки и строите. Построили совок гребаный. 
Тахаев.(не расслышав) - Я в твоем возрасте уже второй год на фронте воевал, а это тебе не на Воздушных Шарах летать.
Антон- Ладно, надоело слушать (идет в комнату)
Тахаев. - Иди, иди, слушай свое «бум-бум-бум».
        Звонит телефон. Тахаев берет трубку. В комнату заходит Мария Александровна, слушает.
Тахаев. (еще сердито) - Да... Алло... Здравствуйте (смягчаясь)...приехал, приехал, но его еще нет. А кто это говорит? Николай Афанасьевич? (говорит почти подобострастно) Ну, как же, слышал. Сергей рассказывал... а вы подъезжайте к нам, без церемоний, будем очень рады. Запишите адрес..., есть на чем записать? Ах, знаете, ну, тем лучше... хорошо, хорошо, будем ждать. (Антон усмехается и уходит)
                Кладет трубку.
Звонил Николай Афанасьевич, директор института, где работает Сергей, спрашивал его. Он только что приехал и не смог устроиться в гостиницу, там ему сказали подойти завтра. Я его пригласил остановиться у нас. Через два часа он подъедет.
М.А.- Надо же, приехал прямо следом за Сергеем, в один и тот же день. Ох, как же мы его принимать будем?
Тахаев.- Примем, не беспокойся. А, разве Сергей задерживается?
М.А.- Тебе же сказали, что должен подойти скоро.
М.А. уходит. Тахаев садится на диван. Берет в руки газету. Входит Нина с блюдом. Смотрит куда бы его поставить.
Тахаев. - Нина, как твои родители поживают?
Нина - Спасибо, папа, хорошо.
Тахаев. - Внук-то у меня наверное большой стал?
Нина - Да, большой.
Тахаев.- Забавный, наверное.
Нина. -Забавный.
Тахаев.- Жалко, что вы его не привезли. Мать наша так его ждала, только об этом и говорила. Все думала, чем его угощать будет. Даже булочки и пирог испекла. Подарочков для него накупила. Теперь расстроится, наверное.
Нина (всплескивает руками) - Да, заболел он, папа! Не могли же мы его больного в такую даль везти. Вы просто изводите меня своими вопросами! (присаживается на стул)
Тахаев.- Ну, ладно, ладно. Извини. (Успокаивает ее. Смотрит в окно.) Погода сегодня хорошая. Последние теплые деньки. Зима скоро. (поет)
Маленькой елочке холодно зимой,
Из лесу елочку взяли мы домой…
                Действие 2.
Городской парк. Скамейка, фонари, аллея засыпанная опавшими, желтыми листьями. Сергей и Анна.
Анна- Сколько мы не виделись?
Сергей - Двенадцать лет.
Анна - Уже двенадцать лет. Подумать только. Кажется, что вечность прошла.
Сергей - А мне кажется, что мы только вчера расстались.
Анна - Ты почти не изменился.
Сергей - Совсем не изменился?
Анна - Солиднее стал, мужественнее. А я, наверное, состарилась?
Сергей - Нет, что ты. Ты даже похорошела.
Анна - Спасибо за комплимент.
Сергей - Я правду говорю. Расскажи, как ты жила все это время.
Анна - Как жила? Обыкновенно. Вышла замуж, как ты помнишь. Родился ребенок, дочь. Через год муж ушел от меня и я осталась одна с дочерью. Подонком он оказался порядочным. Дальше была скучная, однообразная жизнь разведенной женщины.
Сергей - И у тебя больше никого не было?
Анна (помолчав) - Не спрашивай меня об этом, хорошо? По крайней мере, сейчас не спрашивай. Конечно, мы были … друзьями, но я еще не готова отвечать на такие вопросы. А ты как жил? Я часто вспоминала тебя, и мне казалось, что ты живешь интересной, полной событиями жизнью. Сегодня утром у меня было такое приподнятое настроение, я чувствовала, что должно произойти что-то необыкновенное. И небо было чистым, синим-синим, ни одного облачка. Когда ты позвонил, я даже не удивилась. Я словно приготовилась к тому, что ты позвонишь.
Сергей - Я тебе прямо из аэропорта позвонил. Я очень хотел тебя увидеть. Не знаю почему.
Анна - А почему ты раньше не звонил? Ты же приезжал домой и раньше.
Сергей - Не знаю. Я же не знал, что ты живешь одна. К тому же я боялся, что ты... (замолкает)
Анна - Что я?
Сергей - Не захочешь встречаться со мной. Я сам не знаю, чего я боялся. По крайней мере теперь не знаю.
Анна - Расскажи о своей жизни.
Сергей - Я очень переживал, Аня, когда ты неожиданно вышла замуж. Чуть с ума не сошел. А дальше... ничего интересного. После твоей свадьбы, я уехал работать по распределению. Через два года работы женился на местной девушке, с которой познакомился случайно в метро. Получил квартиру, родился сын, машину купил. А больше нечего рассказывать - работа -дом, работа - дом. Скоро может быть, стану начальником отдела. Вот и все мои достижения.
Анна. - Начальник отдела - это неплохо.
Сергей. - Опять я говорю раньше времени. Там, кроме меня, есть еще два кандидата.
Анна - Ты им станешь. Ведь ты хочешь им стать?
Сергей - Честно говоря, да. Надоело топтаться на одном месте. Все-таки уже тридцать четыре года. Надо хоть какую-то карьеру сделать.
Анна - А я думала, что ты, со своими способностями, сразу пойдешь вверх.
Сергей (ухмыляясь) - Да и я раньше так думал. Но, сейчас, остыл. Увы, спустился с небес на землю.
Анна. – Не принижай своих успехов. Ты живешь в большом городе, имеешь семью, хорошую работу. Теперь, наверное, не захочешь возвращаться обратно. Говорят, что те, кто пожил в столицах, не хотят возвращаться в провинцию.
Сергей. – Какая в этом заслуга? Ничего в этом особенного нет. Вот, если бы возглавить отдел…
Анна - А ты стал другим. Уделяешь внимание должностям. Это правильно. Ведь мы уже не дети. Помнишь, раньше ты писал стихи?
(Декламирует)
Любимая моя, моя родная,
Ты стал совсем другим, и ты - другая,
Сирень в саду поблекла, у качели
Несчастный принц играет на свирели.
Сергей - Глупые стихи.
Анна - А мне нравятся. Странно, что ты посвятил их мне еще в молодости. Словно предчувствовал будущее.
Сергей - Спасибо, что ты их помнишь. Но, разве ты одна?
Анна - Дочка моя уже выросла. У нее своя жизнь, школа, подруги. По выходным ездит к родителям, летом в пионерлагерь. Она постепенно отдаляется от меня. Когда ее нет, мне кажется, что я совсем одна.
Сергей - Ты загрустила?
Анна - Нет, что ты. (Словно спохватываясь) Желаю, чтобы ты стал начальником своего отдела.
Сергей - Это не от меня зависит.
Анна - А от кого?
Сергей - От директора нашего института. Он всего на два года старше меня, а уже директор. (Смотрит на часы) Извини, Аня. Ты подожди тут секунду. Я сейчас.
Сергей уходит
Аня (одна) - А, все-таки, ты очень изменился. Наверное, и я тоже.(вздыхает) Не знаю, хорошо ли это, что ты позвонил мне.
                Возвращается Сергей
Сергей (он чуть запыхался) - Извини. Я позвонил домой, предупредить о том, что задержусь, а мне сказали, что директор о котором мы только что говорили, приехал к нам в город и сейчас приедет ко мне в гости домой. (говорит, скорее для себя) Странно, что он так быстро пожаловал. Видимо, что-то случилось. Просто светопреставление какое-то.
Анна - Наверное, тебе нужно идти.
Сергей (не замечая, глядя на часы) - Нет, что ты, еще можно. А почему он приехал?
Анна - Пойдем, тебе нужно домой.
Анна пытается уйти. Сергей удерживает ее.
Сергей - Прости меня. (Обнимает ее) Я круглый дурак. Знаешь, первое время после моей свадьбы, я все время боялся назвать жену твоим именем.
Анна (с легким сарказмом) - Сейчас это прошло?
Сергей - Сейчас, я боюсь, это вернется снова.
Анна - Боишься?
Сергей - Нет. А ты все так же пахнешь, как родная. Я все время вспоминал, как говорил тебе это. Только вот запах твоих волос никак не мог вспомнить.
Анна - Сейчас вспомнил?
Сергей - Сейчас вспомнил.
Анна - Сюда кто-то идет.
Сергей - Пусть идет.
Анна (отстраняясь) - Хватит. Ни к чему это все. Прошлого не вернуть. У тебя семья, ребенок. У меня дочь. Для тебя это просто воспоминание, приключение, а для меня...
Сергей - А для тебя?
Анна - А я опять останусь одна. Я боюсь, что привыкну к тебе и мне будет трудно, когда ты уедешь. Ты не представляешь, как трудно. Я очень устала от одиночества. Мне хочется простого женского счастья. Понимаешь?
Сергей - Дорогая моя.
Анна (поводя плечами) - Не надо. Пойдем, Сергей. Сейчас тебя, действительно, ждут  дома, а мы увидимся потом, позже.
                Уходят
               
                Действие 3
Та же квартира. В комнате Михаил Николаевич. Мария Александровна, Пахутов, Нина.
Тахаев.- Может быть, начнем? Семеро одного не ждут.
М.А.- Да, давайте садиться.
Нина (нервно) - Куда же он пропал? Куда пропал?
М.А.- Николай Афанасьевич, садитесь вот сюда.
Пахутов - Спасибо.
            Все рассаживаются.
М.А. (Пахутову)- Вы один приехали, без семьи?
 Пахутов - У меня нет семьи, только отец.
М.А. – Разве вы не женаты?
Пахутов. – Нет.
М.А.- Как нет? Вот так дела! А почему?
Пахутов - Видимо, я молодой еще.
М.А.- Вы завидный жених.
Пахутов - Не знаю, не знаю.
Нина (Пахутову) - Давайте я за вами поухаживаю.
Тахаев. (разливая) - Сейчас выпьем. (Пахутову) Вы пьете?
Пахутов (пожимает плечами) - Пью.
 М.А.( Антону) - Ты ешь.
Антон - Ем я, ем.
Пахутов (Антону) - Ты в каком институте учишься?
М.А. - Он у нас, как и брат, учится в политехническом.
Пахутов - А на каком курсе?
М.А. (Антону) - Говори, что молчишь?
Антон. - Я думал ты ответишь. (Пахутову) На втором.
Пахутов. - Тебе нравится учиться?
Антон - Нет.
М.А.- Антон! (Пахутову) Вы ешьте, Николай Афанасьевич, ешьте. Вот помидорчики, огурчики, сами солили, салат. Сейчас горячее подадим.
Пахутов - Спасибо, спасибо.
Тахаев. - Ну и молодежь у нас растет. Не во что не верит. Сегодня по телевизору  показывали, что где-то за границей прошел конкурс по летанию на Воздушных Шарах. На таких огромных, с корзинами внизу, которые летают на горячем воздухе.
Пахутов. – Я понял.
Тахаев. – Так  мой сын говорит, что у нас в стране таких Шаров невозможно построить.
Пахутов - А зачем нам эти Шары? Ведь есть самолеты, вертолеты, дельтапланы.
Тахаев.- Но построить-то можно?
Пахутов - Можно, но, зачем?
Тахаев.- Он говорит, что мы только воздушные замки строили.
Пахутов - Конечно, если нужно будет, то и Шары построим.
Тахаев. (Антону) - Вот видишь, что люди говорят.
М.А.(мужу)- Да хватит тебе. Какие Шары? Что ты пристал к человеку?
Тахаев.- Да, хватит, хватит. Давай те выпьем. Сергей, наверное, сейчас подойдет, но ждать не будем.
Нина - Я уже с ума схожу.
Тахаев.- Выпьем за знакомство, чтобы вам работалось хорошо, чтобы страна наша процветала.
М.А.(Пахутову) - Жену вам хорошую, свою семью завести.
Пахутов - Спасибо.
                Выпивают.
М.А. - Закусывайте, закусывайте. (украдкой, Антону) А ты мог бы не пить.
                Звонок в дверь.
Наконец-то.
                Нина идет открывать. Через минуту возвращается вместе с Сергеем.
Нина (Сергею) - Где ты был? Где ты был? Хоть у родителей веди себя, как порядочный человек. Я уже с ума схожу.
 Сергей - Привет всем. (Пахутову) Здравствуйте, Николай Афанасьевич.
             Здороваются.
Как долетели? Какие-то изменения в планах? Вы же собирались позже приехать?
Пахутов - Позвонили из главка и сказали, что на подписании договора должен быть директор. Об этом позже поговорим.
М.А.- Как удачно, что вы приехали. Хоть познакомились.
Тахаев.- Давайте выпьем все вместе.
       Все встают. Затемнение. Через некоторое время сцена опять освещается. За столом сидят Сергей и Пахутов. Перед ними початая бутылка водки и закуска. Рядом разложенный и застеленный диван. Оба заметно пьяны. Тихо поют.
…В военной форме, при погонах
И ей он больше не жених.
Пахутов - У тебя хорошие родители, отец на фронте был. Давай выпьем за них.
Сергей - Давайте.
                Выпивают
Пахутов - В стране «сухой» закон, а мы пьем, как ни в чем не бывало.
Сергей - Это родители к встрече со мной готовились. Плохо, что мы внука с собой не привезли, они так ждали. Теперь расстроились.
Пахутов - Ты счастливый человек, у тебя семья, жена, ребенок, родители. А я один. Ни жены, ни детей.
Сергей - А родители?
Пахмутов - Отец жив. Живет с очередной супругой. Мать моя умерла, когда я еще пацаном был.
Сергей - Что же вы не женитесь?
Пахутов - Не знаю. Я тебе честно скажу, это я на работе такой, все меня уважают, а с женщинами я сущий профан. В разговорах с ними путаюсь, сбиваюсь. Если шучу, то глупо, если заигрываю, то выгляжу, как корова на льду. Или бык.
Сергей - У меня таких проблем нет.
Пахутов - Я знаю. Посмотришь, какой-нибудь шалопай, пройдоха, а женщин имеет - не сосчитать. И что они в них находят?
Сергей. - Не может быть, чтобы ты никому не нравился.
Пахутов (махает указательным пальцем) - Почему, я так не говорю. Нравился…, но только тем, которым я нравился, не нравились моему разуму. Да, нравился. Пытались даже женить на себе. Но мне эти расчетливые су...(икает) женщины не нравились никогда. Мне они противны.
Сергей- Давайте выпьем, чтобы у тебя все было хорошо.
Пахутов - Давай.
Выпивают, закусывают.
Пахутов - Давно я так не пил.
Сергей - И я.
Пахутов - Тем более с подчиненными. В этом, ты вообще исключение из правил. Я надеюсь, что ты человек умный и это никак не скажется на наших отношениях.
Сергей - Ну, о чем ты говоришь?
Пахутов ( говорит опустив голову) - Знаешь, Сергей, у меня никогда не было друзей. Или я такой одиночка, или люди избегают меня - не знаю. Но я знаю одно - человек, который меня познакомил бы меня с женщиной, которая бы мне понравилась, стала моей женой, мог стать мне другом. Для этого человека я все бы сделал, (поднимает голову) Понимаешь меня?
Сергей - Понимаю.
Пахутов - Ты же один из этих самых...как их...дон жуанов. Тебе это ничего не стоит. Я же знаю, как к тебе женщины относятся.  Только моя женщина должна быть умная и красивая. И чтобы ты с ней ничего не имел.
Сергей (задумывается) - По-моему, у меня есть определенная кандидатура. Она очень умная и очень красивая. Второй такой тебе вовек не найти. И я с ней ничего не имел.
Пахутов - Кто она?
Сергей - Очень умная и очень красивая женщина, этого пока хватит. Но я хотел бы внести ясность.
Пахутов- Какую ясность?
Сергей - Не понимаешь?
Пахутов (раздумывает) - Ах, это…Ты станешь начальником отдела, я это тебе гарантирую, как друг.
Сергей - Да, но я не могу гарантировать, что она тебе понравится, а тем более, что ты понравишься ей. Я не сбербанк.
Пахутов - Это понятно. Твое дело познакомить. Когда это случится? Я весь в нетерпении.
Сергей - Хоть завтра.
Пахутов - Завтра не получится, завтра у нас дела.
Сергей - Тогда сразу, как освободимся от дел. Мы долго пробудем здесь?
Пахутов - Около месяца.
Сергей - Этого вполне достаточно. Я думаю, что это не пьяный разговор?
Пахутов ( словно протрезвев) - Я на это надеюсь. А я умею держать слово.
Жмут друг другу руки.
Давай выпьем за это. За нашу дружбу и наш союз, такой же нерушимый, как Союз нерушимый республик свободных.
Сергей - Давай. (пьют)
Пахутов - Последний вопрос. Ты спал с ней?
Сергей – Я же тебе говорю, что нет, к сожалению. (поют)
… И молодая не узнает,
Какой танкиста был конец…
                ДЕЙСТВИЕ 4
                Тот же парк. Пахутов и Анна. Анна с букетом цветов.
Анна - Сегодня прекрасный вечер. Знаете, я очень люблю этот парк. Это мое любимое место. Здесь так живописно.
Пахутов (оглядываясь вокруг) - Да, здесь красиво.
Анна - Какой прекрасный букет, эти цветы так пахнут. А ты любишь стихи?
Пахутов (недоуменно) - Стихи? (пожимает плечами) Люблю.
Анна - А прочитать что-нибудь можешь?
Пахутов. - Прочитать? (думает) Нет, не могу, все забыл.
Анна (тихо) - А он любил читать стихи.
Пахутов. - Что вы говорите?
Анна - Да нет, это я так. Воспоминание.
Пахутов. – В парке, конечно, хорошо, но я бы предпочел более теплое и уютное место. У вас в ресторан просто так не попадешь, тем более, если ты из другого города. 
Анна. – В ресторанах сейчас скучно. По-моему, рестораны для того и созданы, чтобы в них веселиться, выпивать и закусывать. И танцевать, конечно. Зачем запрещать выпивать в ресторанах? Все, конечно, обходят запреты, но тогда зачем эти запреты? Да и чтобы их обойти нужно затратить лишние деньги.
Пахутов – Согласен с вами. Я  в общем-то "за" то, чтобы бороться с пьянством, но, иногда, это раздражает. В вашем городе ни вина хорошего не найдешь, ни шампанского. Анна - Ты просто не знаешь, где искать. Попросил бы Сергея, он бы тебе помог. Он такой заботливый. Устроил нашу встречу.
Пахутов - Да, надо было. Я не подумал.
Анна - Следующий раз, думайте.
Пахутов - Хорошо.
Анна - Вы когда уезжаете?
Пахутов - Через несколько дней. Я вам говорил, но вы забыли.
Анна (рассеяно) - Наверное. Скажите, а Сергей хороший работник?
Пахутов - Как директор я могу сказать, что неплохой. Но,  вообще-то, мы с ним на работе мало сталкиваемся. Он, знаете ли, в отделе работает, а в институте несколько таких отделов. В последнее время, он сделал несколько рацпредложений, провел их расчеты и разработку, этим и привлек к себе внимание. Раньше, он на себя внимания не обращал.
Анна - А вы дружите с Сергеем?
Пахутов - Как сказать. Скорее всего, нет.
Анна - Да, это было интересно, дружба начальника и подчиненного. Вас бы неправильно поняли. Но вы, все-таки, приятели?
Пахутов - Может быть, может быть.
Анна - А вы говорили, что он может стать начальником отдела. Это от вас зависит?
Пахутов - Во многом. Знаете, у нас осталось совсем мало времени до моего отъезда, но я хотел бы Вам сказать, что Вы очень, очень мне нравитесь. Дорогая, Анна, поедем со мной, у меня большая квартира, я человек обеспеченный и буду любить вас и вашу дочь. Я устрою ваше счастье. Ведь Вы же совсем одиноки в этом холодном городе.
Анна - Это интересно. А почему Сергей все-таки решил нас познакомить? Откуда у него такая трогательная забота о своем начальнике, ведь вы не друзья? 
Пахутов (растерянно) - Как вам сказать...
Анна (внимательно смотрит на него) - Говорите, как есть. Мы с вами друзья, а у настоящих друзей нет секретов.
Пахутов - Не могу.
Анна - Почему?
Пахутов - Я дал слово.
Анна - Кому дал слово? Сергею? (Пахутов кивает) Понятно. И что же он говорил? Наверное, что я одинокая и несчастная женщина и мы с вами друг другу подходим?
Пахутов - Не совсем так, но во многом вы правы...
Анна - "Сирень в саду поблекла, у качели
Несчастный принц играет на свирели..."
Фу, какая гадость. Несчастный принц!
Пахутов - О чем это вы?
Анна – Ни о чем. (словно обнимая собеседника) Вы сделаете его начальником отдела? Ради меня.
Пахутов – Я думаю, у него и без этого много шансов. Я всерьез рассматриваю его кандидатуру и готов ее выдвинуть.
Анна – Нет, обещайте мне. А, иначе, я не буду с вами дружить. 
Пахутов (поколебавшись) – Хорошо, я обещаю. 
Анна (весело)- А знаете что? Давайте, перед вашим отъездом, устроим вечеринку у меня. Дочку я отвезу к родителям, позовем Сергея с его женой,  посидим.
Пахутов - Хорошо. А разве до этого мы не будем встречаться?
Анна (нежно) - Ну, что ты, милый. Конечно, будем. Куда же я без тебя теперь?
                ДЕЙСТВИЕ 5
Та же квартира. За столом сидит Сергей. В комнату заглядывает Нина.
Нина - Кушать будешь?
Сергей – Нет, не хочу.
Нина - Иди, там все готово.
Сергей (раздраженно) - Я же сказал "не хочу"!
Нина - Больной что ли? (уходит)
Сергей (один) - Что же это такое? Почему мне так плохо? Этот месяц длится для меня, как год. Надо взять себя в руки. (встает, делает упражнения) Раз,  два, три. Раз,  два, три. Нет, все это ерунда. (падает на диван и лежит, уткнувшись в подушку)
    Звонит телефон. Сергей вскакивает, садится за стол.
Нина (заглядывая) - Возьми трубку, это тебя.
    Нина не выходит из комнаты, смотрит на Сергея. Он этого не видит.
Сергей - Алло, да... Здравствуйте, Николай Афанасьевич... Что? Все нормально? Это вы о работе? ... И там все нормально... (прикрывает трубку ладонью, закатывает глаза), господи, какой болван...(опять в трубку) Не за что, не за что... Как договаривались.. Поздравляю, поздравляю. Сегодня вечером? У нее?... Придем. Хорошо...К семи? Хорошо, до свидания, до встречи. (кладет трубку)
Нина - Что с тобой?
Сергей (оборачиваясь) - Ты что, подслушивала?
Нина - А что такого? Я просто слушала.
Сергей - Ладно, а со мной ничего такого. Звонил Николай Афанасьевич.
Нина - Я поняла. Почему ты так с ним разговариваешь?
Сергей (устало) - Как?
Нина - Так пренебрежительно. И глаза закатываешь. С тобой что-то происходит.
Сергей - Ничего. Просто, надоело мне все. Сегодня он приглашает нас в гости к своей... нашей общей знакомой. Собирайся.
Нина - Хорошо. Во сколько?
Сергей - К семи. Ты же слышала.
Нина (собирается выйти) - Сходим. Интересно посмотреть, что там за краля.
Сергей - Не говори так о людях, которых не знаешь!
Нина - Надо же.
Нина уходит. Сергей сидит обхватив голову руками. В комнату заходит Михаил Николаевич. В руках у него журнал.
Тахаев. - Можно к тебе?
Сергей - Заходи отец, садись.
Тахаев.- Смотри, какую статью я сегодня в библиотеке нашел. О Воздушных Шарах. Очень интересная статья, (читает) Летают за счет горячего воздуха, объем горячей воздушной массы нагнетаемый в воздушную подушку...
Сергей - Отец, ты о чем?
Тахаев. - О Воздушных Шарах. Здесь даже чертежи есть, схемы. Очень интересная статья.
Сергей (обнимает его) - Отец, ты прости меня, что я внука твоего не привез. Послушался жену. Он же здоровый уже был, она просто перестраховывалась.
Тахаев. - Ее можно понять. Что теперь говорить? Мать жалко. Она так ждала, так ждала. Все мечтала его увидеть. Когда вы еще раз приедете, он уже совсем большой станет. Те, наверное, души в нем не чают?
Сергей - Да.
Тахаев. - Хоть бы Антон скорее женился. Жил бы с нами.
Сергей - У него есть кто?
Тахаев. - Не знаю. Он не говорит. Замкнутый он какой-то, не поделится ничем, не расскажет. Лучше бы дочка была. (задумывается, опять берет журнал)
А ведь интересная статья, все-таки. Чертежи есть, схемы, из чего делать надо. Интересно, горелку можно как-нибудь приспособить? Слушай, а ведь интересно, как это на Воздушном Шаре лететь? Как птица, в тишине, без шума моторов, плавно. Ветер шумит в ушах, вокруг простор, красота. Здорово, наверное. Здесь пишут, что какой-то американец через океан в Европу прилетел на Воздушном Шаре. Вот дает! Да? Наверное, Антон в чем-то прав, наверное, в чем-то прав. А там наверху, на этих Воздушных Шарах человек обретает свободу. И этой свободы никогда у нас не было.
Сергей (опять обнимает его) - Папа, ну что ты? Какие Воздушные Шары?
Тахаев ( поднимается) - Ладно, пойду я. А то мешаю тебе работать, да отдохнуть надо.
                ДЕЙСТВИЕ 6.
Квартира Анны. В комнате Сергей, Пахутов, Вадим. Лена. Эта комната занимает большую часть сцены, малая часть затемнена. Играет музыка.
Лена - Мы с Аней соседи, живем душа в душу, по-соседски ходим друг к другу в гости поболтать, вместе праздники справляем.
Вадим - Она очень хорошая женщина. (Пахутову) Тебе, приятель, очень повезло с ней. Сколько за ней женихов ухлестывало, а она, ну не с кем. Я бы и сам не прочь... (смотрит на Лену) Да, пошутил, пошутил.
Лена (Пахутову) - Вы берегите ее. Она очень добрый человек, на работе ее очень уважают, ценят и любят.
Пахутов - Хорошо, я постараюсь.
Сергей (тихо) - Постарайтесь, Николай Афанасьевич, постарайтесь.
Входит Анна и Нина. У них в руках блюда, они расставляют их на столе. Вадим открывает бутылку шампанского, разливает.
Вадим - Женщины пусть пьют шампанское, а мы выпьем что покрепче.
(Разливает водку). За наших новых друзей, хозяйку и ее друга.
Все пьют. Пахутов приглашает Анну на медленный танец. Сергей танцует с женой и через ее плечо смотрит на Анну. Она очень весела и кажется совсем его не замечает. Сергей оставляет жену и выходит. Освещается малая часть сцены. Заходит Сергей, закуривает. За ним находит Аня.
Анна - Можно к тебе?
Сергей - Пожалуйста.
Анна - У тебя есть сигареты?
Сергей - Ты куришь?
Анна - Очень редко, только когда выпью.(закуривает)
Сергей - Ты очень красивая сегодня.
Анна - Ничего особенного. Просто привела себя в порядок.
Сергей - Я смотрю, что у вас все хорошо. Поздравляю.
Анна - Спасибо.
Сергей - Он уже тебя обнимает.
Анна - А что здесь такого? Это он по-дружески.
Сергей - У вас что-нибудь было?
Анна - А какая разница?
Сергей - У вас с ним что-нибудь было?!
Анна  - Сергей не смеши меня, мы же взрослые люди. Ты что, ревнуешь?
Сергей - Ладно, хорошо. Ты только скажи мне, у вас что-нибудь было?
Анна - Пока нет.
Сергей - Пока нет?
Анна - А что здесь такого? Ты же нас сам познакомил.
Сергей - Он тебе нравится?
Анна - Он человек обеспеченный, порядочный, понравился дочке. (гасит сигарету) Пойдем.
Сергей - Подожди. (пытается обнять ее за плечи)
Анна (отстраняясь) - Не надо, Сергей.
Сергей - Аня, прости меня.
Анна - За что простить?
Сергей (обнимает с силой) – Аня, я понял, что до сих пор люблю тебя, что я всегда любил тебя. Ах,  какой я дурак, (встает на колени, обнимает ее за ноги. Анна пытается вырваться. Внезапно распахивается дверь. Появляются Лена, Вадим, Нина. Они видят эту сцену. Лена с Вадимом уходят.)
Нина - Сергей, что с тобой?
Анна – Вы знаете, ему стало плохо. Голова закружилась. Наверное, это от выпитого.
Сергей - Нина, выйди, пожалуйста, на минутку.
Нина - Поехали домой, если тебе плохо.
Сергей встает, пытается вытолкнуть Нину.
Сергей – Иди,  иди, я сейчас приду.
          Анна хочет выйти, но Сергей удерживает ее.
Сергей (Анне)-  Аня, а ты подожди.
Нина (смотрит на них) - Хорошо, я выйду, я так выйду! (выходит)
 Анна - Что ты хотел?
Сергей – Аня, пойми, я люблю тебя.
             Дверь открывается. Появляется Пахутов.
Пахутов - Что здесь такое?
Сергей - Да подожди ты (захлопывает дверь) Аня, прости меня, я люблю, люблю тебя.
Анна - Хорошо, прощаю, только пойдем. (Уходят)
Опять освещается большая часть сцены. Входят Анна и Сергей.
Пахутов ( Анне) - Где вы были?
Анна - Гуляли, милый. Ты заскучал?
Пахутов - Мне очень скучно без вас.
Анна (гладит его по голове) - Теперь я не покину тебя. (Ко всем) Вы тоже заскучали? Давайте танцевать.
Вадим (Сергею) - Старик, твоя жена ушла. Она была очень рассержена. Тебе бы догнать ее надо.
Сергей - Ничего. Давай выпьем. (разливает водку) Товарищи! Минутку внимания! У меня есть прекрасный тост. Лена, выключи музыку. Я хочу выпить за хозяйку этого стола и за ее нового кавалера Пахутова Николая Афанасьевича. О, это замечательный человек.
Пахутов - Сергей, перестань!
Сергей - Он еще очень молод, но уже стал директором огромного института. Я не буду обращать внимания, каким нужно обладать талантом, чтобы достичь этого в его годы и каких Николай Афанасьевич имеет покровителей - а они у него, о! (поднимает вверх указательный палец) - и как он достиг их расположения, но Ане безусловно повезет, если он соблаговолит жениться на ней. Я желаю вам много-много счастья! (выпивает один) И еще (Пахутову) Запомни, что я выполнил свою часть нашего договора, а ты должен выполнить свою. Не зря же я познакомил тебя с такой женщиной!
Пахутов - Сергей!
Сергей (Анне) - Можно пригласить тебя на танец.
Пахутов - Сергей Михайлович, вы...
Анна( прерывает его)- Не беспокойся, милый.         
                Сергей с Анной танцуют.
Анна- К чему этот маскарад?
Сергей - Завтра я должен уехать, но я мог бы остаться. Скажи только.
Аня - Нет, Сергей, нет. Я не люблю тебя и тем более у тебя семья. Уезжай. Когда-нибудь еще встретимся.
Сергей - Ты останешься с ним?
Анна - Не знаю. Он привязался ко мне, моей дочке понравился. Не знаю.
Сергей - Я его ненавижу.
Анна - Не надо, Сергей, иди домой.(целует его в щеку и  тут же стирает помаду)
Сергей - Прощай.
Аня - До свидания.
                Сергей уходит. Занавес.
                Конец первой части.
                ЧАСТЬ 2
                Действие 1
Заросли кустарника. На бревне сидит Сергей и незнакомый, пожилой мужчина. Это Хлобин. Перед ними стоит 3-х литровая банка с пивом. На газете лежит вяленая рыба и хлеб. Сергей и незнакомец по очереди пьют из банки, чистят и едят рыбу. Вокруг валяются пустые бутылки, окурки. Сергей небрит, на нем растрепанная одежда.
Сергей (оглядываясь вокруг) - Здесь хорошее место. Безлюдное.
Хлобин - Хорошее. Главное до пивнушки недалеко.
Сергей - Сегодня мало народу.
Хлобин - А чего ты хотел? Сегодня же вторник, рабочий день.
Сергей - Вчера был понедельник, а народу было гораздо больше.
Хлобин - Это мужики после выходных приходили похмелиться.
                Пьют по очереди.
Хлобин (довольно) - Нет ничего лучше, чем пиво с утра, с похмелья, да еще с рыбкой.
Сергей - А некоторые пива не пьют.
Хлобин (серьезно) - Да ты что?! Нет таких! Наверное есть, кто бы от пива отказался, но я таких не знаю. Хочешь, давай спросим, будете с нами пиво пить? Ведь ни один подлец не откажется. Да я и не предложу, ведь нам самим мало. (пьет) Тебя, как зовут? Мы здесь часто встречались, вроде знакомились, да я не запомнил.
Сергей- Сергеем меня зовут. Правда все реже и реже зовут.
Хлобин - А меня Валера, Валера Павлович.
Сергей - Я помню.
Хлобин - У тебя хорошая память. А у меня последнее время хромает, особенно, когда выпью покрепче. Ты чем занимаешься в свободное от пива время?
Сергей - Как и вы, пью что покрепче.
Хлобин. - А в остальное время?
Сергей - Сплю.
Хлобин. - Хорошее дело. Особенно, если есть на что жить.
Сергей - Я подрабатываю кое-где.
Хлобин.- А я уже давно не работаю. Пенсию получаю, да дочка с сыном помогают. В основном, правда едой, а денег не дают. Боятся, что я их пропью, но не забывают отца. Жена моя умерла два года назад, один теперь живу. У тебя есть жена?
Сергей - Была, теперь разведен.
Хлобин.- Давно?
Сергей - Года четыре.
Хлобин.- И дети есть?
Сергей - Сын в школе учится.
Хлобин.- Плохо, что вы развелись. А я свою жену любил. Очень сильно любил. Бывало другие бегают по чужим бабам, а я нет. Она была у меня лучше всех. (пьют) Во! ты скажи мне такую вещь. Два года, как я живу без нее. Вроде бы привыкнуть должен. А я как лягу спать так, из-за стены ее голос и слышу. Я прислонюсь ухом к стене и слушаю, как она говорит, а понять что она говорит не могу. Но знаю точно, что это она - слышу ее, как тебя сейчас. Что это со мной? Может, я с ума сошел? Да нет. Нормально себя ощущаю и других аморальных поступков не совершаю. (смотрит на Сергея) А у тебя тоска в глазах. Невыносимая тоска. Ты что "горький пьяница"? Я в этом хорошо понимаю, сам таким был. С тобой ничего такого, как со мной не приключалось?
( Сергей качает головой.) Пиво заканчивается. Давай на вторую банку сообразим. У меня здесь осталось... (шарит но карманам, считает) А все-таки, тебе не надо бы так парень, переживать, ты молодой еще.
Сергей (достает из кармана деньги, отдает Хлобину) - Нате,  возьмите.
Хлобин - Ого! Да мы богаты! Я сейчас быстро схожу.  (уходит)
Сергей (один) - Надо что-то делать. Я совсем опустился. Даже старики жалеют.  (встает, прохаживается)
                Возвращается Хлобин с банкой пива.
Хлобин.- Вот, принес. Холодненькое. В этом ларьке хорошее пиво продают. На проспекте гораздо хуже. Разбавляют его там что ли. (пьют)
Сергей - А что, Валерий Павлович, неужели я так плохо выгляжу?
Хлобин. - Мужик ты симпатичный, молодой. Только что-то у тебя в жизни случилось. Разлом какой-то. Зря ты руки опустил, в это дело ударился (щелкает себя по горлу), бороться надо. Я хоть сам сколько лет пью, а обидно мне, когда молодые люди в это дело ударяются. Парадокс природы.
Сергей - Я уезжаю Валерий Павлович, домой уезжаю. Вот там новую жизнь начну.
Хлобин. - Домой?
Сергей – Да, я ведь нездешний.
Хлобин. – А! Ну, тогда езжай. К отцу, к матери.
Сергей. - Отец у меня умер почти три года назад. Перед смертью все хотел Воздушный Шар построить и полетать на нем.
Хлобин. – Что за Воздушный Шар?
Сергей. – Тот, на котором летают на горячем воздухе.
Хлобин. – Видать чудной у тебя был старик. Это он свободы захотел на старости лет. У нас ведь мало было ее – свободы. Это я только сейчас, на старости лет, понял.
Сергей. (вставая) - Поеду домой, к матери.
Хлобин - Правильно. Жену ты себе всегда найдешь, а мать есть мать, ты хоть порадуй ее на старости лет. А братья, сестры у тебя есть?
Сергей - Есть брат младший. Бизнесменом стал.
Хлобин. - Сейчас все бизнесмены. Сделали бизнес – развалили страну. А что делать будешь?
Сергей - Там видно будет. Есть у меня несколько проектов, авось какой-нибудь да выгорит.
Хлобин.- Дай-то Бог, дай-то Бог.
Сергей – Ну, ладно, Валерий Павлович, прощайте.
Хлобин.- А что так? Допили бы.
Сергей - Да нет. Боюсь опьянею и еще захочется. Хватит. Поеду в аэропорт, билет брать. (достает деньги) А это вам. Выпейте еще за меня. (Жмут друг другу руки)
Хлобин – Пойдем, я провожу тебя до ларька. Может там встречу кого. Одному-то мне скучно пить. Да и один раз ты угостишь, а потом тебя угостят. (Уходят)
                Действие 2
   Городской парк. Скамейка, фонари, аллея. Сергей прохаживается около скамейки.
Сергей - Где же она? Неужели не придет (смотрит на часы), скоро восемь, а ее все нет.
                Появляется Анна.
Здравствуй, Аня.
Анна - Здравствуй, Сергей. Рада тебя видеть.
Сергей - Я тоже рад.
Анна - Извини, я опоздала. Стояла в очереди за мясом. Пришлось увести домой, чтобы не потекло. Обратно на такси ехала, боялась, что ты уйдешь.
Сергей - Я бы не ушел.
Анна - А ты похудел. Когда я видела тебя в последний раз, ты выглядел лучше.
Сергей - Это так давно было.
Анна - Пять лет назад.
Сергей - Я слышал, что ты опять вышла замуж. Поздравляю.
Анна - Спасибо. У нас родился ребенок. Мальчик. Ему скоро год..
Сергей - Поздравляю. Как назвали?
Анна - Никитой. В  честь отца мужа.
Сергей - А кто твой муж?
Аня - У него своя фирма. Работает с недвижимостью.
Сергей – Богатый значит.
Анна - Да, обеспеченный.
Сергей - В наши времена это важно.
Анна - Это во все времена важно. А как твои родители?
Сергей – С мамой все нормально, а отец умер около года назад.
Анна – О твоем отце даже в газете писали. Что он занимался постройкой Воздушного Шара и искал единомышленников. Что у него получилось?
Сергей. – Ничего не получилось. Он хотел даже машину с гаражом продать, чтобы Воздушный Шар построить, да мама с братом ему не дали. У них даже скандалы были на этой почве. Может, из-за этого и умер раньше времени. 
Анна - Он у тебя был заслуженным и уважаемым человеком, а к старости стал заниматься таким легкомысленным делом. Интересно все это. А ведь России сейчас не до Воздушных Шаров.
Сергей – Когда России было до Воздушных Шаров?
Анна – Наверное, никогда.
Сергей – Аня, скажи, а как у вас получилось тогда с Пахутовым? Ты помнишь его?
Аня - Помню, конечно. Что было? Да ничего не было. Расстались с ним почти сразу после твоего отъезда. Правда, он два раза приезжал к нам в город, звал к себе, но я отказалась. Неужели ты думаешь, что я могла быть с ним после того, что произошло?
Сергей - Не знаю.
Анна - Он мне рассказал про вашу договоренность. Я была очень обижена на тебя за это, даже разочаровалась.
Сергей - Прости. Мне стыдно об этом вспоминать…
Анна - Я тебя уже давно простила. Пахутов говорил мне, что ты уволился из его института. Чем ты занимался?
Сергей - Перебивался случайными заработками. Но сейчас один мой знакомый предложил мне поработать над проектом…
Анна - Пахутов говорил, что тебя выгнала жена и ты спился.
Сергей - Да, после того, как мы расстались, я много пил. Сейчас бросил. Теперь буду жить дома, хватит скитаться.
Анна - Правильно. А может сойдешься с женой? У вас же ребенок. Может быть, она простила тебя.
Сергей – Нет, не простила. Да я и сам не хочу.
Анна - А чем ты будешь здесь заниматься?
Сергей - У меня есть несколько проектов. Кстати, я не договорил. Мой бывший однокурсник работает в американской фирме и он показал мои разработки своим хозяевам. Они заинтересовались. Так что, может быть, я еще продолжу свои скитания. Уеду в Бостон. Буду работать там в университете.
Анна - Значит, можешь уехать.
Сергей - Да. На этот раз совсем далеко, но об этом еще рано говорить. Просто хочется хоть чем-нибудь похвастаться. А, как живет Лена и этот... как его звали...
Анна - Вадим? Они расстались давно.
Сергей - Она что, одна?
Анна - А ты ей интересуешься?
Сергей – Нет, что ты. Просто спросил.
Анна - Она живет с другим мужчиной.
Сергей - Понятно.
Анна (смотрит на часы) - Мне пора, а то муж потеряет. В следующий раз встретимся.
Сергей – Да, конечно.
Анна (поправляет Сергею воротник) – Дорогой ты мой. Сколько же мы с гобой друг друга знаем? Ты мне уже, как родной стал. И почему мы не поженились тогда?
Сергей - В этом я виноват.
Анна - Да. Я ждала, ждала, когда ты сделаешь мне предложение. Я же любила тебя. Глупая я была. Я и замуж вышла в первый раз назло тебе. Мне хотелось проучить, помучить тебя. Я, может быть, и сейчас, по-своему, люблю тебя. . . , но по-настоящему, я люблю только своего мужа. Помнишь? (декламирует)
"Любимый мой, далекий мой, родной,
Мне страшно и мне холодно одной.
Есть у принцессы замок на скале,
Туда цветы приносят птицы мне..."
     Сейчас, это не так. Но я, все-таки, вспоминаю эти стихи иногда.
"Любимая моя - моя родная,
Ведь ты же не одна? - Всегда одна я!
Смешалось все в каком-то странном сне:
Года, свирель и замок на скале..."
Ты бы мог быть поэтом.
Сергей – Нет, это детство, баловство.
Анна - Сергей, мне пора.
Сергей - Я провожу тебя?
Анна - Хорошо, но только недалеко. Город у нас маленький, не дай Бог кто-нибудь увидит нас вместе. 
Сергей - Мы с тобой еще встретимся?
Анна - Встретимся, конечно, встретимся.
                Действие 3
      Квартира. За столом сидит Сергей. Из другой комнаты выходит Антон. Он очень повзрослел, на нем дорогой костюм.
Антон - Все нормально, она уснула. Ты тоже ложись спать.
Сергей - А ты?
Антон - Я поеду. Мне завтра рано вставать.
Сергей - Ночевал бы здесь. Уже двенадцать часов.
Антон - Не могу. Моя подруга меня будет ждать, да утром мне должны позвонить по важному делу. Поеду.
Сергей - Посиди минуту.
            Антон садится.
Сколько я уже здесь? Больше недели, а мы еще ни разу не поговорили.
Антон - Некогда мне сейчас, понимаешь? Забот полон рот. Кручусь с утра до ночи, как белка со стрелки на стрелку.
Сергей - Ты собираешься жениться на этой своей подруге?
Антон - На ком? На Любке? Нет, не собираюсь.
Сергей - Ты ее не любишь?
Антон - Любишь... Знаешь, по-моему, что такое любовь? Это, когда кончишь свое дело и тебе, после этого, на свою подругу смотреть не противно. Вот это любовь. А у меня такого не бывает, я их всех видеть не могу после этого. Ты думаешь, Любка меня любит... Она со мной потому, что у меня деньги, дом, тачка, потому что шмотки ей покупаю да по ресторанам вожу. Это каждый дурак понимает. Стала бы она со своей внешностью жить со мною.
Сергей - Что-то ты все разговоры к деньгам сводишь.
Антон - Время сейчас такое, загребущее. Кто успеет сейчас устроиться, тот и будет жить, как человек. Ты  зря улыбаешься.
Сергей - Я слушаю.
Антон - Мать меня в последнее время упрекать стала, что я перечил отцу, не соглашался с ним, не уделял ему внимания. А я будущее свое и их обеспечивал. Потом эта глупая история с Воздушным Шаром, который отец захотел построить перед смертью. Он хотел доказать мне, что при их коммунизме можно построить Воздушный Шар. Да невозможно это! (помедлив) То, есть возможно, всем заводом или всем городом, но, зачем мне Воздушный Шар, если он не мой? Если я не могу полететь на нем, куда хочу и когда хочу? Воздушный Шар вещь индивидуальная. При коммунистах, как было? Строем туда, строем сюда. Строим ДнепроГЭС, строим Беломорканал. Людей толпами гнали, и  тех, кто хотел, и тех, кто не хотел. Скажи, что не так? Полстраны зеками построено. Я не-на-вижу эту систему! Я существо индивидуальное! Я рад,  что сумел заработать деньги. Да, я покупал здесь и продавал там. Но это тоже работа. Ты думаешь, мне эти деньги просто так достались? А знаешь, сколько раз я мог в землю лечь рядом с отцом, и даже раньше его?
Сергей - Сядь, успокойся.
Антон - Вот ты улыбался. А когда ты там пил, ты хоть копейку прислал родителям за два года? Правильно, твой институт закрыли, тебя сократили, ты не получал зарплату, все правильно. А бизнесом заниматься ты не захотел. Только, где бы деньги на похороны взяли, поминки на что бы делали? Ведь все их родительские сбережения, родное, советское государство в копейки превратило за один час?
Сергей (обнимая его) - Успокойся, я все понимаю.
Антон - Извини, это нервы. Работа у меня нервная, всех гонять приходиться, ни на кого нельзя положиться.
Сергей - Знаешь, ты прав. Ничто не может сделать человека подлецом быстрее, чем нищета. Я это испытал на себе. Бедность это порок и я рад, что ты им не страдаешь. И еще я хотел поговорить с тобой насчет одного дела. Скоро я уезжаю.
Антон (удивленно) – Опять? Куда? Зачем?
Сергей - В Америку. Им понравились мои разработки и меня приглашают продолжить исследования в Бостонском университете.
Антон – В Америку уезжаешь? (подумав)А, знаешь, о, кей. Я за матерью присмотрю, а ты езжай. Может быть, и мы к тебе подъедем, мало ли как жизнь повернется. (смотрит на часы) Ух, времени уже много. Я поехал. Завтра поговорим. Пойду гляну, как там мать. (уходит, через минуту заглядывает) Все нормально, она спит. Ты тоже ложись. Пока. (Исчезает)
  Сергей  садится на диван, о чем-то думает. Подходит к полке, берет там письмо, с интересом читает адресаты. Достает из открытого конверта листок, читает. На возвышении, в свете прожектора появляется Тахаев.
Тахаев - Здравствуй, дорогая моя Маша! Сегодня пошла вторая неделя, как я отдыхаю в этом санатории. Пишу тебе после ужина, на веранде. Сегодня утром, после завтрака проходил процедуры, гулял, после обеда спал. Чувствую себя намного лучше. Кормят нас хорошо: мясо, свежие фрукты, овощи. Персонал вежливый, предупредительный, в палатах чисто, в каждом номере телевизор и ванная. Спасибо Антону, что достал такую путевку. Часто вспоминаю тебя, сыновей наших, Сергея и Антона. От Сергея не было весточки? Ты не беспокойся за него, он у нас парень умный… (Сергей отвлекается от чтения и Тахаев на некоторое время исчезает) ...Сегодня ночью, Маша, приснился мне необычный сон. Такие сны только в детстве смотрят обычно, а у меня вот сейчас.  Будто уплываю я на Воздушном Шаре от земли, внизу остается лес, река, дачи, и дачники машут мне руками, а дети бегут вслед за мной, а я поднимаюсь все выше и выше. Ветер свистит у меня в ушах, вокруг простор, высота и красота необыкновенная. И так хорошо мне, что и словами не передать. И улетел я в далекую-далекую даль, в края необыкновенно красивые, видел птиц пролетающих мимо и облака. Все-таки, жаль, что не строили мы в молодости Воздушных Шаров, а то я бы с удовольствием наяву полетел. Может быть и прав Антон, что Воздушный Шар вещь индивидуальная... такие вот сны вижу на старости лет. Меня медсестра поторапливает, чтобы шел в палату. У нас здесь строгий режим. На этом и закончу. Целую тебя, твой муж…
      Неожиданно раздается стук в дверь. Сергей уходит и возвращается вместе с Пахутовьм. Тот сильно пьян. Сергей ненадолго уходит, слышен его голос: «Ничего, мама,  это соседи перепутали квартиру, ты спи», и опять возвращается.
Сергей - Ты откуда такой?
Пахутов- Прилетел сегодня, сегодня же и уезжаю.
Сергей - Зачем ты здесь?
Пахутов - А ты разве не догадываешься?
Сергей - Разве ты не знал?
Пахутов - Не знал. Только сегодня узнал. Это мне удар ножом по сердцу. Хочешь выпить?
Сергей- Я не пью.
Пахутов - А я выпью. Дай рюмку.
 Сергей - Может, тебе хватит?
Пахутов -Дай, я все равно выпью.
Сергей достает рюмку, две  тарелки, хлеб.
Пахутов - Я ненадолго. Мне утром улетать, меня внизу такси ждет.
Сергей- Ночуй здесь.
Пахутов -Нет, у тебя я не останусь. Где угодно, но только не у тебя.
Сергей - Может отпустить такси? Сколько денег потратишь.
Пахутов -Я ему дал задаток, а деньги - это дерьмо.(Разливает водку) Будешь пить?
Сергей( достает еще одну рюмку) - Наливай.
                Пьют.
Пахутов - Вот это дела... Приехал сегодня и узнал новость. Всем новостям новость. Ты знаешь, мне никогда не было так плохо, как сейчас. Я никогда не думал, что может быть так плохо из-за женщины.
Сергей - Неужели ты так сильно полюбил ее?
Пахутов - Полюбил? Да, наверное, полюбил.
Сергей - Ты разговаривал с ней?
Пахутов - Нет, не разговаривал. Видел издалека с мужем и ребенком, да у бабок у подъезда выспросил. Потом сидел под ее окнами, смотрел на них и пил. Не плакал, нет, сердце плакало. А к тебе, я заехал спросить, зачем же ты мне предложил ее, если сам любил? Неужели тебе так нужен был этот пост? Я понять тебя не могу. (подумав) А что тебе сейчас эта должность? Все бегут из института, как крысы с корабля. Все разваливается, все чем-то торгуют. Что за время настало?
Сергей - Я бы и сам хотел понять.
Пахутов - Из-за нее я бы все бросил, лишь бы она была со мной, да что там говорить. А, ведь у меня тоже был шанс остаться с ней, да ты его отобрал в тот прощальный вечер. Помнишь?
Сергей- Зачем ты ей все рассказал? Молчать тебе надо было.
Пахутов - Молчать? Да, под ее глазами, я как просвеченный стою, ничего не могу понять. Она меня заколдовала, заколдовала. Мы перед ней оба виноваты за наш дурацкий договор. Разве могла она быть с одним из нас после того, как мы его заключили? (Махает рукой) Будешь пить?
Сергей - Нет, мне хватит.
Пахутов - А ты успокоился. Переболел значит.(пьет) Все, пойду я. (Встает, собирается выходить) А ты чем занимаешься?
Сергей - Есть у меня работа.
Пахутов -Если хочешь... впрочем, ты все равно не пойдешь…
Сергей - Я провожу тебя.
Пахутов -До двери... и все, прощай (уходят).
      Сергей возвращается и  ложится на кровать. Свет гаснет. Через некоторое время, слышится шум ветра и звук распахиваемого окна. Чуть светлеет. Сергей встает с кровати.
Сергей (смотрит в окно) - Что это? Туча что ли нашла? (отпрянув) Воздушный Шар?! Кто это там? Не может быть! (кричит в окно) Отец!... Папа! Папа!! Папа!!! Ты построил его?
Голос Тахаева.- Да.
Сергей - Ты летаешь на нем?
Голос Тахаева.- Да, как видишь, сынок.
Сергей - Тебе хорошо? Отец! Тебе хорошо?
Голос Тахаев. (издалека) - Хорошо. Очень жаль, что мы не строили Воздушных Шаров во времена моей молодости. Это настоящая свобода!
Сергей - Возьми меня с собой, отец! Возьми меня с собой!
Голос Тахаев. – Я не могу. Прощай, сын мой дорогой. Передай привет Антону!
Сергей. - Не улетай, прошу тебя, отец, не улетай! Я хочу улететь с тобой! (Высовывается из окна. Опять возвращается в комнату, садится на диван.) Куда же ты улетел без меня ?!
                Молчание. Слышен шум ветра.
    Свет гаснет совсем. Через минуту светает. На диване спит Сергей. В комнату входит Мария Александровна.
Сергей (просыпаясь) - Доброе утро, мама.
М.А.- Вставай, сынок. Я тебе пирожков напекла. Ты же любишь горячие.
Сергей - Спасибо, мама, сейчас.
    Подходит к окну, осматривает раму, дергает за шпингалет. Одевается, выходит из комнаты.
                занавес


Рецензии