Лесник10частьинспектор

   Прошло много лет. Я вырос, закончил индустриальный техникум. Стал работать в городском лесничестве, инспектором. На протяжении этих лет я часто навещал кордон, где прошло моё детство. Ходил по знакомым местам, рыбачил на озёрах. Лес меня манил к себе, мне нравилось бродить по нему в любое время года. Там работали уже незнакомые мне люди, но всегда я находил там ночлег. Всё таки я для них был начальником из города. Докшин давно умер. Докшиха доживала свой век в маленькой комнатушке, которую отгородило ей начальство от большой квартиры объездчика. К дочери она категорически отказалась ехать жить, так и доживала свой век на кордоне.

      По роду работы я разъезжал с инспекцией по дальним кордонам и лесхозам. Однажды судьба забросила меня в самый отдалённый северный район республики. Небольшой леспромхоз, затерялся в таёжном крае. Кругом тайга и горы. Места очень красивые. Не большая пилорама распиливала брёвна на доски, работало там человек тридцать из не большой деревушки, расположенной  неподалёку. Местный лесник пригласил меня на охоту. Если есть желание можешь лесной малиной полакомиться или даже набрать её домой. Только будь осторожен, предупредил он. В малиннике в это время ходят медведи. Вечером, когда мы вернулись домой, нас ждал самовар и баня. Приветливая жена лесника всегда была рада новым людям, которые не часто посещали эту глушь. Деревеньку населяли разные люди, были русские и башкиры, удмурты и чуваши. Но жили они дружно, разводили скот, охотились сдавая пушнину в заготконтору. Женщины заготавливали лекарственные травы. Мужики работали на пилораме. Молодёжь старалась уехать из этой глуши, редко кто возвращался назад. Разве какие-нибудь неудачники или пьяницы.



Однажды, возвращаясь из леса, мы с лесником шли мимо пилорамы. Несколько человек играло в карты во дворе, за столом сделанным из досок.

      Был конец рабочего дня, многие разошлись по домам.  Видимо окончился кон и они живо обсуждали игру. На столе стояла початая бутылка самогонки и сами они были  навеселе. -"Вот, едрёна вошь!"- донеслось до моего слуха. Я вздрогнул от этой фразы и от голоса до боли мне знакомого. Я резко остановился и посмотрел в сторону играющих. -"Пойдём туда"- сказал я леснику. Он удивлённо посмотрел на меня не поняв ничего. Но у меня был такой вид, что он беспрекословно зашагал со мной в сторону стола. Человек пять играющих, вопросительно смотрели на нас. Чего это понадобилось начальству прийти к ним? Вот если пьём, то ведь не на работе, говорили их глаза. Я посмотрел на человека и сразу узнал его. Да это был Смотров. Постаревший, помятый, небритый неопрятно одетый, в сильном подпитии. Но тот недобрый взгляд, которым он оглядел нас, когда мы подошли к ним, напомнил мне того Смотрова, которого я увидел в первый раз ещё ребёнком. Сомнений не было это был он.

       Мы поздоровались с мужиками. Поговорили ни о чём и отошли. Я шёл молча, настроение моё испортилось. Я не знал, как мне сейчас поступить?  Я нашёл убийцу своего брата. А ведь завтра мне надо уезжать. Лесник должен отвезти меня на лошади на станцию. А там по железной дороге я вернусь в город. Видя такую перемену в моём настроении. Лесник не знал, что и подумать. Чем же он не угодил начальству? В чём причина моего неудовольствия? На другой день он не выдержал и спросил.-" Что случилось? Почему я не в духе и в чём причина?"- Я всё рассказал ему без утайки. Лесник сказал, что он сам здесь не очень давно живёт, лет пять всего. Откуда появился этот человек, он не знает, но когда они с женой сюда приехали,  он уже был здесь. Он обещал мне  всё узнать о нем и сообщить. Фамилия его Устюжанин, как зовут не знает, его все по фамилии кличут. Я собрался в дорогу и попрощавшись с хозяйкой пошёл на пилораму. Лесник пошёл запрягать лошадь, чтобы отвезти меня на станцию. Зачем я пошёл на пилораму? Я не знал. Но мне захотелось ещё раз посмотреть на этого душегуба. Я подошёл к нему вплотную и произнёс. -"Здорово, Смотров!"- Он выпрямился, побледнел и сверкнул злыми глазами. Его напарник, с которым он нёс доску, с любопытством глядел на нас. -"А ты не ошибся? Я не Смотров. Моя фамилия Устюжанин"- сказал он. -"Нет, я не ошибся. Долго же я тебя искал душегуба! Ты сполна ответишь за загубленных тобою мальчишек!"- сказал я и развернувшись пошёл прочь. Лесник отвёз меня на станцию. Я благополучно добрался до города. В милиции, куда я обратился, сказали:-" Прошло столько лет и не вороши ты это дело."- Расстроенный я вернулся домой. Отец, которому я рассказал об этом, сказал, ты смотри не проговорись, не дай бог узнает Славкин отец и будет мстить за сына. Мало им горя, так ещё и привлекут за самосуд. Месяца через два от лесника пришло письмо, в котором он сообщал, что после моего отъезда, Устюжанин пил целую неделю по чёрному. Потом его нашли в сарае, где он повесился. Я был даже обрадован таким известием. Вот думал я, сам себя и наказал.

       Хотя я понимал, что радоваться такому случаю грешно. Взяв письмо я отправился к тётке в гости. Давно я у них не был. Увидев меня они обрадовались. Оба постарели и здоровье у них пошатнулось. Собрали на стол. Дядя достал бутылочку. Он никогда не выпьет рюмку, чтобы не помянуть своего Славика. Вот и в это раз он поднял рюмку и сказал: -"Вы ведь со Славиком одногодки были. Вот, какой бы он у нас был если бы был жив!"- Я достал письмо, прочитал его и рассказал им про свою встречу со Смотровым. Внимательно всё выслушав, он произнёс. -"Ну, что-же, собаке собачья смерть!"- Мы ещё посидели вспоминали наше детство, кордон где оно прошло. Дядька был удовлетворён, что Смотров повесился. -"Есть справедливость на свете и зло наказано."-повторял он эту фразу весь вечер.   Так вот закончилась история, которую я вам хотел поведать в начале повести.         


Рецензии