Сильвия. Она всего лишь собака...

У нее характер лабрадора. Всех любит. Да, Сильвия?
… А ещё в ней есть что-то от пуделя.
/А. Герни «Сильвия»/

16 и 17 февраля в Камерном драматическом театре п/р Б.И. Голодницкого состоялась долгожданная премьера. Интрига лирической комедии «Сильвия» известного американского драматурга Альберта  Герни развивается в рамках необычного любовного треугольника. Его участники –  муж, жена и…собака.
Сильвия – уличная дворняжка, готовая, как лабрадор, любить всех, кто оказался рядом, при этом изящная и кокетливая, как пудель. Грег подбирает в парке во время прогулки эту уникальную «заблудшую душу», полную доверия к людям в душе и блох в шерсти. Но его жена Кейт, преподаватель английского языка и пропагандист Шекспира, восстает против хаоса, который сразу же вносит в их быт жизнелюбивая Сильвия. Кейт, испытывая ревность к собаке как к женщине, объявляет ей войну. И вот он, счастливый момент – Грег соглашается отдать Сильвию в другую семью! Кейт, выразив желание попрощаться со своей «соперницей», остается с Сильвией наедине и тогда она понимает, как сильно обычная собака любит Грега и предана ему, даже когда тот поступает с ней жестоко.

В постановке спектакля «Сильвия» сложился замечательный актерский ансамбль. Роль Грега в обоих составах исполняет Виктор Костицын. В первом составе работают уже давно любимые поклонникам нашего театра Наталья Трынова (Сильвия) и Татьяна Бондик (Кейт), во втором составе Сильвию и Кейт играют чуть менее знакомые нашим зрителям, но не менее талантливые Екатерина Писарева и Екатерина Шаова.

Роль Сильвии, собаки, олицетворяющей собой не только природу, естественность, но, в первую очередь, лучшие человеческие качества, – это роль-мечта для молодой актрисы. Хорошо прописанный психологический образ персонажа не только позволяет раскрыть актерский талант и показать себя. Он озвучивает наши мечты и выражает протест против безответственности в отношениях между мужчиной и женщиной. При перевоплощении в образ Сильвии актриса должна поднять из глубин своей души то, что ей часто приходится в себе стыдливо таить, умалчивать. А это, как правило, и любовь, и обида. Проявления любых, даже самых теплых, чувств нередко оскорбляют наших близких. И на сцене в образе Сильвии нужно «снять с себя кожу» и показать людям боль, горечь, счастье.

Можно порадоваться за Наташу Трынову и Катю Писареву. И справились они с этой непростой ролью изумительно. Девушки разные по характеру, и, соответственно, их героини несколько отличаются друг от друга. Сильвия Н. Трыновой – дерзкая, озорная, становится эпицентром внимания благодаря своей яркой характерности. Образ Е. Писаревой получился более лиричным, её Сильвия очаровывает своей миловидностью, чистотой и трогательной наивностью. Но обе они одинаково задевают душу. Последний монолог Сильвия, когда она говорит Кейт о том, что такое «так» и «не так» и напоминает о любви, она заключает словами: «Впрочем, что я в этом могу понимать, ведь я всего лишь…» и начинает жалостливо выть, выйдя на авансцену. В этот момент накал развивающейся драмы достигает необычайного предела, вызывая живую эмоциональную реакцию зрителей.

Роль Кейт более сложна для самореализации актрисы. С одной стороны, этот персонаж не должен быть отрицательным. Это обычная женщина, умная и образованная, увлеченный профессионал. Но она категорически против Сильвии, совершенно не реагирует на её обаяние и природное дружелюбие. Но, чтобы образ Кейт был ярким, её негативные эмоции должны бить через край. И здесь в ход порой идет нарочитая театральность как рама, оттеняющая, акцентирующая эмоции, очищая от лишних обертонов. Татьяна Бондик и Екатерина Шаова сходны по своим темпераментам, по своим актерским данным. Обе, безусловно, талантливы. Но, тем не менее, Кейт Тани Бондик получается более эмоциональной, даже агрессивной светской дамой. Катя Шаова проще, но более холодна, в том числе и в отношении к супругу, отстраненна, и в её интонациях чувствуется какой-то фатализм, неверие в свою победу.

У Виктора Костицына очень много поклонников, его зрители чаще других приходят на спектакли с цветами. Старая актерская школа, замечательный голос, выразительная игра, в которой всегда чувствуется личное отношение к происходящему, не могут не обращать на себя внимание. И роль Грега он искренне полюбил. Его герой – нежный и добрый человек, который испытывает потребность в теплых искренних отношениях, не скованных условностями цивилизации. Он счастлив и от возможности быть нужным кому-то, и от проявлений любви Сильвии. В жизни нам слишком часто не хватает таких чистых, незамутненных отношений!

Премьера состоялась. И прошла с большим успехом. Глубина прочтения образов, стройная идейная композиция – громадная заслуга нашего режиссера, Ольги Евгеньевны Голодницкой. Да, артистам во многом ещё предстоит пройти долгий путь развития в своих новых ролях. Да и текст где-то ещё нетвердо лег на память. Но ансамбль, дружный и тонко чувствующий друг друга, сложился. Взаимоподдержка, помощь партнеров друг другу во многом помогли вывести премьерные показы на должную высоту. И это говорит о многом. В том числе и о том, что постановку ожидает долгая и счастливая жизнь на сцене.

И. Пекарская,
Камерный драматический театр п/р Б.И. Голодницкого


Рецензии