Психоделики возвращаются

               
   Мое отношение к наркотикам, с самого детства, было крайне отрицательным. Сказалось стандартное воспитание, полученное в семье советских интеллигентов. Однажды, в начале 2000,на глаза мне попалась книга Грема Хэнкока «Сверхестественное», где обстоятельно освещалась теория влияния галлюциногенов на появление наскальной живописи. Научный подход и обоснованность изложения этой теории заставили меня задуматься над проблемой воздействия галлюциногенов на психику человека. Переработав огромное количество информации, я пришел к неожиданным выводам. Во-первых, употребление галлюциногенов оказалось неотъемлемой частью культуры многих народов. Во-вторых, использование этих препаратов не оказывает негативного влияния на физическое здоровье и не ведет к привыканию. Но самым любопытным оказалось то, что научные эксперименты с диэтиламидом лизергиновой кислоты (ЛСД) были запрещены не по медицинским показателям и вообще, не медицинским учреждением, а, не много не мало, Военно-Морским министерством США.
 Если посмотреть соответствующую литературу, то выяснится, что ЛСД обладает чрезвычайно низкой токсичностью и для передозировки необходим прием огромной дозы препарата. К примеру соотношение смертельной дозы к «обычной» на основе соотношения веса испытуемого к единицам дозы препарата составляет: витамин А – 9637, ЛСД – 4816, аспирин – 199, никотин – 21.
   На данный момент не существует документальных подтверждений летального исхода от передозировки ЛСД.
   Как же сейчас обстоят дела с использованием психоделических препаратов. До последнего времени назначение к лечению экстези, мескалина или галлюциногенных грибов, для психиатра было гарантированным способом как минимум потерять работу или финансирование научных изысканий, и как максимум сесть за решетку.
   Сейчас же, ученые начинают подозревать, что психоделические незаконные наркотики могут быть средством лечения целого ряда психических расстройств и тяжелых болезней. Например, таких как депрессия и посттравматические стрессовые расстройства.
   Такие химические вещества, как псилоцибин получаемый из галлюциногенных грибов, ЛСД, а так же экстези, влияют на способ нашего мышления, вызывая галлюциногенные и мистические переживания.
 Ряд последних исследований проведенных в Великобритании и США показывают потенциальную перспективность и выгоду использования этих препаратов.
   Один из экспертов доктор Робин Чархард – Харрис рассказывает: 26 добровольцам, в том числе писателю Лайонелу Шрайверзу и бывшему либерал – демократу доктору Эванзу Харрису дали употребить экстези. Затем их мозг, ученые из Имперского колледжа в Лондоне, отсканировали на предмет влияния данного препарата на мозговую деятельность.
   Было установлено, что область мозга участвующая в формировании положительных воспоминаний стала более активной, в то время как другая, отвечающая за обработку негативных воспоминаний, оказалась явно подавленной.
   «Мы полагаем, что такое состояние пациентов находящихся под воздействием стресса или депрессии позволит либо контролировать его, либо полностью переписать эмоциональный фон» - заявил Чархард-Харрис.
   Более ранние исследования позволили сделать удивительное открытие: псилоцибин, являющийся в Великобритании официально запрещенным наркотиком, оказывает положительное влияние на мозг человека, что в свою очередь, должно привести к появлению новых методов лечения депрессии и мучительных головных болей.
   Подобные высказывания могут выглядеть, как радикальные или даже опасные. Около полувека назад исследования в этой области, то есть влияние психоделиков на человека, было широко распространено по всему миру и даже считались респектабельными. Более тысячи научных работ описывающих воздействие психоделиков увидели свет, и многие психиатры вполне серьезно утверждали, что могут помочь больным при помощи использовании галлюциногенных веществ. Однако неожиданно перед этими исследованиями опустился железный занавес и научные работы в этом направлении были почти повсеместно прекращены. Особенно ярко это проявилось в США, где на законодательном уровне правительство запретило использование именно ЛСД и подобных препаратов. С тех пор исследования в этой области оказались фактически замороженными.
   Однако в наше время стало наблюдаться некоторая оттепель касающаяся подобных исследований. В Англии и Америке ученые уже сейчас в состоянии получить разрешение на использование запрещенных препаратов в своих научных работах. Появилось растущее лобби утверждающее, что психоделические препараты, использованные в клинических условиях,  безопасны и способны принести большую пользу для лечения пациентов.
   «Эти препараты не приводят к зависимости» - утверждает доктор Стивен Росс, директор отдела алкоголизма и наркомании Нью-Йоркского госпиталя. «Их способность, в лечении целого ряда психических и экзистенциальных расстройств, весьма замечательна и требует дальнейшего изучения».
   В Америке подобные исследования поддержала Многопрофильная Ассоциация психоделических исследований, которая спонсирует работы в области лечения посттравматического стрессового расстройства с применением экстези (химическое название MDMA).
   В Англии Аманда Филдинг создавшая Фонд Бекли (Оксфорд) инициировала и финансировала исследования в области воздействия наркотиков на психику человека, а так же другие способы изменения сознания, такие как медитация.
   Филдинг, урождённая графиня Wemyss, давно известная, как экстравагантная персона, увлеченная странными идеями. В двадцатилетнем возрасте она сделала себе трепанацию черепа,просверлив в нем сквозное отверстие, дабы «увеличить приток крови». Но с тех пор графиня обрела научную респектабельность и ее последовательность и преданность делу заслужили всеобщее уважение в научном мире.
   «Ни одно из серьезных исследований в этой области не произошло бы без помощи фонда Бекли» - заявил профессор Девид Натт работающий нейропсихоформаколодистом Имперского колледжа в Лондоне, известный как бывший председатель правительственного Консультативного совета по злоупотреблению наркотиками и уволенный за утверждение, что алкоголь и табак более вредны чем экстези и каннабис.
   Недавние исследования экстези и псилоцибина, проводившиеся фондом Бекли с профессором Наттом в качестве старшего научного сотрудника показали, что использование псилоцибина в качестве средства психотерапии для лечения от никотиновой зависимости, дали 100% успех.
   «Бекли Imperial псилоцибин исследования», опубликованные в трудах национальной академии в январе 2012 года явилось большим прорывом для Аманды Филдинг в этой области, но неожиданно эти исследования дали совершенно непредсказуемый результат.
   «Одна из моих теорий о мозге строится на том, что сознание напрямую связано с объемом притока крови в капилляры головного мозга»- говорит Филдинг на одном из своих выступлений - «И что  препараты, усиливающие психические переживания, например, такие как псилоцибин, увеличивают объем притока крови в капилляры головного мозга. Тем не менее, последние данные свидетельствуют о снижении кровотока. Дополнительные исследования должны объяснить, что именно происходит в этот момент в организме. И что хорошего в том, что наши исследования обнаружили новый кусок в этой головоломке.»
   Наблюдения показали, что у пользователей препаратов приток крови к мозговым центрам упал на 20%. Появилось ощущение, что галлюциногены ослабляют контроль мозга над нашим основным психическим опытом, высвобождая подспудные, скрытые и более хаотические состояния осознанности.
   Добровольцы участвующие в эксперименте и сообщавшие о своих самых ярких и мощных переживаниях, похоже имели наибольшее снижение притока крови к мозговым центрам.
   Открытие того, что наше нормальное восприятие мира поддерживается путем «дросселирования полученной информации» стало оправданием теории выдвинутой 58 лет назад Олдосом Хаксли, непосредственно принимавшим мескалин для расширения своего сознания.
   Однако весьма непосредственное, практическое применение может иметь открытие того, что один из «узлов» мозга, определен как затухающий при воздействии псилоцибина, ранее известный как «медиально префронтальный участок коры» - со свойствами  гиперреактивности у людей с депрессией.
   Конечно, такие вещества как мескалин и экстези за многие годы обросли таким «культурным багажом», что многие люди полагают их существование несовместимым с нормальной жизнью общества. На долгие годы эти вещества сохранят за собой штамп наркотиков разрушающих жизнь человека.
   Тем не менее, вопрос о легализации этих препаратов для использования в клинических целях, способных помочь в тяжелых психиатрических случаях, является серьезным и требующим всестороннего исследования.
   Не хотелось бы, что бы невольными жертвами войны с наркотиками стали люди страдающие, в настоящее время, тяжелыми психическими заболеваниями. Глупо отрицать препараты только потому, что существует ассоциация между потенциальным лечением и обычным употреблением свойственным контр – культуре пустившей корни полвека назад.
               


Рецензии